Обобщение опыта по теме Социокульные технологии на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социокульные технологии на уроках русского языка и литературы.

Рудая В.А., учитель русского языка и литературы МБОУ Троицкая СОШ, Заларинский район Иркутская область, высшая квалификационная категория.

В качестве примера хотелось бы назвать только уроки, которые прошли в рамках социокультурных технологий.

  1. Урок-семинар «Да здравствует сердце матери!» в 11 классе.

После изучения произведений М.Горького « Мать», «Сказки об Италии» вычленила сквозную тему - образ матери. К произведениям Горького добавила Ч.Айтматова «Материнское поле», В.Закруткина «Матерь человеческая», М.Глушко «Мадонна с пайковым хлебом», В.Распутина «Прощание с Матерой», стихи и высказывания о матерях. Над произведениями работали группы.

Вывод: Мать - близкий человек, мать женщина, Родина - мать. Большая ответственность быть сыном или дочерью, но и высокое предназначение. Семинар закончился письменной работой по вариантам.

1 вариант. «Быть сыном или дочерью - это тоже высокое предназначение», - писал А. Алексин.

2 вариант. «Если сердце матери болит, в него легко попасть,» - писал М. Горький.

В районном конкурсе сочинений на тему: «Прекрасен тот, кто мать свою воспел!» Ковалёва Таня заняла 3-е место.

2. Урок - семинар. «В жизни всегда есть место подвигу!» 11 класс.

Групповая работа по произведениям: Ю. Щербак «Чернобыль», Д. Гранин «Клавдия Вилор», Вл.Титов «Всем смертям назло», Н. Островский «Как закалялась сталь», В. Быков «Обелиск».

3. Заседание литературного салона по творчеству Булата Окуджавы «Все для вас.

Посвящается вам». 11 класс.

4. После изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» урок по социокультурной категории «Вера». Ценности: верность, добрые дела, доброе сердце, добрый нрав. Проблемный вопрос: «Почему же Раскольников совершил преступление?». Объективные и субъективные причины этого преступления. Упор делаем на неверие Раскольникова в Бога, людей, друзей, близких.

5. Урок в 9 классе: «…и свеча бы не угасла, и душа бы не оскудела». (По «Сказанию о Борисе и Глебе») и др.

6. Заключительный урок по повестям И. С. Тургенева «Ася», «Первая любовь», стихам в прозе «Только ею, только любовью держится и движется жизнь». 8 класс.

7. Жизнь и судьба Сергия Радонежского. 8 класс

8. Ролевая игра. Заочная экскурсия в музей декабристов г. Иркутска. 7 класс.

9. Имя числительное. «История моего села в числах». Ролевая игра, сбор пословиц и поговорок, посещение школьного музея. 6 класс.

10. Не с глаголами. 5 класс. (дидактический материал урока пропагандирует здоровый образ жизни)

11. Слово и его лексическое значение. 5 класс.

Развитие модальностей отслеживаю после каждого полугодия, что отражено в таблице .Например:

п/п

Фамилия, имя

1 полугодие

2004-2005

2 полугодие

2004-2005

1 полугодие

2005-2006

5 «А»

6 «А»

1.

Винокуров Саша

В

В-К

В-А-К

2.

Долуденко Жанна

В

В-А

Развитие каналов восприятия привело к более образному устному и письменному выражению мыслей, описанию предметов, явлений, написанию сочинений, стихов.

На уроках литературы я часто провожу уроки «Проба пера». На них мы говорим о рифме, видах стихотворений, жанрах прозы, зачитываем интересные творческие работы из газет, журналов. На сегодняшний день все ученики умеют находить тему, многие пишут глубокие по смыслу стихи и прозу. Не у всех ещё получается с рифмой, но есть потенциал (пока 6, 7 класс). Я думаю, развитие модальностей будет способствовать этому. Я даю темы сочинений ассоциированные, близкие детям, корректируя уроки развития речи.

Например:

1. «Мой любимый уголок природы осенью, зимой, летом (в зависимости от времени года).

2. «Что в имени тебе моём?» (история имени самого ребёнка).

3. «Моя родословная».

4. «Школа, в которой учусь» и другие.

В среднем и старшем звене используют форму групповых сочинений. В старших классах темы групповых сочинений даю в соответствии с темами экзаменационных вопросов из сборника приказов. Конкретизация цели - экзамен (устный или письменный) мотивирует детей на хороший конечный результат. Если три группы прописали разные темы по произведению - это уже три хороших устных ответа, и в любое время можно использовать эту письменную работу. Мы их вкладываем в папки по писателям. Оценка таких сочинений имеет свою технологию. Она складывается из личного участия члена группы, общей оценки сочинения, которую ставит референт (учитель) в конечном итоге.

© 2010-2022