- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе на тему Спор о человеке на страницах романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита
Конспект урока по литературе на тему Спор о человеке на страницах романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Суркова О.А. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Конспект урока литературы
в 11 классе
«Спор о человеке на страницах романа
М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Сурковой Оксаны Александровны,
учителя русского языка и литературы
МКОУ «Липовская СШ»
Класс 11
Тема: «Спор о человеке на страницах романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цели: определить систему нравственных ценностей, утверждаемых Булгаковым; проследить, как в
художественной канве романа развивается противостояние пушкинской и гоголевской оце-
нок природной сущности человека и его жизни;
совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умение делать выводы,
обобщения, определять авторскую позицию;
формировать у учащихся понимание себя как личности, как части большого сложного мира.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: фронтальный опрос, работа с текстом, слово учителя, беседа; создание проблемной ситуации, приём «Куст ассоциаций», частично-поисковый.
Оборудование: ассоциативные иллюстрации учащихся по теме «Читая «Мастера и Маргариту», высказывания о человеке писателей, философов и др., портреты А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова, кинофильм В.Бортко «Мастер и Маргарита», раздаточный материал, рабочие карты(каждому), мультимедийная презентация.
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организация начала урока.
1 мин.
Слайд 1
Цель для учителя: создать доброжелательную атмосферу на уроке.
Цель для учащихся: эмоционально настроиться на сотрудничество и тактичное отношение друг к другу в ходе урока.
Задачи:
-формирование позитивной мотивации к предстоящей работе;
-воспитание доброжелательных отношений друг к другу.
Методы: слово учителя.
Учитель:
-Доброе утро! Я очень рада всех вас сегодня видеть на этом уроке и как всегда надеюсь на наше взаимовыгодное сотрудничество.
А теперь повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите друг другу в глаза, подарите друг другу улыбку и хорошее настроение, пожелайте друг другу успехов в работе на уроке.
Итог этапа: учащиеся эмоционально натроены на учебную деятельность.
2.
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
3 мин.
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Цель для учителя: подготовить учащихся к сознательному восприятию материала.
Цель для учащихся: формулировать цель урока на основе темы урока.
Задачи:
-ставить цель к уроку;
-прогнозировать результаты работы;
-уметь работать с рабочей картой.
Методы: слово учителя, беседа.
Учитель:
Сегодня мне хочется начать урок со стихотворения Игоря Северянина:
Чем эти самые живут,
Что вот на паре ног проходят?
Пьют и едят, едят и пьют -
И в этом жизни смысл находят…
Надуть, нажиться, обокрасть,
Растлить, унизить, сделать больно…
Какая ж им иная страсть?
Ведь им и этого довольно?
И эти-то на паре ног,
Таки называемые люди
«Живут себе»… И имя Блок
Для них, погрязших в мерзком блуде,-
Бессмысленный, нелепый слог.
-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Согласны ли вы с мнением автора? О чём же, на ваш взгляд, мы будем говорить сегодня на уроке?
(Стихотворение вызывает разные чувства и спорные взгляды по отношению к человеку. А значит на уроке мы будем рассматривать спорные точки зрения на природную сущность человека и его жизнь.)
-Запишите, пожалуйста, тему урока в рабочую карту (приложение 1).
-Как вы думаете, почему этот вопрос так важен в контексте романа М.А.Булгакова? Какова же цель нашего урока? Запишите её в рабочую карту.
Итог этапа: учащиеся мотивированы на учебную деятельность.
3.
Проверка домашнего задания.
3 мин.
Цель для учителя: проверить глубину понимания текста романа .
Цель для учащихся: уметь анализировать авторское высказывание и точно, правильно, логично излагать своё мнение и позицию по этому высказыванию.
Задачи:
-установить степень правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися;
-выявить пробелы в выполнении домашнего задания и скорректировать их;
-подготовить учащихся к восприятию предлагаемого образовательного материала.
Методы: фронтальный опрос.
Учитель:
-Дома вы работали с высказываниями писателей, учёных, философов о человеке. Вы должны были выбрать наиболее понравившийся вам афоризм и найти отражение этого высказывания в тексте романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Ответы учащихся.
