Разработка урока в малокомплектной школе

Пояснительная записка Наша школа имеет совмещенные класс – комплекты. Именно в школе данного типа сконцентрированы основные проблемы МКШ. Особенностью преподавания в    данной школе являются занятия с двумя классами одновременно. Учитель                                             русского языка и литературы в таких условиях преподавания должен владеть  специальным механизмом организации учебного предмета для достижения качества знаний учащихся. Мой поиск решения данной проблемы привел к следующим выводам. 1. Необходимо объединять в крупные блоки учебный материал, чтобы значительно увеличить объем изучаемого материала. 2. Для развития  речи учащихся необходимо использовать опоры, схемы, модели, ориентиры построения рассказов. 3. В системе использовать  метод  воздействия на ученика через других учащихся. 4. Улучшать качество организации самостоятельной работы  при помощи введения КСО. 5. Учить различным способом работы с учебником, учебными пособиями. 6. В системе использовать уровневую дифференциацию, при которой  задания для всех  дополняются индивидуальными заданиями для каждого. При этом задания для всех составляются в соответствии с Госстандартом образования,  задания для каждого – с учетом индивидуальных способностей ученика, для  учеников разной подготовленности – групповые  задания.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Абильдина Гульнара Туршановна,

Учитель русского языка и литературы,

Фурмановская средняя школа

Урок русского языка в 6 - 9 классах малокомплектной школы

Пояснительная записка

Наша школа имеет совмещенные класс - комплекты. Именно в школе данного типа сконцентрированы основные проблемы МКШ. Особенностью преподавания в данной школе являются занятия с двумя классами одновременно. Учитель

русского языка и литературы в таких условиях преподавания должен владеть специальным механизмом организации учебного предмета для достижения качества знаний учащихся. Мой поиск решения данной проблемы привел к следующим выводам.

1. Необходимо объединять в крупные блоки учебный материал, чтобы значительно увеличить объем изучаемого материала.

2. Для развития речи учащихся необходимо использовать опоры, схемы, модели, ориентиры построения рассказов.

3. В системе использовать метод воздействия на ученика через других учащихся.

4. Улучшать качество организации самостоятельной работы при помощи введения КСО.

5. Учить различным способом работы с учебником, учебными пособиями.

6. В системе использовать уровневую дифференциацию, при которой задания для всех дополняются индивидуальными заданиями для каждого. При этом задания для всех составляются в соответствии с Госстандартом образования, задания для каждого - с учетом индивидуальных способностей ученика, для учеников разной подготовленности - групповые задания.

Урок в 6 классе по теме «Имя числительное».

По основным этапам учебного процесса данный урок является вводным (1-й). Во вводной части учебного модуля предусмотрено:

1.Знакомство учеников с общей структурой и содержанием учебного модуля.

2.Определение цели и задачи познавательной деятельности учащихся в данном учебном модуле.

3.Введение новой информации (лекция по изученной теме)

4.Применение опорных схем, таблиц, конспектов.

Цели урока предполагают дать учащимся представление о части речи -имени числительном, усвоить особенности значений имен числительных, научиться выделять имена числительные среди других частей речи, познакомиться с правилами по базовому листу, резюмировать сказанное на уроке.

Урок в 9 классе по теме «Знаки препинания в БСП» является вторым уроком. Поэтому больше времени уделено самостоятельной работе с последующей взаимопроверкой. Данный урок предполагает задания репродуктивного и проблемного характера; готовит учащихся к выполнению индивидуальных заданий на знание теории, практических и тестовых заданий различного уровня сложности.

Цели урока предполагают повторение и обобщение сведений о бессоюзном сложном предложении; формируют навыки синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения; закрепляют пунктуационные умения.

Задания подобраны с учётом реализации следующих принципов: научности, доступности, систематичности и последовательности. Задания носят характер «от простого к сложному».

Урок выдерживает основные этапы комбинированного урока.

Показателями данных уроков является кратковременность организационного момента, полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.

По основным дидактическим целям уроки классифицируются: в 6 классе- урок сообщения новых знаний, в 9 классе -урок закрепления.

По основному способу проведения в 6 классе урок проведён в форме лекции, в 9 классе основной упор сделан на самостоятельную работу.

На уроке применялись технология уровневой дифференциации, модульная технология, технология критического мышления.

