- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по литературе на тему Символизм
Открытый урок по литературе на тему Символизм
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Беженова И.Н. |
Дата | 09.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки
Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Краснодарский торгово-экономический колледж» Краснодарского края
Беженова И.Н.
«СИМВОЛИЗМ»
методическая разработка урока
Краснодар, 2015
Автор: Беженова И.Н., преподаватель русского языка и литературы государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Краснодарский торгово-экономический колледж» Краснодарского края
Рецензенты: Машурова О.Е., методист государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Краснодарский торгово-экономический колледж» Краснодарского края
Газарова М.Ю., преподаватель русского языка и литературы государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Краснодарский торгово-экономический колледж» Краснодарского края
Методическая разработка отрытого урока литературы на тему: «Символизм» подготовлена в рамках мероприятий, приуроченных к празднованию 2015 года, объявленного Президентом Владимиром Путиным Годом русской литературы.
Основная цель методической разработки - поделиться опытом проведения занятия на основе традиционной формы урока с применением современных ТСО и метода мини-проектов.
утверждена на заседании цикловой методической комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
№ __ от _____________ 2015 г.
председатель ЦМК
_________________ И.Г.Дуброва
Методическая разработка открытого урока по литературе «Символизм» представляет собой обобщение опыта преподавателя проведения уроков с использованием современных ТСО и метода мини-проектов. Цели методической разработки - показать вариант проведения занятия, основывающийся на работе преподавателя и самостоятельной работе студентов в форме мини-проектов с использованием современных ТСО.
Изучение темы «Символизм» преследует ряд целей:
образовательные: познакомить с символизмом в русской литературе, с особенностями творчества старших и младших символистов, выявить истоки русского символизма, обозначить связь с романтизмом, организовать исследовательскую деятельность студентов с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства старших и младших символистов;
развивающие: прививать интерес к русской поэзии, способствовать развитию культуры речи;
воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви к своему Отечеству, своей культуре, к русской литературе.
На уроке использовалось следующее оборудование: интерактивная доска, мультимедийные презентации, сборники стихотворений В.Брюсова, К.Бальмонта, Д.Мережковского, З.Гиппиус, А.Блока, А.Белого, В.Иванова, их портреты, иллюстрации произведений, аудиозаписи стихотворений поэтов в исполнении известных артистов,рабочие тетради.
Тип занятия: урок проверки и сообщения новых знаний.
Вид занятия: урок смешанный.
Подготовительный и организационный момент:
-
Заранее разделить студентов на группы, которые должны отобрать материал и выполнить мини-проекты - презентации о видных представителях русского символизма.
-
Часть студентов учат наизусть стихотворения В.Брюсова, К.Бальмонта, Д.Мережковского, З.Гиппиус, А.Блока, А.Белого, В.Иванова и письменно выполняют анализ этих произведений.
Ход урока:
-
Организационный момент
(проверка присутствующих, подготовка рабочих мест) (1 минута)
-
Сообщение темы и целей занятия
(объявление темы урока, постановка целей, написание плана конспекта) (1 минута)
-
Актуализация опорных знаний (5 минут).
Опрос по материалу предыдущих уроков, посвященных серебряному веку русской поэзии:
-
Дайте определение серебряного века русской поэзии.
-
Перечислите основные течения серебряного века.
-
Назовите ярчайших представителей символизма.
-
Назовите выдающихся представителей футуризма.
-
Назовите известных представителей акмеизма.
-
Начальная мотивация учебной деятельности
Нам предстоит расширить свои представления о поэзии серебряного века: сегодня на уроке мы рассмотрим основные этапы жизни и творчества ярчайшей представительницы акмеизма А.А.Ахматовой, попытаемся проникнуть в мир её чувств и переживаний, выраженных в ранних и зрелых стихах. А чтобы проникнуться настроением поэта, войти в мир его чувств и переживаний, нужно узнать о жизни Анны Андреевны, о тех событиях, которые вызывали всплеск этих чувств, переживаний, волнений, стали источником озарения, поэтического вдохновения.
-
Изучение нового материала
Просмотр презентации, работа над конспектом.
-
Закрепление полученных знаний (5 минут)
Тест по пройденному материалу
-
Обобщение и систематизация изученного материала(5 минут) Ответить на вопросы, выводы записать.
-
Итоговая часть занятия
Подведение итогов, выставление оценок.
-
Домашнее задание.
Завершающим этапом урока является подведение итогов и оценка работы студентов. На этом этапе необходимо отметить студентов, принявших активное участие в работе на уроке, дать оценку деятельности студентов и студенческих групп, создавшим презентации, указать их сильные стороны и недоработки. Дать рекомендации студентам, чья работа была недостаточно успешной.
