Конспект по русскому языку на тему Грамматическая основа (11класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект по русскому языку на тему Грамматическая основа (11класс)Конспект по русскому языку на тему Грамматическая основа (11класс)Конспект по русскому языку на тему Грамматическая основа (11класс)Конспект по русскому языку на тему Грамматическая основа (11класс)Тема урока: «Главные члены предложения» 11 класс /ЕМН/


Чичибаева Г.С.

учитель русского языка и литературы

«Жайсанской средней школы с дошкольным мини-центром»

государственного коммунального учреждения

Жамбылского района

Алматинской области

87715794573


а) организационный момент;

б) проверка домашнего задания.

I ЭТАП

Задания «Мостика» на повторение пройденного материала

Задания на актуализацию знаний.

  1. Сколько главных членов предложений есть в русском языке?

Ответ:две

Какие главные члены предложения вы знаете?

Ответ: подлежащее и сказуемое

  1. Как переводятся слова подлежашее и сказуемое на казахский язык?

  2. Ответ: подлежащее-баяндауыш, а сказуемое--баяндауыш

  3. На какие вопросы отвечают подлежащее и сказуемое ?

Ответ: подлежащее отвечает на вопросыкто? что? сказуемое отвечает на вопросычто делать? что сделать?

  1. Чем может быть выражено подлежащее в предложений?

Ответ: Подлежащее может быть выражено: именем существительным, прилагательным, местоимением, причастием,…..

  1. Какую основную синтаксическую функцию выполняет глагол в предложении?

Ответ: сказуемое

Как подчеркивается подлежащее и сказуемое?

Ответ: подлежащее подчеркиваетсяодной чертой------------------------, а сказуемое двумя ----------------------------

7 .Какие типы сказуемых вы знаете?

Ответ: /распишите/

/ПГС/Простое глагольное сказуемое,

/ СГС/Составное глагольное сказуемое,

/ СИС/Составное именное сказуемое .

II ЭТАП


«Узнавание»:

в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: найдите в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и другие задания информационного характера.А также задания, содержащие слова и сочетания слов: запомнить…, составить список…, выделить…, рассказать о…, показать…, назвать… и т.д.

  1. Найдите главные члены предложения и определите способы выражения подлежащего и тип сказуемого.

сущ

а/.Владимир начинал сильно беспокоиться. - СГС

сущ

б/.Мартышкавздумала трудиться.- СГС

в/. Курицабыла поймана и возвращена на место.- СИС

мест

г/. Кто-то тихо пробежал по коридору.- ПГС

  1. Рассмотрите таблицу на стр 45. Прочитайте теоретический материал на стр. 47.

Задания для самостоятельного усвоения новой темы.

  1. Прочитайте ниже приведенные примеры.

Найдите предложение, в котором подлежащее выражено причастием.

а/.Анна Васильевна изумилась и расхлопоталась.

б/.Он стоял здесь у камина.

в/.Кто-то прошел по коридору.

г/.Танцующие теснились и толкали друг друга.

Ответ:-----------------------------------------------------------------

«Понимание»:

в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: почему? зачем? объясни…, найди причину…, докажи…, придумай… и т.д. Данные вопросы ставятся к ответам учащихся из предыдущего «Узнавания».

1Работа с учебником. Упр.92. Вставьте пропущенные буквы. Выделите грамматическую основу предложения. Определите способы выражения подлежащего

Ответ: Сонный туман на лугах серебр…тся. Ступать по палубе было тру..но . Крепко она задел… за сердце Зобара, очень кре..ко . Будущее его был… еще неясно . Оба что-то скрывал.. и вот теперь избегал… глядеть на Качушина .

  1. Упр. 97. Выделите в предложениях грамматические основы и определите типы сказуемых.

Я вскоре возвратился в Москву. Художественный театр готовился ставить «Синюю птицу». Был я в то время студентом в провинциальном университете. Мы расстались большими приятелями. Кое-где начинал сверкать огонек.

«Анализ»:

в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: сравните…с … … (сравниваются ответы из «Понимания»); выявите различия между… …; найдите общее… …; выделите главную идею темы…

Задание1. По диаграмме Венна сравните два главных члена предложения.

Подлежащее СХОДСТВАСказуемое

Способы

выраж разными частямиречи

Различ по составу и спосморфол выражения

Оба являются главными членами предложения


Задание2. Выдели главную идею темы:

а/ Общее между подлежащим и сказуемым заключается в том, что они оба являются -------------------------------------------------------------------

б/ Особенность подлежащего заключается в том, обозначает ------------------------------- и отвечает на вопросы именительного падежа -------------? ------------------?