Осуществлялся индивидуальный подход к каждому ученику (подходишь, сразу видно, понял ученик тему или нет); создавались условия для развития сильных учащихся (они не ждут остальных, сами дальше разбираются в заданиях); дифференциация в обучении (самостоятельная работа в начале урока и домашние задания разноуровневые); решена проблема домашних заданий (все мы знаем, что без домашних заданий обучать русскому языку очень трудно, раз при оценке деятельности ученика учитывается не только самостоятельная работа, но и домашние задания, ученику приходится каждодневно выполнять домашние задания (система оценивания знаний ученика по теме: возможность получить 10 баллов за домашнее задание + 20 баллов за самостоятельную работу (10 - за теорию. 10 - за практическую часть = "5")

Основная форма обучения русскому языку и литературе в МКШ - это индивидуальная работа с учениками. Ее нужно направить на определение типа способностей учащихся, на этой основе учить и обучать умениям и навыкам учения. Учесть индивидуальные особенности учащихся при планировании

учебного процесса по русскому языку и литературе поможет технология

разноуровневой дифференциации, в основе которой - распределение

заданий для самостоятельной работы по степени сложности в зависимости

от развития учащихся, индивидуального темпа работы.

При индивидуальной форме обучения наиболее эффективны в

использовании различные виды самостоятельной работы, например:

работа учеников с книгой, которая должна быть систематической;

изучение материала блоками; работа по листам самоконтроля

Краткая характеристика 6 «Б» -9 «Б» классов:

а)организационная, межличностная структура классов достаточна высока: по ходу урока можно судить о высоком уровне организации классного коллектива (доброжелательная атмосфера, поддержка товарищей при ответе, стремление помочь, отсутствие соперничества);

б)особенности социального, психологического и биологического развития -межличностные отношения ровные, несмотря на разницу в возрасте, обстановка рабочая, психологический климат благоприятный;

- учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке свидетельствует о ярко выраженном наглядно-действенном и образном мышлении, о должном развитии абстрактно-логического мышления;

-на уроке дети показали глубину и гибкость ума, сообразительность;

в)уровень обученности достаточно высок; это можно предположить исходя из положительной мотивации учения в данных классах, наличия общих умственных способностей к усвоению и репродуцированию знаний, должного интереса к учению, старания и работоспособности детей, культуры поведения.

Такой уровень обученности свидетельствует о продуманном руководстве со стороны учителя и систематической целенаправленной работе учащихся.

Организационная сущность однопредметного урока, распространенного в условиях вертикальной интеграции, выражается в умелом сочетании индивидуальной работы учителя с отдельными учащимися с самостоятельной деятельностью школьников, фронтальной работы в обоих классах с обучением отдельного класса.

Задача учителя - в дидактически грамотном соотнесении режимов деятельности учителя и деятельности учащихся на уроке.

Литература

  1. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы: Атамұра, 2012

Авторы: Сабитова З.К., Павленко В.К.

  1. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. -Алматы: Атамұра, 2012

Авторы: Сулейменова Э.Д., Сабитова З.К.

  1. М.М.Жанпеисова «Модульная тенология»

  2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность.-М.,1999

  3. «Современный урок» часть 4 Альтернативные уроки Т.П.Лакоценина, Е.Е.Алимова, Л.М.Оганезова.

  4. З.К.Сабитова, В.К.Павленко. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. - Алматы «Атамұра», 2011









6класс. Тема: Имя числительное.

Вводная часть учебного модуля

Урок №1. Ввод в модуль.

Цели урока:

1.Усвоить особенности значений имен числительных, научиться выделять имена числительные среди других частей речи,

2.Разивать умение правильно писать слова на изученные правила, резюмировать сказанное на уроке; 3.Прививать интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, презентация, ОСК «Имя числительное»

Ход урока

I Организационый момент.

«Удивляй!»

Ребята, назовите самое большое число. (они с удивлением обнаруживают, что это сделать невозможно)

II.Привлекательная цель

1.Объявление цели урока

2.Разминка

- Сколько дней осталось до конца этого месяца?

- Сколько минут длится урок?

- В котором часу кончаются занятия в школе?

- На какой странице учебника начинается тема «Имя числительное»?

- Как вы думаете, могут ли ваши ответы относиться к какой-нибудь части речи? Почему?

