Конспект урока русского языка по теме Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Главные члены предложения"

3-й класс

Загалова И.Н., учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе


Конспект урока русского языка по теме Подлежащее и сказуемое-главные члены предложенияЗадачи урока:

  • введение понятия «подлежащее» и «сказуемое»;

  • отработка алгоритма поиска главных членов предложения;

  • развитие орфографической зоркости учащихся, внимания, памяти, мышления;

  • воспитывать аккуратность, любознательность, любовь к природе.

Оборудование: карточки-перфокарты для индивидуальной работы учащихся, тетради, шишки-жетоны, учебник «Русский язык» (авт.- С.В. Иванов), карточки-рисунки с заданиями, таблица с алгоритмом разбора предложения.


Ход урока

I. Оргмомент

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

II. Сообщение цели урока

У.- Ребята, сегодня почтальон принес письмо. Я его вам прочитаю -

Конспект урока русского языка по теме Подлежащее и сказуемое-главные члены предложенияЗдравствуйте, ребята!
Я приглашаю вас в лесную школу.
Помогите мне объяснить зверятам новую тему.
С уважением…

У.- К сожалению, рисунок автора разорван на части.

Мы должны его собрать. На обратной стороне каждой части рисунка написаны вопросы.

Если вы правильно на них ответите, то узнаете, кто отправил письмо и просит помощи.

За правильные ответы будут даны шишки-жетоны.

III. Повторение изученного материала

(Дети поочередно выбирают части рисунка и отвечают на вопросы)

1-ая часть =

Как на письме отделяется одно предложение от другого?

Д.- Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак, может быть и многоточие.

2-ая часть =

Приведите примеры повествовательного, вопросительного, восклицательного и побудительного предложения.

(Дети приводят свои примеры )

3-я часть =

Как пишутся имена и фамилии людей, клички животных?

Конспект урока русского языка по теме Подлежащее и сказуемое-главные члены предложенияД.- Имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква важные слова:
Иванова Анна, Волга и Москва.

4-ая часть =

Как обозначаются звуки на письме?

Конспект урока русского языка по теме Подлежащее и сказуемое-главные члены предложенияД.- Звуки на письме обозначаются буквами.

У.- Какие бывают звуки?

Д.- Гласные и согласные.

У.- Как отличить гласный от согласного?

Д.- Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет -
Звук получается гласный!

5-ая часть =

Как отличить согласный звук от гласного?

Д.- А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь!

6-ая часть =

Конспект урока русского языка по теме Подлежащее и сказуемое-главные члены предложенияКак пишутся сочетания
ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ?

Д.- В сочетаниях ЖИ - ШИ
Только «И» всегда пиши!
В сочетаниях ЧА - ЩА
Пишем только букву «А»!
В сочетаниях ЧУ - ЩУ
Пишут только букву «У»!

7-ая часть =

Как пишутся сочетания ЧК и ЧН?

Д.- Козочка, горочка,
Тридцать три пригорочка!
Ой, ЧК! ЧК! ЧК!
Кочка, почка, звездочка.
Срочный, уличный, ночной.
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где ЧН, а где ЧК.

Эти сочетания пишем без мягкого знака.

Конспект урока русского языка по теме Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения

(По мере ответов на вопросы учителя на доске складывается рисунок медведя)

У.- Кто изображен на рисунке?

Д.- Медведь.

У.- Мишка косолапый
В школу к нам пришел.
Объяснить зверятам тему
Просит он.

IV. Объявление темы урока

У. - А тема урока - «Главные члены предложения». Отправляемся в Лесную школу.

Конспект урока русского языка по теме Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения

У.- Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес.
У зверят идет урок.
Медведь - учитель очень строг.

1. Минутка чистописания

У.- Итак, мы попали с вами в лес.

Сегодня в чистописании мы пропишем букву, которая соответствует первому звуку в слове ЛЕС.

Конспект урока русского языка по теме Подлежащее и сказуемое-главные члены предложенияДети записывают:

Лл лл лл лл
Лес лесок лесная лесник

У.- Что объединяет эти слова?

Д.- Корень, общий смысл.

