Н и НН в суффиксах прилагательных конспект урока рус. яз. в 6кл

Класс: 6 Предмет: русский язык Учебник: «Русский язык.  6класс»,  М. «Просвещение», 2013г., авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская.   Название раздела, темы: Морфология. Прилагательное. Тема урока: « Н и НН у прилагательных (закрепление)» Цели урока: - образовательные: повторить тему «Н и НН у прилагательных» с целью закрепления; - практические: совершенствовать умения применять на практике изученный материал, формировать орфографическую зоркость; - развивающие: обогащать словарный запас; обучать сравнению, самостоятельно делать выводы и обобщения; тренировать память; развивать творческие способности; - воспитательные: воспитывать чувство уважения к занятию спортом и любви к русскому языку; учиться работать в парах: чувствовать, слушать, понимать друг друга - воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе; Тип урока: закрепление изученного материала Планируемые результаты: - личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение; осознание эстетической ценности русского языка, богатства и выразительности русской речи; - познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формах, выбор наиболее эффективных способов решения задач, систематизация знаний; - регулятивныеУУД : целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действий в случае расхождения реального действия и его результата; - коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Межпредметные связи: живопись, спорт. Средства обучения: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебник, карточки с заданием для обучающихся. Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, развивающего обучения, самоконтроля.   Литература: 1. Учебник: «Русский язык.  6класс»,  М. «Просвещение», 2013г., авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. 2. «Уроки русского языка в 6 классе» О.В Беляева, О.А. Даценко. М., «Вако», 2008. 3. «Занимательная грамматика»  Р.Б. Нуртазина. Алма-ата, «Мектеп», 1986. 4. «Занимательные материалы по русскому языку» А.Т. Арсирий, М., «Просвещение», 1995. 5. «Занимательный русский язык» Г. Александрова. Санкт-Петербург, «Тригон», 1997. 6. «Занимательные упражнения по орфографии. 5-9 классы». Саратов, ОАО «Издательство «Лицей» 2004.   Ресурсы сети Интернет: 1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru) 2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (http://www. testsoch.com)
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БОУ г. Омска «Гимназия №84»




Методическая разработка

урока русского языка в 6 классе



Тема: «Н и НН в суффиксах имен прилагательных (закрепление)»


Учитель русского

языка и литературы

Литвиненко В.В.





2014г.


Класс: 6

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык. 6класс», М. «Просвещение», 2013г., авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская.

Название раздела, темы: Морфология. Прилагательное.

Тема урока: « Н и НН у прилагательных (закрепление)»

Цели урока:

- образовательные: повторить тему «Н и НН у прилагательных» с целью закрепления;

- практические: совершенствовать умения применять на практике изученный материал, формировать орфографическую зоркость;

- развивающие: обогащать словарный запас; обучать сравнению, самостоятельно делать выводы и обобщения; тренировать память; развивать творческие способности;

- воспитательные: воспитывать чувство уважения к занятию спортом и любви к русскому языку; учиться работать в парах: чувствовать, слушать, понимать друг друга - воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе;

Тип урока: закрепление изученного материала

Планируемые результаты:

- личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение; осознание эстетической ценности русского языка, богатства и выразительности русской речи;

- познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формах, выбор наиболее эффективных способов решения задач, систематизация знаний;

- регулятивныеУУД : целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действий в случае расхождения реального действия и его результата;

- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Межпредметные связи: живопись, спорт.

Средства обучения:

мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебник, карточки с заданием для обучающихся.

Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, развивающего обучения, самоконтроля.

Литература:

1. Учебник: «Русский язык. 6класс», М. «Просвещение», 2013г., авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская.

2. «Уроки русского языка в 6 классе» О.В Беляева, О.А. Даценко. М., «Вако», 2008.

3. «Занимательная грамматика» Р.Б. Нуртазина. Алма-ата, «Мектеп», 1986.

4. «Занимательные материалы по русскому языку» А.Т. Арсирий, М., «Просвещение», 1995.

5. «Занимательный русский язык» Г. Александрова. Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.

6. «Занимательные упражнения по орфографии. 5-9 классы». Саратов, ОАО «Издательство «Лицей» 2004.

Ресурсы сети Интернет:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий ( testsoch.com)










Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организация начала занятий

Результат (Р) - установить благоприятные условия для работы на уроке


2. Постановка учебной задачи

Р - определение темы, цели и задач урока.

