Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Брахметова Тоты Мукановна

СОШ №13 г.Жезказган

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

В своем ежегодном Послании Президент РК Нурсултан Назарбаев уделяет особое значение вопросам воспитания подрастающего поколения и указывает: «Чтoбы стать развитым конкурентнoспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В сoвременном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Русский язык и литература в казахской школе являются одним из ведущих предметов гуманитарного цикла и призваны развивать функциональную грамотность учащихся. Я учитель с почти тридцатилетним стажем работы в школе, сертифицированный учитель третьего (базового) уровня в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан, не так давно проходила курсы повышения квалификации на тему «Развитие функциональной грамотности чтения учащихся в рамках проведения международного исследования РІSA». Меня, как учителя новой формации, очень заинтересовали результаты исследований в рамках программы РІSA. Ведь одним из основных требований к преподаванию русского языка в казахской школе является развитие коммуникативных навыков. А развить коммуникативные навыки можно только через грамотность чтения. Грамотно читать - это значит размышлять над содержанием текста, оценивать смысл и значение текста и научиться излагать свои мысли о прочитанном. И поэтому передо мной встал вопрос: какие виды работ должен применять учитель на своих уроках, чтобы довести до сознания каждого ученика нужность и важность получаемых знаний, привить навыки применения этих же знаний в повседневной жизни.

Что требовалось с меня, как с учителя? Я решила меньше говорить на уроках, больше слушать своих учеников и старалась больше времени уделять групповой и парной работе учащихся. Этим навыкам работы я научилась на курсах обучения по Кэмбриджу. Я стала использовать на своих уроках тексты с заданиями формата РІSA. Задания к текстам я стала придумывать сама, этому способствовали навыки и умения, полученные на курсах повышения квалификации по развитию функциональной грамотности чтения.

Итак, после объяснения грамматической темы и выполнения тренировочных заданий по стратегиям критического мышления, я давала тексты с «переделанными» заданиями, где учитывалось время, возможности и возрастные особенности учащихся. Задания составлялись мной с учетом решения поисковых, исследовательских и творческих задач, с главной целью - заинтересовать ученика, обратить его внимание на проблемы, которые сможет решить человек, вооруженный навыками грамотного чтения.

На своих уроках я использую сплошные и несплошные тексты. Сплошные тексты чаще всего применяю на уроках русского языка, потому что учащимся можно дать задания как грамматического характера, так и задания формата РІSA. А несплошные тексты (иллюстрации с картин, фотографии, информационные листы и т.д.) использую на уроках русской литературы в старших классах и литературного чтения в младших классах. На своих уроках с применением заданий формата РІSA я уделяю особое внимание на полное понимание учащимися текста. Для этого, дополнительно к тексту, я даю перевод некоторых слов и выражений. А применение стратегий критического мыщления через чтение и письмо - это «спасательный круг» для любого учителя, будь это учитель новой формации или учитель, лишь владеющий данной технологией.

Итак, на уроке русского языка в 9 классе «Повторение темы «Сложное предложение» учащиеся работали над притчей «Чем наполнена душа» по стратегии «Думай - обсуждай с партнером - делись».

«Чем наполнена душа» (притча)

Однажды несколько человек нарочно громко осуждали мудрого человека, когда тот проходил по их кварталу. Тот все слышал, но ответил им улыбкой и желал здравствовать. Некто спросил его:

- Ты улыбался и желал этим людям здоровья, неужели ты не испытывал к ним злости?

На что мужчина ответил:

- Когда я прихожу на рынок, я могу тратить только то, что есть у меня в кошельке. Так же и при общении с людьми - я могу тратить только то, чем наполнена моя душа…

Индивидуальная работа учащегося.

Задания учащимся:

  1. Выразительно прочитай.

  2. О чем этот текст? Выбери правильный вариант ответа.

Это текст о воскресной прогулке.

Это текст о человеке с доброй душой.

Это текст о человеке с толстым кошелком.

Критерии оценивания: 0-1 балл.

Работа в паре.

  1. Найдите в тексте сложные предложения по данным схемам и определите вид сложных предложений (СП):

  1. [ ‒ = ], но [ = ].

  2. [‒‒ ‒‒ = ], (когда = ).

  3. [ Когда ‒ = ), [ = = ], ( что = ).

Критерии оценивания: за каждое правильно найденное предложение - 1 балл, определение вида СПП - 1 балл.

Работа в группе. Выступление спикера группы.

  1. Перефразируйте предложения из текста, заменяя простые предложения сложноподчиненными предложениями и, наоборот, сложноподчиненные предложения переделывая в простые:

Памятка учащимся

Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.

Будь добрым к людям!

Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается. Помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

Критерии оценивания: грамотность изложения материала-1 балл, достоверность - 1 балл, ораторские способности спикера команды -1 балл.

Что дало мне использование стратегии «Думай - обсуждай с партнером - делись» на уроке?

Во-первых, отрабатывалась выразительность чтения; во - вторых, параллельно шла словарная работа, объяснение значений непонятных слов, перевод их на казахский язык; в- третьих, дополнительно шло повторение пройденных тем; в - четвертых, каждый ученик самостоятельно делал выводы по теме рассказа, говорили о воспитанности и добром отношении к людям.

А задания по перефразированию текста очень заинтересовали учащихся. Обсуждения в группах шли бурно, спикеры записывали переделанные предложения в тетрадь, а один из одаренных учеников графически отобразил сложное предложение в тетради. На мой вопрос, зачем это нужно было делать, он сказал, что так легче объяснять своим товарищам в группе каким образом было переделано простое предложение в сложное.

Что у меня получилось? Что понравилось учащимся? Какими должны быть мои дальнейшие действия? Ответы на эти вопросы я получила после рефлексии, которую сделали ученики.

Итак, в будущем я хочу разрабатывать свои вопросы формата РІSA, где будут учтены возрастные особенности, степень владения русским языком учащихся, а также возможности и желания каждого ученика. А достичь своих целей я могу, так как у меня есть огромное желание и большой потенциал для поля деятельности.




Литература:

1. Послание Президента Республики Казахстан Стратегия «Казахстан - 2050»

2. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016гг.

3. Коханец А.И. Качество образования в Республике Казахстан: технология переориентации на результаты, Алматы - Астана, 2004 г.

4.Основные результаты международного исследования образовательных достижений 15-летних обучающихся PISA-2012. А. Култуманова, Г. Бердибаева, Б. Картпаев, И. Иманбек, К. Шарбанова, М. Рахимова, Ж. Жумабаева, З. Пирнепесова, Б. Окенова, А. Увалиева. Астана: НЦОСО, 2013.

5. Ресурсы Интернета. Статья «Краткая информация о международном исследовании PISA». goo.kz/content/view/44/4416



© 2010-2022