Рабочая программа по литературе 11 класс

Рабочая программа по литературе составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, В.П.Журавлевой, В.И.Коровина,  12-е издание, М. Просвещение 2010, на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. На изучение литературы в 11 классе отводится 102 часа. Так как с 2015 года выпускники пишут итоговое сочинение по литературе, то данному предмету нужно уделять особое внимание. В данной программе включены п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по литературе составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, В.П.Журавлевой, В.И.Коровина, 12-е издание, М. Просвещение 2010, на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Обоснование выбора УМК

Линия УМК «Литература» под редакцией Ю.В.Лебедева, В.П.Журавлева предназначена для изучения литературы в 10-11 классах как на базовом, так и на профильном уровнях. Линия является продолжением линии УМК под редакцией В.Я. Коровиной для 5-9 классов.

Главная идея линии - духовно-нравственное становление ученика в процессе приобщения к шедеврам русской классики.

Основные идеи линии УМК:

- приобщение к духовно-нравственному опыту народа, нашедшему отражение в русской литературе.

- постижение национальной самобытной классики.

- соотнесение нравственных идеалов произведений русской и зарубежной литературы.

- связь проблематики литературных произведений с реальной действительностью.

- оценка произведений с позиций современного миропонимания.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Задачи изучения литературы в школе в следующем:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;

  • сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;

  • расширить читательский кругозор учащихся;

  • повысить качество чтения;

  • способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;

  • активизировать художественно-эстетические потребности детей;

  • развить их литературный вкус;

  • подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;

  • стимулировать творческую активность детей;

  • формировать навык выразительного чтения;

  • воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.


Общая характеристика учебного предмета

Программа по литературе 11 класса направлена на воссоздание историко-литературного процесса на протяжении ХХ века со всем обилием направлений и течений. Знакомство со многими новыми для практики школы авторами и произведениями подготовлено программой предшествующих классов. Программа 11 класса последовательно обращает внимание учителя к вопросам теории литературы, т.к. в выпускном классе дается картина литературы ХХ века и последнего десятилетия. Это история современной русской литературы во всём многообразии и сложности, изучение которой предполагает расширение круга теоретических сведений, которые были получены при изучении литературы Х1Х века, а также активное их применение в процессе анализа художественных произведений. Программа дает и параллельные сведения по истории искусств. В 11 классе представлена русская литература XX века и современная русская

литература. Монографическое изучение великих классиков XX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и другим.

Программа последовательно обращает внимание к вопросам теории литературы. Нет темы, в которой не было бы обозначено обращение к вопросам теории. Однако эти указания не предполагают систематическое изучение этих вопросов, а указывают лишь на то, что возможно и желательно обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении этого произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна теория, и уметь их использовать, что сделает анализ конкретного произведения более содержательным.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы

необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю

мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

На изучение литературы в 11 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю).



ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 11 КЛАССА

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

уметь:

чтение и восприятие

- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка

- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов - персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;

- давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;

- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

- знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;

- объяснять связь произведений со временем написания и современностью;

- объяснять сходство и различие произведений разных писателей;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений;

чтение и речевая деятельность

- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;

- пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа - персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);

- анализировать эпизод изученного произведения;

- составлять планы, тезисы статей на литературную тему;

- писать сочинения на литературную тему разных жанров;

- выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (102 ч.)

Введение (1 ч.)

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.


Литература 20 века (33 ч.)

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Писатели-реалисты начала XX века. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). По этическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии. Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Соло губ. «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на миро воззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сбор ник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм. Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учи теля и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления). Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения). «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений). Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор). Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений). Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенин ской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).


Литература 20-х годов 20 века (8 ч.)

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся). Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.). Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова). Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения). «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.). Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия по эта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература З0-х годов 20 века (25 ч.)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др. Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского. Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова. Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов - по выбору.) История со здания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм раз мышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов рома на в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечта теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Го мер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская вой на, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).


Литература периода Великой Отечественной войны ( 3 ч.)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, по вести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон». Значение литературы периода Великой Отечествен ной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.


