Конспект урока по литературе на тему Спор о человеке на страницах романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект урока литературы

в 11 классе

«Спор о человеке на страницах романа

М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сурковой Оксаны Александровны,

учителя русского языка и литературы

МКОУ «Липовская СШ»



Класс 11

Тема: «Спор о человеке на страницах романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цели: определить систему нравственных ценностей, утверждаемых Булгаковым; проследить, как в

художественной канве романа развивается противостояние пушкинской и гоголевской оце-

нок природной сущности человека и его жизни;

совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умение делать выводы,

обобщения, определять авторскую позицию;

формировать у учащихся понимание себя как личности, как части большого сложного мира.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: фронтальный опрос, работа с текстом, слово учителя, беседа; создание проблемной ситуации, приём «Куст ассоциаций», частично-поисковый.

Оборудование: ассоциативные иллюстрации учащихся по теме «Читая «Мастера и Маргариту», высказывания о человеке писателей, философов и др., портреты А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова, кинофильм В.Бортко «Мастер и Маргарита», раздаточный материал, рабочие карты(каждому), мультимедийная презентация.

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организация начала урока.

1 мин.


Слайд 1

Цель для учителя: создать доброжелательную атмосферу на уроке.

Цель для учащихся: эмоционально настроиться на сотрудничество и тактичное отношение друг к другу в ходе урока.

Задачи:

-формирование позитивной мотивации к предстоящей работе;

-воспитание доброжелательных отношений друг к другу.

Методы: слово учителя.

Учитель:

-Доброе утро! Я очень рада всех вас сегодня видеть на этом уроке и как всегда надеюсь на наше взаимовыгодное сотрудничество.

А теперь повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите друг другу в глаза, подарите друг другу улыбку и хорошее настроение, пожелайте друг другу успехов в работе на уроке.

Итог этапа: учащиеся эмоционально натроены на учебную деятельность.

2.

Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

3 мин.


Слайд 2




Слайд 3


Слайд 4

Цель для учителя: подготовить учащихся к сознательному восприятию материала.

Цель для учащихся: формулировать цель урока на основе темы урока.

Задачи:

-ставить цель к уроку;

-прогнозировать результаты работы;

-уметь работать с рабочей картой.

Методы: слово учителя, беседа.

Учитель:

Сегодня мне хочется начать урок со стихотворения Игоря Северянина:

Чем эти самые живут,

Что вот на паре ног проходят?

Пьют и едят, едят и пьют -

И в этом жизни смысл находят…

Надуть, нажиться, обокрасть,

Растлить, унизить, сделать больно…

Какая ж им иная страсть?

Ведь им и этого довольно?

И эти-то на паре ног,

Таки называемые люди

«Живут себе»… И имя Блок

Для них, погрязших в мерзком блуде,-

Бессмысленный, нелепый слог.

-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Согласны ли вы с мнением автора? О чём же, на ваш взгляд, мы будем говорить сегодня на уроке?

(Стихотворение вызывает разные чувства и спорные взгляды по отношению к человеку. А значит на уроке мы будем рассматривать спорные точки зрения на природную сущность человека и его жизнь.)

-Запишите, пожалуйста, тему урока в рабочую карту (приложение 1).

-Как вы думаете, почему этот вопрос так важен в контексте романа М.А.Булгакова? Какова же цель нашего урока? Запишите её в рабочую карту.

Итог этапа: учащиеся мотивированы на учебную деятельность.

3.

Проверка домашнего задания.

3 мин.

Цель для учителя: проверить глубину понимания текста романа .

Цель для учащихся: уметь анализировать авторское высказывание и точно, правильно, логично излагать своё мнение и позицию по этому высказыванию.

Задачи:

-установить степень правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися;

-выявить пробелы в выполнении домашнего задания и скорректировать их;

-подготовить учащихся к восприятию предлагаемого образовательного материала.

Методы: фронтальный опрос.

Учитель:

-Дома вы работали с высказываниями писателей, учёных, философов о человеке. Вы должны были выбрать наиболее понравившийся вам афоризм и найти отражение этого высказывания в тексте романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Ответы учащихся.

Итог этапа: уровень усвоения и понимания учащимися текста на данном этапе изучения произведения проверен. Познавательная деятельность учащихся организована и целенаправленна. К усвоению нового материала все учащиеся подготовлены.

