- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка на тему Односоставные предложения (8 класс)
Урок русского языка на тему Односоставные предложения (8 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вакарина . . |
Дата | 04.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»
Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа
Урок в Школе хорошего тона (русский язык)
Тема: «Односоставные предложения. Употребление их в речи»
Вакарина Римма Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ СОШ №1 п. Пангоды
Надымского района ЯНАО
п. Пангоды, 2013 г.
Урок в Школе хорошего тона
Тема: «Односоставные предложения. Употребление их в речи».
Урок проводится в 8 классе. Цели, задачи и содержание урока определяются через развитие языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций.
Цели и задачи:
-
обобщить материал по теме «Односоставные предложения», повторить особенности выражения грамматической основы в односоставных конструкциях;
-
учиться строить односоставные предложения, отрабатывать навыки употребления их в речи, оценивать выразительную сторону односоставных предложений; развивать творческие способности, монологическую речь учащихся, умение владеть нормами речевого этикета;
-
воспитывать хорошие манеры, умение общаться в коллективе.
Оборудование урока:
- столики с названием группы;
-
компьютеры;
-
интерактивная доска, проектор;
- фонограммы произведений:
-
Шопен «Мазурка»;
-
Бетховен «Лунная соната»;
-
А.Лепин, В.Коростылев «Песенка о хорошем настроении»;
-
Б.Окуджава «Давайте говорить друг другу комплименты»;
- толковые словари;
- таблица «Односоставные предложения»;
- Волшебное зеркальце;
- Доска пожеланий;
- сборники стихов любимых поэтов;
- выставка книг по этикету;
- карты успеха учеников;
- тетради «Мудрые мысли»;
- эпиграф: «В человеке все должно быть прекрасно…» (А.П.Чехов.)
Содержание урока
Звучит музыка (Шопен «Мазурка»). Пара танцует мазурку.
-
Вступительное слово учителя.
На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых правил поведения. От слова «карточки», а их в то время называли «этикетки», и произошло слово «этикет», то есть установленный порядок поведения. Сегодня я приглашаю вас, ребята, на урок в Школу хорошего тона. Но речь пойдет не только о хороших манерах, о красоте внутренней и внешней. Наша задача - повторить материал по теме «Односоставные предложения», учиться строить и использовать такие конструкции в своей речи. На уроке работают группы и творческий дуэт. За работой в группах наблюдают эксперты.
Индивидуальное задание №1 (приложение №1).
-
Страница «А знаете ли вы?»
Учитель. Открывает наш урок страница «А знаете ли вы?».
На английском это звучит: «Good morning!». По-немецки скажут так: «Guten Tag!». Французы сказали бы: «Bon jours!». А японцы: «Каннитива!». А как это будет звучать на русском языке? Ответ запишите.
Ученики. Здравствуйте!
Учитель. Охарактеризуйте это предложение.
Ученики. Это предложение односоставное, так как грамматическая основа состоит из сказуемого в форме глагола второго лица, поэтому это предложение определенно-личное.
-
Страница «Советы обаятельного человека».
-
Учитель. Говоря «доброе утро», «здравствуйте», мы желаем людям добра, здоровья. Для воспитанного человека - это норма его жизни. Именно воспитанность, как говорил английский писатель, государственный деятель Филипп Честерфильд, - «это единственное, что может расположить к себе людей». Как расположить к себе людей? Как стать обаятельным?
Задание: составить Советы обаятельного человека (представление презентаций)
1 группа: советы должны быть построены в форме определенно-личных, обобщенно-личных предложений; подчеркнуть грамматическую основу.
2 группа: составить безличное предложение или сложное, одна из частей которого - безличное; подчеркнуть грамматическую основу (приложение №2).
Учащиеся зачитывают советы, представитель группы №2 комментирует, почему его предложение бессоюзное. (Представление презентаций)
Вопросы экспертов по теории.
-
Творческая страница.
Учитель. Все, что вы сказали, ребята, правильно. Но обаятельный - это еще и интересный человек. На вопрос анкеты: «Кого из ваших одноклассников можно считать интересным человеком», - вы назвали Святослава Карпова и предложили ему выступить со своими размышлениями. Я приглашаю Святослава (анкетирование проведено накануне урока) (приложение №3).
Учитель. Спасибо, Слава, за твое мнение. Хорошие мысли и оформлены они умело: большая часть сочинения представляет односоставные конструкции.
Индивидуальное задание №2 (приложение №4).
Чтобы привлекать внимание людей, действительно, нужно многое.
Обращение к эпиграфу: «В человеке все должно быть прекрасно…»
-
Игра «Неоконченная фраза».
Обращение к эпиграфу урока: «В человеке все должно быть прекрасно: (и лицо, и одежда, и душа, и мысли)».
Учащиеся придумывают свой конец фразы, зачитывают ответы и характеризуют предложение.
