- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект по русскому языку на тему Грамматическая основа (11класс)
Конспект по русскому языку на тему Грамматическая основа (11класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чичибаева Г.С. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Главные члены предложения» 11 класс /ЕМН/
Чичибаева Г.С.
учитель русского языка и литературы
«Жайсанской средней школы с дошкольным мини-центром»
государственного коммунального учреждения
Жамбылского района
Алматинской области
87715794573
а) организационный момент;
б) проверка домашнего задания.
I ЭТАП
Задания «Мостика» на повторение пройденного материала
Задания на актуализацию знаний.
-
Сколько главных членов предложений есть в русском языке?
Ответ:две
Какие главные члены предложения вы знаете?
Ответ: подлежащее и сказуемое
-
Как переводятся слова подлежашее и сказуемое на казахский язык?
-
Ответ: подлежащее-баяндауыш, а сказуемое--баяндауыш
-
На какие вопросы отвечают подлежащее и сказуемое ?
Ответ: подлежащее отвечает на вопросыкто? что? сказуемое отвечает на вопросычто делать? что сделать?
-
Чем может быть выражено подлежащее в предложений?
Ответ: Подлежащее может быть выражено: именем существительным, прилагательным, местоимением, причастием,…..
-
Какую основную синтаксическую функцию выполняет глагол в предложении?
Ответ: сказуемое
Как подчеркивается подлежащее и сказуемое?
Ответ: подлежащее подчеркиваетсяодной чертой------------------------, а сказуемое двумя ----------------------------
7 .Какие типы сказуемых вы знаете?
Ответ: /распишите/
/ПГС/Простое глагольное сказуемое,
/ СГС/Составное глагольное сказуемое,
/ СИС/Составное именное сказуемое .
II ЭТАП
«Узнавание»:
в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: найдите в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и другие задания информационного характера.А также задания, содержащие слова и сочетания слов: запомнить…, составить список…, выделить…, рассказать о…, показать…, назвать… и т.д.
-
Найдите главные члены предложения и определите способы выражения подлежащего и тип сказуемого.
сущ
а/.Владимир начинал сильно беспокоиться. - СГС
сущ
б/.Мартышкавздумала трудиться.- СГС
в/. Курицабыла поймана и возвращена на место.- СИС
мест
г/. Кто-то тихо пробежал по коридору.- ПГС
-
Рассмотрите таблицу на стр 45. Прочитайте теоретический материал на стр. 47.
Задания для самостоятельного усвоения новой темы.
-
Прочитайте ниже приведенные примеры.
Найдите предложение, в котором подлежащее выражено причастием.
а/.Анна Васильевна изумилась и расхлопоталась.
б/.Он стоял здесь у камина.
в/.Кто-то прошел по коридору.
г/.Танцующие теснились и толкали друг друга.
Ответ:-----------------------------------------------------------------
«Понимание»:
в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: почему? зачем? объясни…, найди причину…, докажи…, придумай… и т.д. Данные вопросы ставятся к ответам учащихся из предыдущего «Узнавания».
1Работа с учебником. Упр.92. Вставьте пропущенные буквы. Выделите грамматическую основу предложения. Определите способы выражения подлежащего
Ответ: Сонный туман на лугах серебр…тся. Ступать по палубе было тру..но . Крепко она задел… за сердце Зобара, очень кре..ко . Будущее его был… еще неясно . Оба что-то скрывал.. и вот теперь избегал… глядеть на Качушина .
-
Упр. 97. Выделите в предложениях грамматические основы и определите типы сказуемых.
Я вскоре возвратился в Москву. Художественный театр готовился ставить «Синюю птицу». Был я в то время студентом в провинциальном университете. Мы расстались большими приятелями. Кое-где начинал сверкать огонек.
«Анализ»:
в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: сравните…с … … (сравниваются ответы из «Понимания»); выявите различия между… …; найдите общее… …; выделите главную идею темы…
Задание1. По диаграмме Венна сравните два главных члена предложения.
Подлежащее СХОДСТВАСказуемое
Способы
выраж разными частямиречи
Различ по составу и спосморфол выражения
Оба являются главными членами предложения
Задание2. Выдели главную идею темы:
а/ Общее между подлежащим и сказуемым заключается в том, что они оба являются -------------------------------------------------------------------
б/ Особенность подлежащего заключается в том, обозначает ------------------------------- и отвечает на вопросы именительного падежа -------------? ------------------?
в/ Особенность сказуемого заключается в том, что обозначает ---------------------------- и отвечает на вопросы -------------------------
«Синтез»:
в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: а) приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.); б) сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение (на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа» ).
