- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок на тему: Разряды прилагательных по значению
Урок на тему: Разряды прилагательных по значению
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ульянова М.Д. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ
Цели:
1. Дать понятие о разрядах имен прилагательных.
2. Усвоить опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 кл.» В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 6 класс»/ Под ред. Г. К. Лидман-Орловой.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания и беседа об имени прилагательном как части речи.
III. 1. Синтаксическая пятиминутка.
Учитель читает предложения, ученик на слух составляет схему предложения и выполняет устный синтаксический разбор.
Лесная улица имела всего два-три дома, и зимой к самой деревне подходили волки. В черном небе родился вой, упал на землю и пополз к избам. Сперва начинал один голос, к нему присоединялся другой, а заканчивался тоскливый плач уже многоголосьем.
2.Морфемный разбор: предложение, родился, подходили.
3.Словарный диктант.
Правописание суффиксов
• Разведчик, наладчик, бомбардировщик, дрессировщик, вкладчик, докладчик, объездчик, обидчик, переводчик, перевозчик, сварщик, заговорщик, водопроводчик, сибирский, лейтенантский, оккупантский, январский, конский, богатырский, опрометчивый, придирчивый, заносчивый, привередливый, причудливый, прожорливый, кокетливый, разговорчивый, предприимчивый, навязчивый, находчивый, обидчивый.
IV. Изучение темы начинаем с наблюдения над опорным материалом на с. 95 «Практики», затем выполняем упр. 272, посвященное качественным прилагательным, и проведем словарно-орфографическую работу. Отметим особенность слова аккуратный: звук к обозначается на письме двумя буквами к (от латинского причастия аккуратус - «старательный, точный»). Расширяя лексический запас школьников, подберем к слову синонимы: пунктуальный, точный, тщательный, скрупулезный.
В однокоренных словах корысть, корыстный обратим внимание на то, что ударение никогда не падает на первый слог, на правописание безударной гласной в корне, на обозначение непроизносимого согласного буквой т в прилагательном; отметим и значение приставки бес-, которая превращает слово корыстный в антоним - бескорыстный.
Далее прочитаем часть параграфа 99 «Теории», посвященную качественным прилагательным, и выполним упр. 273 и 274; обратим внимание учащихся, что основной признак этих прилагательных: способность обозначать качество предмета, которое может быть выражено в большей или меньшей степени.
Затем читаем материал параграфа, посвященный относительным и притяжательным прилагательным и выполняем упр. 275 - не забудем о словарно-орфографической работе. Выполняя упражнение, шестиклассники убеждаются, что относительные и притяжательные прилагательные входят в специфические лексические группы; что обозначаемые ими признаки не могут проявляться в большей или меньшей степени и что в речи они играют выделительную, конкретизирующую роль.
Домашнее задание: параграф 99 («Теория»), упр. 276 («Практика»).