3.Актуализация знаний

Р - повторение изученного материала







4. Закрепление









4. Закрепление в знакомой ситуации





5. Применение знаний в новой ситуации

Р - выполненные задания, фиксация затруднений и их разрешение. Выводы - в таблице.


























6. Применение знаний при выполнении творческого задания










7. Подведение итогов работы

Р - разрешение всех трудных вопросов, заполненная таблица, проставлены баллы - оценки.,


8. Домашнее задание (Записано на доске)




9. Рефлексия

Р - комментарии детей по уроку, выявление удачных - неудачных моментов, прогнозирование деятельности.

Личностные (Л): мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Коммуникативные(К):

Планируемое сотрудничество с учителем, сверстниками. Регулятивные(Р): саморегуляция

Л: самоопределение, установление связи между целью и задачами, проявление интереса к изучению темы.

К: Владение монологической и диалогической формой речи, сотрудничество в сборе и обработке информации.

Р: целеполагание


Познавательные(П): извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

К: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Л: учимся общению.

Р: целеполагание, самоконтроль знаний

П: моделирование, построение логической цепи рассуждений, поиск доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование.

К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Р: планирование своей деятельности, задач при выполнении упражнений, оценивание работы - контроль.






Л: самооценка знаний, определение своих успехов-неуспехов, их причины.

К: сотрудничество со своими сверстниками, с учителем.

П: систематизировать изученный материал.

Р: планирование своей деятельности, задач при выполнении упражнений, оценивание работы - контроль.


П:конструирование словосочетаний, извлечение необходимой информации и ее использование.

Л: самооценка знаний.

К: сотрудничество со своими сверстниками, с учителем.

Р: планирование своей деятельности, задач при выполнении упражнений, оценивание работы - контроль.



Л: самооценка знаний.

К: сотрудничество со своими сверстниками, с учителем.

Р: планирование своей деятельности, задач при выполнении упражнений, оценивание работы - контроль.



Л: самооценка знаний.

К: сотрудничество со своими сверстниками, с учителем.

Р: планирование своей деятельности, задач при выполнении упраж-й, оценивание работы - контроль.



Л: самооценка знаний.

К: сотрудничество со своими сверстниками, с учителем.

Р: планирование своей деятельности, задач при выполнении упражнений, оценивание работы - контроль.



Р: планирование своей деятельности, задач при выполнении упражнений, оценивание работы - контроль.






Л: самооценка знаний, определение своих успехов-неуспехов, их причины.

П: систематизировать изученный материал.

К: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации, сотрудничество со своими сверстниками, с учителем.

Р: оценка результатов работы.















Л: самооценка знаний, определение своих успехов-неуспехов, их причины. Смыслообразование - самооценка, доля участия в общем деле.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: рефлексия.

Р: прогнозирование.

Включение детей в работу.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Пожелайте удачи - улыбнитесь друг другу, а теперь садитесь.



- Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику - удача, учителю - радость!» Желаю всем удачи!

Чтобы определить тему, должны решить логическую задачу (для этого вспомните материал предыдущего урока):

Вставьте пропущенные буквы, выявите закономерность и найдите 4-е лишнее (обведи кружком цифру)

1. Урага…ай, тума…ый, песча…ый, деревя…ый (лишнее - пасчаный, т.к. с -Н- )

2. Ледя…ой, бара…ий, дровя…ой, дли…ый (лишнее - длинный, т.к. с -НН- )

- В словах какой части речи? (прилагательных)

- Сформулируйте тему, опираясь на выделенные слова

( -Н- и -НН- в суф. имен прилагательных. Запишем тему на листочках-карточках)

. Цель и задачи урока

- Вы верно решили задачу, значит, тема вам знакома, а мы еще раз к ней обращаемся. С какой целью?

(Закрепить изученный материал, а именно: навыка правильного написания прилагательных с Н и НН)

- Чтобы достичь поставленной цели, какие задачи ставим на урок?

(1. Повторить правило - теорию

2. Применить теорию на практике)



4. Закрепление изученного

- Вы знаете, что в нашей стране в феврале пройдет мероприятие международного значения - Зимние Олимпийские игры. Кто знает сроки?

(7-23 февраля. XI Паралимпийские Игры

7-16 марта 2014)

-Какие виды спорта?

(- лыжный спорт;

- конькобежный спорт;

- бобслей;

- хоккей на льду;

- биатлон;

- керлинг;

- санный спорт.)

- Выполнение заданий тоже будет носить состязательный характер. Участие примут 3 команды (по числу рядов). Разыгрываются комплекты медалей как в личном зачете, так и в командном.

