Статья «Групповая работа на уроках русской литературы по модульному обучению»

Аннотация статьи «Групповая работа на уроках русской литературы по модульному обучению»Данная работа рассказывает о формах групповой работы на уроках литературы в старших классах. Как известно, опрос и оценивание работ учащихся по технологии модульного обучения требует много времени, поэтому данная разработка поможет любому педагогу ускорить процесс работы с учащимися. Новизна заключается в организации групповой работы. Эта работа поможет организовать учебный процесс по одной из новейших техноло...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МКУ «Управление образования Намского улуса»

МБОУ «Намская средняя общеобразовательная школа №2»












Групповая работа на уроках русской литературы по модульному обучению







Эверстовой Д.Е., учителя русского языка и литературы

МБОУ «Намская средняя общеобразовательная школа №2»

села Намцы Намского улуса РС (Я)


В современной педагогике и методике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система «не срабатывает». Последние годы на курсах учителей русского языка и литературы знакомят нас с методикой модульного обучения.

Учащиеся при модульном обучении заранее знают перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля.

При разработке модуля учитывается и то, что каждый модуль должен дать совершенно определенную самостоятельную порцию знаний, сформировать необходимые умения. После изучения темы учащиеся получают рекомендации учителя по их дальнейшей работе. Обычно первыми шаги сдают поступающие в гуманитарные ВУЗы, учитывая этот факт их можно немного «загрузить», вместо пяти шагов дать восемь. В любом классе обязательно найдутся затрудняющиеся, с которыми учителю надо работать по более упрощенному варианту. Таким образом, модульное обучение является новой формой дифференциации обучения.

Сроки, указанные в начале модуля, являются сроками выставления оценок в журнал, это говорит о том, что за период сдачи шагов ученик может повысить качество своих оценок.

Положительных сторон модульного обучения много: индивидуальный подход, дифференциация обучения, отличная накопляемость оценок, постоянное усовершенствование навыков общения на русском языке, возможность улучшать качество. Вместе с тем нельзя не отметить и тот факт, что не все справляются, что основной проблемой учителя выступает «нехватка» времени.

Следующая проблема учителя - разнообразие шагов модуля. Согласитесь, если все задания на пересказ или заучивание наизусть, то результаты этих уроков печальны. В 10 классе роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» представляет особую сложность из - за того, что ученик сюжет должен осмысливать философски. Нами разработаны варианты коллективной сдачи шагов по модулю « Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Положительная сторона коллективной сдачи шагов - самообучение, взаимовыручка, коммуникабельность, создание в классе микроклимата.

1. Значение снов Раскольникова.

Класс делится на творческие группы, каждая работает над одним сном героя, заполняя следующую таблицу.

Содержание снов Раскольникова

Роль в замысле романа

В мировоззрении Достоевского


В конце урока коллективные выступления групп, где каждый должен принять участие, отвечать на вопросы класса.

Другая форма работы проведена на уроке по данной теме в прошлом году. Группы за 3 минуты изображают сон в форме любой геометрической фигуры и защищают. Первый сон изобразили в виде ломаной линии, где каждая имела свой цвет и значение. Второй - круг желтого и серого цвета, желтый означает мнимое спокойствие и тоску, а серый - пленение героя идеей. Третий нарисовали в форме остроконечной звезды темного цвета. Это, по мнению учащихся, означает гипертрофированную идею власти. Четвертый - трехцветный треугольник, голубой означает чистоту колокольного звона, желтый - ужасную жизнь Петербурга Достоевского, красный - пролитая кровь, которым Раскольников оскверняет воскресный звон. Пятый сон представили четырехугольником. Красный цвет говорит о том, что топором проблему не решают, синий - верных родных и близких, решетка - безумность идеи. И последний сон изобразили невзрачным треугольником. Черный цвет означает интеллигентных людей, зараженных трихинами, от которого трудно вылечиться. Трихины - идеи наполеонизма. Белый символизирует Соню Мармеладову и Дуню Раскольникову, серый - мучительную грусть совершенного, желтый - тоску по университету…

Как видно, осмысливая сны Раскольникова, организуя различные коллективные формы, можно провести работу по всему сюжету романа.

2. Загадка цифры 3

Класс может работать по рядам. Первый этап урока. Пишу на доске цифру 3. Что в романе связано с этой цифрой?: 3 ночи не спал Раскольников перед убийством; 3 дня находился в лихорадке после убийства; убил 3 человек; 3 встречи было с Порфирием Петровичем; 3 человека в семье Раскольниковых; в 3 тысячах упомянута Авдотья в завещании Свидригайловой; 3 дня описаны в 1 части романа…

Цифра три одна из тех цифр, которая часто употребляется в устном народном творчестве. С давних времен числом три обозначали весь окружающий мир человека - его делили на земное, подземное и небесное царство. Например, в олонхо якутского народа существует такое же деление миров: аллараа дойду, орто дойду, уэЬээ дойду. Обычно злые духи обитают в подземном царстве, земные существа - в среднем мире, а святые - в небесах. Таким образом, цифра три в устном народном творчестве имеет самые разнообразные значения, трактуемые символически.

