Урок русского языка Морфемика как раздел лингвистики (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 им. Ю.А.Гагарина с. Сарыг-Сеп

Зубакина Татьяна Юрьевна

Тема: Морфемика как раздел лингвистики.

Цели: дать учащимся понятие морфем и их символов; ознакомить с морфемикой как разделом лингвистики; развивать навык разбора слов по составу, аналитические способности; воспитывать внимательность, аккуратность.

Формирование УУД:

- познавательные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; умение читать и слушать, извлекать нужную информацию, соотносить ее со своими знаниями и опытом;

- регулятивные: умение планировать свою деятельность; контролировать свои действия, оценивать результат своей деятельности и продвижения;

- коммуникативные: умение задавать вопросы и формулировать ответы по теме урока; контролировать и объективно оценивать действия партнера и свои собственные действия; выражать собственное мнение и позицию;

- личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Планируемые результаты: учащиеся будут знать предмет изучения морфемики - морфему, значимую часть слова; учащиеся научатся выделять морфемы в словах; понимать роль морфем в образовании слов; объяснять языковые явления.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Опрос по домашнему заданию.

3. Актуализация опорных знаний.

Приём «Найди соответствия».

Разделы науки о языке

Что изучает

Орфоэпия

Слова, их значение и употребление

Лексикология

Значимые части слова

Словообразование

Способы образования слов

Морфемика

Словосочетания и предложения

Синтаксис

Правила произношения

4. Мотивация учебной деятельности.

- В стихотворении пропущены слова, которые будут главными на уроке. Восстановите их и назовите тему сегодняшнего урока.

Та часть слова, что изменяется,

… называется,

Остальную же часть слова

Именуем мы ….

… слова - главная значимая часть.

Родственные связи дарят … власть.

Выясни умело линию родства -

Однокоренные подбери слова.

За корнем …

Обогрел местечко.

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Река большая

Превратится в речку,

Лес - в лесника,

А печь - всего лишь в печку.

У корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая - ….

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

(А.Косоговский)

5. Постановка целей и задач урока.

6. Работа над темой урока.

А. Пользуясь учебником, выпишите значения слов «морфемика», «морфема».

Б. Игра «Отгадай и объясни».

- Какая морфема самая главная в слове?

- Какая морфема стоит перед корнем?

- Какая морфема стоит после корня?

- Может ли слово содержать два корня?

- А две приставки?

- Какая часть объединяет почти все морфемы?

- Какая морфема стоит после этой части слова?

В. Игра «Кто быстрее».

Соберите слова, обозначив их части.

Урок русского языка Морфемика как раздел лингвистики (5 класс)Урок русского языка Морфемика как раздел лингвистики (5 класс)Урок русского языка Морфемика как раздел лингвистики (5 класс)Урок русского языка Морфемика как раздел лингвистики (5 класс)

Урок русского языка Морфемика как раздел лингвистики (5 класс)Урок русского языка Морфемика как раздел лингвистики (5 класс)ветр

ой енн под ый

Урок русского языка Морфемика как раздел лингвистики (5 класс)Урок русского языка Морфемика как раздел лингвистики (5 класс)Урок русского языка Морфемика как раздел лингвистики (5 класс)

Урок русского языка Морфемика как раздел лингвистики (5 класс)ветр е ветер

Урок русского языка Морфемика как раздел лингвистики (5 класс)Урок русского языка Морфемика как раздел лингвистики (5 класс) ветр

ян ищ

Урок русского языка Морфемика как раздел лингвистики (5 класс)

ок

Ответ: ветерок, ветрище, ветряной, подветренный.

В. Выполнение тренировочных упражнений по учебнику.

7. Рефлексия.

- Нарисуйте общую схему слова при помощи символов морфем.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности вы испытывали в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое у вас сейчас настроение?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне (улыбающийся смайлик и грустный смайлик).

8. Домашнее задание: Придумать и разложить на морфемы (на отдельных листах) 4-4 слова для игры «Кто быстрее».

© 2010-2022