- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»
Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | ШИРОНИНА Е.Ю. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложнопочинённые предложения с придаточными времени
Цели: Образовательные:
-
повторить теоретический материал, посвящённый изучению темы «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными;
-
показать особенности сложноподчинённого предложения с придаточными времени;
-
повторить знаки препинания при вводных конструкциях и обособленных определениях;
-
повторить морфемный состав слова;
-
повторить тип речи повествование
Развивающие:
-
развивать способность грамотно и быстро различать межу собой виды придаточных обстоятельственных предложений;
-
способствовать развитию орфографической чуткости;
-
способствовать навыку глубокого и точного понимания анализа текста; работы над материалами ГИА
Воспитательные:
-
воспитывать любовь к родному языку;
-
воспитывать интерес к биографии российских учёных - лингвистов
Тип урока: объяснение нового материала; применение и совершенствование знаний
Ход урока
1.Мобилизующий этап.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам побывать в роли исследователей. В течение урока мы будем заполнять «Рабочую карту», а оценивать себя вы будете самостоятельно по критериям, помещённым после каждого вида работы.
2.Первый вид работы - лингвистическая разминка
а) Орфоэпическая работа
Задание: прочитайте слова; расставьте ударение
Договор, столяр, предположить, начал, начала, алфавит, позвонит, облегчить, кварталы, клали, красивейший, христианин, включат, продали, эксперты.
Найдите в данном ряду слово с двумя неизменяемыми приставками (предположить).
б) Синтаксическая работа
Прочитайте предложение:
К сожалению () среди сотни тропинок () исхоженных российскими краеведами () нет ни одной () по которой проходили наши известные учёные - лингвисты.
Задания: - сформулируйте проблему, которая поднимается в этом предложении?
- объясните постановку знаков препинания;
- определите, из скольких частей состоит это предложение;
- определите тип предложения по наличию грамматических основ;
- определите вид придаточной части
(Предложение сложное, сложноподчинённое, состоит из двух частей, главная часть осложнена вводным словом и обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Придаточное обстоятельственное определительное).
2.Работа над новым материалом
Сегодня на уроке мы продолжим работу над сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Перед вами предложения
-
Когда во дворе расцвела светлой пеной сирень, я отправился в путь.
-
Я почувствовал себя окончательно выздоровевшим, когда смог говорить без затруднений.
-
Лишь только тогда, когда выпал снег, я смог выбраться из дому.
Назовите главную часть в этих предложениях. Как по отношению к ней располагается придаточная часть?
-
(когда …), [ ]. 2) [ ]? (когда …). 3) [только тогда, (когда …), …] .
На какой вопрос она отвечает? (когда)
Какой второстепенный член предложения отвечает на этот вопрос? (обстоятельство времени)
Итак, сегодня мы будем говорить о сложноподчинённых предложениях с придаточными времени. Запишите тему урока в «Рабочие карты».
Вместе сформулируем цели урока:
-
Определить средства связи главной части с придаточной в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени;
-
Определить порядок следования главной и придаточной частей в сложноподчинённом предложении с придаточным времени.
Добиваясь этих целей, мы будем развивать способность грамотно и быстро различать межу собой виды придаточных обстоятельственных, навык глубокого и точного анализа текста, работы над материалами ГИА, познакомимся с деятельностью выдающегося российского лингвиста А.А.Шахматова.
3.Закрепление нового материала.
Откройте учебники на странице 65, найдите упражнение 140. При чтении предложений этого упражнения определите порядок следования главной части и придаточной времени, определите средство связи между ними.
-
Когда управляющий вызывал меня, я замирал от страха. (придаточное времени расположено перед главной частью, присоединяется с помощью союзного слова КОГДА)
-
Пока не взошло солнце, дышать было легко. (придаточное времени расположено перед главной частью, присоединяется с помощью союзного слова ПОКА)
-
Когда затих уже топот его лошади, я пошла на террасу и опять стала смотреть вслед. (придаточное времени расположено перед главной частью, присоединяется с помощью союзного слова КОГДА)
-
Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова. (придаточное времени расположено перед главной частью, присоединяется с помощью союзных слов КАК ТОЛЬКО)
-
Разошлись по домам после того, как отряд остановился в центре города и начали размещаться по квартирам. (придаточное времени расположено после главной части, присоединено с помощью союза КАК)
Сделаем вывод: - на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные времени?
- где расположены придаточные обстоятельственные времени по отношению к главной части предложения?
- с помощью чего придаточные обстоятельственные времени присоединяются к главной части сложного предложения?
4. Физкультминутка.
Давайте немножко отдохнём. Положите руки на стол ладонями вниз. Правой рукой слегка похлопывайте по столу, а левой выполните поглаживающие движения. Затем левой рукой похлопываем, а правой выполняем поглаживающие движения.
-
Работа с текстом
1.Алексей Александрович Шахматов - великий русский лингвист. 2. Он внёс огромный вклад в изучение синтаксиса и истории языка. 3. Он проявил глубокий интерес к проблемам языкознания уже тогда, когда был маленьким. 4. Пока учился в гимназии, Шахматов принимал участие в научных диспутах, опубликовал свою первую статью. 5. В книге А.А.Шахматова «Синтаксис русского языка», по словам В.В.Виноградова, впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка.
Задания к тексту:
- определите тип текста (повествование)
- укажите номера сложноподчинённых предложений с придаточными времени (3,4)
5. Рефлексия
Закончите предложения
-
На уроке мы работали над сложноподчинёнными предложениями с придаточными _____________________________ .
-
Придаточные ______________________ присоединяются к главной части с помощью ____________ и __________________ .
-
Придаточная часть может располагаться в _________________, ________________ и ____________ предложения.
-
Домашнее задание.
1-ый уровень - доделать упр.140, с.65 - письменно;
2 - ой уровень - составить предложения по данным схемам;
3 - ий уровень - написать текст на любую тему , используя предложения, составленные по схемам
-
[ ], (в то время, как …).
-
[ …, (до тех пор, как ), …].
-
(если …), [ то … ].
-
[Такой …], (куда бы ни …).
-
[То …], (что …).
-
[ Только …, (когда …), …].