III.Самостоятельное знакомство учащихся с ОСК и чтение правил по «Базовым листам контроля»(прил 1.)

(Учитель раздает листы, в которых даны основные правила. Их обязан знать каждый.)

ОСК «Имя числительное»(таблица)

Разработка урока в малокомплектной школе

Разработка урока в малокомплектной школе

сРазработка урока в малокомплектной школелова со знач. числа

одиннадцать

измен. по пад.

ОН

МРазработка урока в малокомплектной школеИЛЛИ

АРД

Разработка урока в малокомплектной школеРазработка урока в малокомплектной школе

пятьдесят пятидесятый

пятьдесят пять пятьдесят пятый

Разработка урока в малокомплектной школе

Разработка урока в малокомплектной школеРазработка урока в малокомплектной школедвойник

Разработка урока в малокомплектной школеРазработка урока в малокомплектной школепятак ЦИФРА

Разработка урока в малокомплектной школеРазработка урока в малокомплектной школеРазработка урока в малокомплектной школеутроить

Разработка урока в малокомплектной школе

Разработка урока в малокомплектной школе

IV.Запись опорной лекции.

Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты, считаем количество прочитанных страниц, число забитых голов на футбольном поле.

Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей.

Если хотят сказать, каково расстояние от дома до школы, то употребляют числительные. Если хотят что-то сообщить о времени, то употребляют числительные.

Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их вес, стоимость.

На письме слова - числительные часто заменяются цифрами.

Только в документах, при получении или выдаче денег требуют, чтобы сумма была написана и словами, а не только цифрами: на письме цифры гораздо удобны: они занимают меньше места; их быстрее можно прочесть и понять, чем длинную строчку из нескольких слов. (Сравните: 2 542 - две тысячи пятьсот сорок два).

Люди любой национальности, говорящие на разных языках без перевода понимают значение цифр. Но как бы ни были удобны цифры, в устной речи пользуются только словами. Числительные незаменимы в устной речи.

«Игра в «снежки». (Физминутка)

Я бросаю мяч кому-нибудь из вас, называя имя числительное, вы должны назвать разряд числительного.

V.Тренировочная работа.

1.Распределительный диктант.

а) Распределите слова в две колонки

в первую - числительные

во вторую - другие части речи

Пара, двойной, миллион, дюжина, удвоить, семидневный, четыре, первый, устроить, пять, десять, пятак, столетний, одиннадцать.

б) Установить, какими частями речи являются слова с числовым значением.

1.Двуликий Янус

2.Между двух огней

3.Как дважды два

4.Удвоение капитала

5.Удвоить внимание

6.Не из трусливого десятка

7.За десятью замками

8.Дело десятое

9.Десятибальный шторм

I.Имя существительное

II.Имя прилагательное

III.Имя числительное

IV.Глагол

V.Наречие

(проверка по ключу)

2.Комментированное письмо.

Выработка умения правильно писать числительные.

47+15=62

К сорока семи прибавить пятнадцать получится шестьдесят два.

Сумма чисел сорока семи и пятнадцати равна шестидесяти двум.

89-33=56

От восьмидесяти девяти отнять тридцать три получится пятьдесят шесть.

Разность чисел восьмидесяти девяти и тридцати трёх равна пятидесяти шести.

3.Работа по аналогии (упр.408).

- Составьте и запишите аналогичный рассказ о себе, о своем классе и школе.

VIII. Итог урока.

Резюме:

Попробуйте составить резюме по уроку, отвечая на данные вопросы:

- Что понравилось на уроке?

- Что было главным на уроке?

- Что интересного узнали?

- Что не понравилось на уроке?

- Поставь отметку учителю по 10-балльной системе. Обоснуй её.

- Поставь отметку себе по 10-балльной система. Обоснуй её.

Домашнее задание массивом (каждый ученик сам должен выбрать и выполнить не менее 2-х упражнений)

9класс. Тема урока: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Цели урока:

1.Повторение и обобщение сведений о бессоюзном сложном предложении; формирование навыков синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения; закрепление пунктуационных умений учащихся; 2.Совершенствование организационных, коммуникативных навыков;

3.Формирование активного динамического стереотипа поведения.

Оборудование: таблица «БСП»

Психологический настрой на деятельность. Приветствие. Визуальный контроль готовности к уроку. Выбор формы работы

(индивидуально, в парах)

Постановка учебной задачи.