Золотые - «5»

Серебряные - «4»

Бронзовые - «3».

Как будем оценивать работы?

- Количество правильных ответов соответствует количеству баллов. Все баллы суммируются.

Если ученик набрал ____ баллов - «5» - золотая медаль

_____ баллов - «4» - серебряная медаль

____ баллов - «3» - бронзовая медаль.

В командном зачете- количество очков - это количество золотых медалей («5»)

1-й вид спорта - Санный вид спорта (слайд № ) - 10 баллов

Задание: кто быстрее и правильно выполнит задание - съедет с горы.

1.Вставьте пропущенные буквы.

Сон..ый, соколи..ый, середи..ый, оси..ый, ути..ый, были..ый, соболи..ый, витами..ый,

земля..ой, маши..ый

-Взаимопроверка правильности выполнения (слайд № )

(Ответ - 10 баллов, если нет ошибок

Сонный, соколиный, серединный, осиный, утиный, былинный, соболиный, витаминный,

земляной, машинный)

2-й вид спорта - Конькобежный (слайд № )- 10 баллов

Как в фигурном катании меняются фигуры, так и мы должны преобразовать данные словосочетания.

2. Замените выделенные слова прилагательным, впишите его в скобках

1.Антенна для телевизора( ) 2. Шляпа из соломы ( ) 3. Поделка из бересты ( ) 4. Посуда из глины ( ) 5. Платье из льна ( ) 6. Украшения из серебра ( ) 7. Пение соловья ( ) 8. Ветер с силой урагана ( ) 9. Пух тополя ( ) 10. Ржанье лошади ( ).

-Взаимопроверка правильности выполнения (слайд № )

(Ответ - 10 баллов, если нет ошибок

1.Антенна для телевизора (телевизионная) 2. Шляпа из соломы (соломенная) 3. Поделка из бересты (берестяная) 4. Посуда из глины (глиняная) 5. Платье из льна (льняное) 6. Украшения из серебра (серебряное) 7. Пение соловья (соловьиное) 8. Ветер с силой урагана (ураганный) 9. Пух тополя (тополиный) 10. Ржанье лошади (лошадиное).

3-й вид спорта - Кёрлинг (слайд № )- 5 баллов

3. «Выбей» ошибку! Запиши эти слова правильно

1) туманная мгла,2) бессоные ночи, 3) длинные тени, 4) серебрянные часы, 5) оловяный солдатик,

6) пустынный пейзаж, 7) кожаная куртка, 8) овчиный тулуп, 9) барабанная дробь, 10) безымяный палец.

-Взаимопроверка правильности выполнения (слайд № )

(Ответ - 5 баллов, если нет ошибок

2) бессонные ночи, 4) серебряные часы, 5) оловянный солдатик, 8) овчинный тулуп, 10) безымянный палец)

4-й вид спорта - Лыжный (слайд № )- 2 балла

Лыжные гонки - кто быстрее и правильно выполнит тестовое задание

4. Выписать номера словосочетаний, где в словах на месте пропуска вы вставили суффикс

- ен- 1) дров..ой сарай 2)ветр..ый день 3)баш..ый кран

-ЯН- 1)рум..ное лицо 2) масл..ная краска 3)стекл..ный шар

-Взаимопроверка правильности выполнения (слайд № )

(Ответ - 2 балла, если нет ошибок

- ен- 2) ветреный

-ЯН- 2) Масляная , т.к. в слове румяный -н- входит в корень)

5-й вид спорта - Бобслей (слайд № )- 2 балла

Скоростной спуск на санях - кто быстрее и правильно выполнит тестовое задание

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишутся НН ?

Таинстве(1)ый незнакомец в шерстя(2)ом костюме спустился в маши(3)ое отделение корабля.

1) 1,2 2) 2,3 3) 1,2,3 4) 1,3

В тро(1)ом зале был накрыт обеде(2)ый стол, сервированный серебря(3)ой посудой.

1) 1 2) 2,3 3) 1,2,3 4) 1,2

-Взаимопроверка правильности выполнения (слайд № )

(Ответ - 4) - в обоих предложениях

- 2 балла, если нет ошибок)

6-й вид спорта - Биатлон (слайд № )- 11 баллов

Главное - не промахнуться! Оценивается верное попадание.

