Рабочая программа по русскому языку 10 класс Власенкова

Основные цели обучения русскому языку в 10 классе по данной программе: обеспечить владение русским языком как средством межнационального общения; обеспечить социально-речевую подготовку учащихся к будущей трудовой деятельности; обеспечить уровень владения языком, необходимым для получения высшего и среднего специального образования на русском языке. Задачи курса русского языка в 10 классе: обобщение, закрепление, углубление ранее полученных знаний, развитие умений и навыков учащихся по фонетике,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

К-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Примечание

Дата

План

Факт

Общие сведения о языке (4 часа + 1 РР)

1

Язык и общество.

Язык и культура.

1

Комбинированный

Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке.

Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе - устное сообщение.

Работа

с книгой, беседа.

2

Язык и история народа. Русский язык в современном мире - в международном и межнациональном общении.

1

Комбинированный

Знать о взаимосвязи языка и истории народа.

Знать понятие "мировой язык; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении.

Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе,

Уметь толковать слова и обороты из текста.

Составление развёрнутого плана текста, сообщения, беседа.

3

Функции русского языка. Взаимосвязь языка и культуры.

1

Комбинированный

Знать значение терминов язык, речь, слово; виды речевой деятельности; виды чтения; особенности монологической и диалогической деятельности.

Уметь составлять тезисный, простой и сложный планы; создавать письменное сообщение на лингвистическую тему; выполнять орфографический разбор слов, синтаксический разбор сложных предложений.

Составление тезисного плана статьи учебника


4

Активные процессы в русском языку на современном этапе. Проблемы экологии языка.

1

Комбинированный

Знать активные процессы русского языка.

Уметь самостоятельно планировать работу по устранению пробелов в навыках правописания .

Комментированное письмо, комплексный анализ текста

5

РР. Изложение лингвистического текста

1

Урок контроля знаний

Знать: структуру написания изложения на основе прочитанного текста.

Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы

Написание изложения по предложенным темам.

Русский язык как система средств разных уровней (1 час + 1 РР)

6

Единицы языка. Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.

1

Комбинированный

Знать уровни языка и их основные единицы.

Уметь выполнять основные виды разбора; создавать устное сообщение на лингвистическую тему; выполнять комплексный анализ текста; конструировать предложения.

Комментированное письмо, конструирование предложений, основные виды разбора.

7

РР. Изложение (сжатое) с элементами сочинения

1

Урок контроля знаний

Знать: структуру написания изложения (сжатого) с элементами сочинения

Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы

Написание сжатого изложения с элементами сочинения

Фонетика, орфоэпия, орфография (3 часа +1 к.р.)

8

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

1

Комбинированный

Знать: разделы науки о языке; языковые единицы; порядок фонетического разбора; условия написания проверяемых и чередующихся гласных в корнях слов.

Уметь: выполнять фонетический разбор слов; различать буквы и звуки; транскрибировать слова; писать гласные в корнях слов в соответствии с орфографическими нормами.

Фонетический разбор слов; комментированное письмо; речеведческий анализ отрывка

9

Основные нормы современного литературного произношения

и ударения в русском языке.

1

Комбинированный

Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики.

Уметь видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их.

Фонетический разбор слов, работа с орфоэпическим словарем, подбор слов с подвижным ударением из литературных произведений.

10

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

1

Комбинированный

Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии.

Уметь комментировать орфограммы, определять принципы написания.

Комментированное письмо, орфографический разбор слов, объяснительный диктант с обозначение орфограмм и пунктограмм, конструирование словосочетаний и предложений

11

К.р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография».


1

Урок контроля знаний

Уметь воспроизводить текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы русского языка; выполнять фонетический разбор слов.

Диктант с грамматическим заданием.

Лексика и фразеология ( 5 часов + 1 КР)

12

Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка.

1

Комбинированный

Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи.

Монологическое высказывание по теме,

тестовые задания типа В 8

13

Сферы употребления русской лексики

1

Комбинированный

Знать сферы употребления русской лексики.

Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой

Конструирование предложений

14

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.

1

Комбинированный

Знать: понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь, сферы употребления русской лексики.

Уметь: определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи.

Лексический анализ текста, работа со словарём, диктант с графическим обозначением орфограмм.

15

Русская фразеология.

1

Комбинированный

Знать: фразеологические единицы русского языка; источники происхождения фразеологизмов.

