Вопросы для подготовки в олимпиаде по литературе 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРАСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Задания ІІІ этапа Всеукраинской олимпиады по русскому языку и литературе


9 класс 22 февраля 2014 г.


Литературный тур (максимальная оценка 50 баллов)

Задание 1(6 баллов)

Продолжите стихотворные строки. Назовите произведение, автора.

1.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай ………(одно слово)

2.

Но кто сей рьяный великан,

Сей витязь полуночи?

Друзья, на спящий вражий стан

Вперил он страшны очи;

Его завидя в облаках,

Шумящим, смутным роем

На снежных Альпов высотах

Взлетели тени с воем;

Бледнеет галл, дрожит сармат

В шатрах от гневных взоров...

О горе! горе, супостат!

То грозный наш ………..(одно слово)

3.

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги ………….(два слова)

4.

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта ……………..(два слова)


Задание 2 (3 балла).

Восстановите по началу фразы афоризмы из комедии Грибоедова « Горе от ума».

1.Чины людьми даются, а …

2.Служить бы рад, …

3.Свежо предание, а …

4.Дома новы, но …

5.Блажен, кто верует,- …

6. А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь …

7. Не надобно другого образца, когда …

8.Числом поболее, …

9. Грех не беда, …

10. Судьба любви - играть …

11. Ученье - вот чума, учёность …

12. Улыбочка и пара слов,

И кто влюблён - …


Задание 3 (11 баллов)

Опираясь на присутствующие в текстах аллюзии, установите, чьи портреты-характеристики создает Игорь Северянин в стихотворениях из сборника сонетов «Медальоны». (1 балл) Назовите эти аллюзии. (1 балл в заданиях 1-3, 4 балла в задании 4)

аллюзия - (от фр. allusion - намек) - художественный прием: сознательный авторский намек на общеизвестный литературный или исторический факт, а также известное художественное произведение

1.Над Грузией витает скорбный дух -

Невозмутимых гор мятежный Демон,

Чей лик прекрасен, чья душа - поэма,

Чьё имя очаровывает слух.

2.Эпоха робкого дыханья... Где

Твоё очарованье? Где твой шёпот?

Практичность производит в лёгких опыт,

Чтоб вздох стал наглым, современным-де...

3.Мог выйти архитектор из него:

Он в стилях знал извилины различий.

Но рассмешил при встрече городничий,

И смеху отдал он себя всего.

4.Не жутко ли, - среди губернских дур

И дураков, туземцев Пошехонья,

Застывших в вечной стадии просонья,

Живуч неумертвимый помпадур?

Гниет, смердит от движущихся трупов

Неразрушимый вечно город Глупов -

Прорусенный, повсюдный, озорной.

Иудушки из каждой лезут щели.

Страну одолевают. Одолели.

И нет надежд. И где удел иной?

Задание 4 (6 баллов)

Определите жанры приведенных поэтических текстов (1 балл).

Кратко аргументируйте свои ответы, используя знания по теории литературы (1 балл).

1.

Беги, сокройся от очей,

Цитеры слабая царица!

Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы гордая певица?

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру...

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок

А.С. Пушкин «Вольность»

2.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

А.С. Пушкин «К Чаадаеву»

3.

В его "Истории" изящность, простота

Доказывают нам без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья

И прелести кнута.

А.С. Пушкин «На Карамзина»

Задание 5 (4 балла)

Определите языковые средства художественной выразительности. Ответ запишите при помощи буквенного и цифрового обозначения (например: 4-А 5).

4-А. Отметьте пример, содержащий гиперболу:

1. Тысячи людей в мире голодают.

2. В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето.

3. Трава взошла на каждой кочке, заизумрудился овраг.

4. Тишина в саду и в доме, Спит телёнок у плетня.

4-Б. Отметьте пример, содержащий эпитет:

1. Золотое изделие.

2. Золотой кубок.

3. Золотые руки.

4. Золотые часы.

4-В. Отметьте пример, содержащий литоту:

1. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем...

2. Прямо под моим окошком крестьянская усадьба.

3. От горшка два вершка.

4. Берег темнел, становился голубым, синим, лиловым.

4-Г. Отметьте пример, содержащий градацию:

1. Тот имеет такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить…

2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льёт печально свет она.

3. Домишко весь покосился, обветшал, вот-вот развалится.

4. И вот кончается дорога дальняя, земли касается звезда кристальная

Задание 6 (5 баллов)

Прочитайте стихотворение. Проанализируйте его идейно-тематическое содержание (Ведущая тема - 1 балл, идея (основная мысль) произведения - 1 балл, развитие мысли автора (лирического героя) - 2 балла, эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи - 1 балл).


Минувших дней очарованье,

Зачем опять воскресло ты?

Кто разбудил воспоминанье

И замолчавшие мечты?

Шепнул душе привет бывалой;

Душе блеснул знакомый взор;

И зримо ей минуту стало

Незримое с давнишних пор.

О милый гость, святое Прежде,

Зачем в мою теснишься грудь?

Могу ль сказать: живи надежде?

Скажу ль тому, что было: будь?

Могу ль узреть во блеске новом

Мечты увядшей красоту?

Могу ль опять одеть покровом

Знакомой жизни наготу?

Зачем душа в тот край стремится,

Где были дни, каких уж нет?

Пустынный край не населится,

Не у́зрит он минувших лет;

Там есть один жилец безгласный,

Свидетель милой старины;

Там вместе с ним все дни прекрасны

В единый гроб положены

В.А. Жуковский «Песня» (Минувших дней очарованье)

Задание 7 (15 баллов)

Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос

«Интернет - конкурент книги? Выживут ли книги?».

4


© 2010-2022