- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Печерская Л.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Цели обучения литературе на базовом уровне
Курс литературы в 6 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основании следующих документов:
- Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004 г. № 1089);
- Письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Образовательной программы МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2014-2015 учебный год;
- Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (принято на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 51 г. Липецка протокол от 30.08.2013 № 3, утверждено приказом по МБОУ СОШ №51 г. Липецка от 31.08.2013 № 232).
- Учебного плана МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы / под редакцией Г.И. Беленького - 4 издание, перераб. - Москва. - Мнемозина. - 2009 г.
Выбор данной программы мотивирован тем, что она соответствует стандарту основного общего образования по литературе, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности, обеспечивает условия для реализации практической направленности курса, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Главная идея рабочей программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из разделов учебника
Программа предназначена для изучения литературы в 6 классе, составлена на 70 часов (из расчёта 2 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2014-2015 учебный год, Календарным учебным графиком).
Основной формой организации образовательного процесса в 6 классе является урок.
В зависимости от цели и времени проведения проверки на уроках литературы используются предварительный, текущий, тематический, итоговый виды контроля. По форме проведения эти виды проверки могут быть следующими: устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа, практическая работа.
Реализация рабочей программы осуществляется на основе использования учебника-хрестоматии для 6 класса в двух частях / авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова/ под редакцией Г.И. Беленького. Издание 11-е, исправленное. - М.: 2010 г.
Цель книги - формирование разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Содержание рабочей программы
Введение (2 часа)
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»
(10 часов)
Устное народное творчество. Былины (3 часа)
Былина как один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.
Для чтения и изучения:
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.
Древнерусская литература (3 часа)
Для чтения и бесед:
Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.
«Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).
Для чтения и изучения:
«Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.
Баллады (4 часа)
В.А.Жуковский - оригинальный поэт-переводчик.
Для чтения и изучения:
«Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр.
Для чтения и бесед:
В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Перчатка».
Л.Н.Майков. «Емшан», А.К.Толстой. «Канут».
Для самостоятельного чтения:
В.А.Жуковский. «Кубок» (из Шиллера).
Человек в окружающем его мире.
Внутренний мир человека
(23 часа)
А.С.Пушкин. Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.
Для чтения и изучения:
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.
«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.
«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях.
«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов и сравнений в стихотворении.
«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Бунт крестьян. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.
Для самостоятельного чтения:
«Барышня-крестьянка», «Выстрел». (16 часов)
Н.М.Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец». (1час)
М. Ю. Лермонтов. Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта.
Для чтения и изучения:
«Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.
«Три пальмы» Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Аллегорический смысл стихотворения.
Стихотворные размеры.
Для чтения и бесед:
«На севере диком…», «Утес», «Казачья колыбельная песня». (3 часа)
Н.В.Гоголь. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Майская ночь, или Утопленница». Сказочная повесть. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.
Для самостоятельного чтения:
«Вечера на хуторе близ Диканьки». (4 часа)
С.Т.Аксаков. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенности интонации. (1 час)
«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..»
(мотивы родной природы в русской лирике) (5 часов)
Для чтения и бесед:
В.А.Жуковский. «Певец во стане русских воинов». Н.П.Огарев. «Дорога»; И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье…»; А.К.Толстой. «Колокольчики мои…; А.А.Фет. «Чудная картина…»; И.З.Суриков. «Степь»; А.Н.Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…» и другие стихотворения по выбору учителя.
К.Н.Станюкович. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Человек за бортом». Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров персонажей и их взаимоотношений. Роль Егора Шутикова в судьбе Прохора. Правдивое, яркое изображение быта на корабле. Смысл названия рассказа.
Смешное в жизни и литературе
(4 часа)
А.П.Чехов. Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.
Для чтения и изучения:
«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил».
Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.
Для самостоятельного чтения:
«Лошадиная фамилия», «хирургия» и другие ранние рассказы.
V
Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления)
(25 часов)
В.Г.Короленко. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».
Для чтения и изучения:
«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица).
Портрет литературного героя. (7 часов)
А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость. (1 час)
М.М.Пришвин.
Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Пейзаж и его роль. Смысл названия произведения. Жанр сказки-были. (6 часов)
М.М.Зощенко. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Не надо врать», Бедный Федя». Роль смеха в рассказах. (1 час)
Ю.М.Нагибин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями. (1 час)
В.Г.Распутин.
Для чтения и изучения:
«Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.
Изображение человека в эпическом произведении. (4 часа)
Н.М.Рубцов. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и бесед:
«Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Левитан», «Воробей», «Ласточка», «Старый конь». (2 часа)
Д.Олдридж. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа. (2 часа)
Перечень контрольных мероприятий:
Классных сочинений - 3
Домашних сочинений - 2
Требования к уровню подготовки обучающихся
-
В результате изучения литературы в 5 классе ученик должен знать:
-
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
-
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению ;
-
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
работать с книгой
-
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Литература
1.М.А.Снежневская, О.М.Хренова. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Под редакцией Г.И.Беленького. 11-е издание. - М.: 2010 г.
