- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План-конспект урока по русскому языку на тему
План-конспект урока по русскому языку на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Скородумова Н.Г. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка
«Дополнение. Способы выражения дополнения»
(8 класс)
Цель: повторить основные сведения о второстепенных членах предложения, обобщить имеющиеся знания о дополнении, сформировать умение правильно определять способы выражения дополнений.
Задачи:
1. Образовательная:
- научиться отличать второстепенные члены предложения от главных;
- распознавать трудные случаи выражения дополнения (отличие И.п. от В.п., дополнение, выраженного инфинитивом от сказуемого, выраженного инфинитивом);
2. Воспитательная:
- формировать коммуникативные навыки у уч-ся;
3. Развивающая:
- развивать культуру речи, самостоятельное мышление, творческие и исследовательские умения.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы:
- парная,
- индивидуальная,
- самостоятельная.
Методы работы: частично - поисковые.
Оборудование и средства: компьютер, мультимедиапроекто, презентация.
Оформление доски:число, классная работа, тема урока, таблица, презентация.
Этапы урока:
-
Организационный момент.
-
Повторение изученного по теме.
Работа со словосочетаниями.
-
Изучение новой темы.
-
Закрепление материала.
-
Домашнее задание.
Ход урока:
-
Организационный момент. Приветствие. Запись даты и темы.
Слайд №1.
-
Лингвистическая разминка.
Задание: вставьте пропущенные буквы в слова, объясните написание, определите в данных словосочетаниях вид связи.
С тяжелой ношей (согл-ие)
Иду по шоссе (упр-ие)
Шорох и шепот (сочин-ое)
Старичок шел (не слов-ие, подлеж-ее и сказ-ое)
Течет далеко (прим-ие)
Жесткой щеткой (согл-ие)
Чешут челку (упр-ие)
Чертит хорошо (примык-ие)
Семьдесят семь (не слов-ие, числит-ое)
Один из десяти (цельное)
Изучение новой темы.
Слайд №2
Тополь перерос клен.
Облако закрыло солнце.
Задание: запишите предложения в тетрадь, подчеркните все члены предложения, у существительных определите падеж.
Вопросы:
- Какие возникли трудности, при определении главных членов и второстепенных?
- Как вы определили, где в предложениях подлежащее, а где дополнение?
- Что мы должны учитывать в предложениях подобного типа?
- На что обращать внимание?
Учитель:
Сегодня на уроке мы обобщим имеющиеся знания о дополнении, узнаем новые способы выражения дополнения, научимся правильно определять способы выражения дополнения, поучимся составлять предложения с разными способами выражения дополнения.
Слайд №3
Дополнение - второстепенный член предложения, обозначающий лицо, предмет, понятие или явление, отвечает на вопросы косвенных падежей существительного кого? чего? кому? чему? кого? что? и др.
- Чем может быть выражено дополнение?
На доску - заголовок «Способы выражения дополнения».
-
Откроем учебник «Теория», параграф №177, прочитаем.
При чтении параграфа обратите внимание на способы выражения подлежащего.
Слайд №4
-
Задание: найдите в предложениях дополнения, определите, чем они выражены.
Гаврила чувствовал себя раздавленным этой тишиной и красотой.
Все молчат, и только Володька что-то бормочет.
Ему велено было атаковать Фоминское.
Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу - бу - бу».
Евгения начала выбирать из грибного мусора ягоды.
Я тебя заставлю встать.
- Как определить, чем является глагол, частью сказуемого или инфинитивом?
Слайд №5
(выполняют в тетрадях)
-
Цифровой диктант.
Задание: определите, входит инфинитив в составное сказуемое или является дополнением.
1 - инфинитив входит в состав сказуемого
2- инфинитив - дополнение
-
Я хочу рассказать о своем проекте.
-
Вы меня просили рассказать о моем проекте.
-
Мы можем выполнить задание в срок.
-
Николай Иванович намерен поехать на Урал.
-
Родственники посоветовали нам ехать в Ялту.
-
Мастер требует сдать объект к концу месяца.
-
Отец разрешил нам с братом кататься на лыжах.
-
Я хочу послушать любимую кассету.
9. Слушатели просили исполнить последнее сочинение композитора.
Взаимопроверка
Код: 1-1, 2-2, 3-1,4-1, 5-2,6-2, 7-2, 8-1, 9-2
- Где допустили ошибки?
- В каких предложениях было трудно определить дополнение?
Слайд №6
11. Итоги урока. Рефлексия.
- О каком члене предложения мы сегодня говорили?
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Чем может быть выражено дополнение?
- Как отличить дополнение от подлежащего?
- Как определить, чем является инфинитив, частью составного сказуемого или дополнением?
- Возникали ли у вас сегодня трудности при выполнении заданий? Если да, то с чем они связаны?
Домашнее задание.
«Теория» параграф №177., упражнение 174