Определение цели и задач урока.

II.Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи, составление схемы.

Голоса их были слабо слышны; посреди общего гула и по лицам их было видно, что они отчаивались в возможности остановить этот беспорядок. (бессоюзн, подчинит)


III. Опрос«Ты- мне, я -тебе».

Вам нужно ответить на теоретические вопросы, которые вы готовили дома. Вопросы у меня написаны на листочках, каждый из вас вытаскивает вопрос и задаёт его любому учащемуся из класса.

  • Что вы знаете о сложном предложении?

  • Что связывает части сложного предложения?

  • Всегда ли порядок частей сложного предложения одинаковый (закреплённый)?

  • Сколько простых предложений может быть в сложном?

  • Какими способами присоединяются части в сложного предложения?

  • Какие виды союзов вы знаете? Какие типы сложных предложений имеются?

Анализ и сравнение предложений, записанных на интерактивной доске, расстановка знаков препинания, построение схем. Найдите «третье лишнее».

  • Слышно было как ветер трепал кусты деревьев как неистовствовало море и лаяли в селении собаки.

  • Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то новое говорящее чудесное.

  • Море вдали уже покрылось багрянцем навстречу солнцу поднималось дымчатое облако мягких очертаний.

(Анализируя предложения, ученики приходят к выводу, что «третьим лишним» является третье предложение, т.к. оно БСП).

Актуализация уже имеющихся знаний.

  • Какое предложение называется бессоюзным?

  • Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

IV.Самостоятельная работа. Задания по осмыслению содержания. Индивидуальная работа.

В помощь параграфы учебника, тетрадки - памятки.

Задание: рассказать о постановке определенного знака препинания в БСП (ответить на вопросы, привести примеры).

Задание №1.

1) Когда ставится запятая, точка с запятой между частями БСП?

2) Найдите и прочитайте БСП, в которых простые предложения разделяются запятыми, точка с запятой из упр.

3) Рассмотрите смысловые отношения между частями данных предложений.

4) Объясните знаки препинания в этих предложениях.

Задание №2.

1)Когда ставится двоеточие в БСП?

2) В каких смысловых отношениях находятся части БСП?

Какому типу союзного сложного предложения они синонимичны?

3) Заполните таблицу №1 (слайд), используя примеры (устно) из упр.

Задание №3

1) Когда ставится тире в БСП?

2) В каких смысловых отношениях находятся части предложений?

3) Заполните таблицу №2 (слайд), используя примеры (устно) из упр.

V. Самостоятельная работа учащихся по выполнению фрагментов заданий.

Свободный выбор:

Уровень 1.

Составить схему предложения, объяснить знаки препинания.

Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.

Вспыхнул свет - я зажмурил глаза. ([ ] - [ ]. Быстрая смена событий.)

Уровень 2.

Составьте схемы предложений, расставьте знаки препинания

Посмотрит рублём подарит.

(ответ: Посмотрит - рублём подарит. [ ] - [ ]. Сравнение)

Татьяна в лес медведь за нею

Снег рыхлый по колено ей…

(ответ: Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей… [ ] ; [ ] ; [ ] …)

Уровень 3.

Творческое. Придумайте и запишите бессоюзные сложные предложения, в основе которых лежали бы такие смысловые связи: читать - всё знать; отдохнуть - двигаться дальше; спокойное море - полный штиль.

Проверка: на уроке, индивидуальные ответы.

3.Устная работа. Какое утверждение является неверным?

А.Смысловые отношения в бессоюзных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

Б. В бессоюзных сложных предложениях предикативные части связываются в устной речи интонацией.

В.Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

Г. В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных предложениях.

Подведение итогов.

Выступление учащихся.

Каждый учащийся должен представить критерии, по которым определяется расстановка знаков препинания в БСП. После выступления учащихся на доске заполняется таблица. Сравнить и откорректировать свои записи в тетрадках-памятках.

Задание на дом. Работа по карточкам (индивидуально)

Приложение

Таблица 1

Пунктуационный

знак

Значение

Можно вставить

Двоеточие

а) Во втором предложении указана причина

Союз потому что

б) Второе предложение поясняет первое.

Союзы а именно, то есть

в) Второе предложение дополняет второе.

Союз что

г) Вторая часть представл. прямой вопрос.

