- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья «Групповая работа на уроках русской литературы по модульному обучению»
Статья «Групповая работа на уроках русской литературы по модульному обучению»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сидорова М.С. |
Дата | 28.03.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МКУ «Управление образования Намского улуса»
МБОУ «Намская средняя общеобразовательная школа №2»
Групповая работа на уроках русской литературы по модульному обучению
Эверстовой Д.Е., учителя русского языка и литературы
МБОУ «Намская средняя общеобразовательная школа №2»
села Намцы Намского улуса РС (Я)
В современной педагогике и методике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система «не срабатывает». Последние годы на курсах учителей русского языка и литературы знакомят нас с методикой модульного обучения.
Учащиеся при модульном обучении заранее знают перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля.
При разработке модуля учитывается и то, что каждый модуль должен дать совершенно определенную самостоятельную порцию знаний, сформировать необходимые умения. После изучения темы учащиеся получают рекомендации учителя по их дальнейшей работе. Обычно первыми шаги сдают поступающие в гуманитарные ВУЗы, учитывая этот факт их можно немного «загрузить», вместо пяти шагов дать восемь. В любом классе обязательно найдутся затрудняющиеся, с которыми учителю надо работать по более упрощенному варианту. Таким образом, модульное обучение является новой формой дифференциации обучения.
Сроки, указанные в начале модуля, являются сроками выставления оценок в журнал, это говорит о том, что за период сдачи шагов ученик может повысить качество своих оценок.
Положительных сторон модульного обучения много: индивидуальный подход, дифференциация обучения, отличная накопляемость оценок, постоянное усовершенствование навыков общения на русском языке, возможность улучшать качество. Вместе с тем нельзя не отметить и тот факт, что не все справляются, что основной проблемой учителя выступает «нехватка» времени.
Следующая проблема учителя - разнообразие шагов модуля. Согласитесь, если все задания на пересказ или заучивание наизусть, то результаты этих уроков печальны. В 10 классе роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» представляет особую сложность из - за того, что ученик сюжет должен осмысливать философски. Нами разработаны варианты коллективной сдачи шагов по модулю « Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Положительная сторона коллективной сдачи шагов - самообучение, взаимовыручка, коммуникабельность, создание в классе микроклимата.
1. Значение снов Раскольникова.
Класс делится на творческие группы, каждая работает над одним сном героя, заполняя следующую таблицу.
№
Содержание снов Раскольникова
Роль в замысле романа
В мировоззрении Достоевского
В конце урока коллективные выступления групп, где каждый должен принять участие, отвечать на вопросы класса.
Другая форма работы проведена на уроке по данной теме в прошлом году. Группы за 3 минуты изображают сон в форме любой геометрической фигуры и защищают. Первый сон изобразили в виде ломаной линии, где каждая имела свой цвет и значение. Второй - круг желтого и серого цвета, желтый означает мнимое спокойствие и тоску, а серый - пленение героя идеей. Третий нарисовали в форме остроконечной звезды темного цвета. Это, по мнению учащихся, означает гипертрофированную идею власти. Четвертый - трехцветный треугольник, голубой означает чистоту колокольного звона, желтый - ужасную жизнь Петербурга Достоевского, красный - пролитая кровь, которым Раскольников оскверняет воскресный звон. Пятый сон представили четырехугольником. Красный цвет говорит о том, что топором проблему не решают, синий - верных родных и близких, решетка - безумность идеи. И последний сон изобразили невзрачным треугольником. Черный цвет означает интеллигентных людей, зараженных трихинами, от которого трудно вылечиться. Трихины - идеи наполеонизма. Белый символизирует Соню Мармеладову и Дуню Раскольникову, серый - мучительную грусть совершенного, желтый - тоску по университету…
Как видно, осмысливая сны Раскольникова, организуя различные коллективные формы, можно провести работу по всему сюжету романа.
2. Загадка цифры 3
Класс может работать по рядам. Первый этап урока. Пишу на доске цифру 3. Что в романе связано с этой цифрой?: 3 ночи не спал Раскольников перед убийством; 3 дня находился в лихорадке после убийства; убил 3 человек; 3 встречи было с Порфирием Петровичем; 3 человека в семье Раскольниковых; в 3 тысячах упомянута Авдотья в завещании Свидригайловой; 3 дня описаны в 1 части романа…
Цифра три одна из тех цифр, которая часто употребляется в устном народном творчестве. С давних времен числом три обозначали весь окружающий мир человека - его делили на земное, подземное и небесное царство. Например, в олонхо якутского народа существует такое же деление миров: аллараа дойду, орто дойду, уэЬээ дойду. Обычно злые духи обитают в подземном царстве, земные существа - в среднем мире, а святые - в небесах. Таким образом, цифра три в устном народном творчестве имеет самые разнообразные значения, трактуемые символически.