Уметь: выполнять лексический разбор слов; анализировать лексические средства выразительности; различать свободные и несвободные сочетания; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи в соответствии с лексическими нормами.

Составление подробного плана статьи учебника, лексико-фразеологический разбор предложений

16

Словари русского языка.

1

Комбинированный

Знать: виды словарей, их назначение и использование

Уметь: пользоваться разными видами словарей

Работа со словарями.

17

К.р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика и фразеология»

1

Урок контроля знаний

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками.

Диктант с грамматическим заданием.

Состав слова (морфемика) и словообразование (3 часа+1 РР)

18

Повторение. Морфемика и словообразование.

1

Комбинированный

Знать: виды морфем, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; различать однокоренные слова и формы слова; различать слова с омонимичными корнями по значению.

Морфемный и словообразовательный разбор слов; подбор примеров на случаи словообразования.

19

Способы словообразования. Словообразовательный разбор.

1

Комбинированный

Знать: основные способы образования слов.

Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; расшифровывать сложносокращённые слова и определять их род; подбирать однокоренные слова с чередующимися гласными или согласными в корне.

Конструирование слов по схемам, морфемный и словообразовательный разбор слов

20

Выразительные средства словообразования.

1

Комбинированный

Знать: основные выразительные средства словообразования.

Уметь: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Морфемный и словообразовательный разбор слов, комплексный анализ текста.

21

РР. Практическая работа по теме «Морфемика и словообразование»

1

Урок контроля знаний.

Знать: основные способы образования слов, основные выразительные средства словообразования.

Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; различать однокоренные слова и формы слова;

Выполнении практической работы

Морфология и орфография (5 часов + 1 КР)

22

Обобщающее повторение морфологии. Части речи.

1

Комбинированный

Знать: классификацию частей речи; критерии выделения частей речи; переходные явления в области частей речи.

Уметь: определять части речи и обосновывать свой выбор.

Составление таблицы «Самостоя- тельные и служебные части речи», выборочный диктант

23

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание.

1

Комбинированный

Знать: отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи, способы выражения грамматического значения.

Уметь: производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание.

Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи, объяснительный диктант

24

Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.

1

Комбинированный

Знать: орфографические нормы, принципы русской орфографии.

Уметь: определять типы орфограмм, писать слова в соответствии с орфографическими нормами.

Объяснительный диктант, морфологический разбор глаголов, причастий

25

Трудные вопросы правописания Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.

1

Урок систематизации ЗУН

Знать основные типы орфограмм, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор, руководствоваться алгоритмом действий при решении орфографических задач

Комментированное письмо самостоятельная работа

26

Слитное, раздельное и дефисное написание.

1

Урок систематизации ЗУН

Знать основные типы орфограмм, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор

Комментированное письмо самостоятельная работа

27

К.р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология и орфография»

1

Урок контроля знаний

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками.

Диктант с грамматическим заданием.

Речь, функциональные стили речи (2 часов+1 РР)

28

Что такое текст? Виды преобразования текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация

1

Комбинированный

Знать: признаки текста, способы и средства связи между частями текста, основные типы речи, и признаки.

Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста, оценивать свою речь с точки зрения её правильности.

Работа с теоретическим материалом учебника, написание аннотации, составление плана текста

29

Типы речи. Функциональные стили речи, их общая харак­теристика.

1

Комби-нирован-ный

Знать: типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки; о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном),

Уметь производить речеведческий анализ художественного и научно-популярного текстов; создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное; уметь определять стиль текста.

Работа с текстами художественного и научно-популярного стилей, понимание их специфики, владение навыками редактирования текста.

30

РР. Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста.

1

Урок контроля знаний

Знать: структуру написания сочинения- рассуждения на основе прочитанного текста.

Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы.


Написание сочинения-рассуждения по предложенным темам.

Научный стиль речи (4 часа+1КР)

31

Назначение, стилевые признаки, подстили научного стиля речи.

1

Комбинированный

Знать: признаки научного стиля речи, его разновидности и жанры.

Уметь: определять жанр текста научного стиля.

Составление тезисов статьи, определение типа речи, определение стиля текста с доказательством.

32

Лексика научного стиля речи.

1

Комбинированный

Знать: лексические особенности научного стиля речи.

Уметь: распределять слова по сферам употребления; определять способ образования терминов; определять предмет по его описанию, толкованию.