У.- Какое слово является проверочным для всех слов?

Д.- Слово «лес».

У.- Какое слово «лишнее»? Почему? Разберите это слово по составу.

Д.- Это слово «лесная». Все имена существительные, а это - имя прилагательное.

У. - Молодцы! Вы справились с этим заданием.

У. - А теперь составим предложение с одним из этих слов.

(Лучшее предложение записывается в тетрадь)

2. Работа над темой урока

У.- Рассмотрите картинку. Кого вы видите ?

Д.- Медвежонка.

У.- Составьте предложение со словом «медвежонок».

Д.- «Медвежонок ест мед».

У.- Представьте, что из предложения выпало первое слово. Что получилось?

Д.- «Ест мед».

У.- Про кого мы не смогли узнать?

Д.- Про того, кто ест.

У.- Нравится вам такое предложение?

Д. - Нет.

У.- А теперь из предложения выпало второе слово. Что получилось?

Д.- «Медведь мед».

У.- О чем не узнали?

Д.- Что делает медведь.

У.- Из предложения выпало третье слово. Что получилось?

Д.- «Медведь ест».

У.- Можно назвать это предложением?

Д.- Да!

У.- Верно, это - предложение. Слова, которые входят в это предложение, называются главными. Без них, как вы сейчас убедились, предложение не получится.

Прочитаем правило на стр.50 -51 учебника о главных членах предложения.

(Дети читают правило сначала про себя, затем вслух хором)

У.- Так без каких слов не может существовать предложение?

Д.- Без подлежащего и сказуемого.

У.- Какое второе название есть у главных членов?

Д.- Грамматическая основа.

У.- На стр. 51 учебника прочитаем алгоритм нахождения главных членов предложения.

Как находить подлежащее и сказуемое,
то есть грамматическую основу предложения

  • Найди слово, которое называет то, о ком или о чем говорится в предложении.

  • Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? или ЧТО?

  • Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении.

  • Проверь, отвечает ли слово на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ?

(На доске вывешивается таблица с алгоритмом)

(Дети вместе с учителем разбирают предложения синтаксически)

Конспект урока русского языка по теме Подлежащее и сказуемое-главные члены предложенияФизминутка:

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем -
Крылья сложим назад.

V. Закрепление изученного материала

1. У.- Выполним упражнение № 1 (стр. 52) учебника. Надо письменно ответить на вопросы и записать предложения, а потом найти и подчеркнуть в них подлежащее и сказуемое.

Например: «Рыба водится в реке».

Конспект урока русского языка по теме Подлежащее и сказуемое-главные члены предложенияД.- В предложении говорится о рыбе.

(Кто?) рыба - это подлежащее, подчеркиваем одной линией.

Рыба (что делает ?) водится - это сказуемое, подчеркиваем двумя линиями.

У.- Вы отлично справились с этим заданием. Я думаю, ученикам лесной школы все стало ясно и понятно, как находить главные члены предложения.

2. У.- А сейчас выполните упр. № 2 (стр. 52) учебника. Нужно найти в предложениях грамматическую основу и записать в тетрадь.

(Дети выписывают самостоятельно)

Конспект урока русского языка по теме Подлежащее и сказуемое-главные члены предложенияКонспект урока русского языка по теме Подлежащее и сказуемое-главные члены предложенияСолнце закатилось. Тени легли.
Ежиха вылезла. Ежата показались.

(Взаимопроверка тетрадей)

3. Самостоятельная работа

Конспект урока русского языка по теме Подлежащее и сказуемое-главные члены предложенияЗверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.

У.- Отгадайте загадку:

Д.- Это - белка.

У.- Правильно. Она принесла вам задание.

(Учитель раздает учащимся индивидуальные перфокарты, на которых надо определить и подчеркнуть главные члены предложения)

(Проверка правильности выполнения задания учениками-консультантами)

VI. Итог урока

У.- Вот и закончился урок в лесной школе. Сейчас мы узнаем самого прилежного ученика.

(Подсчет шишек и выставление оценок)

У.- Чему вы научились на уроке?

Что понравилось на уроке?

Конспект урока русского языка по теме Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения



© 2010-2022