Урок по литературе на тему

Предмет Литература Класс 5 Учитель:Воробьева Ольга Анатольевна, первая квалификационная категория, МАОУ СОШ № 7 г.Балаково Саратовская область Тема А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».  На детстве войны отметина. Метапредметная тема: Обучение владению всеми видами речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму) при изучении стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста». Содержательная цель: расширение системы знаний учащихся о литературном процессе, развитие навыков учащихся по...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературе на темуУрок по литературе на темуУрок по литературе на темуУрок по литературе на темуУрок по литературе на темуУрок по литературе на темуУрок по литературе на темуУрок по литературе на темуУрок по литературе на темуУрок по литературе на темуУрок по литературе на темуУрок по литературе на темуТехнологическая карта урока литературы в 5 классе

Предмет Литература

Класс 5

Учитель:Воробьева Ольга Анатольевна, первая квалификационная категория, МАОУ СОШ № 7 г.Балаково Саратовская область

Тема А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». На детстве войны отметина.

Метапредметная тема: Обучение владению всеми видами речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму) при изучении стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

Содержательная цель: расширение системы знаний учащихся о литературном процессе, развитие навыков учащихся по сюжетному анализу произведения, по выработке выразительности чтения.

Деятельностная цель: формирование у учащихся познавательного способа действия, ориентированного на поиск и выделение информации; обучение анализу, структуированию, строительству осознанной внутренней и внешней речи; развитие умения планирования учебного сотрудничества; выработка навыков контроля, коррекции и оценки деятельности; знакомство учащихся с личностью поэта; раскрытие в процессе анализа произведения роли детей во время Великой Отечественной войны, стремление детей защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развитие чувства патриотизма; выработка навыков выразительного чтения стихотворного произведения.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: сформировать чувство сопричастности к истории своей страны, города и гордость за свою Родину, народ.

Регулятивные: научить самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные: научить смысловому восприятию художественного текста, выделять существенную информацию из текста.

Коммуникативные: научить формулировать собственное мнение и позицию.

Тип урока: урок открытия нового знания

Технологии: метод проектной деятельности

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, словарная работа.

Методы и приемы работы: комментирование иллюстрации, задание на установление соответствия, устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, работа с текстом, взаимоопрос.

Дидактический материал и оборудование:

-компьютер, проектор, экран; презентация;

-учебник: В.Я.Коровина. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе, в 2-х частях. - М., Просвещение, 2012 год.; фонохрестоматия к учебнику «Литература». 5 класс;

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

1 мин

Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация.

- Прозвенел уже звонок,

Значит, начался рок.

Сели все за парты дружно,

Нам теперь работать нужно.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада новой встрече.

Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, наполнит наши и сердца наших гостей теплыми, добрыми чувствами.

Приветствие учителя

Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности.

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II. Этап актуализации знаний

5мин

(Звучит музыки из Ералаша)

- Какие ассоциации возникают у вас с этой музыкой?

Ребята, детство - прекрасная пора. Не так ли? Подумайте и скажите, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «ДЕТИ». Составление кластера.

А есть ли у детей заботы и проблемы?

- А теперь прослушайте отрывок из другой песни (звучит отрывок песни «Священная война»).

- Кто уже догадался, в каком времени мы только что побывали?

- Какие ассоциации вызвала у вас эта мелодия?

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке, если связать ключевые слова «дети» и «война»?

- Тема сегодняшнего урока: На детстве войны отметина.

(Детство, смех, радость)

(Дети называют слова, мы записываем их на доске: радость, улыбки, родители, школа, внимание и др.)

(Да, не хочется учиться, мама ругает и проч.)

(В России времен Великой Отечественной войны)

(война, смерть, страх, боль, кровь).

( О жизни детей в годы Великой Отечественной войны)



Составление кластера

радость улыбки

дети внимание

школа родители

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

III. Этап выявления места и причины затруднения.

5 минут


- Вспомните, ребята, а что вы уже знаете о подвигах юных героев в годы Великой Отечественной войны, известных всей стране.