Литература 50-90 -х годов (19 ч.)

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др. Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Три фонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений. «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др. Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин). Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения). «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема по эта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Од но произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в по вести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой». Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Со нет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»). (Возможен выбор трех других стихотворений.) Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.) Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, об разы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.) Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.


Из литературы народов России (3 ч.)

Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта. Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов

Теория литературы. Национальное и обще человеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX - начала XXI века. Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Тол стая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др. Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.


Из зарубежной литературы (7 ч.)

Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца».

«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу.

«Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.

Теория литературы. Парадокс как художественный прием.

Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной.

Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!»

Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя.

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища. (Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как

наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе.

Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия).






Формы организации учебного процесса

  1. Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.

  2. Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей

  3. Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям.

  4. Уроки внеклассного чтения.

Формы контроля:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.



Учебно-методическое обеспечение:

  1. Литература 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В.П. Журавлева.-М.: «Просвещение», 2012.

Интернет -ресурсы

1.writerstob.narod.ru/

2. proshkolu.ru/

3.klassika.ru/

4.lit.1september.ru

5.bulgakov.ru/

6.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html

Литература для учащихся

  1. Литература 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В.П. Журавлева.-М.: «Просвещение», 2012.














Тематическое планирование по литературе 11 класс (102 ч.)

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Средства обучения

Виды и формы учебной деятельности учащихся

Дом. задание

План. дата


Факт. дата

Введение (1 ч.)


Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века.

1 ч.

Вводный

Учебник

Коллективная работа

Читать стр. 8-26

Литература 20 века (33 ч.)


И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность.

1 ч.

Комбинированный урок

Портрет И.А.Бунина, учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Прочитать рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»


И.А.Бунин.«Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально - философским обобщениям.

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Вопрос №10 стр. 55


И.А.Бунин.«Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа.

1 ч.

Урок углубленной работы над произведением

ИКТ, учебник

Рассказ учителя, беседа

Читать рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник»


Тема любви в рассказе «Чистый понедельник».Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Чтение, беседа

Анализ рассказа


Тема любви в рассказе «Чистый понедельник».Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

1 ч.

Урок углубленной работы над произведением

Учебник

Рассказ учителя, беседа

Вопрос № 13 стр. 55


Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы.

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Рассказ учителя, беседа

Читать рассказ А.И.Куприна «Олеся»


А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в по­вести «Поединок». Изображение мира природы и человека в повести «Олеся»

1 ч.

Комбинированный урок

ИКТ, учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Читать рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет»


Проблематика и поэтика рассказа «Грана­товый браслет».

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Чтение, беседа

Анализ рассказа


Домашнее сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна.

1 ч.

Урок развития речи

Учебник

Индивидуальная работа

Написать сочинение


М.Горький. Жизнь и творчество. Ран­ние романтические рассказы. «Старуха Изергиль».

1 ч.

Усвоение новых знаний

ИКТ, учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Читать «Старуха Изергиль»


Проблематика и особенности композиции рассказа.

1 ч.

Урок углубленной работы над произведением

Учебник

Чтение, беседа

Прочитать 1-2 действие пьесы А. М. Горького «На дне».


«На дне» как социально - философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Дочитать пьесу А. М. Горького «На дне».


Три правды в пьесе «На дне».

1 ч.

Урок углубленной работы над произведением

Учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Читать стр. 172-175


Социальная и нравственно - философская проблематика пьесы. Смысл названия пьесы.

1 ч.

Урок углубленной работы над произведением

Учебник

Рассказ учителя, беседа

Подготовиться к письменной работе


Письменная работа по творчеству М. Горького.

1 ч.

Урок контроля знаний

Индивидуальная работа

Подготовить доклад


Русский символизм и его истоки.

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Выразительное чтение, беседа, доклад учащегося

Подготовить презентацию и доклад


В.Я. Брюсов. Слово о поэте.

Проблематика и стиль произведений В.Я Брюсова.

1 ч.