Учитель. А теперь давайте посмотрим, как эта фраза звучит у А.П. Чехова.
-
Игра «Волшебное зеркало». Работа с интерактивной доской.
Учитель. Помните, ребята, «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина:
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно.
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело…
Сказка сказкой, а главное в том, что зеркальце отвечает человеку, каким оно его видит. Давайте и мы заглянем в это волшебное зеркальце и внимательно посмотрим на себя:
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
(Предложение записано на доске, один из учеников расставляет знаки препинания, делает синтаксический разбор.)
Мысленно обратитесь к зеркальцу. Что ответило бы оно вам? Подумайте, в чем вы себя должны совершенствовать?
Ответ должен представлять сложное предложение, одна из частей - односоставная конструкция (приложение №5).
Индивидуальное задание №3 (смотрите приложение №7).
-
Поэтическая страница.
Учитель. В человеке должно быть все прекрасно… А что есть красота?
Итак, наша традиционная поэтическая страничка. У вас на столах томики любимых стихов. Можете ими воспользоваться. Что, по-вашему, есть красота? Ответьте строчками любимых стихов. Можно выступить со стихотворениями собственного сочинения. (В приложении №13 напечатаны лучшие стихотворения.)
Индивидуальное задание №4 (приложение №10).
Учащиеся записывают строки стихотворений, а затем читают их (приложение №8.)
Вопросы экспертов по теории.
Звучит «Лунная соната» Бетховена.
Учитель. Своими мыслями поделится …(Слово предоставляется ученице из творческого дуэта.)
Ученица читает наизусть стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье…» и размышляет о том, что такое красота (приложение №9).
Проверка индивидуального задания № 4.
Вопрос экспертов о сфере употребления назывных предложений, способах выражения грамматической основы.
-
Тест. Выполняется на компьютерах.
I. Вставьте буквы в слова, изученные в разделе «Односоставные предложения». В какой строке во всех словах пишется буква Е?
-
-
Д…баты, д…скуссия, пр…ния.
-
Эксп…римент, д…кларация, кат…р.
-
-
Какие предложения имеют сказуемое в форме прошедшего времени множественного числа?
-
Определенно-личные.
-
Неопределенно-личные.
-
Безличные.
-
-
Какие предложения указывают на то, чтодействие производится любым лицом?
-
Назывные.
-
Обобщенно-личные.
-
Неопределенно-личные.
-
-
Найдите безличное предложение.
-
Сначала подумай, потом говори.
-
Умную голову почитают смолоду.
-
Мне захотелось узнать об истории этикета.
-
Проверка тестов экспертами (приложение №12).
-
Игра «Доска пожеланий».
Учитель. Сегодня у нас на уроке есть несколько сюрпризов. Один из них - Доска пожеланий. Здесь добрые слова каждому из вас. Уходя сегодня с урока, вы унесете не только частичку знаний, но и добрые пожелания. На Доске есть свободное место. Я думаю, вам есть что сказать своим одноклассникам. Воспользуйтесь тетрадью «Мудрые мысли». Учащиеся подходят к Доске пожеланий и прикрепляют к ней свои пожелания, оформленные на красочных открытках (индивидуальное задание дано накануне урока) (приложение №6).
-
Сюрприз урока.
Учитель. Наш урок подходит к концу. Но у Ани есть для вас еще один сюрприз.
Исполнение «Песенки о хорошем настроении» (муз. А.Лепина, сл. В.Коростылева) (приложение №11).
-
Подведение итогов урока. Выставление оценок (по итогам карт успеха ученика).
Карты заполнялись экспертами в течение урока (под контролем учителя).
-
Домашнее задание: написать сочинение-размышление с использованием односоставных предложений, эпиграфом к которому должны быть слова, которые учащиеся получили в качестве пожелания.
-
Заключительное слово учителя.
Учитель. Снимает сувенир с Доски пожеланий и читает слова, написанные с обратной стороны: «Давайте говорить друг другу комплименты…». Как правильно говорить комплименты? Это уже тема другого урока. Мы сегодня не ставим точку, ставим многоточие. А значит, наш разговор об этом еще впереди. Я благодарю вас, ребята, за активную работу на уроке. Всего доброго!
Звучит песня Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты…».
Учащиеся подходят к Доске пожеланий, снимают для себя сувениры, читают с обратной стороны пожелания.
Приложение №1
Индивидуальное задание №1
-
Ответить на вопрос «Что такое красота?»
-
Прочитать наизусть стихотворение, охарактеризовать его с точки зрения наличия в нем односоставных предложений.
Приложение № 1б
Индивидуальное задание №1
Задание: написать сочинение-размышление на тему «Как стать интересным человеком?», используя односоставные предложения.
Приложение № 2
Советы обаятельного человека
-
Доброжелательно относитесь к окружающим.
