Урок Байрон Корсар 8-класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:Дж.Байрон-поэт-романтик.Жизненная основа поэмы «Корсар».

Цель: познакомить учеников с личностью поэта и его романтическим мировоззрением; оказывать содействие воспитанию собственного мировоззрения и читательских интересов; научить воспринимать лекционный материал и составлять тезисныеконспекты. Оборудование: портреты Байрона, иллюстрации с изображением Шотландии. Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и привычек.

ХОД УРОКА

I. Объявление результатов тематической аттестации № 4. Анализ типичных ошибок.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Продолжить предложение

«романтизм - это...» (1 - творческий метод в литературе; 2 - мировоззрение, пронизанное идеализацией действительности, мечтаниями, созерцанием).

2. Словарная работа

Карбонарии - тайное патриотичное общество, которое стремилось освободить Италию от австрийской неволи и объединить страну.

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «...он любил человечество, но пренебрегал и ненавидел людей, среди которых чувствовал себя одиноким и покинутым»,- так сказал о Джордже Ноеле Гордоне Байроне известный русский литературный критик Виссарион Белинский. Байрон олицетворяет все романтическое в жизни, человеческому поведению и творчества. Не только в первой половине ХIX ст., когда жил поэт, а и позднее довольно распространенным был тип молодых людей, которые сознательно или бессознательно подражали лорду Байрону или его героям. И Чайльд-Гарольд, и Манфред, и Корсар, и лирические герои большинства поэзий Байрона олицетворяют тип романтического индивидуалиста, разочарованного в окружающем мире, одинокого и гордого в своем одиночестве. Он ищет и не может найти в любви счастья. Он ищет большое дело, но не может найти ничего, чтобы, на его взгляд, было достойное его усилий. Редко бывает так, что настоящий талант может быть признан при жизни. Почему же баловень судьбы, который любит человечество, ненавидит людей и ощущает глубокое одиночество? И к чему здесь карбонарии? Ответы на эти вопросы сегодня мы попробуем найти. (Ученики записывают тему и эпиграф урока в тетради).

IV. Работа над темой урока

Сообщение учеников и дополнение учителя о жизненном и творческом пути Байрона

Задача

Параллельно с сообщениями записывать основные события о жизни Байрона.

Ориентировочное содержание сообщения.

Байрон родился 22 января 1788 года в Лондоне в знатной, но очень обедневшей аристократической семье. Английский поэт принадлежал к давнему английскому роду, а по линии матери, урожденной Гордон, был прямым потомком короля Шотландии Якова II. Мать Байрона, Кетрин Гордон, родом из Шотландии, была второй женой капитана Д. Байрона, первая жена которого умерла, оставив ему дочь Августу. Отец вел неразборчивый образ жизни (имел прозвище «Mad Jack»), растранжирил остатки своего имущества и приданое жены, убежал во Францию, спасаясь от кредиторов, где и умер, когда Байрону было три года. Мать, почти лишенная средств к существованию, отвезла сына на свою родину в Абердин. ДетствоБайрона прошло в Шотландии, которая на всю жизнь поразила его романтической красотой. В лице матери Джордж не имел друга. Он был замкнутым и хмурым. Его морально удручал еще и физический недостаток - он хромал от рождения. Этот факт был причиной первой несчастливой юношеской любви Байрона. Юноша стоял на веранде, когда любимая девушка безапелляционно сказала: «Никогда не полюблю калеку». С 1798 года после смерти двоюродного деда Байрон унаследовал титул лорда и родительское имение - Ньюстедское аббатство. В 1801 году Байрон поступил в аристократическую школу Харроу, в 1805 году - в Кембриджский университет.

В декабре 1806 года Байрон издал первый сборник стихов («Fugitive Pieces»), который, по совету друга, который считал отдельные стихи весьма чувствительными, изъял из продажи и уничтожил. В скором времени в мир вышло второе издание этого сборника. Оба издания появились без ссылки на авторство. Впервые свое имя Байрон поставил на сборнике «Часы досуга», который увидела свет в июне 1807 года. В январе 1808 года на страницах влиятельного «Эдинбургского обзора» была напечатана рецензия. Критик, ознакомившись со стихами, указал, что они незрелые и подражательные. Байрон сделал первую и свою наиболее неудачную попытку создать по примеру других романтиков образ-маску: юноши-поэта, поэта-аристократа. Образ был сконструирован из новейших романтических мотивов: в любви к родительскому замку («Прощание с Ньюстедом») было что-то от Вальтер-Скоттовского средневековья; в страсти к воспоминаниям был похож на присущую Вордсворту мечтательную самоуглубленность; в любовных стихах, героини которых прячутся за выдуманными именами Эми, Каролины, угадывалось влияние Т. Мура. Однако за пределами сборника осталось то лучшее, что уже было написано Байроном. Например, стихи, обращенные к Мэри Чаворт: «Отрывок, написанный вскоре после замужества мисс Чаворт», «Воспоминание»,- свидетельство юношеской любви поэта.

