ШКОЛА ОЛОНХО КАК ПРОСТРАНСТВО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

База проведения: МОУ «Туора- Кюельская  средняя общеобразовательная школа», Таттинский улус. В настоящее время  народ саха , как и все народы  России, переживает  один из сложнейших этапов  своей  истории. Кризисная ситуация , в которой оказалось  все российское общество , привела к трансформации его национального и духовного самочувствия. По данным социологов  каждый двенадцатый якут  по республике, а в городской местности почти каждый ребенок-якут не считает якутский язык родным. В Якутии рез...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Таттинское улусное управление народного образования

Улусный инвестиционный конкурс культурно- образовательных инициатив





ШКОЛА ОЛОНХО КАК ПРОСТРАНСТВО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ.





















База проведения: МОУ «Туора- Кюельская средняя общеобразовательная школа», Таттинский улус.

В настоящее время народ саха , как и все народы России, переживает один из сложнейших этапов своей истории. Кризисная ситуация , в которой оказалось все российское общество , привела к трансформации его национального и духовного самочувствия. По данным социологов каждый двенадцатый якут по республике, а в городской местности почти каждый ребенок-якут не считает якутский язык родным. В Якутии резко, несмотря на все принимаемые меры, сокращается число людей, считающих родным язык своей национальности. Понятно, что в этих условиях происходит изменение многих ценностей , что предполагает поиск новых духовных ориентиров, способных стимулировать процессы этической мобилизации и консолидации.

Языковое наследие народа в духовной стороне бытия занимает определяющее значение. Основоположник теоретического языкознания Вильгельм фон Гумбольдт провозгласил знаменитый тезис : «Язык- дух народа». Мы знаем и другой афоризм , взятый как эпиграф к словарю Э.К. Пекарского «Словарь якутского языка»: «Язык племени - это выражение всей его жизни, это музей, в котором собраны все сокровища его культурной и высшей умственной жизни»

По материалам исследователей 19 века , якуты с большим вниманием относились к языку, речи человека, которая свидетельствовала о его личностных свойствах. Якуты говорят: «Сана санаттан атын( речь одного отличается от другого) По этому принципу отмечали характер и нрав говорящего: керсуе тыллаах, еьуемчу тыллаах, туора тыллаах, утуе тыллаах. Чекловеку Среднего мира приписывалась внятная и стройная речь , когда « слово сливается с мыслью», тогда как речь обитателей «чужого « пространства отличалась неразборчивостью и невнятностью:

Начал без умолку болтать,

Невнятно, хлюпая ,бормотать,

Гмыкая и ворча,

Хихикая , хохоча…( Нюргун Боотур Стремительный, 1982, с.36)

Признаком родовитости человека считали умение владеть языком, красноречие. По представлениям якутов , последнее свидетельствовало о силе и воле человека. По преданию , Тыгын( вождь хангаласцев) разговаривал со своим старшим братом Хаара- Сырай Джогудай , «стоя на противоположных берегах Лены, один у Покровского Мыса, другой в Жемконцах у Мыса Хоруол…»( расстояние между этими пунктами 15 верст).

Человек , владеющий , художественным , образным слогом , устанавливает связь доброго, нужного слова с окружающим миром и тем самым способен помочь себе и другим в любых критических ситуациях. А ведь именно в олонхо, как в фокусе, можно видеть и чувствовать силу очарования якутского слова. В этом заключается актуальность нашего проекта.

Ни один жанр и вид якутского фольклора не отличается столь могучей , беспредельной фантастикой и социальной глубиной как олонхо.

Олонхо- это духовное богатство якутов, вершина развития устной якутской поэзии, в нем синтезировано все лучшее , что было достигнуто духовной культурой якутов. Первый исследователь и собиратель якутского фольклора И.А. Худяков , подчеркивая огромное значение эпоса в духовной жизни народа назвал олонхо « главным родом поэзии, главным средством просвещения». Даже записанные в годы упадка разложения старой национальной культуры произведения якутской литературы , особенно олонхо, производят на читателя не- якута сильное , волнующее впечатление своими своеобразными художественными красотами . «Меня ,- я думаю, что и каждого читателя ,- поразил и поразит этот чудный мир якутской фантазии , его особый, своеобразный размах»- пишет исследователь С.Е. Малов в предисловии к книге «Образцы народной литературы якутов».

