Внеклассное мероприятие по творчеству М Ю Лермонтова на тему: Синие горы Кавказа, приветствую я вас!

Внеклассное мероприятие   Тема мероприятия: « Синие горы Кавказа, приветствую вас! »   творчество   М Ю Лермонтова. Цели мероприятия: 1.Углубление знаний учащихся по творчеству Лермонтова, способствовать  осмыслению необычайной композиции и содержании, замысла и идеи произведении М Ю Лермонтова; ознакомление  с особенностями в творчестве поэта,  природы Кавказа и культуры,  быта горцев. 2.Развитие навыков работы с биографическими данными поэта применяя теоретические знания литературы; 3.Воспитат...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие

Тема мероприятия: « Синие горы Кавказа, приветствую вас! » творчество М Ю Лермонтова.

Цели мероприятия:

1.Углубление знаний учащихся по творчеству Лермонтова, способствовать осмыслению необычайной композиции и содержании, замысла и идеи произведении М Ю Лермонтова; ознакомление с особенностями в творчестве поэта, природы Кавказа и культуры, быта горцев.

2.Развитие навыков работы с биографическими данными поэта применяя теоретические знания литературы;

3.Воспитать духовные и нравственные ценности учащихся;

Оборудование: портреты Лермонтова, Пушкина, подборка иллюстрации, рисунков Лермонтова с видами Кавказа. Биографические данные в схемах

Ход мероприятия.

І Организационный момент

Приветствие. Эмоциональный настрой

Белеет парус одинокий Под ним струя светлей лазури,

В тумане море голубом!.. Над ним луч солнца золотой...

Что ищет он в стране далекой? А он, мятежный,просит бури,

Что кинул он в краю родном?.. Как будто в бурях есть покой.

Играют волны-ветер свищет,

И мачта гнётся и скрепит...

Увы,- он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

-Чье это стихотворение? - о чём пишет поэт?

- Работа по иллюстраций «Парус»

Сообщение цели и задач мероприятия.

Сегодня, ребята, мы будем изучать, повторять творчество поэта.

Связь жизни поэта с Кавказом, содержание произведений.

Учитель: Уважаемые любители русской литературы, сегодня мы, поговорим о великом русском поэте и писателе, М Ю Лермонтове.

-Что мы знаем о происхождении поэта?

В 19 веке жил и творил русский поэт М Ю Лермонтов. Родился он в 1914 году в Москве в семье Ю П Лермонтова и его жены Марии Михайловны.

Мать будущего поэта происходила из знатного рода, но вышла замуж за нечиновного и небогатого отставного капитана. Род Лермонтовых происходил из Шотландии: легендарный шотландский бард-предсказатель Томас Лермонт, побывавший в Волшебной Стране, также принадлежал к этому роду

Поэт рано стал сиротой, его воспитала бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, багатая дворянка. Ее роль в жизни поэта была значительной. Отец Юрий Петрович и бабушка Арсеньева не ладили между собой. Бабушка поэта, поставив свои условия обещала лишить внука наследства, если отец заберет его у нее. Зять, который не имел большого состояния, был вынужден оставить сына.

-Что узнали о семье поэта?

Детство

Ученик: В детстве М Ю Лермонтов часто болел, бабушка заботясь о нем возила маленького Мишеля на Кавказ.

Кавказ, природа, горы, жизнь, быт и культура кавказцев производили на него большое впечатление. Жизнь и творчество Михаила Юровича неразрывно связаны с Кавказом. Одним из светлых воспоминаний является первая любовь. Когда маленькому Мишелю было 10 лет, он встретил там и глубоко полюбил 9 летнюю девочку, и память об этом чувстве нашла отражение в лирике Лермонтова. Возможно, именно этими впечатлениями связана любовь поэта к Кавказу.

Учитель:Одно из стихотворений поэта так и называется «Кавказ»

-Какие переживания и воспоминания М Ю Лермонтов связал с образом Кавказа?

«Синие горы Кавказа, приветствую вас!» писал подросток Лермонтов.

Ученик:Минеральные воды, имение в Тарханах все это отразилось положительно на здоровье и творчестве поэта.