После этого объявляется домашнее задание: выполнить анализ стихотворения А. Ахматовой «Мне ни к чему одические
1)деталь 2)метафора 3)эпитет 4)олицетворение
Вариант 1
-
Соотнесите название модернистского течения и имена поэтов, к нему примыкающих
-
символизм а) Гумилев б) Брюсов в) Ахматова
-
акмеизм г) Хлебников д) Белый
-
футуризм е) Маяковский ж) Бальмонт з)Мандельштам
-
Соотнесите модернистское течение и отношения поэтов к творчеству
-
символизм а) Поэт - творец
-
акмеизм б) Поэт - бунтарь
-
футуризм в) поэт - ремесленник
-
Это течение способствовало созданию новой философской культуры, нового мировоззрения, отношению к искусству, как объединяющему людей началу, утончению, изощренности поэтических средств для лучшего выражения сложного мира современника
-
Футуризм
-
Акмеизм
-
Символизм
-
Символ - это
-
Поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления
-
Подробность пейзажа, портрета, выделенная с целью подчеркнуть ее особенное значение
-
слово или оборот в иносказательном значении
-
художественный прием, основанный на преувеличении
-
Какой художественный прием положен автором в основу стихотворения К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени»
-
гипербола
-
контраст
-
метафоричность
-
олицетворение
-
О каком поэте серебряного века идет речь: В ранней лирике этого поэта видно намерение эпатировать, озадачить читателя. Искусство, по мнению поэта, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклоняется как божеству.
Поклоняйся искусству,
Только ему, безраздельно, бесцельно.
-
О каком поэте идет речь: Видный поэт, критик и переводчик «серебряного века», из группы «младших символистов». Его творчество проникнуто и озарено мечтой о Солнце, о Красоте. Любимый прием - олицетворение. Понимал «поэзию как волшебство».
-
О каком поэте идет речь:Не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки. В 1912 году он заявил о появлении нового художественного течения - акмеизма. Романтика и героика - основа мироощущения поэта. Романтические мечты получили развитие в сборнике «Жемчуга»
-
Кто автор стихотворения:
а) Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.
б) Грудь предчувствием боли не сжата,
Если хочешь, в глаза погляди.
Не люблю только час пред закатом,
Ветер с моря и слово «уйди».
-
вариант
1.Соотнесите название модернистического течения и основные принципы, ему присущие
-
символизм а) отказ от мистической туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов
-
акмеизм б) элитарность, возможность увидеть за внешним «мистически подозреваемую сущность». Ориентация на читателя - соавтора
-
футуризм в) бунтарство, эпатажность, отрицание культурных традиций, экспериментаторство в области ритмики и рифмы
2.Соотнесите: какому модернистическому течению какой вид искусства ближе
-
символизм а) живопись
-
акмеизм б) живопись, архитектура, скульптура
-
футуризм в) музыка
3. Это течение провозгласило освобождение поэзии от символистских порывов, возврат к материальному миру, точному значению слова, провозгласило культ реального земного бытия, мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции.
1.символизм 2. акмеизм 3. футуризм
4.Художественная деталь - это:
-
Поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления
-
Выразительная подробность, несущая смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку
-
Художественный прием, основанный на скрытом сравнении одного явления с похожим на него другим явлением
-
Слово или оборот в иносказательном значении
5.Назовите основное средство художественной выразительности, используемое в стихотворении Гумилева «Жираф»
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
-
Сравнение 2.метафора 3. эпитет 4.олицетворение
-
К какому модернистическому течению относится данное стихотворение?
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне.
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
-
О каком поэте идет речь: Основные черты его поэтического мира - подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам, напряженный и звучный стих. Он провозглашал «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства?
-
О каком поэте идет речь:
Настоящая фамилия этого поэта Бугаев. Это человек редкой одаренности: поэт - лирик, прозаик, исследователь русской и мировой культуры, теоретик литературы, критик и публицист, мемуарист. Автор 4 поэтических симфоний. В сборнике «Пепел» ликующее мироощущение было потеснено наплывом «мистических ужасов», которые виделись поэту в современной ему России?
-
Кто автор стихотворения: а) Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?
б)Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
Ответы
1 вариант
-
1б,д,ж 2а,в,з 3г,е
-
1а, 2в, 3б
-
3
-
1
-
2
-
Брюсов
-
Бальмонт
-
Гумилев
-
а)Гумилев
б)Ахматова
2вариант
-
1б, 2а, 3в
-
1в, 2б, 3а
-
2
-
2
-
3
-
символизм
-
Гумилев
-
Белый
-
а) Гумилев
б) Бальмонт