-
Составь опорную блок-схему.
ГЧП
-------------------------- ----------------
Отвечает на вопросыотвечает на вопрос
------------------------------- -------------------
-
Как можно найти подлежащее в предложений?
Ответ: Прочитать предложение и найти слово,которое отвечает на вопрос ----------? или ------------?
Как нужно задать вопрос сказуемому?
Ответ:----------------------------------------------------------------------
Практическая часть
«Применение»
Требования к заданиям для формирования умений: выполни следующие задания (№ …, №…, №… или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор …, стр…)
Работа с текстом в учебнике «Ассамблея народа Казахстана» Упр 95,
стр 46.
-
Составь вопросы к тексту.
-
Переведите слова на казахский язык.
Нация- пропагандирует-
Национальный- культура-
Общественный- традиция-
Едиство- организация-
«Оценка» (рефлексия)
Вырази своё мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:
а) Как ты думаешь?
б ) Как бы поступил?
в) Для чего это нужно в жизни?
г) Какое применение может найти в жизненной ситуации…?
Ответь на вопросы.
-
С какой целью была образована Ассамблея народа Казахстана?
-
Какую функцию выполняет эта организация?
-
Как ты думаешь, какую роль играет «Ассамблея народа» в жизни людей?
III ЭТАП
1-уровень (5 баллов)
Теория
«Узнавание»:
в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: найдите в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и другие задания информационного характера.А также задания, содержащие слова и сочетания слов: запомнить…, составить список…, выделить…, рассказать о…, показать…, назвать… и т.д.
-
Сколько главных членов предложений есть в русском языке?
а) три
б) два
в) пять.
-
Какие главные члены предложения вы знаете?
а) дополнение , определение
б) обстоятельство, сказуемое
в) подлежащее, сказуемое.
-
Подлежащее отвечает на вопросы:
а) кто? что?
б) какой? чей?
в) почему? зачем?
-
Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
а) наречием
б) деепричастием
в) неопределенной формой глагола.
5 .Как подчеркивается подлежащее?
а) -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
б) -----------------------
в) ~~~~~~~~~~~~~
6. Переведите сказуемое на казахский язык
а) бастауыш
б) баяндауыш
в) анықтауыш
7. Определите тип сказуемого в предложений. Ветер был встречный
а) простое глагольное предложение
б) составное глагольное сказуемое
в) составное именное сказуемое
Практика
«Применение»:
(по образцу) применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название, автор, страница…).
-
Работа по карточке
Определите, чем выражено подлежащее
Учиться- наша задача /глаголом неопределенной формой/
Меня никто не понял / местоимением/
Окружающие хвалили меня / причастием/
Так прошло несколько минут / словосочетанием/
-
Определите типы сказуемых
Бедный старик на своей храмой лошади не мог ускакать от разбойников. /СГС/
Я любил смотреть картинки /СГС/
Двери были заперты/СИС/
Мне на ум пришла забавная история //ПГС/
2-уровень (5+4 балла)
«Понимание»:
в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: почему? зачем? объясни…, найди причину…, докажи…, придумай… и т.д. Данные вопросы ставятся к ответам учащихся из предыдущего «Узнавания».
-
Задание. Придумай предложение с разными типами сказуемых.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Придумай предложение, чтобы подлежащее было выражено прилагательным.
«Анализ»:
в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: сравните…с … … (сравниваются ответы из «Понимания»); выявите различия между… …; найдите общее… …; выделите главную идею темы…
-
Задание. Сравните данные предложения:
А/ Борис Борисович вскипел.
Б/ Он горел желанием выступить.
-
Выявите различия и сделай вывод.
А/ Борис БорисовичБ/Он - местоимение
Подлежащее отвечает на вопрос кто?
Отвечает на вопрос кто? горел выступить-сказуемое
Вскипел/что сделал?/ Тип сказуемого / СГС/
Сказуемое
Тип сказуемого
/ПГС/
Вывод: В обеих предложениях есть главные члены предложения. Подлежащее выражены именем существительным и местоимением. В первом предложений одно простое глагольное сказуемое/вскипел/, во втором предложений два составных сказуемых / горел выступить/
Практика
«Применение»:
применение в изменённой ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название, автор, страница…).
3 задание Выполните задание
Напишите сочинение - эссе
«Что я думаю об Ассамблее Казахстана»
3-уровень (9+3 балла)
Теория
«Синтез»:
в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: а) приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.); б) сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение (на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа» ).
