Урок по русскому языку НЕ с существительными. Технологическая карта урока

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта фрагмента урока.

1. Ф.И.О. учителя: Бельских Мария Александровна

2. Класс: 6в Дата: 15.12.2015. Предмет: русский язык.

3. Тема урока: Не с существительными

4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний

5. Задачи урока: познакомить учащихся с новой орфограммой, научить их правильно писать не с именами существительными;

расширить знания учащихся в области филологии;

формировать навыки написания не с различными частями речи.

6.Цель деятельности учителя : актуализировать и восстановить знания об имени существительном, научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написания и обозначать их графически;

повышать теоретический уровень знаний учащихся об имени существительном;

отрабатывать умения написания не с различными частями речи; устранять пробелы в знаниях по данной теме; проконтролировать степень усвоения материала учащимися.

7.Планируемые образовательные результаты :

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями) : знать, что такое имя существительное, уметь составлять алгоритм правописания не с существительными, производить разбор слов по алгоритму.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта /приобретенная компетентность) : применение приобретенных знаний,умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам ; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные : желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе ; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, фронтальный опрос, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, работа в группах.

Оборудование : учебник, интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно демонстрационный материал : мультимедийный ряд : презентация по теме урока.

Основные понятия : имя существительное, частица, корень, приставка

Педагогические технологии : Проблемное обучение. Информационно - коммуникативные технологии.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

1

2

3

4

5

6

Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изученного материала

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Выявление отсутствующих.

Участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные : осознают познавательную задачу.

Регулятивные : планируют необходимые действия.

Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания

Эвристическая беседа с учащимися

1.Сегодня мы будем решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово - дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

2 Теперь давайте вспомним, что же такое имя существительное. Но расскажем о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях .

Рассказывают об имени существительном по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях (выбирают сами того, кому передают эстафету, кто затрудняется, может передать следующему

Фронтальная

Познавательные :

1 : Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

2. Владеть разными видами чтения и аудирования.

Коммуникативные :

Владеть приемами рационального слушания.

Личностные результаты:

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

Введение в тему урока, целеполагание

Эвристическая беседа с учащимися

1.Работа с презентацией.

(Не) здоровится, (не) располагать,(не)навидеть,

(не)годовать,

(не) хотеть, (не) быть, (не) мог.

Задание: 1 в.- выписать слова, к. пиш. слитно; 2в. -выпис. слова, к. пиш.раздельно.

-Какое правило мы повторили,

сделав это задание?

( не с глаг.)

-Давайте вспомним, как пиш. НЕ с глаголами.

2.На слайде :

А)Непоседа. неряха;

Б)Несчастье, недруг;

В)Не счастье, а горе,

Не друг, а враг.

-Посмотрите на слова каждой группы.

-Какая часть речи представлена в каждой группе?

- Чем отлич-ся эти слова ?

-Сформулируем тему урока.

-Целью урока является?

3. . Наблюдение по учебнику. Чтение текста правила в рамке на стр. 39, сравнение с собственными выводами.

-Что нового вы увидели в рамке?

(Если есть усиление отрицания далеко не, вовсе не, ничуть не, то сущ. пиш . раздельно

Принимают участие в беседе, отвечают на вопросы, строят рассуждения.

Формулируют тему и цели урока.



Составляют алгоритм правописания

Не с существительными.





Наблюдение по учебнику.

Чтение текста правила в рамке на стр. 39, сравнение с собственными выводами

Фронтальная

Познавательные:

Выполняют учебно- познавательные действия, извлекают необходимую информацию из ответов учащихся.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают ответы других,формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения

Исследовательская деятельность учащихся, направленная на решение проблемы

Эвристическая беседа по теме урока

Ответьте на вопросы :

- Сколько условий слитного написания не с существительными?

Сколько - раздельного?

- Какие из условий являются главными, определяющими? (Не употребляется без не, противопоставление.)

- Как называется орфограмма?

Отвечают на вопросы, формулируют выводы, строят понятные для одноклассников высказывания

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать

В творческом, созидательном процессе.

Познавательные : выполняют учебно-познавательные действия.

Регулятивные : планируют необходимую информацию,систематизируют

Собственные знания.

Коммуникативные : осуществляют деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Развитие учебно- языковых, речевых умений

Работа с текстом

  1. Упр. 69.

Развивается умение писать не с именами существительными сопорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания.

Выполняется письменно

(на доске 2-3 примера) с устным комментированием, затем самостоятельно.

Лексическая работа.

Взаимопроверка.

  1. Работа фронтальная (по цепочке)

Задание 2:

В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки.

  1. Все с не терпением ожидали решающей минуты.

  2. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.

  3. Он относится ко мне со скрытой не приязнью.

  4. В любом ожидании страшнее всего не известность.

  5. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.

Работают с текстом, выполняют задания, формулируют выводы.

Рассуждают, кто такие «невежа, невежда»




Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции, извлекают необходимую информацию из ответов учащихся.

Регулятивные :принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают ответы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.




Работа с текстом в группах

Работа в группах

Задание : Раскрыть скобки , объяснить орфограмму.

1группа :

1.Мы вовсе с ним (не) друзья, мы всего лишь знакомые.

2.Что делать! Таков этот человек: вечный (не)поседа,(не) вежа и (не)ряха, но (не) враг же он вам!

3.(Не)взгоды надо учиться преодолевать и преперпевать.

2 группа :

4.В нем чувствуется (не) примиримость, вражда.

5.(Не)угомонность - черта,свойственная в основном молодости.

6. Нет, это (не) тайна

3 группа

7. (Не) горе, а именно счастье проверяет дружбу, да и человека вообще.

8. Я абсолютный (не)вежда в вашей науке, но без неё мне не обойтись.

9. (Не)дела и (не) заботы о доме так резко изменили его характер

Работают в группах, выполняют задания, формулируют выводы, ответы на поставленные вопросы.

Работа в группах

Познавательные : выполняют учебно-познавательные действия.

Регулятивные : планируют необходимую информацию, систематизируют

собственные знания.

Коммуникативные : осуществляют деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Рефлексия учебной деятельности

Учитель подводит учащихся к итогу занятия, дети делают выводы

Каждый ребенок отвечает на один из поставленных вопросов :

Сегодня на уроке я узнал (а)…

Было трудно….

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею…

Смыслообразование : какое значение и какой смысл имеет для меня сегодняшнее занятие ?






11


© 2010-2022