Рабочая программа по литературе для 6 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Пояснительная записка

Цели обучения литературе на базовом уровне

Курс литературы в 6 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основании следующих документов:

- Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004 г. № 1089);

- Письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

- Образовательной программы МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2014-2015 учебный год;

- Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (принято на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 51 г. Липецка протокол от 30.08.2013 № 3, утверждено приказом по МБОУ СОШ №51 г. Липецка от 31.08.2013 № 232).

- Учебного плана МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы / под редакцией Г.И. Беленького - 4 издание, перераб. - Москва. - Мнемозина. - 2009 г.

Выбор данной программы мотивирован тем, что она соответствует стандарту основного общего образования по литературе, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности, обеспечивает условия для реализации практической направленности курса, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Главная идея рабочей программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из разделов учебника

Программа предназначена для изучения литературы в 6 классе, составлена на 70 часов (из расчёта 2 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2014-2015 учебный год, Календарным учебным графиком).

Основной формой организации образовательного процесса в 6 классе является урок.

В зависимости от цели и времени проведения проверки на уроках литературы используются предварительный, текущий, тематический, итоговый виды контроля. По форме проведения эти виды проверки могут быть следующими: устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа, практическая работа.

Реализация рабочей программы осуществляется на основе использования учебника-хрестоматии для 6 класса в двух частях / авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова/ под редакцией Г.И. Беленького. Издание 11-е, исправленное. - М.: 2010 г.

Цель книги - формирование разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Содержание рабочей программы

Введение (2 часа)

Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.


«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

(10 часов)

Устное народное творчество. Былины (3 часа)

Былина как один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.

Для чтения и изучения:

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.

Древнерусская литература (3 часа)

Для чтения и бесед:

Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.

«Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).

Для чтения и изучения:

«Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.

Баллады (4 часа)

В.А.Жуковский - оригинальный поэт-переводчик.

Для чтения и изучения:

«Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр.

Для чтения и бесед:

В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Перчатка».

Л.Н.Майков. «Емшан», А.К.Толстой. «Канут».

Для самостоятельного чтения:

В.А.Жуковский. «Кубок» (из Шиллера).


Человек в окружающем его мире.

Внутренний мир человека

(23 часа)

А.С.Пушкин. Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.

Для чтения и изучения:

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.

«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.

«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях.

«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов и сравнений в стихотворении.

«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Бунт крестьян. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.

Для самостоятельного чтения:

«Барышня-крестьянка», «Выстрел». (16 часов)

Н.М.Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец». (1час)

М. Ю. Лермонтов. Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта.

Для чтения и изучения:

«Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.

«Три пальмы» Рабочая программа по литературе для 6 классаТема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Аллегорический смысл стихотворения.

Стихотворные размеры.

Для чтения и бесед:

«На севере диком…», «Утес», «Казачья колыбельная песня». (3 часа)

Н.В.Гоголь. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед:

«Майская ночь, или Утопленница». Сказочная повесть. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.

Для самостоятельного чтения:

«Вечера на хуторе близ Диканьки». (4 часа)

С.Т.Аксаков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенности интонации. (1 час)


«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..»

(мотивы родной природы в русской лирике) (5 часов)

Для чтения и бесед:

В.А.Жуковский. «Певец во стане русских воинов». Н.П.Огарев. «Дорога»; И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье…»; А.К.Толстой. «Колокольчики мои…; А.А.Фет. «Чудная картина…»; И.З.Суриков. «Степь»; А.Н.Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…» и другие стихотворения по выбору учителя.

К.Н.Станюкович. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед:

«Человек за бортом». Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров персонажей и их взаимоотношений. Роль Егора Шутикова в судьбе Прохора. Правдивое, яркое изображение быта на корабле. Смысл названия рассказа.


Смешное в жизни и литературе

(4 часа)

А.П.Чехов. Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.

Для чтения и изучения:

«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил».

Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.

Для самостоятельного чтения:

«Лошадиная фамилия», «хирургия» и другие ранние рассказы.

V

Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления)

(25 часов)

В.Г.Короленко. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».

Для чтения и изучения:

«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица).

Портрет литературного героя. (7 часов)

А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость. (1 час)

М.М.Пришвин.

Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Пейзаж и его роль. Смысл названия произведения. Жанр сказки-были. (6 часов)

М.М.Зощенко. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед:

«Не надо врать», Бедный Федя». Роль смеха в рассказах. (1 час)

Ю.М.Нагибин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед:

«Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями. (1 час)

В.Г.Распутин.

Для чтения и изучения:

«Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.

Изображение человека в эпическом произведении. (4 часа)

Н.М.Рубцов. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед:

«Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Левитан», «Воробей», «Ласточка», «Старый конь». (2 часа)

Д.Олдридж. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед:

«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа. (2 часа)

Перечень контрольных мероприятий:

Классных сочинений - 3

Домашних сочинений - 2

Требования к уровню подготовки обучающихся


  • В результате изучения литературы в 5 классе ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению ;

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Литература

1.М.А.Снежневская, О.М.Хренова. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Под редакцией Г.И.Беленького. 11-е издание. - М.: 2010 г.