Усвоение новых знаний

ИКТ, учебник

Чтение, беседа

Читать стр. 118-123, наизусть любое стихотворение


Лирика поэтов-символистов. К. Д. Баль­монт, А. Белый и др.

1 ч.

Урок внеклассного чтения

Учебник

Выразительное чтение, беседа, рассказ учителя

Читать стр. 124-128, стр. 131-133


Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Рассказ учителя, беседа

Подготовить доклад


Н. С. Гу м и л е в. Слово о поэте.

1 ч.

Усвоение новых знаний

ИКТ, учебник

Выразительное чтение, беседа, доклад учащегося

Читать стр. 137-141


Пробле­матика и поэтика лирики Н. С. Гумилева

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Выразительное чтение, беседа, рассказ учителя

Наизусть любое стихотворение


Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина. Домашнее сочинение по поэзии Серебряного века.

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Выразительное чтение, беседа

Написать сочинение


А. А, Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной Даме».

1 ч.

Комбинированный урок

Портрет А.А.Блока, учебник

Выразительное чтение, беседа

Наизусть стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека...».


Тема страшного мира в лирике

А. Блока. «Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе.

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Выразительное чтение, беседа, рассказ учителя

Наизусть стихотворение «Незнакомка»


Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге».

1 ч.

Комбинированный урок

ИКТ, учебник

Выразительное чтение, беседа, рассказ учителя

Выразительно читать стихотворения


Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Рассказ учителя, беседа

Читать поэму


Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

1 ч.

Урок углубленной работы над произведением

Учебник

Выразительное чтение, беседа

Вопрос № 5 стр. 210


Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество.

1 ч.

Урок внеклассного чтения

Учебник

Рассказ учителя, чтение, беседа

Читать стр. 212-218


С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная...», «Письмо матери».

1 ч.

Комбинированный урок

ИКТ, портрет С.А.Есенина, учебник

Рассказ учителя, чтение, беседа

Наизусть стихотворение «Письмо матери»


Тема России в лирике С. Есенина.

«Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др.

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Выразительное чтение, беседа

Анализ любого стихотворения


Любовная тема в лирике С. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ» и др.

1 ч.

Комбинированный урок

ИКТ, учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Наизусть стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ»


Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни.

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Рассказ учителя, беседа

Наизусть стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу..»


Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

1 ч.

Урок внеклассного чтения

Учебник

Выразительное чтение, беседа

Читать стр. 266-279

Литература 20-х годов 20 века (8 ч.)


Литературный процесс 20-х годов 20 века.

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Читать стр. 310-313


Обзор русской литературы 20-х

годов.

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Читать стр. 326-329


Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Подготовить доклад


Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрант­ская сатира

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Доклад учащегося, рассказ учителя

Подготовить презентацию


В.В. Маяковский Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта.

1 ч.

Комбинированный урок

ИКТ, портрет В.В. Маяковского, учебник

Чтение, беседа

Наизусть стихотворение «А вы могли бы?»


Пафос революционного переустройства мира в лирике поэта. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Рассказ учителя, чтение, беседа

Наизусть стихотворение «Послушайте»


Своеобразие любовной лирики В. Маяковского.

1 ч.

Комбинированный урок

ИКТ, учебник

Чтение, беседа

Читать стр. 287-290


Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского.

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Рассказ учителя, чтение, беседа

Читать стр. 301-304

Литература З0-х годов 20 века (25 ч.)


Литература З0-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб 30-х годов.

1 ч.

Усвоение новых знаний

ИКТ, учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Читать стр. 3-22


М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. М. А. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных»

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Чтение, беседа

Читать стр. 44-51


История создания романа М. А. Булгакова «Мастер и Мар­гарита»

1 ч.

Усвоение новых знаний

ИКТ, учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Анализ глав


Проблемы и герои романа М. А. Булгакова «Мастер и Мар­гарита.

1 ч.

Урок углубленной работы над произведением

Учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Анализ глав


Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита».

1 ч.

Урок углубленной работы над произведением

Учебник

Чтение, беседа

Анализ глав


Анализ эпизода из романа. Домашнее сочине­ние по творчеству М. А. Булгакова.

