Статья Внеклассная работа по предмету как один из способов совершенствования коммуникативной компетенции учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассная работа по предмету как один из способов совершенствования коммуникативной компетенции учащихся.

Внеклассная работа по литературе, как и любая другая школьная дисциплина, является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и представляет собой обязательный элемент работы школы.

Как учителя-словесника меня беспокоит снижение речевой культуры и грамотности населения в современном обществе, замена истинно культурных ценностей продуктами массовой культуры, падение интереса к изучению родного языка и литературы. Все это показывает, что в современной школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке, литературе и практического владения ими еще не решена. Поэтому я считаю, что одним из эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции учащихся является внеклассная работа по предмету.

Исходя из понимания, что век нынешний - век информационный, невозможно представить внеклассную работу без использования современных информационных технологий. Задача учителя-словесника во внеклассной работе заключается не только в том, чтобы дать детям новые знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно, а также научить детей грамотно использовать компьютер, показав, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. Дидактические возможности ИКТ позволяют не только активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти, мобилизовать внимание учащихся, но и включить их в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами и моделями явлений. Применение ИКТ и ресурсов Интернета во всех формах внеклассной работы позволяет повысить интерес к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную деятельность, развить творческий потенциал учащихся.

Из множества различных форм внеклассной работы, пожалуй, самой популярной формой является игра. Это можно объяснить следующим: во-первых, у детей среднего школьного возраста еще велика потребность в игре; во-вторых, внеклассные мероприятия обычно проводятся после уроков, когда ребята устали; в-третьих, игры необходимы для развития внимания, памяти, воображения, в-четвертых, игры вызывают интерес и делают умственную работу более продуктивной, увлекают учащихся и активизируют их деятельность, поддерживают внимание и обеспечивают лучшее запоминание материала, помогая более глубоко и прочно усвоить его.

Игры проводятся не для развлечения учащихся, а для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на уроках. Любая дидактическая игра - это упражнение в занимательной форме, нередко более трудное, чем упражнение из школьного учебника. Литературные игры могут быть использованы как средство проверки и закрепление знаний, как стимул внимательного, вдумчивого чтения, игровой вечер может быть проведен и как итоговый на определенном этапе изучения программы.

Как показывает опыт, активное вовлечение школьников во внеклассную работу способствует не только усилению интереса к изучению программного материала, повышению успеваемости, стремлению к преодолению недостатков в своей речи, но и более бережному отношению учащихся к родному языку, литературному наследию и осознанному пользованию ими. Всё это содействует пониманию значения литературы в овладении другими науками, и, следовательно, формированию коммуникативной компетенции учащихся. А использование на внеклассных мероприятиях ИКТ значительно повышает их эффективность, помогает создать более продуктивную атмосферу, заинтересовать учеников в рассматриваемом материале. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов мероприятия в сочетании с традиционными методическими приёмами делают его необычным, увлекательным и запоминающимся.

Таким образом, чётко и грамотно организованная внеклассная работа по предмету способствует созданию оптимальных условий для развития и реализации творческого и интеллектуального потенциала школьников, обеспечивает личностно-ориентированный подход, при котором присвоение знаний становится средством для раскрытия способностей ребенка, развития его личности, способствует формированию у детей правильных понятий о литературе, расширяет представления, полученные в процессе учебных занятий..

Матюха Л.В. Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы (1september.ru/articles/562759/)

Михайленко Т.В. Внеклассная работа на уроках русского языка и литературы (htpp://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library)

© 2010-2022