«Здесь , в олонхо , мы вступаем в очаровательный мир, полной поэзии , полный могучих красок», «поразительно могуча, страстна , полна поэзии бывает олонхо».пишет С.В. Ястремский.

Это не только энциклопедия истории, быта наших предков, но еще и кладезь нравственности и духовности. Здесь мы можем черпать знания о важнейших правилах человечности, гуманности, доброты и любви.

У народов , исповедующих разные религии, есть великие книги, по которым они учатся строить свою жизнь, сверяют свои поступки, в котором ищут ответы на главные вопросы жизни. В этих книгах изложены этические принципы, законы нравственности и духовности.

Если у христиан есть Библия, у мусульман Коран,у людей исповедующих иудаизм Талмуд, то у якутов есть олонхо. Неважно, что все олонхо у якутов не собраны в одной великой книге. Важно то, что они все являются учебником жизни. Надо только уметь прочитать их. Для этого необходимо определить формы и методы развития образности речи у сельских школьников, творческого художественного мышления. Этим обоснована значимость нашего проекта.

Таким образом ,целью нашего проекта является разработка модели школы олонхо как пространства творческой самореализации детей в сельской местности.

Для достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:

  • Анализ культурно- исторических особенностей данной местности;

  • Изучение генетических особенностей детей;

  • Определение условий для создания школы олонхо;

  • Принятие комплекса мер для реализации проекта.

  • Содействие одаренным детям в осуществлении творческих и научно- исследовательских замыслов( подготовка к изданию работ учащихся, участие в научных конференциях, экспедициях, проведение научно- практических конференций в области олонхо, выпуск сборников научно- исследовательских работ учщихся)

Сроки реализации проекта- 2008-2009

  1. В Жулейском наслеге Таттинского улуса проживали , как показывают архивные данные, в конце 19 и в начале 20 веков 18 талантливых олонхосутов. Из них самыми знаменитыми были Табаахарап- И.Н. Винокуров, Бабыат Макаров, Улуу Кээмпэс, Миинэ уола Дьегуессэ, Баспарыйа, Кетуехэ уола Маалгын, Николай Абрамов, Ырыа Тиэхээн, Ырыа Кириинньэ.

  2. Любая действующая образовательно- воспитательная модель должна быть основана на изучении генетических особенностей школьников.Иначе трудно добиться какого- нибудь реального успеха. Поэтому первым шагом нашей работы было изучение генетических особенностей школьников ТКСОШ.

Жители села Туора - Кюель генетически принадлежат четырем родам.

Намсык- Васильевы, Осиповы, Хаптагаевы, Ефимовы , Аянитовы.

Ма5аас - Аянитовы, Харитоновы, Эляковы, Ермолаевы, Евграфовы, Местниковы, Винокуровы.

Сатака- Савины, Огочуяровы, Сидоровы, Пинигины, Ефимовы.

Бекчек- Большаковы, Екечьямовы, Борисовы, Павловы, Гуляевы , Щукины.

В роде Намсык были знаменитый олонхосут Николай Абрамов, известные богачи- главы наслега, известные охотники.

В роде Ма5аас были известный олонхосут Винокуров И.Н.- Табахоров, известный бегун Тыбыыка, знаменитые силачи, женщина известная своей могучей силой Бе5е Мавра

В роде Бекчек были известные силачи и бегуны, мастера по строительству, Известный богач Дуускун Тара5ай, великий певец Ырыа Ылдьаа, шаман Мииккэ.

В роде Сатака были известный олонхосут Баспарыйа, талантливые швеи, шаманы.