1 ч.

Урок развития речи

Учебник

Индивидуальная работа

Написать сочинение


Зачетная работа по изученным произведениям

1 ч.

Урок контроля знаний

Индивидуальная работа

Подготовит доклад


А.П. Платонов. Жизнь и творчество.

1 ч.

Урок внеклассного чтения

Учебник

Чтение, беседа, доклад учащегося

Читать стр. 22-24


По­весть А. П. Платонова «Котлован»: обзор.

1 ч.

Урок внеклассного чтения

Портрет А.А.Ахматовой, учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Подготовить доклад


А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтиче­ское мастерство любовной лирики А. А. Ахматовой.

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Рассказ учителя, беседа, доклад учащегося

Наизусть стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно...»


Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой.

1 ч.

Комбинированный урок

ИКТ, учебник

Выразительное чтение, беседа, рассказ учителя

Наизусть стихотворение «Родная земля»


Поэма А. Ахматовой «Реквием». Траге­дия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти.

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Выразительное чтение, беседа, рассказ учителя

Выразительно читать стихотворения


Поэма А. А. Ахматовой «Реквием». Особенности жанра и композиции поэмы

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Выразительное чтение, рассказ учителя, беседа

Читать поэму


О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.

1 ч.

Усвоение новых знаний

ИКТ, учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Наизусть стихотворение «Notre Dаmе»


Трагический конфликт поэта и эпохи. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих ве­ков...», «Я вернулся в мой город, знако­мый до слез...» и другие стихотворения.

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Выразительное чтение, рассказ учителя, беседа

Выразительно читать стихотворения


М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой.

1 ч.

Комбинированный урок

Портрет М.И.Цветаевой, учебник

Выразительное чтение, рассказ учителя, беседа

Наизусть стихотворение «Моим стихам, написанным так рано...»


М. И. Цветаева. Тема Родины. «Тоска по Родине! Дав­но...», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля. Домашнее сочинение по лирике А. А. Ах­матовой, М. И. Цветаевой или О. Э. Ман­дельштама.

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Индивидуальная работа

Написать сочинение


М.А. Шолохов. Жизнь и судьба. «Донские рассказы».

1 ч.

Комбинированный урок

Портрет М.А.Шолохова, учебник

Рассказ учителя, беседа

Читать стр. 196-204


Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Анализ частей романа


Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

1 ч.

Урок углубленной работы над произведением

Учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Анализ частей романа, читать стр. 213-216


Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

1 ч.

Урок углубленной работы над произведением

Учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Анализ частей романа, читать стр. 222-225


Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

1 ч.

Урок углубленной работы над произведением

Учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Анализ частей романа


Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1 ч.

Урок углубленной работы над произведением

ИКТ, учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Анализ частей романа, читать стр. 219-222


Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон».

1 ч.

Урок углубленной работы над произведением

Учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Подготовиться к письменной работе


Письменная работа по творчеству М. А. Шолохова.

1 ч.

Урок контроля знаний

Учебник

Индивидуальная работа

Подготовить доклад

Литература периода Великой Отечественной войны ( 3 ч.)


Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Рассказ учителя, беседа, доклад учащегося

Читать стр. 231-262


Литература второй половины 20 века (обзор). Поэзия 60-х годов.

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Подготовить доклад


Литература второй половины 20 века (обзор). Поэзия 60-х годов.

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение, доклад учащегося

Выучить записи в тетради

Литература 50-90 -х годов (19 ч.)


Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов.

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Подготовить доклад


А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А. Т. Твардовского. Размыш­ление о настоящем и будущем Родины.

1 ч.

Комбинированный урок

ИКТ, учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение, доклад учащегося

Читать стр. 281-284


Твардовский. Осмысление темы войны. «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» и другие стихотворения

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Выразительное чтение, рассказ учителя, беседа

Выразительно читать стихотворения


Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака.

1 ч.

