Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Татьяна Викторовна Брютова,

учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

МБОУ МО г.Нягань «СОШ №2», ХМАО - Югра, г.Нягань, РФ



Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы

  1. Краткая аннотация

2. Содержание

2.1 Введение

2.2 Причины перехода к новым технологиям в обучении

2.3 Технология развития критического мышления через чтение и письмо

2.4 Применение методов и приёмов ТРКМЧП на уроках русского языка и литературы

2.5 Заключение

3. Список использованных источников и литературы

Педагогическое сообщество переходит на иные образовательные стандарты, в основу которых положена новая идеология, которая обусловливает переход школы к реализации новой образовательной парадигмы. Она требует принципиальных изменений в содержании образования, а также качественно иного методического мышления учителя. Школа призвана воспитать человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Это предполагает целенаправленное и системное развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности. В частности, обучение должно быть направлено на становление системы универсальных учебных действий (УУД), овладение метапонятиями и метаумениями. Умение учиться - ключевая компетенция, формируемая в школе.

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

2.2 Причины перехода к новым технологиям в обучении

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:

  • желание развития творческого мышления,

  • потребность в развитии письменной и устной речи,

  • увеличение объёма информации,

  • снижение познавательной деятельности учащихся,

  • низкая мотивация учебной деятельности.

Всё это заставляет пересматривать методы и приёмы обучения.

Я постоянно задаю себе вопрос: «Чему я хочу научить своих учеников?» И в каком бы я классе ни преподавала, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждена в том, что главная цель урока - это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моем понимании - человек, не боящийся мыслить.

Чтобы достигнуть поставленной цели, нужно создать определенные условия для ученика, которые помогли бы ему обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения. Современная методика преподавания, к сожалению, не всегда позволяет создать комфортные условия для каждого ученика, атмосферу творчества или, точнее говоря, сотворчества между учителем и учеником, а также между учащимися.

Я часто задумывалась, почему ребятам скучно на уроках, почему современные дети не любят читать, боятся отвечать, не пишут сочинения, а механически переписывают чужие мысли, не заботясь о том, что содержание их работы не совпадает с темой заданного сочинения. Мне стало понятно, что только заученное правило не сделает ребенка грамотным, а выученные даты жизни писателя не помогут ему понять то или иное литературное произведение.

Что же делать, чтобы это изменить? Пришлось пересмотреть методы и приемы работы на уроках литературы и русского языка.

2.3.Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Поиски привели меня к использованию технологии развития критического мышления.

1 слайд

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Формирование К. м. - одна из актуальнейших задач современного обучения.

Педагогический словарь. - М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.

2 слайд

Ещё лев Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».

В основе моей методической системы заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.

Из всех технологий она, на мой взгляд, самая рациональная. При её использовании нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя и верить ему на слово, работа в коллективе заставляет ребенка взглянуть на себя по-другому, мобилизовать свой потенциал. Необходимо выделить такую особенность критического мышления, как взаимная, органичная связь его с творческим развитием ребенка.

Целью всей моей работы стала модернизация традиционного обучения, его преобразование в духе эффективной организации усвоения новых знаний через использование мощностей технологии развития критического мышления и передовых информационных технологий.

Цель технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) - научить учащихся получать знания не только пассивно, но и критически преобразовать, пережить, и, самое главное, "присвоить" предложенную информацию, помочь учащимся освоить методику самообразования, активного поиска информации, а следовательно, повысит уровень и качество образования в целом.

Таким образом, я поняла, что именно технология развития критического мышления поможет мне подготовить школьников к выпускным экзаменам, научит детей работать с различными текстами, ориентироваться в огромном потоке информации. Поэтому цель технологии становится и моей целью.

2.4.Применение методов и приёмов ТРКМЧП на уроках русского языка и литературы

Познакомившись глубже с теоретической основой технологии, я получила ответы на многие вопросы и выработала несколько моделей работы с текстом, скомбинировав известные приёмы

Сущность технологии развития критического мышления состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо. Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а также мотивирует их деятельность.

Слайд 3

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы

Урок по технологии критического мышления композиционно предполагает 3 этапа: вызов, осмысление содержания, рефлексию.

Слайд 4

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы

Слайд 5

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы

Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности, сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы, побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Слайд 6

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы


Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, искать ответы на поставленные в первой части вопросы..

Слайд 7


Третья стадия - рефлексия.

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы



На этом этапе основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. Целесообразно использовать и жанр критики и публицистики - эссе (небольшая письменная работа). Это свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Если ребята обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор.

Если посмотреть на 3 стадии занятия, то с точки зрения традиционного урока, совершенно очевидно, что они есть на каждом обычном уроке, а именно - сначала идет введение в проблему, потом следует изучение нового материала и, наконец, закрепление материала.

В чем же различие? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируют на создание условий развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много, но объединяет их ещё и то, что все они направлены, в конечном счете, на развитие речи.

Какие методические приёмы можно использовать на данных этапах (стадиях) уроков русского языка и литературы?