Итог этапа: уровень усвоения и понимания учащимися текста на данном этапе изучения произведения проверен. Познавательная деятельность учащихся организована и целенаправленна. К усвоению нового материала все учащиеся подготовлены.
4.
Работа над темой урока.
28 мин.
Слайд 5
3 мин.
5 мин.
1 мин.
5 мин.
5 мин.
2 мин.
1 мин.
3 мин.
Слайд 6
Цель для учителя: систематизировать знания учащихся о развитии темы «маленького человека» в русской литературе, найти отражение этих традиций на страницах романа «Мастер и Маргарита», определить отношение автора к данной проблеме.
Цель для учащихся: сравнить принципы изображения «маленького человека» русскими писателями XIX века, определить эти принципы в романе Булгакова.
Задачи:
- сопоставить основные принципы изображения «маленького человека» у А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова;
- совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
-создавать ассоциативные рисунки по теме «Человек в романе Булгакова»;
-определять позицию автора и обозначать её;
-развивать умение сотрудничать в парах и группах;
-грамотно и объективно оценивать свою и чужую работу.
Основные положения:
1.Развитие темы «маленького человека» в русской литературе.
2.Отражение гоголевских традиций в изображении природной сущности человека в «московских» главах романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
3. Отражение пушкинских традиций в изображении природной сущности человека в «ершалаимских» главах романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
4.Роль образов Мастера, Маргариты, Ивана Бездомного в споре о человеке на страницах романа.
5.Нравственные ценности в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Методы: проблемный, частично-поисковый.
Формы: работа в парах, работа в группах постоянного и сменного состава.
Учитель:
-Спор о человеке в русской литературе возник давно, и мы уже наблюдаем сложившиеся традиции, «сквозные» образы.
-О какой традиционной теме русской литературы идет речь?
-Кто из русских писателей первым поднимает проблему «маленького человека»?
-А кто ещё из писателей обращался к этой теме?
-Чьи традиции изображения человека стали основополагающими?
(На доске помещены портреты А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова оборотной стороной. По мере ответов учащихся портреты переворачиваются и под ними подписываются основные принципы изображения «маленького человека».)
Сообщения учащихся.
Вывод о развитии темы «маленького человека» записывается в рабочую карту.
-Какое отношение все эти писатели и тема «маленького человека» имеет к роману Булгакова «Мастер и Маргарита»?
- В«московских» главах романа «Мастер и Маргарита» Булгаков изображает обычных жителей Москвы 20-30-х годов, а значит, мы можем говорить о теме «маленького человека» на страницах романа. Булгаков пишет роман, включаясь в великий спор о природе человека.
- Какая из этих традиций, на ваш взгляд, нашла своё отражение в «московских» главах романа? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим несколько эпизодов романа.
Работа в парах по карточкам (приложение 2).
Найдите в тексте указанные эпизоды и ответьте на вопросы: «Как данный эпизод характеризует героя? Какие черты характера человека отражаются автором в данном эпизоде?»
Вывод: для москвичей жизнь - царство прозаических измерений, для них нет высших начал, нет Бога, нет дьявола. Сознание москвичей ориентировано лишь на привычные обстоятельства и комически пытается «фантастическое» приспособить к «реальному». Характерный для слога Гоголя высокопарный комплимент заведомо ничтожным вещам помогает Булгакову осмеять мир обывателей.
-А какова же роль ершалаимских глав в структуре романа? Отличаются ли главы «ершалаимские» от «московских»? Чем?
Давайте посмотрим два эпизода из кинофильма Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» , возможно, они тоже помогут вам определить эти различия.
Демонстрируются сцены из фильма: новость о смерти Берлиоза в ресторане Грибоедова (2 серия,16.31-17.28 ); допрос Иешуа Понтием Пилатом(1 серия, 21.30-22.30).
Работа в группах постоянного состава.
Возможные результаты работы:
«Московские» главы
«Ершалаимские» главы
Оставляют ощущение несерьёзности, ирреальности, явно слышна
авторская ирония.
Активен рассказчик-посредник, ведущий за собой. весомый, чеканныирреальности, явно слышна авторская ритмичный
С первых фраз стиль весомый, чеканный, ритмичный.
Такого рассказчика нет, читатель словно погружается в реальность происходящего.