Таким образом , можно сделать вывод , что у большинства школьников развито творческое мышление-

Исходя из вышесказанного можно с полной уверенностью сказать, что в Туора- Кюельской средней общеобразовательной школе имеются все необходимые предпосылки для реализации проекта модели школы олонхо.

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный этап.2007, октябрь- декабрь. .Сбор и систематизация материалов, необходимых для реализации проекта. Подготовка к печати книги об истории и культуре Жулейского наслега «Дьулэй нэьилиэгэ- олонхо туелбэтэ». Содействие в издании книги.Готовится в издательстве «Бичик» к печати пособие для учителей по развитию речи «Уран тыл кистэлэннэрэ»- «Что в слове, что за словом…», состоящая из заданий для развития якутской и русской речи. Подготовка научной- методической базы проекта. Изучение генетических особенностей детей. Проведение социологического опроса среди населения. Защита проекта в соответствующих инстанциях.

Результаты, достигнутые за прошедший этап:

  • Научно- исследовательская деятельность- улусная научно- практическая конференция «Олонхо мин айар улэбэр»- Аянитова Лилианна, 10 класс, 1место( в жанре сочинения), Сахаяна Васильева, 10 класс, 3 место. Люба Захарова , 10 класс,Кристина Белазор, 11 класс 2 место в региональной научно- практической конференции «Шаг в будущее» «П.А. Ойуунускай «Кыьыл Ойуун» диэн олонхо- тойугар аан дойду былыргы цивилизацияларын сурун символлара кестуутэ», Айта Алексеева , 8 класс, лауреат региональной НПК «Шаг в будущее».

  • Творческая деятельность. Галя Алексеева, республиканский конкурс журнала ЧЯуораанчык в жанре рассказа - 1 место, Туяра Евграфова , конкурс детских творческих работ газеты Кэскил» «Мы- дети природы», в жанре сочинения 1 место. Маша Павлова на этом же конкурсе в жанре олонхо заняла 1 место. Выпустили книгу Туяры Евграфовой «Бэйэм саастыыта бэдиктэргэ бэрт буортулаах субэлэр»

  1. Первый этап. 2008, январь- апрель. Выявление группы детей с творческими способностями. Уточнение направлений работы (творческая; научно- исследовательская)Анализ первых апробационных работ. Устранение ошибок и недостатков. Руководство творческими и научно- исследовательскими проектами учащихся.Постановка спектаклей - олонхо по произведениям учащихся. Гастрольные выезды. Проведение семинаров и конференций по проблемам развития и возрождения олонхо. Печатные работы. Пропаганда работы школы через СМИ.Поиск компетентных рецензентов и научных руководителей. Налаживание прочных связей с ИГИ, ФЯФИК ЯГУ . Поиск средств финансирования.

  2. Второй этап. 2009, январь-апрель. Анализ деятельности школы начальных этапов. Устранение недочетов. Руководство творческими и научно- исследовательскими проектами учащихся.Участие в творческих конкурсах. Проведение семинаров и конференций по проблемам развития и возрождения олонхо.Подготовка сборников по результатам конференций и семинаров. . Пропаганда работы школы через СМИ. Научные экспедиции. Подготовка спектаклей. Участие в творческих конкурсах Работа с научными руководителями. Печатные работы.

  3. Третий этап. 2009, май-декабрь. Рефлексия. Анализ деятельности школы олонхо за прошедший этап. Подготовка плана работы следующего этапа.

Механизмы реализации проекта.

  1. Сбор и систематизация материалов, необходимых для реализации проекта. Подготовка к печати книги об истории и культуре Жулейского наслега «Дьулэй нэьилиэгэ- олонхо туелбэтэ».

  2. Изучение генетических особенностей детей. Выявление группы детей с творческими способностями.

  3. Внедрение , апробация эффективных образовательных технологий( исследовательский метод, технология развития творческого мышления)

  4. Налаживание эффективных механизмов организации учебной и факультативной деятельности учащихся

  5. Постановка спектаклей - олонхо по произведениям учащихся.