В каких произведениях еще встречается цифра три? Интересно предстает эта цифра и в произведениях русской литературы. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» встречаются неработающие часы у Коробочки, у Плюшкина одни настенные, другие карманные. По мнению учащихся, они символизируют утрачивание нравственности из - за страсти накопительства. Опьяненная лживой любовью, Катерина Львовна в повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает три убийства. По - другому цифра три предстает в романе М.Е. Салтыкова - Щедрина «Господа Головлевы». Три поколения большой дворянской семьи, имеющей в усадьбе три деревни и триста душ в начале романа, умирают опять - таки из - за жажды накопительства, алкоголизма и пробелов семейного воспитания. Как видно, цифра три часто используется писателями в раскрытии сюжета произведения.
Побеждает та команда, у которой больше всех жетонов. Положительные стороны шага - соревновательный характер и динамичность урока.
-
Цвет в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Класс делим на количество цветов, предлагаемых для анализа: 1 группа - розовый; 2 группа - черный; 3 группа - желтый; 4 группа - красный;
5 группа - белый… Учащиеся не только приводят факты использования того или иного цвета, но могут показать и в своих абстрактных рисунках. Положительная сторона выступлений по рисункам - умение высказывать свои мысли, разбираться в символах, отвечать на вопросы сверстников.
Следующий этап урока - создание ассоциативного рисунка. Каким цветом бы вы изобразили образ Раскольникова? Практика показывает, что учащиеся выбирают серые, грязные, темные тона.
4. Петербург Достоевского.
Класс может делиться на 3 группы: городские пейзажи; сцены уличной жизни; описание интерьера.
Примеры из текста будут говорить о том, какой читатель - Ваш ученик. Положительная сторона - умение выделять художественные детали, анализировать текст. Шаг на эту тему ученики могут нарисовать и защитить перед классом. Следует отметить, что интерес и творчество учащихся ярко проявляются при выполнении задания: «Нарисовать ответ». Основная мысль логически излагается в символах, красках, деталях… Петербург десятиклассники представляли в контрастах, в желтых тонах… Комната Сони Мармеладовой - пресс для подшивания бухгалтерских бумаг и кривое, но чистое окно. Уличные сцены даны своеобразно. Слева солнце светит - зонты, шляпы, экипажи. Справа - туман, покалеченный Мармеладов - пятно крови на мостовой, а пьяная девочка на Конногвардейском бульваре - порванное платье. Один ученик не может помнить все художественные детали романа. Ответы - рисунки - результат коллективного труда учащихся. Они вспоминают, выбирают, спорят, выдвигают, показывают, комментируют…
Таким образом, практика показывает, что коллективные работы учащихся - один из наиболее приемлемых видов работы по модульному обучению. Главная задача уроков литературы выработка у учащихся навыков самостоятельного мышления, способности ориентироваться в пестром потоке художественных явлений. Модульное обучение в старших классах решает задачи уроков литературы. Методика модульного обучения дает возможность самостоятельного изучения произведения, участвовать в «здоровой конкуренции», развивает навыки риторики, абстрактного мышления, умения общаться с окружающими.
Работая по модулям в старших с 2003 года, пришли к выводу, что данная методика приемлема для якутских детей:
1. Учащиеся конкретно знают, какие шаги, когда должны сдать по модулю;
2. Учатся работать по первоисточникам и критическим литературам;
3. Развивают навыки самостоятельной работы;
4. Усовершенствуется умение выступать перед аудиторией и общаться с ней;
5. Составляют вопросы для модуля, т.е находят важные моменты темы;
6. Учатся непринужденно общаться с учителями и старшими товарищами;
7. Получают навыки отстаивать свою точку зрения;
8. Учатся мыслить абстрактно, разбираться в символах;
9. Находятся в атмосфере здоровой конкуренции;
10. Коллективные работы сплачивают класс, рождается ответственность;
11. Хорошие оценки поднимают настроение каждого;
12. Сдавшие раньше могут быть в роли учителя и принимать шаги у отставших…
В процессе работы встречаются трудности из-за нехватки времени, в результате чего приходиться оставаться после уроков, сидеть все перемены, доверять лучшим ученикам. Хочется сказать, что ради индивидуального обучения и дифференцированного подхода к каждому любой педагог не считается с такими сложностями.
Аннотация статьи «Групповая работа на уроках русской литературы по модульному обучению»
Данная работа рассказывает о формах групповой работы на уроках литературы в старших классах. Как известно, опрос и оценивание работ учащихся по технологии модульного обучения требует много времени, поэтому данная разработка поможет любому педагогу ускорить процесс работы с учащимися. Новизна заключается в организации групповой работы.
Эта работа поможет организовать учебный процесс по одной из новейших технологий не только учителям русского языка и литературы, но и другим предметникам. Исходя из этого приходим к выводу, статья может быть полезным практическим материалом для предметников старшего класса.