Таблица 2

Пунктуационный

знак

Значение

Можно вставить

Тире

а) Противопоставление

Союзы а, но

б)Неожиданное присоединение, быстрая смена событий.

Союз и

в) Следствие, вывод

Союз так что

г) Время, условие

Когда, если

д) Сравнение

Как, словно, что, как будто.

е) Изъяснительное значение

Что

ж)Присоединительное предложение.

Это

Таблица 3

Значение

Можно вставить

1. Запятая: перечисление фактов

И

2.Точка с запятой: то же, но предложения отдалены по смыслу или внутри частей есть знаки препинания.

И

3. Двоеточие:

1) причина;

2) пояснение;

3) дополнение;

4) прямой вопрос.

Потому что

А именно, как…то

Что

4. Тире:

1) противопоставление;

2) условие;

3) время;

4) вывод, следствие;

5) сравнение;

6) быстрая смена явлений.

А, но

Если

Когда

Поэтому, следовательно

Как, словно.

Базовый лист контроля.

1.Имя числительное - это часть речи, которая обозначает число, количество предметов при счете, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы Сколько? Какой? Который?

Имена числительные могут быть разными членами предложения.

2.Имена числительные делятся на количественные (сколько?) порядковые (Какой? Который?)

3.Имена числительные изменяются по падежам. Большинство числительных не имеют категории рода и числа.

4.Числительные, состоящие из одного слова из одной основы, называются простыми (шесть, шестой). Числительные, состоящие из двух или более слов, называются составными (сорок один, сорок первый).

5.Числительные, обозначающие целые числа: один, пять, двести. Дробные числительные: три пятых, четыре десятых. Собирательные числительные: двое, трое, семеро. Порядковые числительные: первый, второй, десятый, двадцатый.

6.В числительных от 5 до 20, 30 пишется на конце Ь. в середине числительных 15, 16, 17, 19 Ь не пишется. В числительных от 50 до 80, от 500 до 800, 900 Ь пишется в середине слова после первого корня.

7.Числительное ОДИННАДЦАТЬ пишется с двумя Н. числительные МИЛЛИОН ,МИЛЛИАРД , пишутся с двумя Л.

8.В числительных 30, 400 на конце слова пишется А (триста, четыреста). В числительных 200 в конце слова пишется И (двести). В числительных 4 в конце слова пишется Е (четыре).

9.В родительном, дательном и предложном падежах количественных числительных от 11 до 19 в окончании пишется буква И.

10.При числительных два, три, четыре, если они стоят в именительном падеже, употребляется существительное год в родительном падеже ед.числа, а при числительных от пяти - существительное лет в родительном падеже мн.числа (три года, но пять лет).

11.В числительном полтора в именительном и винительном падежах различаются формы рода. (полтора килограмма, полторы секунды). Имеет две падежные формы.

12.Собирательные числительные оба в мужском и среднем в роде в косвенных падежах имеет основу обо (обоими юношами). Собирательное числительное обе в женском роде в косвенных падежах имеет основу обе (обеими девушками).

ЛИСТ ОЦЕНКИ___(фамилия, имя)_________________________________________________

1 задание: Распределить предложения по группам.

2 задание:

Индивидуальное задание.

3 задание:

Нахождение БСП.

За урок я поставлю себе оценку:

« »

Сегодня на уроке:

Я понял(а)…………………………

………………………………………

…………………………………………

…………………………………………..

Я узнал(а)………………………….

……………………………………………..

…………………………………………………………………………………………….

Лучше всего у меня получилось…………………………..

……………………………………………….

………………………………………………………………………………………………..

Я испытал(а) затруднение в…

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

Думаю, что этот материал мне пригодится………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………




Литература

  1. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.-Алматы: Атамұра, 2012

Авторы: Сабитова З.К., Павленко В.К.

  1. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. -Алматы: Атамұра, 2012

Авторы: Сулейменова Э.Д., Сабитова З.К.

  1. М.М.Жанпеисова «Модульная тенология»

  2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность.-М.,1999

  3. «Современный урок» часть 4 Альтернативные уроки Т.П.Лакоценина, Е.Е.Алимова, Л.М.Оганезова.

  4. З.К.Сабитова, В.К.Павленко. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. - Алматы «Атамұра», 2011


© 2010-2022