  6. Проведение семинаров и конференций по проблемам развития и возрождения олонхо. Пропаганда работы школы через СМИ.Поиск компетентных рецензентов и научных руководителей. Налаживание прочных связей с ИГИ, ФЯФИК ЯГУ . Поиск средств финансирования.

  7. Участие в творческих конкурсах.

  8. Подготовка сборников по результатам конференций и семинаров.

Кроме того, мы считаем нужным выделить три уровня реализации проекта :

  • Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения , а само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно;

  • Педагог ставит проблему , но сам метод ее решения ученик ищет самостоятельно ( на этом уровне допускается коллективный поиск);

  • На третьем высшем уровне постановка проблемы , поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно ( Дж. Шваб, П. Брандвейн, А.Леви и др.)

Формы и методы.

На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся , проявляемой в исследовательской деятельности на уроке , уроки - исследования могут соответствовать начальному ( Урок «Образец исследования», продвинутому ( Урок «Исследование» или высшему уровню ( урок «Собственно исследование»).

Освоение учащимися исследовательских знаний и умений должно проходить поэтапно , с постепенным увеличением самостоятельности ученика в его исследовательской учебной деятельности. Исходя из этого можно начинать с подготовительного этапа- теоретического изучения учащимися этапов и ступеней исследовательской деятельности. Затем следует освоение ими процесса исследования на уроках «Образец исследования»( этап 1) , отработка учебных приемов исследовательской деятельности на уроках «Исследование», а также на уроках с элементами исследвоания ( этап 2) и использование исследовательского подхода в процессе обучения на уроках «Собственно исследование».

На уроках данного типа возможно использование разнообразных форм обучения учащихся : индивидуальной, парной, групповой, коллективной.

Структура урока исследования:

Включает несколько этапов:

  • Актуализация знаний;

  • Мотивация;

  • Создание проблемной ситуации;

  • Определение темы исследования;

  • Формулирование цели исследования;

  • Выдвижение гипотезы;

  • Проверка гипотезы( проведение эксперимента, лабораторной работы , чтение литературы, размышление , просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.)

  • Интерпретация полученных данных;

  • Вывод по результатам исследовательской работы;

  • Применение новых знаний в учебной деятельности ;

  • Подведение итогов урока;

  • Домашнее задание.

Исследовательская деятельность учащихся на уроке начинается с накопления информации. После этого следует постановка проблемы( под проблемой мы понимаем практический и теоретический вопрос , требующий разрешения, исследования) и выбор темы исследования- определение аспекта рассматриваемой проблемы. Затем необходимо определить цели исследования, т.е. сформулировать ответ на вопрос: что нужно сделать для решения поставленной проблемы? Следующая ступень- выдвижение гипотезы- мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование , предположение о результатах исследования. При этом в своих рассуждениях учащиеся идут от следствия к причине: «если…, то…». Проверка гипотезы заключается в определенных действиях по разработанному алгоритму. Полученные в результате этих действий данные учащиеся должны интерпретировать. (Анализ данных показывает, что )В заключении необходима оценка , оформление результатов работы и вывод из нее

Организация урока рефлексии строится на принципе общения , а не информационной , односторонней коммуникативности. Атмосфера свободного обмена мнениями способствует более активному формированию у учащихся механизма критического мышления: анализа, обобщения, прогнозирования , самооценки. Доверие и уважение к логике партнера стимулирует развитие внутренней потребности к аналитической работе , которая формирует культуру общения , гибкость мышления .

Данная технология стала известна среди российских педагогов благодаря распространению институтом «Открытое общество» материалов международного проекта «Критическое мышление»

Основы методики включают три стадии , которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызова, осмысления, размышления.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по теме. С этой целью используются разные приемы , в которых наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями и явлениями. Например, задание- тема урока- якутский фольклор- история- быт. На этой стадии активно используется прием мозгового штурма , который активизирует внимание всех учащихся. Здесь у учащихся есть возможность используя свои предыдущие знания , строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке.