4.

Работа над темой урока.

28 мин.




Слайд 5




3 мин.






5 мин.


1 мин.


5 мин.







5 мин.


2 мин.

1 мин.



3 мин.

Слайд 6

Цель для учителя: систематизировать знания учащихся о развитии темы «маленького человека» в русской литературе, найти отражение этих традиций на страницах романа «Мастер и Маргарита», определить отношение автора к данной проблеме.

Цель для учащихся: сравнить принципы изображения «маленького человека» русскими писателями XIX века, определить эти принципы в романе Булгакова.

Задачи:

- сопоставить основные принципы изображения «маленького человека» у А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова;

- совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

-создавать ассоциативные рисунки по теме «Человек в романе Булгакова»;

-определять позицию автора и обозначать её;

-развивать умение сотрудничать в парах и группах;

-грамотно и объективно оценивать свою и чужую работу.

Основные положения:

1.Развитие темы «маленького человека» в русской литературе.

2.Отражение гоголевских традиций в изображении природной сущности человека в «московских» главах романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

3. Отражение пушкинских традиций в изображении природной сущности человека в «ершалаимских» главах романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

4.Роль образов Мастера, Маргариты, Ивана Бездомного в споре о человеке на страницах романа.

5.Нравственные ценности в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Методы: проблемный, частично-поисковый.

Формы: работа в парах, работа в группах постоянного и сменного состава.

Учитель:

-Спор о человеке в русской литературе возник давно, и мы уже наблюдаем сложившиеся традиции, «сквозные» образы.

-О какой традиционной теме русской литературы идет речь?

-Кто из русских писателей первым поднимает проблему «маленького человека»?

-А кто ещё из писателей обращался к этой теме?

-Чьи традиции изображения человека стали основополагающими?

(На доске помещены портреты А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова оборотной стороной. По мере ответов учащихся портреты переворачиваются и под ними подписываются основные принципы изображения «маленького человека».)

Сообщения учащихся.

Вывод о развитии темы «маленького человека» записывается в рабочую карту.

-Какое отношение все эти писатели и тема «маленького человека» имеет к роману Булгакова «Мастер и Маргарита»?

- В«московских» главах романа «Мастер и Маргарита» Булгаков изображает обычных жителей Москвы 20-30-х годов, а значит, мы можем говорить о теме «маленького человека» на страницах романа. Булгаков пишет роман, включаясь в великий спор о природе человека.

- Какая из этих традиций, на ваш взгляд, нашла своё отражение в «московских» главах романа? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим несколько эпизодов романа.

Работа в парах по карточкам (приложение 2).

Найдите в тексте указанные эпизоды и ответьте на вопросы: «Как данный эпизод характеризует героя? Какие черты характера человека отражаются автором в данном эпизоде?»

Вывод: для москвичей жизнь - царство прозаических измерений, для них нет высших начал, нет Бога, нет дьявола. Сознание москвичей ориентировано лишь на привычные обстоятельства и комически пытается «фантастическое» приспособить к «реальному». Характерный для слога Гоголя высокопарный комплимент заведомо ничтожным вещам помогает Булгакову осмеять мир обывателей.

-А какова же роль ершалаимских глав в структуре романа? Отличаются ли главы «ершалаимские» от «московских»? Чем?

Давайте посмотрим два эпизода из кинофильма Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» , возможно, они тоже помогут вам определить эти различия.

Демонстрируются сцены из фильма: новость о смерти Берлиоза в ресторане Грибоедова (2 серия,16.31-17.28 ); допрос Иешуа Понтием Пилатом(1 серия, 21.30-22.30).

Работа в группах постоянного состава.

Возможные результаты работы:

«Московские» главы

«Ершалаимские» главы

Оставляют ощущение несерьёзности, ирреальности, явно слышна

авторская ирония.

Активен рассказчик-посредник, ведущий за собой. весомый, чеканныирреальности, явно слышна авторская ритмичный

С первых фраз стиль весомый, чеканный, ритмичный.

Такого рассказчика нет, читатель словно погружается в реальность происходящего.