в/ Особенность сказуемого заключается в том, что обозначает ---------------------------- и отвечает на вопросы -------------------------

«Синтез»:

в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: а) приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.); б) сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение (на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа» ).

  1. Составь опорную блок-схему.

ГЧП

-------------------------- ----------------

Отвечает на вопросыотвечает на вопрос


------------------------------- -------------------

  1. Как можно найти подлежащее в предложений?

Ответ: Прочитать предложение и найти слово,которое отвечает на вопрос ----------? или ------------?

Как нужно задать вопрос сказуемому?

Ответ:----------------------------------------------------------------------

Практическая часть

«Применение»

Требования к заданиям для формирования умений: выполни следующие задания (№ …, №…, №… или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор …, стр…)

Работа с текстом в учебнике «Ассамблея народа Казахстана» Упр 95,

стр 46.

  1. Составь вопросы к тексту.


  1. Переведите слова на казахский язык.

Нация- пропагандирует-

Национальный- культура-

Общественный- традиция-

Едиство- организация-

«Оценка» (рефлексия)

Вырази своё мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:

а) Как ты думаешь?

б ) Как бы поступил?

в) Для чего это нужно в жизни?

г) Какое применение может найти в жизненной ситуации…?

Ответь на вопросы.

  1. С какой целью была образована Ассамблея народа Казахстана?

  2. Какую функцию выполняет эта организация?

  3. Как ты думаешь, какую роль играет «Ассамблея народа» в жизни людей?

III ЭТАП

1-уровень (5 баллов)

Теория

«Узнавание»:

в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: найдите в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и другие задания информационного характера.А также задания, содержащие слова и сочетания слов: запомнить…, составить список…, выделить…, рассказать о…, показать…, назвать… и т.д.

  1. Сколько главных членов предложений есть в русском языке?

а) три

б) два

в) пять.

  1. Какие главные члены предложения вы знаете?

а) дополнение , определение

б) обстоятельство, сказуемое

в) подлежащее, сказуемое.

  1. Подлежащее отвечает на вопросы:

а) кто? что?

б) какой? чей?

в) почему? зачем?

  1. Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

а) наречием

б) деепричастием

в) неопределенной формой глагола.

5 .Как подчеркивается подлежащее?

а) -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.

б) -----------------------

в) ~~~~~~~~~~~~~

6. Переведите сказуемое на казахский язык

а) бастауыш

б) баяндауыш

в) анықтауыш

7. Определите тип сказуемого в предложений. Ветер был встречный

а) простое глагольное предложение

б) составное глагольное сказуемое

в) составное именное сказуемое

Практика

«Применение»:

(по образцу) применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название, автор, страница…).

  1. Работа по карточке

Определите, чем выражено подлежащее

Учиться- наша задача /глаголом неопределенной формой/

Меня никто не понял / местоимением/

Окружающие хвалили меня / причастием/

Так прошло несколько минут / словосочетанием/

  1. Определите типы сказуемых

Бедный старик на своей храмой лошади не мог ускакать от разбойников. /СГС/

Я любил смотреть картинки /СГС/

Двери были заперты/СИС/

Мне на ум пришла забавная история //ПГС/

2-уровень (5+4 балла)

«Понимание»:

в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: почему? зачем? объясни…, найди причину…, докажи…, придумай… и т.д. Данные вопросы ставятся к ответам учащихся из предыдущего «Узнавания».

  1. Задание. Придумай предложение с разными типами сказуемых.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Придумай предложение, чтобы подлежащее было выражено прилагательным.

«Анализ»:

в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: сравните…с … … (сравниваются ответы из «Понимания»); выявите различия между… …; найдите общее… …; выделите главную идею темы…

  1. Задание. Сравните данные предложения:

А/ Борис Борисович вскипел.

Б/ Он горел желанием выступить.

  1. Выявите различия и сделай вывод.

А/ Борис БорисовичБ/Он - местоимение

Подлежащее отвечает на вопрос кто?

Отвечает на вопрос кто? горел выступить-сказуемое

Вскипел/что сделал?/ Тип сказуемого / СГС/

Сказуемое

Тип сказуемого

/ПГС/

Вывод: В обеих предложениях есть главные члены предложения. Подлежащее выражены именем существительным и местоимением. В первом предложений одно простое глагольное сказуемое/вскипел/, во втором предложений два составных сказуемых / горел выступить/

Практика

«Применение»:

применение в изменённой ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название, автор, страница…).

3 задание Выполните задание

Напишите сочинение - эссе

«Что я думаю об Ассамблее Казахстана»

3-уровень (9+3 балла)

Теория

«Синтез»:

в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: а) приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.); б) сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение (на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа» ).