Слайды 8, 9, 10

Методические приёмы

«Вызов»

«Корзина» идей, понятий, имён…; рассказ- предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и другие

«Осмысление»

Работа с текстом; работа со схемой, таблицей; просмотр эпизода из фильма; материал учебника; «инсерт» (маркировочные знаки: !, ?,-, +; маркировочная таблица)

«Рефлексия»

заполнение кластеров, таблиц; возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы;написание творческих работ: синквейнов, эссе, лингвистических сказок; составление кроссвордов;

исследования отдельных вопросов темы и другие

Указанные в данной таблице приёмы развития критического мышления формируют способность находить нужную информацию, критически осмысливать, систематизировать; переводить визуальную информацию в вербальную и обратно;

находить ошибки в информации, высказывать обоснованные аргументы; умения длительное время собирать и систематизировать тематическую информацию.

В системе работы большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности. При работе над изложениями не только активизируется пассивный словарь ученика, но и обогащается его устная речь, так как он вводит новые слова.

Слайд 11

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы

На уроках я использую все виды изложений: подробные и сжатые, полные и выборочные. Часто в изложения ввожу творческие задания: озаглавить текст, описать внешность героя, описать поведение героя, сформулировать свое мнение о поступке героя.

На уроках русского языка при подготовке к изложению с творческим заданием по сюжетному тексту целесообразно применять такую модель:

Этапы урока

Цели этапа

Приемы и методы

Вызов знаний

Активизация каждого ученика. Актуализация знаний. Развитие связной речи. Развитие логического мышления.

Анализ заголовка по особым вопросам(«толстые» и «тонкие» вопросы).

Рассказ - предположение по ключевым словам.

Осмысление

содержания

Организация активного восприятия текста. Направление усилий на степень понимания текста.

Чтение с остановками.

Заполнение двухчастного дневника

(трехчастного дневника)

Постановка вопросов разного типа.

Открытый финал.

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта. Обобщение на уровне личностных впечатлений.

Написание синквейна.

Написание изложения с творческим заданием

Приемы, используемые на первой стадии, позволяют задействовать каждого ученика при составлении рассказа-предположения. Пробуждается познавательный интерес к теме, каждый, работая индивидуально, создает собственное творение, которое на протяжении последующей работы сопоставляется с оригиналом, таким образом, все находятся в активной позиции.

Чтение с остановками и заполнение двухчастного дневника - это основополагающие приемы стадии осмысления, они позволяют сделать процесс чтения интерактивным, учащиеся сравнивают свои версии с оригиналом, прогнозируют, выделяют важные для понимания слова и выражения, дают им толкование.

При обобщении и систематизации и своего впечатления, и своего отношения к поставленным проблемам учащиеся на стадии рефлексии создают синквейны.

Особое внимание уделяю сжатому изложению, потому что в практической жизни важнее оказывается не механическое запоминание и воспроизведение информации без критического осмысления прослушанного текста, а другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому в 9 классе на экзамене отдано предпочтение сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать её кратко и связно. Данный вид работы начинаю с 5 класса.

Не менее важное место в развитии творческих способностей я отвожу сочинениям, в том числе и сочинениям-рассуждениям по тексту, на лингвистическую тему, планирую творческие работы в соответствии с программой по развитию речи и изучаемым грамматическим материалом и в определенной системе: от небольших работ творческого характера (миниатюр) к большим сочинениям на специальных уроках по развитию речи. Чтобы правильно понять рассуждение, нужно уметь видеть его структуру, различать тезисы и аргументы, логические переходы от одной мысли к другой. Это умение ключевое: без него нельзя научить точному пониманию текста, точному и осмысленному пересказу. С текстами-рассуждениями школьники знакомятся уже в 5 классе. Можно также использовать любое упражнение на изучаемое по программе правило, добавив к нему вопросы и задания, которые помогают проверить, насколько точно ученики поняли основную мысль, сформулированную автором, логику её развития, значение слов и выражений. Ведь именно в процессе такого вида работы ученик может высказать свою точку зрения по той или иной проблеме, поднятой автором в тексте, привести примеры из художественной литературы, периодической печати, личного опыта, сопоставить поступки героев различных произведений.

2.5.Заключение

Благодаря применению методов и приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, появилась большая заинтересованность учащихся в предмете. Я заметила, что на уроках повышается активность учащихся, даже самые слабоуспевающие и безразличные к учебе школьники стали проявлять заинтересованность в собственных достижениях, добиваться успеха.

К одной и той же задаче можно подходить по-разному, в зависимости от знаний в данной области, особенностей своего характера. Мыслящий человек - это интересный человек, человек, самостоятельно добивающийся жизненной цели, удачно и твердо идущий по жизни! Можно говорить об успешной адаптации молодого человека в обществе, ведь у него всегда будет свое мнение, убедительная аргументация своей позиции!

Таким образом, используя технологию развития критического мышления на своих уроках русского языка и литературы, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат.





3.Список использованных источников и литературы

1. Асмолов А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. - М., 2011

2. Байбородова Л.В., Белкина В.В., Гаибова В.Е., Серебренников Л.Н.,

Чернявская А.П., Харисова И.Г.. Образовательные технологии: Учебно-

методическое пособие. - Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского,

2005.

3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория,

практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.

4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на

уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

5. Козырь Е.А.. Характеристика приемов технологии РКМЧП. газ.

«Русский язык», 2009, №7.

6. Научно-методический журнал «Русский язык в школе», №10-12, М., ООО «Наш язык», 2010

7. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 - 9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. - М., 2011

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., Просвещение, 2010

9. Ресурсы Интернет




© 2010-2022