Вывод: разность авторского отношения к событиям проступает в стилистическом характере глав. Библейские сюжеты охарактеризованы как высокая трагедия, где всё знаменательно, московский же мир пошл и бездушен и потому достоин лишь фарса.
-Давайте ещё поработаем в группах и попробуем составить «Куст ассоциаций» по теме «Человек в романе Булгакова»». Первая группа попробует «изобразить» (охарактеризовать) человека из «московских» глав романа, а вторая из «ершалаимских».
Группы сменного состава работают у доски.
Защита результатов работы.
-Какая традиция изображения личности человека нашла своё отражение в «ершалаимских» главах?
Вывод: ершалаимские главы отмечены благородством пушкинского стиля. С первых страниц романа сюжеты о пришествии в мир дьявола и Бога развиваются по принципу параллельного противостояния. В пространстве вечности решаются те же мучительные вопросы о сущности природы человека. Интересно, что вымышленный Ершалаим кажется более реальным, а люди в нём -более свободными, чем Москва и москвичи. Ведь жизнь людей в древнем мире освящена присутствием Бога, и даже грешники там не отказались от Бога. Москвичи же добровольно отдали себя во власть дьявола. А царство дьявола - не что иное, как мираж и наваждение, и главный закон его правления - тотальное порабощение воли человека. Если закон дьявола - справедливое наказание, то закон Бога - милосердие.
-Но только ли ершалаимские главы романа утверждают, что добро не может быть вытравлено из мира? Добро, по мысли Булгакова, неистребимо, как непрекратима жизнь, что только подлинная любовь к человеку, истине, искусству при всех муках может сохранить добро в человеческой душе.
-Образы каких героев, на ваш взгляд, подтверждают эти слова?
(Мастер, Маргарита, Иван Николаевич Понырев)
-Погублены или спасены в романе Булгакова эти «добрые люди»?
Итог этапа:
Учащиеся систематизировали знания о теме «маленького человека» в русской литературе, определили место данной темы в контексте романа, выявили отношение автора к данной проблеме.
Метод восприятия и применения изучаемого материала учащимисяусвоен полностью.
На основе приобретённых знаний выработаны соответствующие навыки и умения у всех учащихся.
5.
Закрепление учебного материала.
1 мин.
Цель для учителя: выявить степень усвоения материала учащихся.
Цель для учащихся: выполнить тест, продемонстрировать полученные знания и умения через выполнение самостоятельной работы.
Задачи:
-установить уровень усвоения нового материала: выявление пробелов , неверных представлений и их коррекция;
-самостоятельое выполнение учащимися задания, требующего применения новых знаний.
Учитель:
-А теперь давайте посмотрим насколько хорошо вы поняли и усвоили тему нашего урока. Вам предстоит выполнить тест из 5 заданий. Ваш результат зависит от количества правильных ответов (приложение 3).
Итог этапа: закреплены знания и умения , необходимые учащимся для выполнения самостоятельной работы; проведена самопроверка выполненной работы.
6.
Подведение итогов . Рефлексия.
3 мин.
Слайд 8
Цель для учителя: установить соответствие между поставленными задачами урока и результатами, внесение корректив, анализ учебной деятельности.
Цель для учащихся: оценить свой вклад в достижение поставленной в начале урока цели, свою активность.
Задачи:
-совершенствовать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
-развивать умение анализировать свою деятельность.
Методы: самоанализ.
Учитель:
-О чём же, на ваш взгляд, роман Булгакова?
(Об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности. О всепобеждающей силе любви и творчества, вносящей душу к горним высотам истинной человечности.)
Рефлексия.
-Удалось ли нам реализовать цель урока?
-В опорном конспекте продолжите те фразы, которые наиболее созвучны вашим впечатлениям от урока.
Итог этапа: анализ учебной деятельности.
7.
Домашнее задание.
1 мин.
Цель для учителя: на основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, направленное на дальнейшее развитие знаний и подготовки к последующему обучению.
Цель для учащихся: применять полученные знания при выполнении творческого домашнего задания.
1. Написать эссе на тему «Человек - это звучит гордо?» в сопоставлении с аналогичным сочинением по пьесе М.Горького «На дне» или синквейн на тему «Человек по Булгакову».
2.Перечитать и проанализировать сцену бала Сатаны (гл.23).