2.В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. 4-е издание. - М.: 2007 г.

3.Р.А.Малюгина, О.Г.Черных. Итоговые уроки по литературе. 6 класс. - М.: «ВАКО», 2009 г.

4.Т.С.Петрова. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. 6 класс. 4-е издание. - М.: «Московский Лицей», 2008 г.

5. Газета «Первое сентября» и приложение к ней, журнал «Литература в школе» и приложение к нему.

6.Мультимедийные издания и порталы Интернета.









Календарно-тематический план


№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата прохождения темы

по плану

фактически

Введение

1

Человек как главный предмет изображения в художественной литературе.

1



2

О книге и чтении.

1

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

Устное народное творчество. Былины


3

О былине и ее героях.

1

4

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Былина как один из видов УНТ.

1

5

Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.

1

Древнерусская литература

6

Письменная литература Древней Руси. «Повесть временных лет».

1

7

Письменная литература Древней Руси. «Слово о погибели Русской земли».

1

8

«Евпатий Коловрат». Исторические события, отраженные в повести. Изображение былинного героя.

1

Баллады

9

Баллады. В.А.Жуковский. «Светлана». Фольклорная основа баллады.

1

10

В.А.Жуковский. Лесной царь». Связь баллады с устным народным творчеством.

1

11

О рифме и строфе. Л.Н. Майков «Емшан», А.К. Толстой «Канут»

1

Человек в окружающем его мире.

Внутренний мир человека

А.С.Пушкин

12

А.С.Пушкин. Широта интересов поэта: историческое прошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.

1

13-14

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер.

2

15

«Зимнее утро». Контрастные картины природы.

1

16

Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях «Няне», «Зимняя дорога», «Бесы».

1

17

Рр Особенности поэтической речи.

1

18-19

А.С.Пушкин. «Дубровский». Столкновение чести, достоинства с произволом, деспотизмом.

2

20

Роль Маши в судьбе благородного разбойника.

1

21

Изображение крестьянского бунта в романе.

1

22

Мастерство автора в создании характеров героев и пейзажа.

1

23

Рр Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

1

24

Вн.чт. А.С.Пушкин «Выстрел»

1

М.Ю.Лермонтов

25

М.Ю.Лермонтов. О поэте. «Парус». Образ паруса в стихах и рисунках Лермонтова.

1

26

«Тучи». «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворений.

1

27

О стихотворных размерах.

1

Н.В.Гоголь

28

Н.В.Гоголь. Об авторе и его книге. «Майская ночь, или Утопленница».

1

29

Сказочность повести. Поэтизация чистой любви, ироническое изображение «власти».

1

30-31

Вн.чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

2

С.Т.Аксаков

32-33

С.Т.Аксаков. «Очерк зимнего дня». Описание природы.

2


«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..» (мотивы родной природы в русской лирике)

34

Родное. Страницы поэзии. Н.Огарев. А.К.Толстой. А.А.Фет.

1

35

Родное. Страницы поэзии. И.С.Никитин. А.Н.Плещеев. И.Суриков.

1

36

К.М.Станюкович. «Человек за бортом!». Смысл названия рассказа.

1

А.П.Чехов

37

А.П.Чехов. О писателе.

1

38-39

«Толстый и тонкий». Приёмы создания комического эффекта.

2

40

«Смерть чиновника». «Пересолил». Острота комического сюжета.

1

41

Рр Проба пера. Юмористический рассказ.

Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления)

В.Г.Короленко

42

В.Г.Короленко. О писателе.

1

43

«В дурном обществе». Автор и рассказчик в повести.

1

44

Особенности повествования

( рассказ от первого лица).

1

45

Портрет литературного героя.

1

46

Значение дружбы в жизни героев, их нравственное взросление.

1

47

Рр Подготовка к сочинению по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

1

48

Рр Написание сочинения по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

1

49-50

Вн.чт. В.Железников «Чучело».

2

А.П.Платонов

51

А.П.Платонов. «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини.

1

М.М.Пришвин

52

М.М.Пришвин. Сведения о жизни писателя.

1

53

«Кладовая солнца». Жанр сказки-были. О пейзаже.

1

54

Настя и Митраша. Нравственная суть взаимоотношений детей.

1

55

Роль Антипыча и Травки. Спасение Митраши.

1

56

Смысл названия произведения «Кладовая солнца».

1

57

Рр Подготовка к сочинению по повести «Кладовая солнца».

1

Страницы поэзии

58

Страницы поэзии. Движение весны.

1

М.М.Зощенко

59

М.М.Зощенко. «Не надо врать», Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.

1

Ю.М.Нагибин

60

Ю.М.Нагибин. «Старая черепаха».

1

В.Распутин

61

В.Г.Распутин. О писателе. «Уроки французского».

1

62-63

Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.

2

64-65

Рр Контрольное сочинение по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского».

2

Н.М.Рубцов

66-67

Н.М.Рубцов. Любовь к родной земле в стихотворениях поэта.

2

Джеймс Олдридж

68-69

Джеймс Олдридж. О писателе. «Последний дюйм».

2

70

Итоговый урок.

1

10


© 2010-2022