- Я напоминаю, что на дом вы получали задание поработать с дополнительными источниками и подготовить сообщения о детях-героях.



- Ребята, а что еще вы хотели бы узнать о детях времен Великой Отечественной войны?



- В феврале мы посещали общешкольное мероприятие, посвященное Сталинградской битве, узнали о юных героях: Марате Казее, Вале Котике, Зине Портной, Лене Голикове и многих других героях.

(Составление презентации «Дети - герои войны», сообщения учащихся. Выставка книг «Произведения писателей о подвигах детей во время ВОВ» (Книга «Юные защитники Отечества»).

- Хотелось бы познакомиться с художественными произведениями об участии детей в войне.

- Хотелось бы расширить свои знания о юных героях.

- Хотелось бы узнать, как жилось детям в годы войны, какие трудности были у детей.

Презентация: Слайд «Марат Казей», слайд «Валя Котик», слайд «Зина Портная», слайд «Леня Голиков» -портреты и небольшая информация о детях-героях.







ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

IV. Этап реализации построенного проекта.

15 мин.















































V. Этап первичного закрепления.

3 минуты.



















VI. Этап включения в систему знаний и повторения.




- Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала ребенка в больших городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, на передовой и в глубоком тылу.

Война - не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война - не место для детей…

Но несмотря ни на что, дети в те военные тяжелые годы старались помочь взрослым, чем могли, зачастую не получая медалей и званий, но тоже совершая свой маленький подвиг.

- И сегодня на уроке пойдет речь об одном таком герое в стихотворении А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

- Послушаем стихотворение.

(Прослушивание фонохрестоматии с показом слайдов боя).

- Стихотворение «Рассказ танкиста» было написано в 1941 году, т.е. в самом начале войны. Это был самый тяжелый для русских людей период. Русская армия несла большие потери, не хватало солдат, оружия, продуктов.

а) Фронтальная работа. Вопросы по тексту на первичное восприятие стихотворения.

- Какие мысли, чувства и настроение вызвало у вас стихотворение?

- Кто герой стихотворения?

- Испытали ли вы чувство симпатии к главному герою? Почему?

б) Работа с лексикой стихотворения.

- В стихотворении Твардовский использует просторечную лексику. Давайте объясним значения этих слов (На слайдах)











в) Работа в группах.

Дети делятся на группы, получают карточки с вопросами, коллективно обсуждают. Представители каждой группы отчитываются о выполнении задания.

Карточка 1.

Расскажите о наружности и характере мальчика. Подтвердите текстом свои слова.



Карточка 2.

Найдите в тексте диалог танкиста и мальчика. Прочитайте его по ролям.

Карточка 3.

Выясните, как автор относится к своему герою. Подтвердите словами текста.



Карточка 4.

Прочитайте слова, которыми автор начинает и заканчивает рассказ танкиста. Почему эти слова повторяются в тексте два раза?

- Как называется такая композиция в литературе?

- Как вы считаете, ребята, для чего автор рассказал нам эту историю? Какова основная мысль данного стихотворения?

- Почему Твардовский именно так назвал свое стихотворение «Рассказ танкиста»? Что он хотел этим подчеркнуть?

г) Работа с иллюстрацией к стихотворению.

- Рассмотрите иллюстрацию художника Ю. Непринцева. Что здесь изображено?

Какие строчки стихотворения можно подобрать к картине?



Прием «Цветовые ассоциации».

- Если бы вы были художником, какие цвета вы бы использовали, изображая этот эпизод?



Работа в парах с пословицами.

- Ребята, на ваших столах лежат листочки. Рассмотрите их внимательно.

- А теперь я предлагаю выполнить и вам «первое боевое задание»: соедините части пословиц, чтобы получились целые пословицы (детям раздаются карточки с пословицами)

- Ребята, какие же у вас пословицы и поговорки получились?

- Ребята, какая из пословиц связана с темой «дети и война»? Как вы ее понимаете.

- Многие русские поэты создавали волнующие стихи о любви к Родине, о подвигах детей в годы войны. Это такие авторы - Агния Барто, Борис Ширшов, Маргарита Алигер, Самуил Маршак, Константин Симонов.