Заполните таблицу


Способы выражения подлежащего


Какими частями речи выражено подлежащее

Примеры

1

числительным

Семеро одного не ждут

2

местоимением

Он хотел пить.

3

Именем существительным

Маша вернулась повеселевшая

4

прилагательным

Больные стали выздоравливать.

5

числительным

Два меньше пяти.

6

Глаголом неопределенной формы

Бить их жаль.

7

причастием

Гуляющие любовались морем и слушали прекрасную музыку.

«Оценка» (рефлексия)

Вырази своё мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:

а) Как ты думаешь?

б ) Как бы поступил?

в) Для чего это нужно в жизни?

г) Какое применение может найти в жизненной ситуации…?

-Как ты думаешь, нужна ли Ассамблея народа в Казахстане?

- Что пропагандирует Ассамблея Казахстана?





Календарное планирование курса русского языка в

11 классе

(1 час в неделю 34 часов в год) «Жайсанская средняя школа с дошкольным мини-центром» государственного коммунального учреждения


1 четверть Модуль №1

1

Язык как знаковая система

1

2

Состав слова

1

3

Способы словообразования

1

4

Самостоятельная работа / коррекция

1

5

Контрольная работа (за четверть)

1



Модуль №2

6

Словосочетание. Согласование

1

7

Управление и примыкание

1

8

Самостоятельная работа /Коррекция

1

9

Контрольная работа (за 1 четверть)

1





2 четверть Модуль №3

10

Простое предложение. Предложение по цели высказывания.

1

11

ГЧП. Подлежащее и сказуемое.

1

12

ВЧП. Дополнение. Определение. Обстоятельство

1

13

Самостоятельная работа / Коррекция

1

14

Контрольная работа (по модулю №3)

1



Модуль №4

18

Односоставные предложения.

1

19

Однородные члены предложения.

1

20

Обособленные определения, обстоятельства, дополнения

1

21

Контрольная работа (по модулю № 4)

1

22

Самостоятельная работа / коррекция

1

23

Контрольная работа (за 2 четверть)

1



3 четверть Модуль №5

24

Вводные слова и словосочетания

1

25

Основные виды сложных предложений

1

26

Сложносочиненные предложения

1

27

Самостоятельная работа /коррекция

1

26

Контрольная работа (по модулю №5)

1


Модуль №6

27

Сложноподчиненные предложения

1

28

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными.

1

29

Самостоятельная работа /коррекция

1

30

Контрольная работа (по модулю №6)

1



Модуль № 7

31

Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными

1

32

Контрольная работа (по модулю №7)

1

33

Самостоятельная работа /годовая/

1

34

Контрольная работа ( годовая)

1




Тема: Грамматическая основа паредложения. Способы выражения подлежащего. 7 класс

I ЭТАП

Задания на актуализацию знаний.

  1. Сколько главных членов предложений есть в русском языке?

Ответ: -----------------

2.Какие главные члены предложения вы знаете?Ответ: -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3 Как переводятся слова подлежашее и сказуемое на казахский язык?

Ответ: подлежащее- -------------------------------- , а сказуемое ---------------------------------------------------

4На какие вопросы отвечают подлежащее и сказуемое ?

Ответ: подлежащее отвечает на вопросы ---------? И -----------? сказуемое отвечает на вопросы --------------------------------------? -----------------------------------------------------?

5. Чем может быть выражено подлежащее в предложений?

Ответ: Подлежащее может быть выражено: именем существительным, -------------------------------------------------------------, -----------------------------------------------, -------------------------------------------------------------------.

6.Какую основную синтаксическую функцию выполняет глагол в предложении?

Ответ: ------------------------------------------------------

Как подчеркивается подлежащее и сказуемое?

Ответ: подлежащее подчеркивается ------------------ чертой ------------------------, а сказуемое ----------------------------

II ЭТАП


1. Найдите грамматическую основу предложения.

Над степными просторами полилась песня.

Ответ:_______________________________________________________________________________________

  1. Какой частью речи выражено подлежащее?

Дети пели веселую песню. Ответ:__________________________________________________________

Они пели громко. Ответ:____________________________________________________________________

Отец с сыном починили телевизор.Ответ:_____________________________________________________

Присутствующие аплодировали..Ответ:________________________________________________________

Больной выздоровел.Ответ:____________________________________________________________________

Звучали две домбры Ответ:____________________________________________________________________

Задания для самостоятельного усвоения новой темы.

2 Прочитайте ниже приведенные примеры.Найдите предложение, в котором подлежащее выражено причастием.

