Урок литературы в 8 классе: Тема маленькогочеловека в повести Н. В. Гоголя Шинель

Представленный урок второй в системе уроков по повести Н.В.Гоголя "Шинель". На первом уроке учащиеся резко высказали своё мнение, осудив образ жизни, абсолютное бездействие главного героя, Акакия Акакиевича Башмачкина, нежелание что-то поменять в своей жизни, равнодушие к тому, как к нему относятся окружающие. Задача этого урока - вызвать у учащихся чувство если не любви, то сострадания, желания понять, почему ведёт себя так герой. Цели и задачи урока:- проследить раскрыте темы "мал...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №109"

Городская акция "Урок в подарок". Урок литературы в 8 классе:"Тема"маленького человека"в русской литературе"(по повести Н.В.Гоголя "Шинель").





Урок проведен учителем
русского языка и литературы И.В.Макаренко



Директор школы М.А.Шабунина

2015 г.

Представленный урок второй в системе уроков по повести Н.В.Гоголя "Шинель". На первом уроке учащиеся резко высказали своё мнение, осудив образ жизни, абсолютное бездействие главного героя, Акакия Акакиевича Башмачкина, нежелание что-то поменять в своей жизни, равнодушие к тому, как к нему относятся окружающие. Задача этого урока - вызвать у учащихся чувство если не любви, то сострадания, желания понять, почему ведёт себя так герой.

Цели и задачи урока:

  • проследить раскрытие темы "маленького человека";

  • продолжить работу по анализу текста; работа с литературоведческими понятиями "портрет", "деталь" и др.

  • продолжить работу по развитию монологической речи;

  • продолжить работу с критической литературой;

  • продолжить работу по воспитанию в детях любви и уважения к личности человека.

Учитель: Мы продолжаем разговор по повести Н.В.Гоголя "Шинель". Тему урока запишем в конце урока. У каждого из вас она будет своя, в зависимости от того, что вы услышите на уроке, что возьмёте для себя с этого урока.

Одной из задач нашего урока будет ответить на вопрос: кто виноват в смерти в маленького чиновника, жителя большого города Петербурга, и когда мы ответим на этот вопрос, мы восстановим фразу, которая принадлежит известному исследователю творчества Н.В.Гоголя и которую мы возьмём эпиграфом к нашему уроку :

"Несмотря на отсутствие .......................линии, это произведение о ........................... к маленькому человеку".

В.А.Воропаев.

Трагедия разыгрывается на страницах повести Н.В.Гоголя "Шинель". Умирает главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин.

А какой был Акакий Акакиевич как человек? Какое отношение сложилось у вас к нему в процессе чтения? Что чувствуете к нему как к человеку? (Доказать свое мнение, подтверждая его текстом).

Учащиеся:

- титулярный советник (звучит отрывок из повести);

- бедный человек, бедный не только в материальном плане (это не беда), бедный духовно, ограниченное у него отношение к жизни(звучит отрывок из повести) ;

- никто его не уважает, да он и сам себя не уважает (не может защитить себя, когда над ним смеются, очень боится начальства) (звучит отрывок из повести) ;

- сам смешной, и мечта у него смешная(звучит отрывок из повести) ;

- смешное счастье, когда он приобретает шинель(звучит отрывок из повести);

- Акакий Акакиевич вызывает разные чувства: от брезгливости до жалости.

Учитель:

А как сам автор относится к своему герою?

Обратите внимание на молодого чиновника. Какую гоголевскую мысль несёт он читателям?

Учащиеся:

-Совестливый молодой человек отказывается участвовать в издевательствах над Башмачкиным: "... долго потом среди весёлых минут ему представлялся маленький чиновник с лысинкой на лбу, со своими проникающими словами: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? В этих проникающих словах звенели слова: "Я брат твой".

- Наверное, в этом герое заключена важная для читателя мысль об уважении к человеку.

- Читателю становится понятно, что насмешки над такими людьми омерзительны.

[ показ эпизода из фильма "Шинель"] (Обсуждение эпизода)

Учитель:

Что не хватило молодому человеку, чтобы не содрогаться от жалости при виде А.А. Башмачкина? Порой и нам этого не хватает.

