Система уроков по литературе на тему А. П. Чехов. Рассказ Толстый и тонкий (6 класс) с использованием ИКТ технологий

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Институт проблем информатики Российской Академии наук

Федеральный институт развития образования

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования

Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»

IV Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР
в образовательном процессе «Формула будущего - 2014»




Система уроков литературы в 6 классе.

Тема

Рассказ А. П. Чехова

«Толстый и тонкий»





Автор: Дорошенко Надежда Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МБУ СОШ №16 г.о.Тольятти

Самарская область РФ



2014


План - конспект уроков

Цель: формирование читательской компетенции учащихся.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Формировать навык смыслового чтения;

  2. Развивать интерес к самому процессу чтения, потребности читать;

  3. Ввести учащихся через литературы в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формировать эстетический вкус;

  4. Развивать устную и письменную речь, речевую и коммуникативную культуру; творческие способности учащихся;

  5. Приобщить к литературе как искусству слова и формировать умение использовать теоретико-литературные понятия.

Формирование УУД

Познавательные УУД

  • умение извлекать информацию их схем, иллюстраций, текстов;

  • умение представлять информацию в виде схемы;

  • умение выявлять сущность, особенности объектов;

  • умение на основе анализа объектов делать выводы;

  • умение находить ответы на вопросы в иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

  • умение слушать и понимать других;

  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • умение формировать свои мысли в устной речи;

  • умение работать в группе.

Регулятивные УУД

  • умение высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом;

  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • умение прогнозировать предстоящую работу;

  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

  • умение высказывать свое отношение к персонажам, выражать свои эмоции;

  • умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока:

комбинированный

Методические приемы:

  • лекция учителя;

  • выразительное чтение и анализ произведения;

  • прослушивание аудиозаписи;

  • просмотр презентаций, видеороликов;

  • создание документов;

  • работа с сервисами Google;

  • создание текста на основе авторского (творческий пересказ).






Структура и ход уроков


Этап

Урока

время

ЕОР,

оборудование

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Урок 1. Жизнь и творчество А.П.Чехова. Рассказ «Толстый и тонкий»

Организационная часть.

Мотивация познавательной деятельности.

2 мин

Компьютеры,

проектор, экран,

«Технологическая карта»



Проводит инструктаж по работе с «Технологической картой»

Ставит цели и задачи урока

Cлушают инструктаж.

Записывают тему урока в тетрадь.

Лекция в

сопровождении видеоролика (презентации)

4 мин

видеоролик

Обзорная лекция о жизни и

творчестве А.П.Чехова - в

сопровождении видеоролика

Прослушивают

лекцию, смотрят

видеоматериал,

записывают основные даты и события жизни

писателя.

Знакомство с текстом произведения

5 мин

аудиозапись рассказа

Задание: прослушайте

аудиозапись рассказа

в исполнении Ильи Змеева,

одновременно следите по тексту.

Слушают текст в

исполнении мастера художественного

слова и одновременно следят по тексту.

Первичная рефлексия

12 мин


Задание: выскажите свои первые впечатления, ощущения, переживания от

прочтенно-прослушанного (время на высказывание 30 секунд).

Внимательно слушайте высказывания одноклассников, если ваше мнение совпадает, повторяться не нужно.

«Задай свой вопрос» -

сформулируйте проблемный вопрос.

В течение 1 минуты готовят свое

высказывание. По

цепочке предъявляют свое впечатление от

прочтенно-

прослушанного.

Задают вопросы по тексту.

Самоконтроль знания содержания

Текста

5 мин

Ресурс,

созданный в сервисе Learning Apps,

«Знаешь ли ты текст»?


Задания:

Пройдите по ссылке и

проверьте свое знание

текста, выполнив задание

«Знаешь ли ты текст»?

Произведите самооценку,

используя критерии:
0 ошибок - молодец,

1-2 ошибки - неплохо, 3-4

ошибки - текст необходимо перечитать.

Учащиеся проходят по ссылке и

выполняют задание, осуществляют

самооценку знания текста по заданным критериям.

Теория

литературы

10 мин

Совместный документ,

созданный учащимися до знакомства с текстом

Задание:

предъявите свой документ и прокомментируйте его.

Группы заходят в «Коллекцию класса», открывают ссылку на свой документ,

предъявляют

совместную работу и

комментируют ее.

Д/З

2 мин

«Технологическая карта»

  1. Комментирует домашнее задание:

  2. Познакомьтесь с заданием своей группы.

  3. Следуя Инструкции, выполните задание.

  4. Изучите сервис Tagxedo.

  5. Инструкция по работе с сервисом Tagxedo

Осуществляют

сетевое

взаимодействие,

работая над

совместным

документом.

Изучают Инструкцию по работе сервисом Tagxedo

Урок 2. Работа над текстом рассказа «Толстый и тонкий»

Организационная часть.