Вторая стадия- осмысление - дает возможность познакомиться с новой информацией, идеями и понятиями , увязать их с уже имеющимися знаниями , активно отслеживая свое понимание. Для этого можно использовать разнообразные приемы.

Третья стадия размышление, или рефлексия. Она позволяет учащимся осмыслить все то, что они изучили на уроке в собственном контекстве , выразить это своими словами.

При организации урока рефлексии учителю необходимо учесть следующие требования:

  • Создание эмоционального фона с доверительной обстановкой, диалоговым обменом ценностями;

  • Возможно использование слайдов, картин, собственных рисунков учащихся.

  • Первый этап включения в рефлексивную ситуацию предполагает выполнение ими заданий , требующих эмоционального отклика.

  • Необходимо сравнение оценки учащегося с оценкой его товарищей.

Ход урока.

Совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности , констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулирования, осмысления учеником и педагогом новых вариантов самоопределения.

В ходе рефлексии могут открываться невидимые ранее причины и обстоятельства, стоящие на пути предполагаемого решения проблемы. Обсуждая с учеником продвижение к разрешению проблемы, выделяют ключевые моменты, подтверждающие правильность или ошибочность спроектированных действий.

Итог урока.

Рефлексия может быть представлена следующими вопросами:

А) вопросами: Что нового для себя узнали? В чем затруднялись и как выходили из данной ситуации? Какие чувства испытывали? Какой опыт приобрели и чему научились? Какую проблему мы поставили в начале урока? Удалось ли нам решить ее? К какому выводу мы пришли?

Б) внутренними диалогами: Что теперь? Как быть дальше? Какой найти выход?

В) Попробуйте оценить свою работу.

Эвристический урок характеризуется тем, что включает в себя создание учеником собственных образовательных продуктов. Поскольку основными компонентами эвристического обучения автор определяет оргдеятельностные, когнитивные, креативные качества, он же предлагает данную структуру для классификации типов эвристических уроков. Концентрированным выражением эвристических уроков являются эвристические семинары. Эвристические семинары отличаются от других типов эвристических занятий технологическими условиями повышения активности и самостоятельности школьников, проявления их оргдеятельностных личностных качеств.

В задачи учителя входит предварительная подготовка учащихся к семинарской форме обучения на обычных уроках . К основным видам деятельности, подготавливающих учеников к участию в эвристических семинарах относятся следующие:

Индивидуальное самообучение- ученики выполняют ту или иную самостоятельную работу( с изучаемыми объектами, учебником, решение задач, исследовательская работа) и потом составляют письменные сообщения по ее результатам.

Парное взаимообучение- ученики в стабильных парах( соседи за одной партой) , либо в парах сменного состава ( ученики в течение урока меняются иместами по типу конвейера, объясняют друг другу какой- либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты товарища.

Групповая работа по общей теме- обучение внутри группы. Ученики, объединенные в группы, взаимодействуют внутри них: объясняют новый материал, обсуждают его, оценивают свою деятельность, готовят выступление.

Взаимообучение групп. Группы , занимающиеся разными проблемами или видами деятельности , например , теоретики или экспериментаторы, временно объединяются , чтобы поделиться опытом , информацией , проблемами.

Ученик вместо учителя . Один или двое учеников обучают весь класс , ведут урок, проводят теоретические или практические занятия.

Подготовка выступлений учениками. Отрабатываются такие виды деятельности , как техника выступления , методика ведения дискуссии, формулирование вопросов и ответов к ним , аргументация суждений, рецензирование, оценивание , рефлексия.

Виды эвристических семинаров .

Вводный эвристический семинар. Он происходит через обращение к имеющимся учеников знаниям и опыту. После объяснения структуры семинара происходит коллективный сбор информации учащихся по заданным темам . Информация с помощью учителя группируется по разделам. По каждому разделу ученики выбирают групповодов, а те в свою очередь набирают свои группы. Группы работают с собранной информацией по заданному алгоритму и готовят выступления перед классом, которые оцениваются и анализируются.

