Технология применения интеллект-карт на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

XXI век - век огромных потоков информации.

Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в основном в вербальной и знаковой формах. Немудрено, что в этих условиях в выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении и быстро превращаются в неуспевающих. Задача учителя усложняется: как научить учиться всех учащихся? В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер определил цель образования ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться». Чтобы научить учиться всех учащихся: и сильных, и слабых, - существует множество инновационных методов. Наиболее значимый - метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т.Бьюзена. Технология применения интеллект-карт на уроках русского языка и литературы

Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие - за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. На выручку могут прийти интеллект-карты.

Интеллект-карты - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:

«Принимай» - сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

«Применяй» - составь не менее 100 интеллект-карт.

«Приспосабливай» - пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Метод интеллект-карт даёт учащимся огромные возможности в процессе обучения:

  • Адаптироваться к условиям ОГЭ и ЕГЭ.

  • Задействовать оба полушария головного мозга.

  • Повышать работоспособность.

  • формировать общеучебные умения и навыки:

    • запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;

    • конспектирование или составление аннотаций письменных текстов;

    • создание конспектов лекций, докладов, выступлений;

    • написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций;

  • осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;

  • улучшать все виды памяти;

  • развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;

  • формировать орфографические и пунктуационные навыки;

  • обогащать словарный запас;

  • повышать результативность.

Данный метод вооружит учителей инновационным способом решения актуальных проблем в процессе подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ:

Технология применения интеллект-карт на уроках русского языка и литературы

  • - повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся;

  • - развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности;

  • - активизировать деятельность;

  • - изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений;

  • - корректировать знания.

Как же построить интеллект-карты?

Главное достоинство метода - его универсальность. Рисовать интеллект-карты можно на бумаге или использовать компьютерную программу: ConceptDraw MINDMAP Professional v 4.5. Методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником: Технология применения интеллект-карт на уроках русского языка и литературы

  • В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.

  • Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней

  • На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами

  • Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы

Где же можно применять интеллект-карты?

Применение интеллект-карт на уроке разнообразно, особенно в процессе подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ. Это

  • групповая работа учащихся;

  • аннотирование;

  • конспектирование;

  • написание сочинения, доклада, реферата;

  • презентация.

Групповая работа учащихся при изучении нового материала на 1 этапе представляет собой

  1. обзорное чтение, просмотр изучаемого материала (оглавление, название разделов и параграфов, содержащиеся выводы, иллюстративный материал);

  2. определение объёма материала, оценивание уровня его сложности;

  3. свободное извержение ассоциаций по теме занятия;

  4. построение индивидуальных интеллект-карт;

  5. обсуждение первичных представлений о теме;

  6. составление предварительной интегральной интеллект-карты.

На 2 этапе:

  1. Индивидуальное анонсное чтение элементов текста.

  2. Дополнение индивидуальных интеллект-карт.

  3. Обсуждение результатов анонсного чтения.

На 3 этапе:

  • Чтение наиболее сложных фрагментов текста.

  • Завершение индивидуальных интеллект-карт.

  • Групповое обсуждение выявившихся проблем и их разрешение.

  • Завершение коллективной интеллект-карты и коррекция индивидуальных карт.

Аннотирование.

Аннотирование - это способ индивидуального усвоения информации при работе с различными текстовыми источниками.

1 этап предусматривает

  • Просмотр источника информации (титульный лист, аннотация и оглавление, содержание, иллюстративный материал).

  • Определение собственного отношения к источнику информации, центрального образа интеллект-карты, её главных веток, которые часто совпадают с названиями разделов или глав, времени на работу с данным источником информации, объёма текста для проработки, цели.

2 этап:

  • Обзорное чтение.

  • Определение объёма материала.

  • Оценивание уровня его сложности.

  • Свободное извержение ассоциаций по теме занятия.

  • Построение индивидуальных интеллект-карт.

  • Обсуждение первичных представлений о теме.

  • Составление предварительной интегральной интеллект-карты, отражающей структуру изучаемого текста.

3 этап:

  • Чтение наиболее сложных фрагментов текста

  • Завершение индивидуальных интеллект-карт

  • Групповое обсуждение выявившихся проблем и их разрешение

  • Завершение коллективной интеллект-карты

Конспектирование

Конспектирование - это изложение собственных мыслей учащихся по какому-либо вопросу. Это может быть

  • Подготовка устного выступления (доклада, реферата), презентации.

  • Написание эссе, сочинения, статьи.

  • Подготовка к различным формам контроля: семинару, зачёту, экзамену.

1. Подготовительный этап.

  • Определение цели работы, количества затраченного времени

  • Написание центрального образа будущей интеллект-карты (тема выступления, статьи, экзаменационный вопрос )

2. Основной этап.

  • Кратковременное извержение ассоциаций

  • Определение основных веток (идей) карты

  • Построение интеллект-карты

  • Полученная карта наглядно отражает представления, имеющиеся у ученика о предмете (теме) размышления.

Опыт работы показал, что использование метода интеллект-карт в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку даёт учащимся огромные возможности в процессе обучения:


  • адаптироваться к условиям ЕГЭ;

  • задействовать оба полушария головного мозга;

  • повышать работоспособность;

  • формировать общеучебные умения и навыки;

  • осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;

  • улучшать все виды памяти;

  • развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;

  • формировать орфографические и пунктуационные навыки;

  • обогащать словарный запас.

Данный метод дает также возможности и учителю:

  • повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся;

  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности;

  • активизировать деятельность;

  • выявлять причины когнитивных затруднений;

  • корректировать знания учащихся.

Таким образом, внедрение учителями метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка и литературы способствует развитию предметной компетенции учащихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета, повышению результативности. Учитель приходит тогда, когда ученик готов (китайская народная мудрость).


Список использованной литературы:

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: ИОСО РАО, 1994. - 228с.

2. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. - М.: Попурри, 2008. - 208 с.

3. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. - Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. - 120 с.




© 2010-2022