Байрон отдавал предпочтение романтической биографии над романтической фантазией. Другие лишь воображали экзотические чудеса, а Джордж Байрон осуществил путешествие на Восток и оценил все пыльным взглядом. Другие бунтовали в воображении, а он сначала в своих парламентских выступлениях, а потом и стихах поддержал разрушителей станков - луддитов, восставшую Ирландию, а позднее сам принял участие в заговоре итальянских карбонариев и в греческом восстании. Он считал себя, прежде всего, политиком, общественным деятелем, а уже потом - поэтом, хотя поэзия была его наиболее значительным общественным действием. Отсюда же и скептическое отношение к романтизму в целом. Байрон не принял современный романтизм, хотя большинство его сатирических выступлений против Вордсворта, В. Скотта имели личный характер. Скандал, который взорвался, не задержал Байрона в Англии. В июне 1809 года он поехал в двухлетнее путешествие по Средиземноморью. В июле 1811 года Байрон возвращается в Англию и признав, что сатира его была слишком суровой, извиняется. Но в ней есть оценки, от которых Байрон не отказался. Он не принимает, в сущности, главного - роли поэта, какой она представлялась романтикам. Для него поэт не маг, не баладник, не одинокий мечтатель, а оратор, общественная личность. Это он подтвердит и другим своим манифестом, который он привез с восточного путешествия,- поэмой «Из Горация».

Байрон придавал ему большое значение, но этот манифест разочаровал его друзей, которые ждали от него чего-то другое. Их ожиданием больше отвечали две первые песни новой поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», работа над которой началась еще осенью 1809 года, в Албании, где поэт впервые осознал необходимость закрепить в поэтической форме свои впечатления от путешествия. Третья и четвертая песни будут связаны с другим путешествием Байрона - с его странствующей жизнью после того, как 25 апреля 1816 года он будет вынужден навсегда покинуть Англию. Это было вызвано окончательным разрывом с английским светским кругом после того, как его оставила жена Анабела (Анна Изабелла) Мильбенк, родив дочь Аду. Поэту никогда не судилось увидеть своего ребенка.

Лондонский период (1812-1816) - время романтической славы, годы успеха, которые оказались для поэта трудным испытанием. Остаться собой, жить своей жизнью в полной мере ему не удавалось.

В период 1812-1813 годов Байрон выступил в палате лордов с важными речами, однако ему быстро «надоела парламентская комедия. Я выступил там три раза, но не думаю, что из меня выйдет оратор» («Дневник», 14 ноября 1813 года). Им было написано несколько острых политических стихов - отзыв на то, что происходит, но в целом поэзия тех лет производила впечатление, что неудовлетворенность собственной жизнью лондонского денди заставляла его бросать героя на столкновенье с миром, на бунт против последнего. Именно в эти годы Байрон создает цикл так называемых восточных поэм, который разрабатывает уже найденный в «Чайльд-Гарольде» новый жанр поэмы. В новом цикле автор немного отступает в тень и рассказывает историю своего героя - историю, в которой почти всегда центральным является любовный эпизод. Поэмы утвердили за Байроном славу бесшабашного одинокого романтика, их сразу же переводили на другие языки, в том числе и на русский: «Гяур» (1813), «Абидосская невеста» (1813), «Корсар» (1814), «Лара» (1826), «Осада Коринфа» (1816), «Паризина» (1816). В героях восточных поэм читатели узнавали самого Байрона. Создавались интересные легенды, согласно которым все, что происходило с героями, случалось и с автором. Герой Байрона вобрал в себя разнообразные романтические черты, будто растворившись в биографии и образе самого поэта. Тиражирование этого героя, массовое наследование ему в жизни и в литературе создали течение «байронизм».

Нужно отметить и лирический цикл лондонского периода. Он начинает шестью стихами, объединенными под условно-греческим женским именем «К Тирзе» и посвященными умершей женщине. В ней иногда стараются угадать чье-то конкретное лицо, «безымянную» или «скрытую» любовь, но биографические свидетельства менее романтические. Первого августа 1811 года умирает мать поэта, с которой его связывали отношения трудные, но близкие. На протяжении двух месяцев он получает вести о смерти нескольких друзей из Хароу и Кембриджа.



© 2010-2022