Учащиеся:

- надо было заступиться за него;

- надо было остановить издевательства над безобидны человеком.

Учитель:

Кто же виноват в этой трагедии?

Учащиеся:

- Всё-таки сам Акакий Акакиевич. Он создал мир, в котором уютно и тепло, и когда этот мир рушится, наш герой умирает, не сумев справиться с трудностями, которые выпали на его долю.

- Виноваты и те, кто его окружает, с кем ему приходится сталкиваться, просит помощи.

- И сослуживцы тоже виноваты, не пропускали возможности посмеяться над ни(звучит отрывок из повести)м .

- Виноват и "значительно лицо", после встречи с которым "Акакия Акакиевича вынесли почти без движения"(звучит отрывок из повести) .

- Будочник, потому что не прибежал на помощь Акакию Акакиевичу, когда его грабили (звучит отрывок из повести) .

Учитель:

Повесть о "маленьком человеке" могла бы закончиться иначе, если бы один человек повёл себя по-другому. О ком пойдёт речь? Расскажите об этом герое, опираясь на текст. Как вы относитесь к этому герою?

Учащиеся:

- Это "значительное лицо". Он не правильно понимает свою значительность, устанавливает свои правила: "прямо являться к нему никто не смел..." (звучит отрывок из повести).

- Основанием его системы "была строгость, строгость и строгость"(звучит отрывок из повести) .

- Обыкновенный разговор состоял из трёх фраз: "... как вы смеете?", "... знаете ли с кем вы говорите?", "... понимаете ли вы, кто стоит перед вами?".

- Я думаю, он добрый человек, но генеральский чин сбил его с толку (звучит отрывок из повести).

- Он сожалел о содеянном, сострадание ему было не чуждо, его сердцу были доступны многие добрые движения(звучит отрывок из повести) .

- Он каждый день думал о маленьком чиновнике, поэтому посылает к нему чиновника узнать, чем закончилось дело с шинелью(звучит отрывок из повести) .

[ показ эпизода из фильма "Шинель"]

(Обсуждение эпизода) Его мучает совесть, приходит раскаяние, но запоздалое. а чтобы совесть не мучила, надо было вовремя оказать помощь, проявить внимание.

(Вводится учителем понятие "одичалая совесть". Учащиеся смотрят в интернете, определение "одичалой совести").

Учитель:

Н.В.Гоголь рассказал историю, полную драматизма. Зачем автор взялся за перо, рассказывая нам об Акакии Акакиевиче Башмачкине?

Учащиеся:

- Заставляет читателя задуматься над судьбой "маленького человека" и отнестись к его бедам и невзгодам с сочувствием.

Учитель:

Кто же виноват в смерти Акакия Акакиевича Башмачкина?

[ показ эпизода из фильма "Шинель"] (Обсуждение эпизода)

Кого герой ругает в предсмертной горячке? Кому мстит?

Учащиеся:

- Ругает не грабителей, а генерала, т.е. высшую власть, мстит не тем, кто снял у него шинель, а человеку, кто не помог ему, кто превратил его в бессловесное, униженное существо

Учитель:

Нам кажется, что события и герои, изображённые в повести, очень далеки от нас. Тогда почему мы обращаемся к нему спустя два века?

Учащиеся:

- И сейчас есть люди, которые одиноки, и им нужно наше внимание и понимание.

- Надо в любой ситуации оставаться людьми, помогать друг другу, надо уважать людей, которые нас окружают.

Учитель:

Вернёмся к началу урока. Запишем тему урока и восстановим эпиграф.

(Каждый ученик записывает свою тему: "Одиночество среди людей", "Маленький человек в большом городе", "Смех сквозь слёзы" и др.)

Эпиграф: "Несмотря на отсутствие ЛЮБОВНОЙ линии, это произведение о ЛЮБВИ к маленькому человеку".

В.А.Воропаев.

Домашнее задание: перечитать повесть Ф.М.Достоевского "Бедные люди".







© 2010-2022