Мотивация познавательной деятельности.

2 мин

Компьютеры,

проектор, экран,

«Технологическая карта»


Ставит цели и задачи урока

Слушают

Проверка домашнего задания: маркировка текста

10 мин

«Коллекция класса»


Совместный документ

группы

Задание: пройдите в «Коллекцию класса», откройте ссылку на совместный

документ и отчитайтесь о выполненном задании.

Оцениваем задание

В зависимости от полноты выполнения задания баллы от 3 до 5: исчерпывающий ответ - 5 баллов; отмечены не все детали, но вывод

сделан - 4; отмечены не все детали, вывод неполный - 3.

Группы предъявляют выполненное

задание.

Другие группы задают свои вопросы.

Работа в группах с использованием сервиса Tagxedo

25 мин

Создание документа в сервисе Tagxedo

Задание:

Определитесь с ключевыми словами и создайте "Облако слов" по своему заданию,

используя сервис Tagxedo.com.

(По желанию учащихся работа может быть выполнена индивидуально, ссылка размещается напротив фамилии автора).

«Облако слов» оценивается другими группами с позиции формы и содержания (3-5 баллов)

Группы определяются с ключевыми словами, используя сервис Tagxedo, создают «Облако слов», отчитываются о своей работе.


Оценивают работу «Облако слов»

других групп



Д/З

3 мин

«Технологическая карта»

Задание: пройдите по ссылке и познакомьтесь с информацией.

Портрет литературного персонажа.


Изучают информацию

Урок 3. Портрет литературного персонажа

Организационная часть.

Мотивация познавательной деятельности.

2 мин

Компьютеры,

проектор, экран,

«Технологическая карта»


Ставит цели и задачи урока




Слушают

Повторение теории:

понятие «портрет»

10 мин

Презентация

«Персонаж литературного произведения»

Задание.

Посмотрите презентацию и прослушайте информацию.

Просматривают презентацию, слушают учителя

Портрет литературного персонажа.

Задание.

Проработайте документ Портрет литературного персонажа: создайте копию документа (см. Инструкцию), выделите маркером нужную информацию.

Работа в группах


Работают

с информацией по теории литературы.

Работа со схемой.

15 мин

Схема

для совместной

работы

Задание.

Обсудите в группах, над портретом какого персонажа будете работать.

Заполните схему.

Определяют, над портретом какого персонажа из

рассказа А.П.Чехова будут работать

(толстый, тонкий, сын или жена тонкого). Обсуждают детали, создающие внешний и внутренний портрет персонажа.

Работают со схемой "Портрет литературного персонажа".

Проверка выполнения задания

10 мин

Заполненная

Схема

Задание.

Предъявите выполненное задание, сделайте вывод.

Дайте оценку работы других групп.

Оцениваем задание

В зависимости от полноты выполнения задания баллы от 3 до 5: исчерпывающий - 5 баллов; отмечены не все детали, но вывод сделан - 4;

отмечены не все детали, но вывод неполный - 3.



Предъявляют выполненное задание,

делают вывод;

участвуют в оценке работ других групп.

Д/З

2 мин

Аудиозапись


Текст

«Толстый и тонкий»

Задание.

Прослушайте или перечитайте текст рассказа А.П.Чехова

«Толстый и тонкий»



Перечитывают

рассказ.

Урок 4. Развитие речи. Творческий пересказ.

Организационная часть.

Мотивация познавательной деятельности.

3 мин

«Технологическая карта»

Ставит цели и задачи урока

Слушают

Работа над созданием текста

(творческий пересказ)

30 мин

презентация, выполненная

в сервисе Prezi

(иллюстративный материал)

Задание: создайте текст на тему

Как мог(ла) бы рассказать о произошедших событиях …

Что нужно сделать:

1. Выбрать персонаж, от имени которого будет вестись повествование.

2. Рассмотреть

иллюстративный материал.

3. Составить словарь персонажа.

4. Подготовить пересказ произведения с учетом выбранной позиции.

5. Предъявить свою работу в виде устного рассказа.

Работа в группах

1. Выбирают персонаж, от имени которого

будет вестись повествование.

2. Работают с иллюстративным материалом.

3. Составляют словарь персонажа.

4. Готовят пересказ произведения с

учетом выбранной позиции.

5. Предъявляют свою работу в виде устного

высказывания.

Подведение итогов

5 мин

«Коллекция класса»

Проводит анализ работы групп по всей теме.

Слушают учителя, задают вопросы

(по необходимости).




Д/З

2 мин

Форма для рефлексии


Лист

самооценки

Проведите рефлексию навыков совместной деятельности в группе.

Оцените свою работу в рамках изучения рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

Заполняют

форму для рефлексии.


Заполняют

«Лист самооценки».







© 2010-2022