Урок на тему: Разряды прилагательных по значению

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Цели:

1. Дать понятие о разрядах имен прилагательных.

2. Усвоить опознавательные признаки качественных, относи­тельных и притяжательных прилагательных.

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Тео­рия. 5-9 кл.» В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 6 класс»/ Под ред. Г. К. Лидман-Орловой.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания и беседа об имени прила­гательном как части речи.

III. 1. Синтаксическая пятиминутка.

Учитель читает предложения, ученик на слух составляет схему предложения и выполняет устный синтаксический разбор.

Лесная улица имела всего два-три дома, и зимой к самой деревне подходили волки. В черном небе родился вой, упал на землю и пополз к избам. Сперва начинал один голос, к нему присоединялся другой, а заканчивался тоскливый плач уже многоголосьем.

2.Морфемный разбор: предложение, родился, подходили.

3.Словарный диктант.

Правописание суффиксов

• Разведчик, наладчик, бомбардировщик, дрессировщик, вклад­чик, докладчик, объездчик, обидчик, переводчик, перевозчик, свар­щик, заговорщик, водопроводчик, сибирский, лейтенантский, окку­пантский, январский, конский, богатырский, опрометчивый, придирчивый, заносчивый, привередливый, причудливый, прожорли­вый, кокетливый, разговорчивый, предприимчивый, навязчивый, на­ходчивый, обидчивый.

IV. Изучение темы начинаем с наблюдения над опорным материалом на с. 95 «Практики», затем выполняем упр. 272, по­священное качественным прилагательным, и проведем словарно-орфографическую работу. Отметим особенность слова аккуратный: звук к обозначается на письме двумя буквами к (от латинско­го причастия аккуратус - «старательный, точный»). Расширяя лек­сический запас школьников, подберем к слову синонимы: пункту­альный, точный, тщательный, скрупулезный.

В однокоренных словах корысть, корыстный обратим вни­мание на то, что ударение никогда не падает на первый слог, на правописание безударной гласной в корне, на обозначение непро­износимого согласного буквой т в прилагательном; отметим и зна­чение приставки бес-, которая превращает слово корыстный в ан­тоним - бескорыстный.

Далее прочитаем часть параграфа 99 «Теории», посвящен­ную качественным прилагательным, и выполним упр. 273 и 274; обратим внимание учащихся, что основной признак этих прилага­тельных: способность обозначать качество предмета, которое может быть выражено в большей или меньшей степени.

Затем читаем материал параграфа, посвященный относи­тельным и притяжательным прилагательным и выполняем упр. 275 - не забудем о словарно-орфографической работе. Выполняя уп­ражнение, шестиклассники убеждаются, что относительные и при­тяжательные прилагательные входят в специфические лексические группы; что обозначаемые ими признаки не могут проявляться в большей или меньшей степени и что в речи они играют выдели­тельную, конкретизирующую роль.

Домашнее задание: параграф 99 («Теория»), упр. 276 («Практика»).


© 2010-2022