Вывод: разность авторского отношения к событиям проступает в стилистическом характере глав. Библейские сюжеты охарактеризованы как высокая трагедия, где всё знаменательно, московский же мир пошл и бездушен и потому достоин лишь фарса.

-Давайте ещё поработаем в группах и попробуем составить «Куст ассоциаций» по теме «Человек в романе Булгакова»». Первая группа попробует «изобразить» (охарактеризовать) человека из «московских» глав романа, а вторая из «ершалаимских».

Группы сменного состава работают у доски.

Защита результатов работы.

-Какая традиция изображения личности человека нашла своё отражение в «ершалаимских» главах?

Вывод: ершалаимские главы отмечены благородством пушкинского стиля. С первых страниц романа сюжеты о пришествии в мир дьявола и Бога развиваются по принципу параллельного противостояния. В пространстве вечности решаются те же мучительные вопросы о сущности природы человека. Интересно, что вымышленный Ершалаим кажется более реальным, а люди в нём -более свободными, чем Москва и москвичи. Ведь жизнь людей в древнем мире освящена присутствием Бога, и даже грешники там не отказались от Бога. Москвичи же добровольно отдали себя во власть дьявола. А царство дьявола - не что иное, как мираж и наваждение, и главный закон его правления - тотальное порабощение воли человека. Если закон дьявола - справедливое наказание, то закон Бога - милосердие.

-Но только ли ершалаимские главы романа утверждают, что добро не может быть вытравлено из мира? Добро, по мысли Булгакова, неистребимо, как непрекратима жизнь, что только подлинная любовь к человеку, истине, искусству при всех муках может сохранить добро в человеческой душе.

-Образы каких героев, на ваш взгляд, подтверждают эти слова?

(Мастер, Маргарита, Иван Николаевич Понырев)

-Погублены или спасены в романе Булгакова эти «добрые люди»?

Итог этапа:

Учащиеся систематизировали знания о теме «маленького человека» в русской литературе, определили место данной темы в контексте романа, выявили отношение автора к данной проблеме.

Метод восприятия и применения изучаемого материала учащимисяусвоен полностью.

На основе приобретённых знаний выработаны соответствующие навыки и умения у всех учащихся.

5.

Закрепление учебного материала.


1 мин.

Цель для учителя: выявить степень усвоения материала учащихся.

Цель для учащихся: выполнить тест, продемонстрировать полученные знания и умения через выполнение самостоятельной работы.

Задачи:

-установить уровень усвоения нового материала: выявление пробелов , неверных представлений и их коррекция;

-самостоятельое выполнение учащимися задания, требующего применения новых знаний.

Учитель:

-А теперь давайте посмотрим насколько хорошо вы поняли и усвоили тему нашего урока. Вам предстоит выполнить тест из 5 заданий. Ваш результат зависит от количества правильных ответов (приложение 3).

Итог этапа: закреплены знания и умения , необходимые учащимся для выполнения самостоятельной работы; проведена самопроверка выполненной работы.

6.

Подведение итогов . Рефлексия.



3 мин.


Слайд 8

Цель для учителя: установить соответствие между поставленными задачами урока и результатами, внесение корректив, анализ учебной деятельности.

Цель для учащихся: оценить свой вклад в достижение поставленной в начале урока цели, свою активность.

Задачи:

-совершенствовать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

-развивать умение анализировать свою деятельность.

Методы: самоанализ.

Учитель:

-О чём же, на ваш взгляд, роман Булгакова?

(Об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности. О всепобеждающей силе любви и творчества, вносящей душу к горним высотам истинной человечности.)

Рефлексия.

-Удалось ли нам реализовать цель урока?

-В опорном конспекте продолжите те фразы, которые наиболее созвучны вашим впечатлениям от урока.

Итог этапа: анализ учебной деятельности.

7.

Домашнее задание.



1 мин.

Цель для учителя: на основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, направленное на дальнейшее развитие знаний и подготовки к последующему обучению.

Цель для учащихся: применять полученные знания при выполнении творческого домашнего задания.

1. Написать эссе на тему «Человек - это звучит гордо?» в сопоставлении с аналогичным сочинением по пьесе М.Горького «На дне» или синквейн на тему «Человек по Булгакову».

2.Перечитать и проанализировать сцену бала Сатаны (гл.23).








© 2010-2022