В каких произведениях еще встречается цифра три? Интересно предстает эта цифра и в произведениях русской литературы. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» встречаются неработающие часы у Коробочки, у Плюшкина одни настенные, другие карманные. По мнению учащихся, они символизируют утрачивание нравственности из - за страсти накопительства. Опьяненная лживой любовью, Катерина Львовна в повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает три убийства. По - другому цифра три предстает в романе М.Е. Салтыкова - Щедрина «Господа Головлевы». Три поколения большой дворянской семьи, имеющей в усадьбе три деревни и триста душ в начале романа, умирают опять - таки из - за жажды накопительства, алкоголизма и пробелов семейного воспитания. Как видно, цифра три часто используется писателями в раскрытии сюжета произведения.

Побеждает та команда, у которой больше всех жетонов. Положительные стороны шага - соревновательный характер и динамичность урока.

  1. Цвет в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Класс делим на количество цветов, предлагаемых для анализа: 1 группа - розовый; 2 группа - черный; 3 группа - желтый; 4 группа - красный;

5 группа - белый… Учащиеся не только приводят факты использования того или иного цвета, но могут показать и в своих абстрактных рисунках. Положительная сторона выступлений по рисункам - умение высказывать свои мысли, разбираться в символах, отвечать на вопросы сверстников.

Следующий этап урока - создание ассоциативного рисунка. Каким цветом бы вы изобразили образ Раскольникова? Практика показывает, что учащиеся выбирают серые, грязные, темные тона.

4. Петербург Достоевского.

Класс может делиться на 3 группы: городские пейзажи; сцены уличной жизни; описание интерьера.

Примеры из текста будут говорить о том, какой читатель - Ваш ученик. Положительная сторона - умение выделять художественные детали, анализировать текст. Шаг на эту тему ученики могут нарисовать и защитить перед классом. Следует отметить, что интерес и творчество учащихся ярко проявляются при выполнении задания: «Нарисовать ответ». Основная мысль логически излагается в символах, красках, деталях… Петербург десятиклассники представляли в контрастах, в желтых тонах… Комната Сони Мармеладовой - пресс для подшивания бухгалтерских бумаг и кривое, но чистое окно. Уличные сцены даны своеобразно. Слева солнце светит - зонты, шляпы, экипажи. Справа - туман, покалеченный Мармеладов - пятно крови на мостовой, а пьяная девочка на Конногвардейском бульваре - порванное платье. Один ученик не может помнить все художественные детали романа. Ответы - рисунки - результат коллективного труда учащихся. Они вспоминают, выбирают, спорят, выдвигают, показывают, комментируют…

Таким образом, практика показывает, что коллективные работы учащихся - один из наиболее приемлемых видов работы по модульному обучению. Главная задача уроков литературы выработка у учащихся навыков самостоятельного мышления, способности ориентироваться в пестром потоке художественных явлений. Модульное обучение в старших классах решает задачи уроков литературы. Методика модульного обучения дает возможность самостоятельного изучения произведения, участвовать в «здоровой конкуренции», развивает навыки риторики, абстрактного мышления, умения общаться с окружающими.

Работая по модулям в старших с 2003 года, пришли к выводу, что данная методика приемлема для якутских детей:

1. Учащиеся конкретно знают, какие шаги, когда должны сдать по модулю;

2. Учатся работать по первоисточникам и критическим литературам;

3. Развивают навыки самостоятельной работы;

4. Усовершенствуется умение выступать перед аудиторией и общаться с ней;

5. Составляют вопросы для модуля, т.е находят важные моменты темы;

6. Учатся непринужденно общаться с учителями и старшими товарищами;

7. Получают навыки отстаивать свою точку зрения;

8. Учатся мыслить абстрактно, разбираться в символах;

9. Находятся в атмосфере здоровой конкуренции;

10. Коллективные работы сплачивают класс, рождается ответственность;

11. Хорошие оценки поднимают настроение каждого;

12. Сдавшие раньше могут быть в роли учителя и принимать шаги у отставших…

В процессе работы встречаются трудности из-за нехватки времени, в результате чего приходиться оставаться после уроков, сидеть все перемены, доверять лучшим ученикам. Хочется сказать, что ради индивидуального обучения и дифференцированного подхода к каждому любой педагог не считается с такими сложностями.

Аннотация статьи «Групповая работа на уроках русской литературы по модульному обучению»

Данная работа рассказывает о формах групповой работы на уроках литературы в старших классах. Как известно, опрос и оценивание работ учащихся по технологии модульного обучения требует много времени, поэтому данная разработка поможет любому педагогу ускорить процесс работы с учащимися. Новизна заключается в организации групповой работы.

Эта работа поможет организовать учебный процесс по одной из новейших технологий не только учителям русского языка и литературы, но и другим предметникам. Исходя из этого приходим к выводу, статья может быть полезным практическим материалом для предметников старшего класса.


© 2010-2022