План семинара: 1) Объяснение структуры семинара, принятие его целей. 2) Демонстрация учителем готовых образцов . 3)Коллективный сбор информации учащихся и ее группировка по разделам. 4) Выборы групповодов и создание ученических групп. 5) Работа групп по выбранным разделам. 6) Выступление групп. 7) Оценка выступлений. Рефлексия семинара.

Класс делится на четыре группы , каждая из которых готовит выступление по своей теме , используя следующий план:

  • Краткая теория вопроса( собственная или известная ) с использованием тех понятий , которые приведены в таблице;

  • Рисунок или концепт, иллюстрирующий основные положения темы;

  • 1-2 вопроса по своей теме для другой группы.

При подготовке к выступлению группы пользуются доступными материалами, литературой, самостоятельно организуют свою работу.

От каждой группы выбирается по одному авторитетному представителю в экспертную группу, которая вырабатывает критерии оценки выступления группы , учитывая содержание выступления, технику выступления, оригинальность придуманных вопросов, а также ответы на вопросы других групп; содержание и качество проекта.После выступления групп эксперты поясняют свои критерии , анализируют выступления групп, объявляют количество набранных ими баллов. В итоге занятия проводится рефлексия.

Поисковый семинар. Его главная задача- организовать исследовательскую деятельность учеников в группах, а затем осуществить коллективный поиск по наиболее интересным и важным проблемам.

Максимально учесть индивидуальные качества учеников позволяют циклы семинаров разных типов. Ниже описаны три типа семинаров, объединенных в общий цикл. Первый семинар - индивидуальный, второй - групповой, третий с группами сменного состава. Каждому семинару присуща свобода выбора каждым учеником целей занятий, содержания деятельности, форм отчета.

Семинар с индивидуальной работой. Ученикам предлагается поставить перед собой учебную задачу по теме, составить план занятия , выбрать вид учебной деятельности и форму отчета. Учитель предлагает ученикам банк данных ,облегчающий выбор перечисленных элементов деятельности. Возможные виды заданий , видов деятельности и форм отчета записываются до начала семинара на доске в виде таблицы.

Семинар с групповой работой. Его специфика состоит в том, что группы объединяются те ученики, которые во время предыдущей индивидуальной работы занимались одинаковыми вопросами. Потребность в объединении по интересам обычно проявляется на предыдущем семинаре. Теперь каждая созданная группа продумывает форму занятий по своей теме для остальных учащихся класса. Ученики готовят выступления, просмотры для тех ребят, которые придут к ним на следующем занятии.

Семинар в группах по выбору. Во время такого занятия одновременно выступает несколько учащихся - представителей групп, работавших на предыдущем семинаре.Они делают краткий анонс для всего класса о том, что у них будут делать те ребята , которые к ним придут. Ученики выбирают тех лидеров, к которым расходятся , образуя новые рабочие группы.

Семинар генерации идей.

Все учащиеся распределяются по парам: генераторы и организаторы. Генератор излагает свое видение проблемы, произносит все , что ему известно или неизвестно по теме. Организатор задает ему вопросы на уточнение, поощряет высказывания , фиксирует основные ответы и полученные в ходе обсуждения результатов.Алгоритм фиксации результатов задается учителем , например в следующем виде : основные понятия по теме, символ или схема, изображающая проблему, возникшие в парах вопросы. Через некоторое время пары переходят от этапа генерации к обсуждению наработанного, а затем выступают перед всеми участниками. Семинар - «круглый стол». На занятие приглашаются специалисты по рассматриваемым вопросам - настоящие ученые или подготовленные ученики. Специалисты обмениваются с присутствующими подготовленной информацией, отвечают на вопросы, отстаивают свое положение в споре.

Семинар выставка . В отдельных местах учебного кабинета выставляется все демонстрационное и другое оборудование по изучаемой теме, научно- популярная литература, ученические рефераты, наглядные пособия и т.д. Каждую часть выставки обслуживают подготовленные ученики- экскурсоводы.