Комплексный анализ текста, определение способа образования слов-терминов

33

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

1

Комбинированный

Знать: морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

Уметь: анализировать морфологические и синтаксические особенности научного текста.

Составление сложного плана научной статьи, анализ морфологических и синтаксических особенностей текста.


34

Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

1

Комбинированный

Знать названия основных терминологических словарей, справочников,

Уметь работать со справочными источниками

Работа со словарями и справочниками

35

К.р. Годовая контрольная работа (диктант) с грамматическим заданием.

1

Урок контроля знаний

Уметь воспроизводить текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы русского языка.

Диктант с грамматическим заданием.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе:

  • Программы по русскому языку 10-11 классы (авторы А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина - М., «Просвещение», 2011 г.).

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004г.;

  • обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету;

  • учебного плана МКОУ Бузыкановская СОШ

Основные цели обучения русскому языку в 10 классе по данной программе: обеспечить владение русским языком как средством межнационального общения; обеспечить социально-речевую подготовку учащихся к будущей трудовой деятельности; обеспечить уровень владения языком, необходимым для получения высшего и среднего специального образования на русском языке.

Задачи курса русского языка в 10 классе: обобщение, закрепление, углубление ранее полученных знаний, развитие умений и навыков учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, грамматике, правописанию; раскрытие стилистических ресурсов русского языка, развитие навыков и умений выбора и употребления лексико-грамматических средств языка адекватно условиям общения; развитие и совершенствование культуры русской речи учащихся; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; расширение знаний о тексте; совершенствование навыков конструирования текста.

Изменения, внесенные учителем в программу: нет

Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что примерная программа создана в соответствии с "Обязательным минимумом содержания основного общего образования по русскому языку". В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

Место предмета:

Согласно учебному плану муниципального казенного общеобразовательного учреждения Бузыкановской средней общеобразовательной школы на изучение русского языка в 10 классе отводится 1 час в неделю.

В данной рабочей программе предусмотрено следующее количество контрольных работ:

диктантов -4; изложений - 2; сочинений - 1, практическая работа - 1

Программа реализуется в учебном комплексе:

Русский язык: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова, - М., «Просвещение», методические рекомендации к учебнику русский язык 10-11 класс, А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова, - М., «Просвещение», 2007 г.

Настоящая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методических средств обучения.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел

программы


Всего часов



Общие сведения о языке

5

Русский язык как система средств разных уровней

2

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия

4

Лексика и фразеология

6

Состав слова (морфемика) и словообразование

4

Морфология и орфография

6

Речь, функциональные стили речи

3

Научный стиль речи

4 +1 КР

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

Общие сведения о языке (5 часов)

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в ХV-ХVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном и в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Изложение лингвистического текста.

Русский язык как система средств разных уровней (2 часа)

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка

Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.

Изложение (сжатое) с элементами сочинения.

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (4 часа)

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор.

Контрольная работа, включающая фонетический разбор.

Лексика и фразеология (6 часов)

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая, разговорно-бытовая и книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический анализ текста.

Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием.

Состав слова (морфемика) и словообразование (4 часа)

Обобщающее ранее приобретенных учащимися знаний о составе слова и словообразовании.

Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор.

Практическая работа по теме.

Морфология и орфография (6 часов)

Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное потребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.

Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием.

Речь, функциональные стили речи (3 часа)

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог.
Текст, его строение. Виды преобразования текста. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат.

Речеведческий анализ художественного и научно - популярного текста.

Оценка текста рецензия.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося)

Научный стиль речи (4 часа +1 КР)

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов.

Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.

Итоговая контрольная работа.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Формы контроля

  • индивидуальный

  • групповой

  • фронтальный

  • дифференцированный

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма помогает выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 обучающихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно - графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой обучающихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям).

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

Виды контроля

  • предварительный

  • текущий

  • тематический (периодический)

  • рубежный

  • итоговый

Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности обучающихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты такого контроля используются для адаптации учебного процесса к особенностям контингента обучающихся.

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью обучающегося на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников.

Тематический (периодический) контроль ставит целью выявление и оценку знаний и умений обучающихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках; установление, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы.

Рубежный контроль - проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

Итоговый контроль - контроль по всему курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность ученика к дальнейшей учебе.


© 2010-2022