- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проектная технология на уроках русского языка и литературы
Проектная технология на уроках русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сагалакова В.А. |
Дата | 05.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проектная деятельность на уроках русского языка литературы.
Сагалакова Виктория Аркадьевна
Учитель русского языка и литературы
МБОШИ: Аскизский лицей-интернат.
По определению, "проект" - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки учебного проекта по русскому языку и литературе можно представить в виде схемы:
Проблема проекта
"Почему?"
Актуальность проблемы - мотивация
Цель проекта
"Зачем?" (мы делаем проект)
Целеполагание
Задачи проекта
"Что?" (для этого мы делаем)
Постановка задач
Методы и способы
"Как?" (мы это можем делать)
Выбор способ и методов, планирование
Результат
"Что получится?" (как решение проблемы)
Ожидаемый результат
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1. Погружение в проект;
2. Организация деятельности;
3. Осуществление деятельности;
4. Презентация результатов.
Следовательно, выполнение задания требует от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.
Следует отметить, что полилингвальная система образования дает широкий выбор тем для проектной деятельности на уроках русского языка и литературы, способствует формированию личности, владеющей несколькими языками. Так на уроках русского языка можно учащимся предложить следующую тему для проекта.
Тема: "Речевые ошибки в творческих работах 5 «А» класса" .
В Аскизском лицее-интернате 5 «а» класс - это национальный класс, в котором дети говорят на хакасском языке. Поэтому в творческих работах учащиеся допускают много речевых ошибок, связанных языковой системой хакасского языка. Так, много ошибок при согласовании сказуемого с подлежащим, с определяемым словом, родовой принадлежностью слова. В основном эти ошибки возникают из-за того, что в хакасском языке нет категории рода.
Проблема
очень много речевых ошибок
Почему?
Причины возникновения речевых ошибок, сопоставить категорию рода в хакасском языке и в русском.
Что делать?
Изучить речевые ошибки
Как?
Найти виды речевых ошибок
Выписать и классифицировать эти ошибки из творческих работ учащихся.
Что получить? (результат)
Учащиеся научаться правильно строить свою речь, противопоставлять языковую систему хакасского языка и русского.
Для решения возникшей проблемы учащиеся должны будут найти информацию о речевых ошибках, их классифицировать, выяснить причины их появления, для этого придется сравнить языковую систему хакасского языка и русского. Итогом деятельности могут быть разработанные учениками памятки, рекомендации. Таким образом, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций.
Эффективно применяется метод проектной технологии на уроках литературы. Так учащимся 5-го класса при изучении фольклора можно предложить проект «Русская волшебная сказка и хакасская сказка, черты различия и сходства». В наше время учащиеся почти не читают хакасских сказок, ограничиваясь только русскими, поэтому данный проект поможет заинтересовать и изучить особенности хакасских сказок. При выполнении данной работы можно предложить чтение и анализ следующих сказок «Царевна-лягушка» и «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо», хакасских сказок «Хасхы-Тиски», «Хара Киджигей», «Хазырган», «Бай и охотник», «Волшебный чатхан». На основе этих сказок сравнить признаки волшебной русской сказки и хакасской. Такое изучение поможет лучшему восприятию и усвоению сказок, что способствует развитию гармоничной личности открытой для культуры своего народа и мировой культуры.
Таким образом, проектная работа позволяет реализовать различные цели и задачи урока в обучении языкам, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, подходящие для подростков. Проектная деятельность позволяет исключить формальный характер изучения языка и литературы и активизировать учащихся для достижения практического результата. Такая работа интересна, эффективна и результативна.
Литература:
1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык в школе. - 2007. - №14. - С. 35-36.
2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. - 2008. - №3
3.М.С.Полежаева.Развитие полилингвальной модели в системе российского образования.//Векторнауки.2013г. /-