Рефлексивный семинар. Обсуждаются основные результаты прошедших занятий , анализируются способы образовательной деятельности и особенности полученной продукции. Ученики в группах кратко высказывают свое мнение по обозначенным вопросам. Координатор семинара и лидеры групп фиксируют обобщенные и систематизированные результаты рефлексии. Затем происходит обсуждение ключевых проблем , выявленных в ходе индивидуальных выступлений.

На итоговой конференции или выставке должны принять участие родители. Таким образом , они познакомятся с результатом интеллектуального труда их сына или дочери, оценят его выступление, смогут тактично дома вместе с ребенком проанализировать его работу.

В основу реализации проекта необходимо учителю заложить принципы:

  • Оптимального использования материальных ресурсов и средств обучения( наличие и качество компьютерных классов , возможность применения новых информационных технологий);

  • Автономность;

  • Коммуникативность.

Автономность включает самостоятельную постановку задач и способы их решения , инициативу , способность принятия ответственности , самоконтроль качества деятельности, анализ и оценку, умение рассуждать , творческий характер мышления, степень понимания взаимосвязей в профессиональной деятельности.

Коммуникативность - это способность к сотрудничеству, психологическая совместимость, умение работать в группе , разрешать конфликты , организовывать работу других , обучать и обучаться , владеть средствами связи и т.д.

Основные задачи школы олонхо

  • Развивать каждого учащегося как человека, умеющего принимать обоснованные решения и способного решать проблемы ; сознательного , открытого к изменениям, критически мыслящего члена общества; творческую самореализующуюся и самосовершенствующуюся личность.

  • Прививать учащимся умение оценивать свою работу с точки зрения эстетических и этических ценностей;

  • Стимулировать развитие у учащихся ряда коммуникативных навыков, которые необходимы при реализации проектов;

  • Развивать способности «эстетизации» окружения;

  • Развивать умение учащихся кооперироваться в группы для работы;

  • Развивать социальную ответственность учащихся;

  • Поощрять приобретение структурных знаний , применяемых при решении практических и технологических проблем, выражающихся через процессы анализа , синтеза, реализации.

Направления деятельности школы олонхо:

  • Научно- исследовательская;

  • Творческая.

    1. Создание стихов , рассказов

    2. Литературная обработка, интерпретация, перевод легенд и былин

    3. Работа над созданием олонхо

Критерии оценки ожидаемых результатов.

Основная идея проекта состоит в том , что учащиеся приобретают знания и навыки в процессе деятельности , которая связана с реализацией творческих процессов.

  • При работе над проектом учащиеся приобретают следующие навыки:

  • Сбора, анализа, использования и хранения различной информации;

  • Совершенствования созданных проектов, творческих работ;

  • Проектирования , конструирования и опытной проверки новых проектов

  • Предпринимательства.

Основными умениями и навыками, которыми должны овладеть учащиеся в процессе занятий в школе олонхо являются: сравнение, аналогия, классификация, анализ и синтез, создание творческого продукта, образная художественная речь, литературный вкус.

В рамках проекта предполагаются различные формы обучения:

  • Фронтальная - синхронная работа учащихся по освоению и завершению работы над конкретным документом;

  • Групповая- учащиеся выполняют работу над совместным и индивидуальными проектами : сбор литературно- исторического материала для работы над проектом,определение тем, поиск интересных композиционных решений в печатных изданиях, создание «энциклопедии» различных шрифтов, создание библиотеки иллюстративного материала (фото, символика, зооморфные и антропоморфные изображения);

  • Индивидуальная учебно- исследовательская работа по межпредметным связям;

  • Творческие практикумы.

  • Дизайн- анализ.

Функциональные обязанности

Руководитель проекта:Алексеева Лилианна Эрнстовна

Научно- методическое обеспечение:Хаптагаева Октябрина Ивановна

Редактирование творческих работ, подготовка к печати:Гуляева Алина Ивановна

Решение финансовых вопросов:Павлова Вера Дмитриевна




© 2010-2022