2.В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. 4-е издание. - М.: 2007 г.
3.Р.А.Малюгина, О.Г.Черных. Итоговые уроки по литературе. 6 класс. - М.: «ВАКО», 2009 г.
4.Т.С.Петрова. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. 6 класс. 4-е издание. - М.: «Московский Лицей», 2008 г.
5. Газета «Первое сентября» и приложение к ней, журнал «Литература в школе» и приложение к нему.
6.Мультимедийные издания и порталы Интернета.
Календарно-тематический план
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
Дата прохождения темы
по плану
фактически
Введение
1
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе.
1
2
О книге и чтении.
1
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»
Устное народное творчество. Былины
3
О былине и ее героях.
1
4
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Былина как один из видов УНТ.
1
5
Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.
1
Древнерусская литература
6
Письменная литература Древней Руси. «Повесть временных лет».
1
7
Письменная литература Древней Руси. «Слово о погибели Русской земли».
1
8
«Евпатий Коловрат». Исторические события, отраженные в повести. Изображение былинного героя.
1
Баллады
9
Баллады. В.А.Жуковский. «Светлана». Фольклорная основа баллады.
1
10
В.А.Жуковский. Лесной царь». Связь баллады с устным народным творчеством.
1
11
О рифме и строфе. Л.Н. Майков «Емшан», А.К. Толстой «Канут»
1
Человек в окружающем его мире.
Внутренний мир человека
А.С.Пушкин
12
А.С.Пушкин. Широта интересов поэта: историческое прошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.
1
13-14
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер.
2
15
«Зимнее утро». Контрастные картины природы.
1
16
Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях «Няне», «Зимняя дорога», «Бесы».
1
17
Рр Особенности поэтической речи.
1
18-19
А.С.Пушкин. «Дубровский». Столкновение чести, достоинства с произволом, деспотизмом.
2
20
Роль Маши в судьбе благородного разбойника.
1
21
Изображение крестьянского бунта в романе.
1
22
Мастерство автора в создании характеров героев и пейзажа.
1
23
Рр Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский».
1
24
Вн.чт. А.С.Пушкин «Выстрел»
1
М.Ю.Лермонтов
25
М.Ю.Лермонтов. О поэте. «Парус». Образ паруса в стихах и рисунках Лермонтова.
1
26
«Тучи». «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворений.
1
27
О стихотворных размерах.
1
Н.В.Гоголь
28
Н.В.Гоголь. Об авторе и его книге. «Майская ночь, или Утопленница».
1
29
Сказочность повести. Поэтизация чистой любви, ироническое изображение «власти».
1
30-31
Вн.чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
2
С.Т.Аксаков
32-33
С.Т.Аксаков. «Очерк зимнего дня». Описание природы.
2
«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..» (мотивы родной природы в русской лирике)
34
Родное. Страницы поэзии. Н.Огарев. А.К.Толстой. А.А.Фет.
1
35
Родное. Страницы поэзии. И.С.Никитин. А.Н.Плещеев. И.Суриков.
1
36
К.М.Станюкович. «Человек за бортом!». Смысл названия рассказа.
1
А.П.Чехов
37
А.П.Чехов. О писателе.
1
38-39
«Толстый и тонкий». Приёмы создания комического эффекта.
2
40
«Смерть чиновника». «Пересолил». Острота комического сюжета.
1
41
Рр Проба пера. Юмористический рассказ.
Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления)
В.Г.Короленко
42
В.Г.Короленко. О писателе.
1
43
«В дурном обществе». Автор и рассказчик в повести.
1
44
Особенности повествования
( рассказ от первого лица).
1
45
Портрет литературного героя.
1
46
Значение дружбы в жизни героев, их нравственное взросление.
1
47
Рр Подготовка к сочинению по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».
1
48
Рр Написание сочинения по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».
1
49-50
Вн.чт. В.Железников «Чучело».
2
А.П.Платонов
51
А.П.Платонов. «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини.
1
М.М.Пришвин
52
М.М.Пришвин. Сведения о жизни писателя.
1
53
«Кладовая солнца». Жанр сказки-были. О пейзаже.
1
54
Настя и Митраша. Нравственная суть взаимоотношений детей.
1
55
Роль Антипыча и Травки. Спасение Митраши.
1
56
Смысл названия произведения «Кладовая солнца».
1
57
Рр Подготовка к сочинению по повести «Кладовая солнца».
1
Страницы поэзии
58
Страницы поэзии. Движение весны.
1
М.М.Зощенко
59
М.М.Зощенко. «Не надо врать», Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.
1
Ю.М.Нагибин
60
Ю.М.Нагибин. «Старая черепаха».
1
В.Распутин
61
В.Г.Распутин. О писателе. «Уроки французского».
1
62-63
Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.
2
64-65
Рр Контрольное сочинение по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского».
2
Н.М.Рубцов
66-67
Н.М.Рубцов. Любовь к родной земле в стихотворениях поэта.
2
Джеймс Олдридж
68-69
Джеймс Олдридж. О писателе. «Последний дюйм».
2
70
Итоговый урок.
1
10