Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»

Данная разработка нацелена на подготовку учащихся к сдаче ГИА. В начале урока предлагается проанализировать высказывания на лингвистическую тему, затем в группах учащиеся работают над анализом текста (по «Крохоткам» А.И.Солженицына). В ходе рефлексии предлагается написать сочинение на лингвистическую тему, используя примеры данных текстов. Таким образом, на всех этапах урока прослеживается целенаправленная работа по подготовке к экзамену. Работа в группах помогает развитию коммуникативных навыко...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложнопочинённые предложения с придаточными времени

Цели: Образовательные:

  1. повторить теоретический материал, посвящённый изучению темы «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными;

  2. показать особенности сложноподчинённого предложения с придаточными времени;

  3. повторить знаки препинания при вводных конструкциях и обособленных определениях;

  4. повторить морфемный состав слова;

  5. повторить тип речи повествование

Развивающие:

  1. развивать способность грамотно и быстро различать межу собой виды придаточных обстоятельственных предложений;

  2. способствовать развитию орфографической чуткости;

  3. способствовать навыку глубокого и точного понимания анализа текста; работы над материалами ГИА

Воспитательные:

  1. воспитывать любовь к родному языку;

  2. воспитывать интерес к биографии российских учёных - лингвистов

Тип урока: объяснение нового материала; применение и совершенствование знаний

Ход урока

1.Мобилизующий этап.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам побывать в роли исследователей. В течение урока мы будем заполнять «Рабочую карту», а оценивать себя вы будете самостоятельно по критериям, помещённым после каждого вида работы.

2.Первый вид работы - лингвистическая разминка

а) Орфоэпическая работа

Задание: прочитайте слова; расставьте ударение

Договор, столяр, предположить, начал, начала, алфавит, позвонит, облегчить, кварталы, клали, красивейший, христианин, включат, продали, эксперты.

Найдите в данном ряду слово с двумя неизменяемыми приставками (предположить).

б) Синтаксическая работа

Прочитайте предложение:

К сожалению () среди сотни тропинок () исхоженных российскими краеведами () нет ни одной () по которой проходили наши известные учёные - лингвисты.

Задания: - сформулируйте проблему, которая поднимается в этом предложении?

- объясните постановку знаков препинания;

- определите, из скольких частей состоит это предложение;

- определите тип предложения по наличию грамматических основ;

- определите вид придаточной части

(Предложение сложное, сложноподчинённое, состоит из двух частей, главная часть осложнена вводным словом и обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Придаточное обстоятельственное определительное).

2.Работа над новым материалом

Сегодня на уроке мы продолжим работу над сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Перед вами предложения

  1. Когда во дворе расцвела светлой пеной сирень, я отправился в путь.

  2. Я почувствовал себя окончательно выздоровевшим, когда смог говорить без затруднений.

  3. Лишь только тогда, когда выпал снег, я смог выбраться из дому.

Назовите главную часть в этих предложениях. Как по отношению к ней располагается придаточная часть?

  1. (когда …), [ ]. 2) [ ]? (когда …). 3) [только тогда, (когда …), …] .

На какой вопрос она отвечает? (когда)

Какой второстепенный член предложения отвечает на этот вопрос? (обстоятельство времени)

Итак, сегодня мы будем говорить о сложноподчинённых предложениях с придаточными времени. Запишите тему урока в «Рабочие карты».

Вместе сформулируем цели урока:

  1. Определить средства связи главной части с придаточной в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени;

  2. Определить порядок следования главной и придаточной частей в сложноподчинённом предложении с придаточным времени.

Добиваясь этих целей, мы будем развивать способность грамотно и быстро различать межу собой виды придаточных обстоятельственных, навык глубокого и точного анализа текста, работы над материалами ГИА, познакомимся с деятельностью выдающегося российского лингвиста А.А.Шахматова.

3.Закрепление нового материала.

Откройте учебники на странице 65, найдите упражнение 140. При чтении предложений этого упражнения определите порядок следования главной части и придаточной времени, определите средство связи между ними.

  1. Когда управляющий вызывал меня, я замирал от страха. (придаточное времени расположено перед главной частью, присоединяется с помощью союзного слова КОГДА)

  2. Пока не взошло солнце, дышать было легко. (придаточное времени расположено перед главной частью, присоединяется с помощью союзного слова ПОКА)

  3. Когда затих уже топот его лошади, я пошла на террасу и опять стала смотреть вслед. (придаточное времени расположено перед главной частью, присоединяется с помощью союзного слова КОГДА)

  4. Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова. (придаточное времени расположено перед главной частью, присоединяется с помощью союзных слов КАК ТОЛЬКО)

  5. Разошлись по домам после того, как отряд остановился в центре города и начали размещаться по квартирам. (придаточное времени расположено после главной части, присоединено с помощью союза КАК)

Сделаем вывод: - на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные времени?

- где расположены придаточные обстоятельственные времени по отношению к главной части предложения?

- с помощью чего придаточные обстоятельственные времени присоединяются к главной части сложного предложения?

4. Физкультминутка.

Давайте немножко отдохнём. Положите руки на стол ладонями вниз. Правой рукой слегка похлопывайте по столу, а левой выполните поглаживающие движения. Затем левой рукой похлопываем, а правой выполняем поглаживающие движения.

  1. Работа с текстом

1.Алексей Александрович Шахматов - великий русский лингвист. 2. Он внёс огромный вклад в изучение синтаксиса и истории языка. 3. Он проявил глубокий интерес к проблемам языкознания уже тогда, когда был маленьким. 4. Пока учился в гимназии, Шахматов принимал участие в научных диспутах, опубликовал свою первую статью. 5. В книге А.А.Шахматова «Синтаксис русского языка», по словам В.В.Виноградова, впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка.

Задания к тексту:

- определите тип текста (повествование)

- укажите номера сложноподчинённых предложений с придаточными времени (3,4)

5. Рефлексия

Закончите предложения

  1. На уроке мы работали над сложноподчинёнными предложениями с придаточными _____________________________ .

  2. Придаточные ______________________ присоединяются к главной части с помощью ____________ и __________________ .

  3. Придаточная часть может располагаться в _________________, ________________ и ____________ предложения.

  1. Домашнее задание.

1-ый уровень - доделать упр.140, с.65 - письменно;

2 - ой уровень - составить предложения по данным схемам;

3 - ий уровень - написать текст на любую тему , используя предложения, составленные по схемам

  1. [ ], (в то время, как …).

  2. [ …, (до тех пор, как ), …].

  3. (если …), [ то … ].

  4. [Такой …], (куда бы ни …).

  5. [То …], (что …).

  6. [ Только …, (когда …), …].





© 2010-2022