Поэты показали в своих стихотворениях, что слова «Война» и «Детство» не могут стоять рядом, что взрослые в ответе за гибель маленьких девочек и мальчиков на войне.

А во время Второй мировой войны погибло 13 млн. детей - гибли дети всего мира.

Мы всегда должны помнить подвиг детей-героев, ценить наше мирное время, мирное детство.

Звучит стихотворение Л.М.Голодяевской в исполнении подготовленной ученицы:





- В начале урока мы с вами составили ассоциограмму со словом «дети». Сейчас мы составим ассоциограмму(кластер) со словосочетанием «дети войны».

- Подумайте, какие проблемы и заботы были у этих детей?













(Чувство страха, гордости, интереса, опасности).

(мальчик, наш ровесник)

( Да, потому что он смелый, отважный, бойкий, бесстрашный)

Скромный, тк показал и убежал.

Слайд:

Все нынче, как спросонку - спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.

Бедовый, из тех, что главарями у детей - озорной, все время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.

А он гвоздит - не выглянуть из башен - он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

…за каким домишкой он примостился - где находится укрытие, из которого бьет немецкая пушка.

Заходим в тыл и полный газ даем

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем - танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.



- «Лет десяти-двенадцати. Бедовый, //Из тех, что главарями у детей».

Трудолюбивый - не считает за труд носить воду ведрами.

Приветливый - встречают как гостей.

Нежадный, щедрый - сливы суют.

- «Рубашонка пузырем»

- Читают по ролям.

Автор называет своего героя «мальчонка», «парнишка», «дружище», «хлопец». Видно, автор симпатизирует герою, тк используются уменьшительно-ласкательные суффиксы)

- Зачитываю слова, которыми автор начинает и заканчивает стих.

- Автор начинает и заканчивает свое стихотворение такими словами, чтобы усилить наше представление, что бой действительно был трудным.

- Кольцевая композиция. (Если дети затруднятся ответить, учитель сам об этом скажет).

(Автор хотел, чтобы мы помнили и о подвиге таких мальчишек и девчонок)

(Хотел подчеркнуть достоверность описываемых событий)

На картине Ю. Непринцева изображены идущие солдаты, а на заднем плане видны танки. Вся картина объята огнем, все в дыму.

«Был трудный бой. Все нынче как спросонку..», «Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед..»

(Ответы детей).









( Я зачитываю начало пословицы и предлагаю кому-то из ребят продолжить).

Обсуждение пословицы.







Дети войны-и веет холодом,
Дети войны-и пахнет голодом,
Дети войны- и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!


Составление кластера.

(слезы, горе, боль, смерть, одиночество, нет дома, нет родителей, голод и проч.).

(Голод, холод, многие дети остались сиротами, страх, боль и тп).

































































слезы горе

дети войны______ боль

голод

страх смерть



















1) Познавательные:

- умение видеть героя словами автора

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

выделение главной мысли







































Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания(л),понимание текстов, извлечение необходимой информации(п),построение логической цепи рассуждений(п)анализ, синтез, обобщение(п)



VII. Этап рефлексии.

2 минуты.

- О чем сегодня на уроке мы говорили?

- Какие чувства вам пришлось испытать?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Похожа ли ваша жизнь на жизнь ваших сверстников во время войны? Чем отличается?

- С каким убеждением вы уйдете сегодня с урока?

- Сегодня на уроке мы все хорошо поработали. Но нам нужно выставить оценки. Давайте вместе попробуем это сделать. Каждый оценит свою работу.



( Нельзя забывать о трудном военном детстве, о героизме своих сверстников, стараться и самим быть более ответственными).

Самооценка.

Слайд ( или на доске ):

Я сегодня узнал…

Было интересно…

На уроке я понял (а)…

У меня в душе осталось…

Мне захотелось…

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

VIII. Домашнее задание.

2 минуты.



  1. С. 156 - 158 подготовить чтение наизусть стихотворения

  2. Нарисовать памятник, который бы вы поставили детям войны.

  3. Создать презентацию «Герои войны».









1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению



© 2010-2022