Заполните таблицу
Способы выражения подлежащего
№
Какими частями речи выражено подлежащее
Примеры
1
числительным
Семеро одного не ждут
2
местоимением
Он хотел пить.
3
Именем существительным
Маша вернулась повеселевшая
4
прилагательным
Больные стали выздоравливать.
5
числительным
Два меньше пяти.
6
Глаголом неопределенной формы
Бить их жаль.
7
причастием
Гуляющие любовались морем и слушали прекрасную музыку.
«Оценка» (рефлексия)
Вырази своё мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:
а) Как ты думаешь?
б ) Как бы поступил?
в) Для чего это нужно в жизни?
г) Какое применение может найти в жизненной ситуации…?
-Как ты думаешь, нужна ли Ассамблея народа в Казахстане?
- Что пропагандирует Ассамблея Казахстана?
Календарное планирование курса русского языка в
11 классе
(1 час в неделю 34 часов в год) «Жайсанская средняя школа с дошкольным мини-центром» государственного коммунального учреждения
1 четверть Модуль №1
1
Язык как знаковая система
1
2
Состав слова
1
3
Способы словообразования
1
4
Самостоятельная работа / коррекция
1
5
Контрольная работа (за четверть)
1
Модуль №2
6
Словосочетание. Согласование
1
7
Управление и примыкание
1
8
Самостоятельная работа /Коррекция
1
9
Контрольная работа (за 1 четверть)
1
2 четверть Модуль №3
10
Простое предложение. Предложение по цели высказывания.
1
11
ГЧП. Подлежащее и сказуемое.
1
12
ВЧП. Дополнение. Определение. Обстоятельство
1
13
Самостоятельная работа / Коррекция
1
14
Контрольная работа (по модулю №3)
1
Модуль №4
18
Односоставные предложения.
1
19
Однородные члены предложения.
1
20
Обособленные определения, обстоятельства, дополнения
1
21
Контрольная работа (по модулю № 4)
1
22
Самостоятельная работа / коррекция
1
23
Контрольная работа (за 2 четверть)
1
3 четверть Модуль №5
24
Вводные слова и словосочетания
1
25
Основные виды сложных предложений
1
26
Сложносочиненные предложения
1
27
Самостоятельная работа /коррекция
1
26
Контрольная работа (по модулю №5)
1
Модуль №6
27
Сложноподчиненные предложения
1
28
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными.
1
29
Самостоятельная работа /коррекция
1
30
Контрольная работа (по модулю №6)
1
Модуль № 7
31
Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными
1
32
Контрольная работа (по модулю №7)
1
33
Самостоятельная работа /годовая/
1
34
Контрольная работа ( годовая)
1
Тема: Грамматическая основа паредложения. Способы выражения подлежащего. 7 класс
I ЭТАП
Задания на актуализацию знаний.
-
Сколько главных членов предложений есть в русском языке?
Ответ: -----------------
2.Какие главные члены предложения вы знаете?Ответ: -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3 Как переводятся слова подлежашее и сказуемое на казахский язык?
Ответ: подлежащее- -------------------------------- , а сказуемое ---------------------------------------------------
4На какие вопросы отвечают подлежащее и сказуемое ?
Ответ: подлежащее отвечает на вопросы ---------? И -----------? сказуемое отвечает на вопросы --------------------------------------? -----------------------------------------------------?
5. Чем может быть выражено подлежащее в предложений?
Ответ: Подлежащее может быть выражено: именем существительным, -------------------------------------------------------------, -----------------------------------------------, -------------------------------------------------------------------.
6.Какую основную синтаксическую функцию выполняет глагол в предложении?
Ответ: ------------------------------------------------------
Как подчеркивается подлежащее и сказуемое?
Ответ: подлежащее подчеркивается ------------------ чертой ------------------------, а сказуемое ----------------------------
II ЭТАП
1. Найдите грамматическую основу предложения.
Над степными просторами полилась песня.
Ответ:_______________________________________________________________________________________
-
Какой частью речи выражено подлежащее?
Дети пели веселую песню. Ответ:__________________________________________________________
Они пели громко. Ответ:____________________________________________________________________
Отец с сыном починили телевизор.Ответ:_____________________________________________________
Присутствующие аплодировали..Ответ:________________________________________________________
Больной выздоровел.Ответ:____________________________________________________________________
Звучали две домбры Ответ:____________________________________________________________________
Задания для самостоятельного усвоения новой темы.
2 Прочитайте ниже приведенные примеры.Найдите предложение, в котором подлежащее выражено причастием.
