Урок внеклассного чтения в 10 классе По теме: «О сборнике стихов «Золотые тернии» Владислава Уртаева»

Урок внеклассного чтения в 10 классе По теме: «О сборнике стихов «Золотые тернии» Владислава Уртаева»   Цели урока: 1. Привитие интереса учащихся к современной осетинской литературе. 2. Развитие навыков выразительного чтения. Ход урока. I. Беседа. Учитель: Вы прочитали стихи нашего земляка В. Уртаева, познакомились со сборником «Золотые тернии». Ваши впечатления? Какое стихотворение вы особо отметили для себя?  Ученик: -Не все стихи мне понятны. В них много символов, и, может быть, мое и автор...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения в 10 классе

По теме: «О сборнике стихов «Золотые тернии»

Владислава Уртаева»



Цели урока: 1. Привитие интереса учащихся к современной осетинской литературе.

2. Развитие навыков выразительного чтения.

Ход урока.

I. Беседа.

Учитель: Вы прочитали стихи нашего земляка В. Уртаева, познакомились со сборником «Золотые тернии». Ваши впечатления? Какое стихотворение вы особо отметили для себя?

Ученик: -Не все стихи мне понятны. В них много символов, и, может быть, мое и авторское видение мира не совпадают. А понравилось мне очень стихотворение «Даргавс»

Чтение стихотворения.

- Я выбрал это стихотворение, потому что мне понятные чувства гордости и восхищения поэта к землякам, которые в Даргавском ущелье возвели себе памятник, легендарный «Город мертвых» «В отместку смерти и чуме в отместку самоотверженные предки» … пофамильно молча умирали, лишь для того, чтоб кто-то мог дышать...»

Ученик: - Владислав Уртаев ведет меня в свой мир, о котором говорит:

Надежней олимпийского щита,

Просторнее морей и океанов,

И скифских драгоценнее курганов

Моя мечта.

Ученица: - А мне нравятся стихи В. Уртаева о любви. Например, в восьми строчках - и нежность чувств, и грусть, и восторг, и преклонение перед красотой.

Я помню вечер, вечер без названия,

Когда я заглянул в твои глаза…

И в них, качая розы Мирозданья,

Двоилась млечнопутная слеза.

Она сжигала, и она шептала

О том, что ты от звезд произошла…

И бюст Мадонны рухнул с пьедестала,

И ты воздушно на него взошла.

Ученик: - Я выбрал очень короткие стихи, но с большим философским смыслом.

В мраках тех, кто плачет,

Есть огниво -

Если плачешь, значит,

Сердце живо.

Учитель: Стихотворения, выбранные вами, разные по тематике и форме, по доступности и сложности понимания, заставляют переживать , размышлять. Поэтический мир В. Уртаева - это - мир поэзии, меняющийся, разнообразный: «Кавказ и Атлантида, Крит и Древняя Греция, вся Земля, вся Вселенная. Это все, что вокруг меня с радостями и печалями, с добром и злом.

О своем мире поэт говорит:

Я, как прежде, верю в силу Слова,

Верю, что священное оно.

…Верю, что Любовь белее снега,

Хоть порою снежно - холодна.

Верю в душу человека,

Что в душе нет ни краев, ни дна.

Вы дома выписали тропы из стихов.

Например, эпитеты и метафоры: взошла воздушно; всплески рыжей листвы; и где-то в вазе сокровенной звучит нетерпеливый вздох; клубится дым эпох; стародавнее зорится; на тетрадный лист ложится былого грешного душа; от альфы до омеги принадлежу своим стихам; караван уходит шелковым путем; шальной ветер; развосторжили костер и др..

Сравнения:

Кентавром, ывбравшим галоп,

Смешалось время с человеком -

Закат листает век за веком

Эпохи, как калейдоскоп.

Все сравнения, метафоры и эпитеты подобранны в произведениях, выполняя определенную функцию: они служат созданию светлой поэтической картины.

В стихах Владислава Уртаева можно понять роль анафоры - повторения в строках начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку.

Ты - нож резца и мраморные муки,

Ты - мой палач, помост, толпа и кровь…

Но я готов тянуть к страданьям руки…

Ты - мое горе.

Ты - моя любовь.

А в стихотворении «Последняя песня горца» используется эпифора - повторение заключительных слов:

И здесь скала,

И там скала.

А я орел,

Я - сын орла

Орел, туманы разорви!

На смерть меня благослови!

Много неологизмов:

«Сочнотравье», «Солнцебиение», «Мирозданье», «Млечнопутная слеза», « Вышепредельный», «Красноглинье», «Однолоння общность» и много других. Известно, что немногие из авторских неологизмов становятся общеупотребительными. Большинство из них остаются «вечными» неологизмами, понятными и употребительными лишь в данном контексте.

«Но беда не велика… все ложные, то есть ненужные слова уничтожаются сами собою, а удачно составленные и придуманные удержатся, несмотря на все остроумие ожесточенных гонителей всего нового, оригинального…»

(В. Г. Белинский)



Поэт часто использует символы, которые передают авторское видение, а читатели их воспринимают иногда по-своему. Много в стихах историзмов, мифологем, эпических образов, и заствляет всех обращаться к словарям, учебникам, чтобы познать Мир Владислава Уртаева.

Я знаю, будут звездные капели

И радуги в Прекрасную Страну…

И я опять шагну из колыбели

На неисповедимую струну.

Я знаю, все ненужное утонет

В туманах пропастей, как лязг секир…

Я знаю. Точно знаю, - не уронит

То светлое, что держит этот Мир.

II. Итак, сделаем выводы.

Стихи В. Уртаева разнообразны по тематике и форме.

Художественный стиль поэта отличается такими чертами, как образность, эмоциональность и экспрессивность изложения; здесь много афоризмов, контрастных образов. Эмоциональность придают стихам риторические обращения и восклицания. Для выражения существующих понятий поэт находит новые, свежие слова, авторские неологизмы. Их у Владислава Уртаева много. Специальных словарей неологизмов нет. Но в основном они понятны, вплетаются в текст естественно и выполняют индивидуально-стилистические задачи, вносят отпечаток необычности, новизны.

Предлагаю рассмотреть тропы в следующем стихотворении:

Этот вечер, как признанье,

Как фольга и дивнари -

Разноцветные созданья

Облепили фонари.

От листвы ковром занятным

Отлегла густая тень.

Чем-то сладко - необъятным

Пахнет белая сирень.

Примадонны - веселички

Ставят шелковый шатер.

Робинзоны к перекличке

Развосторжили костер.

И щенок звездоголовый

Лапой трогает огонь.

Озадаченно - суровый

Майский жук упал в ладонь.

Это ваше домашнее задание: лингвистический анализ стихотворения.



© 2010-2022