Наступает 1837 год- год гибели А С Пушкина. Хоть и Лермонтов не был знаком при жизни с Пушкиным, его затронуло чувства глубокого горя национальной утраты выразились в стихотворение «Смерть поэта» в этом произведении выражено три темы: художественная, т е гений Пушкин, историческое значение и литературная ценность-которого так хорошо понял Лермонтов. Выражены смелость, страсть и боль об утрате- «Я излил горечь сердечную на бумаге», сказал Лермонтов на судебном процессе. В литературе рождается такое понятие «Смерть Пушкина и рождение Лермонтова- трибуна неразделимы»- пишет известный ученый - лермонтововед И Андроников.

Первая ссылка Лермонтова на Кавказ.

Чтение стихотворение учениками и анализ.

Ученик: Природа и быт кавказцев связаны с жизнью и судьбой Лермонтова. Он увидел укрытый облаками пятиглавый Бештау, снежные вершины гор, бьющие на Машуке серные источники, быстрой и мутный Подкумок....

Красоту и величие кавказкой природы, местностей Лермонтов описывает в своих бессмертных поэмах, романах, стихотворениях.

Учитель:Выделение о замыслах произведения Лермонтова.

Название произведений

жанр

герои

«Мцыри»

поэма

Непослушник т е мцыри, монах

«Герой нашего времени»

роман

Печорин,Азамат, Казбич

Бэла, Максим Максимыч

Горская легенда «Беглец»

поэма

Гарун, Селим друг,

Возлюбленная беглеца,

мать

Лермонтов оставил после себя прекрасные рисунки и даже картины с видами Кавказа, которые рисовал маслом и акварелью. Некоторые из них вы видите на доске. В произведениях много описаний природы Кавказа и Лермонтов реалистично изображает их.

Работа с иллюстрациями

Ученик: Чтетие отрывка поэмы горской легенды «Беглец»

Ученик: Чтение отрывка поэмы «Мцыри».

Анализ стихотворений

Учитель:Чтение отрывка текста романа «Герой нашего времени».

Найдите в тексте романа описания пейзажа.

Ученик: «Направо был утес, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне ее, казалась гнездом ласточки, я содрагнулся, подумав, что часто здесь, в глухую ночь по этой дороге, где две повозки не могут разъехаться, какой-нибудь курьер раз десять в год проезжает, не вылезая из своего тряского экипажа »

Учитель: То есть мы видим, что природа приближена к человеку, и проезжий офицер думает о людях, которым приходится ездить по горным дорогам в ночную пору. А деревушка осетинов на дне пропасти с высоты утеса кажется «гнездом ласточки».

Ученик: Лермонтов реалистично, правдиво изображает не только природу горцев, но и картину их повседневного быта. Из истории нам известно, что трудно и невесело жил народ Кавказа, угнетаемый «своими» князьями и беками и страдавший от притеснений завоевателей.

Учитель: И Лермонтов, показывая теневые стороны кавказцев, правдиво рисует их людьми, живущими трудно, но любящими свою землю, гордящимися величавой природой своей горной страны.

Вывод.

Учитель: Творческая работа. Составить синквейн.

1.Кавказ 1. Лермонтов

2.чистый, свежий 2. талантливый, молодой

3. оздоровлять, оживлять, впечатлять. 3. писать,творить,собирать.

4. Люблю вершины гор Кавказа 4. Реалистично рисовал быт кавказцев

5. оздоровительная местность 5. поэт

Связь с казахской литературы. Ш Валиханов

Диаграмма Венна

Учитель:Лермонтов упоминает о своей матери, которая умерла, когда он был маленьким. Воспоминания о матери, вероятно, у него остались смутные; в некоторых своих произведениях, которые основывались на автобиографических событиях, он упоминал о слезах матери, о ее постоянной печали, о том как она играла на фортепиано...

В стихотворении «Кавказ» Лермонтов вспоминает мать


Ученик: В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вешины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Здесь же мы находим и упоминание о первой детской любви, которая, несмотря на юный возраст поэта, была глубокой и сильной.

Ученик: Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!...

Учитель: С этими строками стихотворение, М Ю Лермонтова, мы заканчиваем наше мероприятие.



© 2010-2022