Слуховой распределительный диктант. Вы должны на слух определить, сколько -Н- пишется в слове, которое называет учитель, и поставить плюс в соответствующую графу таблицы.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

-Н-



-НН-




Слова читает учитель:

1) длинный, 2)змеиный, 3)чугунный, 4)румяный, 5)лиственный 6)полотняный, 7)стеклянный, 8)традиционный, 9)старинный, 10)журавлиный, 11)хозяйственный.

-Взаимопроверка правильности выполнения (слайд № )

(Ответ - 11 баллов, если нет ошибок

7-й вид спорта - Хоккей (слайд № )- 10 баллов

Хоккей - игра, где важна не только скорость, где важно обдумывать свои действия, точно подавать пас, обходить противника, забивать голы. Многоплановым будет следующее задание -

7. Работа с текстом.

1. Распределить предложения так, чтобы получился текст.

Запишите цифрами последовательность - 5 баллов.

2. Вставьте пропущенные орфограммы - 5 баллов.

1. Все они ведут к равни…ой местности, где построили олимпийский комплекс.

2. Внизу серебря…ми лентами извиваются большие и маленькие дороги.

3. Они прекрасны и величестве…ы.

4. Город Сочи с одной стороны окружают горы.

5. В одном месте поднимается скала, похожая на развалины стари…ой башни, а в другом - возвышается каме…ый утёс.

-Взаимопроверка правильности выполнения (слайд № )

(Ответ - 4, 3, 5, 2, 1

10 баллов, если нет ошибок)

4. Город Сочи с одной стороны окружают горы. 3. Они прекрасны и величественны. 5. В одном месте поднимается скала, похожая на развалины старинной башни, а в другом - возвышается каменный утёс.

2. Внизу серебрянми лентами извиваются большие и маленькие дороги. 1. Все они ведут к равнинной местности, где построили олимпийский комплекс.)

Подведение итогов

Суммируем все заработанные баллы.

Золотая медаль - «5» , если набрали 45-50 баллов. (90%)

Серебряная медаль - «4», если набрали 35-44 балла. (70%)

Бронзовая медаль - «3», если набрали 25-34 балла. (50%)


. Комментарии к домашнему заданию

- Правило знаете хорошо, решите еще одну задачу: найдите 4-е лишнее:

Кожа…ый, вяза…ый, тыкве…ый, клюкве…ый?

( Лишнее ВЯЗАНЫЙ, т.к. образовано от глагола. Это материал следующего урока. Запишем дом. задание:

1. Составить карточку со словарным диктантом по теме « Н и НН у прилагательных, образованных от существительных.

2. Ознакомиться самостоятельно с материалом «Отглагольные прилагательные». Составить конспект или план сообщения по теме. (допол-я оценка «5»).

- Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

- Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?

- Сколько Н вы будете писать в краткой форме прилагательных?

- От чего образуются рассматриваемые нами прилагательные?

(Дети отвечают.

HH в суффиксах прилагательных пишется:

1. на стыке корня на -Н и суффикса -Н-

2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ОНН- и -ЕНН-

3. Исключения: ветреный .

Н пишется в прилагательных :

1. в суффиксах -АН-, -ЯН-

2. в суффиксе -ИН- .

3. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный )

Подведение итогов урока. Подчеркните прилагательные, которые более точно характеризуют наш урок:

интересный, полезный, увлекательный, сложный.

-Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Я узнал…

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

Было интересно…



Включение в работу, самоопределение



Включаются в диалог по определению целей и задач урока.





Включаются в диалог, отвечают на поставленные вопросы. Рассказывают правило написания Н и НН у прилагател-х











Задание выполняет каждый самостоятельно. А затем сосед по парте проверяет и проставляет баллы.

После каждого задания записывают баллы в таблицу.

Записывают составленные словосочетания.

Взаимопроверка. Выставление баллов.





Выписывают слова с ошибкой, исправляют, объясняют правильное написание.

Взаимопроверка. Выставление баллов.



Выполняют задание тестового характера. Комментир-т ответ.

Взаимопроверка. Выставление баллов.



Выполняют задание тестового характера

(в формате ЕГЭ) Комментир-т ответ.

Взаимопроверка. Выставление баллов.


Заполняют таблицу.

Комментир-т ответ.

Взаимопроверка. Выставление баллов.





Оформляют предложения в текст.

Комментир-т ответ.

Взаимопроверка. Выставление баллов.









Дети считают, оценивают




Записывают домашнее задание.




Обощают изученное, оценивают результаты, записывают выводы.

Восстановление учебной мотивации -заполняют последнюю графу таблицы. Делятся своими впечатлениями по уроку, дают оценку своей деятельности.



© 2010-2022