Урок Роль личных местоимений в речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема. Роль личных местоимений в речи

Цели. Выявление роли личных местоимений,

Развитие аналитических способностей учащихся.

Воспитание нравственных качеств.

Задачи: Совершенствовать навыки распознавания и употребления в речи личных местоимений.

Способствовать коррекции внимания, памяти, воображения.

Развивать речь уч-ся, навыки деятельности в группах.

Оборудование.

  1. Карточки по группам

  2. Презентация.

Ход урока

Орг. момент

Мы закончили изучать часть речи имя существительное. Вспомните, что обозначает имя существительное? На какой вопрос оно отвечает?

  1. Устная работа 1 Слайд - загадка

Я о себе такого мнения:

Огромна роль моя!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

- Назовите часть речи, которая так о себе говорит.

2 Слайд Роль личных местоимений в речи - тема урока

Цель: углубить и обобщить знания о личных местоимениях

- Итак, почему они называются личные?

(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит,

что принадлежит кому - то)

2.Прочитайте теоретический материал о личном местоимении на стр.96.

3. А теперь выясним, что вспомнили о личных местоимениях.

Слайд 3

- Вместо какой части речи употребляется местоимение?

- На какой вопрос отвечает личное местоимение?

Слайд 4

- На кого указывает личное местоимение?

Слайд 5-6

-Что мы можем определить у личного местоимения?

- Что ещё можем определить у местоимений?

Слайд 7

- Определяем ли род?

(не всегда)

- А когда можем определить?

(в третьем лице, ед. числа)

4. Физпауза

5. Самостоятельная работа в группах.

Спишите, подчеркните местоимение. Из какого произведения эти предложения? Назовите автора повести. В скобках укажи, каким литературным героям принадлежат слова?

Карточка1 Вариант 1

1)А нам какое дело до господ! К тому же я ваша, не папенькина. Вы ведь не бранились ещё с молодым Берестовым.

Вариант 2

1)Так-то ты почитаешь родительскую волю? 2) Да коли хочешь, я тотчас выучу тебя грамоте. 3) Нет, это нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь.

Вариант 3. 1) Правда ли говорят, будто бы я на барышню похожа? 2) Вижу, что ты послушный сын. Не хочу ж и я тебя неволить, намерен я тебя женить.

Проверка самостоятельной работы.

6. №124 на с.96- коллективная работа

Запишите столбиком номера предложений и выпишите из них личные местоимения.

- На кого они указывают?

7. "Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).

Учитель. Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.

1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Самопроверка. 1 уч-ся читает вслух, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть.

Обратите внимание, как личные местоимения в этих предложениях помогли кратко и точно указать на тех, о ком шла речь и на участников разговора.

8. Домашнее задание: составить связный текст на тему «Мой друг и я» из 6 предложений. Постарайтесь в них личное местоимение мы употребить чаще, чем местоимение я. Очень бы хотелось, чтобы и в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь "вместе весело шагать по просторам..!" Не правда ли?

Рефлексия: Дополните определение: Слайд 8

Выставление оценок

Приложение1

Вариант 1

1)А нам какое дело до господ! К тому же я ваша, не папенькина. Вы ведь не бранились ещё с молодым Берестовым.

Вариант 2

1)Так-то ты почитаешь родительскую волю? 2) Да коли хочешь, я тотчас выучу тебя грамоте. 3) Нет, это нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь.

Вариант 3. 1) Правда ли говорят, будто бы я на барышню похожа? 2) Вижу, что ты послушный сын. Не хочу ж и я тебя неволить, намерен я тебя женить.

Вариант 1

1)А нам какое дело до господ! К тому же я ваша, не папенькина. Вы ведь не бранились ещё с молодым Берестовым.

Вариант 2

1)Так-то ты почитаешь родительскую волю? 2) Да коли хочешь, я тотчас выучу тебя грамоте. 3) Нет, это нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь.

Вариант 3. 1) Правда ли говорят, будто бы я на барышню похожа? 2) Вижу, что ты послушный сын. Не хочу ж и я тебя неволить, намерен я тебя женить.

Приложение 2

"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).

- Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.

1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.


"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).

- Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.

1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).

- Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.

1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

4

© 2010-2022