а/.Анна Васильевна изумилась и расхлопоталась.

б/.Кто-то прошел по коридору.

в/.Танцующие теснились и толкали друг друга.

Ответ: ___________________________________________________________________________________

1Работа с учебником. Упр.1 стр140 Текст «Легенда о Коркыте».

-прочитайте текст

- словарная работа

Ответьте на вопросы:Что вы знаете о Коркыт-ата? Что нового узнали вы о нем из этого текста?

Что такое легенда? О каком событии из жизни Коркыт -ата повествуется в тексте?

2.Упр.2.стр.141. Прочитайте. Найдите в каждом предложении подлежащее. Объяните , почему эти слова являются подлежащими. Какой частью речи они выражены?

В далекие времена в бескрайних казахских степях жил философ- мудрец Коркыт-ата. Он познал многие тайны природы, научился языку птиц и овладел волшебством музыки. Когда Коркыт-ата играл на своем кобызе ,то умолкали вес звери и птицы. Великий мудрец мечтало бессмертии.

Задание1. По диаграмме Венна сравните два главных члена предложения.

Подлежащее СХОДСТВА Сказуемое



Задание2. Выдели главную идею темы:

а/ Общее между подлежащим и сказуемым заключается в том, что они оба являются -------------------------------------------------------------------

б/ Особенность подлежащего заключается в том, обозначает ------------------------------- и отвечает на вопросы именительного падежа -------------? ------------------?

в/ Особенность сказуемого заключается в том, что обозначает ---------------------------- и отвечает на вопросы ------------------

  1. Составь опорную блок-схему.

ГЧП

------------------------- ----------------

Отвечает на вопросы отвечает на вопросы


------------------------------- -------------------

  1. Как можно найти подлежащее в предложений?

Ответ: Прочитать предложение и найти слово,которое отвечает на вопрос ----------? или ------------?

Как нужно задать вопрос сказуемому?

Ответ: _________________________________________________________________________________________________

Работа с текстом в учебнике «Певец» Упр.1 стр.142. Составь вопросы к тексту.


  1. Переведите слова на казахский язык.

Юноша- Грустный-

певец- чудесный-

звучат- неподвижно-

III ЭТАП

1-уровень (5 баллов)

  1. Сколько главных членов предложений есть в русском языке?

а) три

б) два

в) пять.

  1. Какие главные члены предложения вы знаете?

а) дополнение , определение

б) обстоятельство, сказуемое

в) подлежащее, сказуемое.

  1. Подлежащее отвечает на вопросы:

а) кто? что?

б) какой? чей?

в) почему? зачем?

  1. Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

а) наречием

б) деепричастием

в) неопределенной формой глагола.

5 .Как подчеркивается подлежащее?

а) -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.

б) -----------------------

в) ~~~~~~~~~~~~~


  1. Работа по карточке

Определите, чем выражено подлежащее

Учиться- наша задача /---------------------------------------------------------/

Меня никто не понял / -----------------------------------------------------/

Окружающие хвалили меня / -----------------------------------------------

Определите грамматическую основу

Бедный старик на своей храмой лошади не мог ускакать от разбойников. /-------------------------------------/

Я любил смотреть картинки /------------------------------------------------------------------------------------------/

Двери были заперты/-----------------------------------------------------------------------------------------------------/

Мне на ум пришла забавная история /------------------------------------------------------------------------------/

2-уровень (5+4 балла)

  1. Задание. Придумай предложение с грамматической основой..

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Придумай предложение, чтобы подлежащее было выражено прилагательным.


  1. Задание. Сравните данные предложения:

А/ Борис Борисович вскипел.

Б/ Он горел желанием выступить.

  1. Выявите различия и сделай вывод.

А/ Борис Борисович отвечает на вопрос ----------------------------------------------------------------

Вскипел/что сделал?/ ____________________________________________________________

Б/Он - местоимение

Отвечает на вопрос ------------------

горел выступить -------------------------------------------------------------------------------------------------------

В обеих предложениях есть ----------------------------------------------------------------------------------------

3 задание Выполните задание

Напишите небольшой рассказ о музыке, которая произвела на вас впечатление.

3-уровень (9+3 балла)

Заполните таблицу

Способы выражения подлежащего


Какими частями речи выражено подлежащее

Примеры

1

Семеро одного не ждут

2

Он хотел пить.

3

Маша вернулась повеселевшая

4

Больные стали выздоравливать.

5

Два меньше пяти.

6

Бить их жаль.

7

Гуляющие любовались морем и слушали прекрасную музыку.






© 2010-2022