Обобщение опыта по теме Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников. А для этого необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учитель должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.    В своей педагогической деятельности я применяю современные образовательные технологии: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, частично-поисковый и исследовательский методы в обучении, игровые методы.  Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся, поэтому я  применяю  различные технологии полностью или отдельные их приёмы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках русского языка и литературы.


Самыми интересными и в то же время очень сложными среди предметов школьной программы являются русский язык и литература. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Технология деятельности на уроке. Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, плотность не менее 60%,смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий важно потому, что они:

- обеспечивают эмоциональный подъём учащихся;

- снижают уровень тревожности;

- «разгружают» мозг за счёт работы правого полушария, отвечающего за образное мышление (в то время, как современные методики связаны с перегрузкой левого полушария мозга);

- облегчают процесс запоминания материала;

- формируют познавательный интерес к учёбе.

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

С этой целью на уроках я использую физминутки (упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз, упражнения, корректирующие осанку, дыхательную гимнастику). Провожу физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (в начале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели).

Продолжительность 2-3 минуты. Проговаривание рифмовок - это прекрасное средство для физминуток, когда дети могут выполнять определённые движения, запоминая одновременно ту или иную орфограмму.

Рифмованные упражнения для физминуток

ПРИСТАВКИ НА -З-

Не забудьте, что приставки:

-раз, из, воз, низ, через, -без-

Пред согласными глухими

Быстро сменят З на С.

Обрати внимание

На «здесь», «здоровье», «здание».

З нельзя в них отделить,

Чтобы смысл не повредить:

…десь, …доровье, …дание -

Нет в них содержания!

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение.

Хоть я безударная гласная,

С ошибкой никак не согласна я,

Не могу сдержать протеста,

Если ставят не на место.

Ы и И после Ц

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифр знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И только одного не знал,

Где «И», а где же «Ы».

Запомнить с вами мы должны

Четыре слова с буквой Ы:

ЦЫГАН, ЦЫПЛЁНОК, ЦЫЦ и ЦЫПКА.

Иначе будет в них ошибка.

МЯГКИЙ ЗНАК

Хоть я и мягкий знак,

Я твёрд! Ошибкам смертный враг.

Слова калечить не люблю,

Ошибок я не потерплю.

Просит знаний настоящих

Мягкий знак после шипящих.

2. Технология по снятию утомления зрения «зрительная гимнастика» (автор Бэйтс), тренажер (по методике В.Ф. Базарного) Цель технологии - снятие зрительного напряжения и утомления глазных мышц.

Упражнение для глаз

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед -

Тут немного отдохнет.

Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно -

Расслабление приятно.

Шея не напряжена, а расслаблена.

А теперь посмотрим вниз -

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно -

Расслабление приятно.

3. Тематика, направленная на формирование навыков здорового образа жизни. На уроках русского языка используются тексты (для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ), пропагандирующие разные виды спорта, олимпийское движение, здоровый образ жизни и т.п.

Тексты для диктантов

Софья Андреевна Толстая всю жизнь собирала рецепты вегетарианской кухни - ведь великий писатель не ел мяса (после 60 лет Л.Н.Толстой стал вегетарианцем). Вы можете приготовить одно из овощных блюд, которые подавались на стол в Ясной Поляне. Для этого смешайте мелко нарезанные редьку, морковь, зелень петрушки, посолите по вкусу, добавьте сахар и приправьте сметаной.

В летнюю пору часты укусы насекомых: пчёл, ос, шмелей, комаров. В местах укуса появляются краснота, отечность. Ребенок жалуется на боли, жжение, зуд. Необходимо осторожно удалить жало насекомого и наложить холодный компресс или повязку с нашатырным спиртом. Хорошо помогает при укусах насекомых бальзам" Золотая звезда".

В некоторых странах, например, в Индии, Китае, Вьетнаме, основное транспортное средство - велосипед. У него много поклонников и в России. Лев Николаевич Толстой, как известно, научился велосипедной езде в 67 лет. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья. Но при несоблюдении правил дорожного движения он может стать причиной травм и даже смерти.

Если у вас подавленное настроение из-за плохой погоды, неприятностей в личной жизни, в школе или на работе, то это немедленно сказывается на состоянии здоровья.

Общение с жизнерадостными людьми, уютный вечер, проведённый в семейном кругу, просмотр кинокомедии или просто яркий букет цветов в вашей комнате могут удивительным образом поднять ваше настроение.

Учёные утверждают, что зелёный цвет снимает усталость, нервное напряжение, делая нас добродушными и спокойными. Поэтому мы так хорошо себя чувствуем, выезжая на природу.



© 2010-2022