а/.Анна Васильевна изумилась и расхлопоталась.
б/.Кто-то прошел по коридору.
в/.Танцующие теснились и толкали друг друга.
Ответ: ___________________________________________________________________________________
1Работа с учебником. Упр.1 стр140 Текст «Легенда о Коркыте».
-прочитайте текст
- словарная работа
Ответьте на вопросы:Что вы знаете о Коркыт-ата? Что нового узнали вы о нем из этого текста?
Что такое легенда? О каком событии из жизни Коркыт -ата повествуется в тексте?
2.Упр.2.стр.141. Прочитайте. Найдите в каждом предложении подлежащее. Объяните , почему эти слова являются подлежащими. Какой частью речи они выражены?
В далекие времена в бескрайних казахских степях жил философ- мудрец Коркыт-ата. Он познал многие тайны природы, научился языку птиц и овладел волшебством музыки. Когда Коркыт-ата играл на своем кобызе ,то умолкали вес звери и птицы. Великий мудрец мечтало бессмертии.
Задание1. По диаграмме Венна сравните два главных члена предложения.
Подлежащее СХОДСТВА Сказуемое
Задание2. Выдели главную идею темы:
а/ Общее между подлежащим и сказуемым заключается в том, что они оба являются -------------------------------------------------------------------
б/ Особенность подлежащего заключается в том, обозначает ------------------------------- и отвечает на вопросы именительного падежа -------------? ------------------?
в/ Особенность сказуемого заключается в том, что обозначает ---------------------------- и отвечает на вопросы ------------------
-
Составь опорную блок-схему.
ГЧП
------------------------- ----------------
Отвечает на вопросы отвечает на вопросы
------------------------------- -------------------
-
Как можно найти подлежащее в предложений?
Ответ: Прочитать предложение и найти слово,которое отвечает на вопрос ----------? или ------------?
Как нужно задать вопрос сказуемому?
Ответ: _________________________________________________________________________________________________
Работа с текстом в учебнике «Певец» Упр.1 стр.142. Составь вопросы к тексту.
-
Переведите слова на казахский язык.
Юноша- Грустный-
певец- чудесный-
звучат- неподвижно-
III ЭТАП
1-уровень (5 баллов)
-
Сколько главных членов предложений есть в русском языке?
а) три
б) два
в) пять.
-
Какие главные члены предложения вы знаете?
а) дополнение , определение
б) обстоятельство, сказуемое
в) подлежащее, сказуемое.
-
Подлежащее отвечает на вопросы:
а) кто? что?
б) какой? чей?
в) почему? зачем?
-
Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
а) наречием
б) деепричастием
в) неопределенной формой глагола.
5 .Как подчеркивается подлежащее?
а) -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
б) -----------------------
в) ~~~~~~~~~~~~~
-
Работа по карточке
Определите, чем выражено подлежащее
Учиться- наша задача /---------------------------------------------------------/
Меня никто не понял / -----------------------------------------------------/
Окружающие хвалили меня / -----------------------------------------------
Определите грамматическую основу
Бедный старик на своей храмой лошади не мог ускакать от разбойников. /-------------------------------------/
Я любил смотреть картинки /------------------------------------------------------------------------------------------/
Двери были заперты/-----------------------------------------------------------------------------------------------------/
Мне на ум пришла забавная история /------------------------------------------------------------------------------/
2-уровень (5+4 балла)
-
Задание. Придумай предложение с грамматической основой..
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Придумай предложение, чтобы подлежащее было выражено прилагательным.
-
Задание. Сравните данные предложения:
А/ Борис Борисович вскипел.
Б/ Он горел желанием выступить.
-
Выявите различия и сделай вывод.
А/ Борис Борисович отвечает на вопрос ----------------------------------------------------------------
Вскипел/что сделал?/ ____________________________________________________________
Б/Он - местоимение
Отвечает на вопрос ------------------
горел выступить -------------------------------------------------------------------------------------------------------
В обеих предложениях есть ----------------------------------------------------------------------------------------
3 задание Выполните задание
Напишите небольшой рассказ о музыке, которая произвела на вас впечатление.
3-уровень (9+3 балла)
Заполните таблицу
Способы выражения подлежащего
№
Какими частями речи выражено подлежащее
Примеры
1
Семеро одного не ждут
2
Он хотел пить.
3
Маша вернулась повеселевшая
4
Больные стали выздоравливать.
5
Два меньше пяти.
6
Бить их жаль.
7
Гуляющие любовались морем и слушали прекрасную музыку.