Усвоение новых знаний

Портрет Б.Л.Пастернака, учебник

Выразительное чтение, рассказ учителя, беседа

Читать стр. 146-153


Б.Л.Пастернак. Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль. Достать чернил и пла­кать!..», «Определение поэзии», и другие стихо­творения

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Выразительное чтение, рассказ учителя, беседа

Наизусть стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..»


Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие

1 ч.

Урок внеклассного чтения

Учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Читать стр. 155-162


Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие

1 ч.

Урок внеклассного чтения

Учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Читать «Один день Ивана Денисовича»


А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

1 ч.

Комбинированный урок

ИКТ, учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Читать стр. 309-310


А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

1 ч.

Урок углубленной работы над произведением

Учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Подготовить презентацию


В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рас­сказов» («На представку», «Сентенция»)

1 ч.

Урок внеклассного чтения

Учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Читать рассказы на выбор


Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие.

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Чтение, беседа

Выразительно читать стихотворения


«Деревенская» проза в современной ли­тературе. В.П.Астафьев. Взаимоотно­шения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы»

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Читать стр. 406-410


В.П.Астафьев Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (обзор).

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Подготовить доклад


В.Г.Распутин. Нравственные проблемы в произведении «Прощание с Матерой»

1 ч.

Усвоение новых знаний

ИКТ, портрет В.Г.Распутина, учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Читать стр. 390-391


В.Г.Распутин. Нравственные проблемы в произведении «Живи и помни»

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Читать стр. 392-393


Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта.

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Беседа, чтение

Читать стр. 359-368


Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Воен­ные мотивы в лирике поэта.

1 ч.

Усвоение новых знаний

ИКТ, учебник

Рассказ учителя, беседа

Читать стихотворения


«Городская» проза в современной литературе. Ю. В. Трифонов. «Вечные» те­мы и нравственные проблемы в повести «Обмен».

1 ч.

Урок внеклассного чтения

Учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Подготовить доклад


Темы и проблемы современной драматур­гии. А. В. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы.

1 ч.

Урок внеклассного чтения

Учебник

Рассказ учителя, беседа

Подготовить презентацию

Из литературы народов России (3 ч.)


Из литературы народов России. М. Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер - все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...».

1 ч.

Урок внеклассного чтения

Учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Читать стихотворения


«Птиц выпускаю...». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта.

1 ч.

Урок внеклассного чтения

Учебник

Чтение, беседа

Читать стихотворения


Основные направления и тенденции раз­вития современной литературы: проза реализма и «нереализма», поэзия.

1 ч.

Усвоение новых знаний

Учебник

Рассказ учителя, беседа, чтение

Выучить записи в тетради


Лите­ратура Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература

1 ч.

Усвоение новых знаний

ИКТ, учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Выучить записи в тетради

Из зарубежной литературы (7 ч.)


Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются серд­ца». «Пигмалион». Духовно-нравственные проблемы одной из пьес

1 ч.

Урок внеклассного чтения

Учебник

Чтение, беседа

Анализ пьесы


Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются серд­ца». «Пигмалион». Духовно-нравственные проблемы одной из пьес

1 ч.

Урок внеклассного чтения

Учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Анализ пьесы


Т. С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» Много­образие мыслей и настроений стихотво­рения. Средства создания комического.

1 ч.

Урок внеклассного чтения

ИКТ, учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Читать стихотворение


Э. М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Про­щай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

1 ч.

Урок внеклассного чтения

Учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Подготовить доклад


Э. М. Ремарк. «Три товарища» Траге­дия и гуманизм повествования. Своеоб­разие художественного стиля писателя.

1 ч.

Урок внеклассного чтения

ИКТ, учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Подготовить презентацию


Проблемы и уроки литературы XX века.

1 ч.

Урок внеклассного чтения

Учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Тест


Обобщение изученного по произведениям литературы 20-х годов 20 века.

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Подготовить доклад


Обобщение изученного по произведениям литературы 30-х годов 20 века.

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя

Тест


Обобщение изученного по произведениям зарубежной литературы

1 ч.

Комбинированный урок

Учебник

Чтение, беседа, рассказ учителя


© 2010-2022