-
Будьте аккуратны в своем внешнем виде.
-
Умейте сдерживаться.
-
Не разговаривайте громко.
-
Будьте вежливы со старшими.
-
…
Чтобы стать обаятельным человеком, надо быть доброжелательным, уметь сострадать людям, иметь опрятный внешний вид и хорошие манеры.
Приложение № 3
Сочинение
Как стать интересным для окружающих?
Как стать интересным для людей, тебя окружающих? Об этом я очень часто задумываюсь.
Думаю, что нужно читать классику, посещать музеи, выставки, так как они расширят кругозор, сделают душу чуткой, отзывчивой, помогут разобраться в добре и зле, научат ценить людей по их достоинствам, понимать красоту.
Общайтесь с природой! Учитесь замечать красоту в маленькой незабудке и в ручейке, в звездном небе и в русской красавице березке.
Будьте вежливы! Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Занимайтесь любимым делом! Для меня таким делом стало увлечение бальными танцами, разучивание аккордов любимых песен, чтение классической поэзии и прозы, изучение английского языка.
Верьте в себя, и у вас все получится!
Приложение № 4
Индивидуальное задание №2
Задание: сделать синтаксический разбор предложения, расставить знаки:
Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду доложи.
Приложение № 5
-
Помни: самолюб никому не люб.
-
Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.
-
Не забывай: добрыми делами славен человек.
-
Не забывай, что всем свойственны недостатки, будь терпимым.
-
Помни, что настроение других во многом зависит от тебя.
-
Век живи - век учись.
-
На уроках работай двумя руками: правой пиши, а левую поднимай.
Приложение № 6
-
Не повтори, а превзойди себя.
-
Дари радость другому и будешь радоваться сам.
-
Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
Приложение № 7
Индивидуальное задание №3
Задание: вставить пропущенные буквы, составить схему, подчеркнуть
грамматическую основу, определить тип односоставного
предложения.
Никакая внешняя прелесть (не) может быть полной, если (не) оживить ее внутренней красотой. (В.Гюго)
Приложение № 8
-
Всегда особенно ценна
Бывает внешность той,
Чья красота озарена
Душевной красотой.
(Джами, восточный поэт)
-
Коль не украсило твоей души
Учтивости понятье,
Что толку в том, что всех людей
Затмил ты красотою платья?
-
И пусть черты ее нехороши,
И нечем ей прельстить воображенье,
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
(Н. Заболоцкий)
-
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
(Н. Заболоцкий)
-
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Приложение № 9
Сочинение-миниатюра
Что есть красота?
Для меня понятие красоты связано с красотой природы, потому что красота природы -- это красота мира и человека. Очень выразительно пишет об этом мой любимый поэт А.Фет:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Умеешь понимать прекрасное - значит прекрасен сам.
Приложение № 10
Индивидуальное задание № 4
Задание: сочинить четверостишие, которое бы заканчивалось или начиналось предложением «Встречают по одежке - провожают по уму».
Приложение № 11
«Песенка о хорошем настроении»
(сл. А. Лепина, муз. В. Коростылева).
Если вы, нахмурясь, выйдете из дома,
Если вам не в радость солнечный денек,
Пусть вам улыбнется, как своей знакомой,
С вами вовсе не знакомый встречный паренек…
Приложение № 13
Пословицу я слышу,
Но смысла не пойму:
«Встречают по одежке -
Провожают по уму.»
Друзья, кто знает - помогите
Мне смысл ее понять!
Возможно, в речи буду
Ее я применять.
………………………………………………………………………………………
Не всё брильянт, что яркий свет дает,
И внешний вид обманчив очень.
Бывает, глянешь - роза расцветет,
А внутрь посмотришь - все испортишь.
В народе говорят:
- Красу в душе ищи, пусть свет ее не очень яркий.
Не с платьем броским дружбу вам вести,
А с сердцем добрым и горящим.
………………………………………………………………………………………
Ты не смотри на яркие застежки.
Что в них так манит? Не пойму.
Народ гласит: «Встречают по одежке,
А провожают, значит, по уму».
Приложение №14
Карта успеха учеников
Ф.И.
Советы обаятельного человека
Задание «Волшебное зеркало»
Поэтическая минутка
Задание «Закончи фразу»
Разборы
Тест
Теория
Используемая литература
-
Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / С.Г Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.-20-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 193 с.
-
Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности: Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007. - 352 с. - (Мастер-класс).
-
Л.И. Пучкова, В.И. Капинос, А.О. Татур Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 8 класс. - М: «Интеллект-Центр», 2011. - 80 с.
-
Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык: Пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену. Часть III. - Воронеж: Издательство «Научная книга», 2011. - 180 с.
-
Н.Е. Щуркова. Собранье пёстрых дел. - М.: «Новая школа», 2003. - 110 с.