- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку НЕ с существительными. Технологическая карта урока
Урок по русскому языку НЕ с существительными. Технологическая карта урока
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бельских М.А. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта фрагмента урока.
1. Ф.И.О. учителя: Бельских Мария Александровна
2. Класс: 6в Дата: 15.12.2015. Предмет: русский язык.
3. Тема урока: Не с существительными
4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний
5. Задачи урока: познакомить учащихся с новой орфограммой, научить их правильно писать не с именами существительными;
расширить знания учащихся в области филологии;
формировать навыки написания не с различными частями речи.
6.Цель деятельности учителя : актуализировать и восстановить знания об имени существительном, научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написания и обозначать их графически;
повышать теоретический уровень знаний учащихся об имени существительном;
отрабатывать умения написания не с различными частями речи; устранять пробелы в знаниях по данной теме; проконтролировать степень усвоения материала учащимися.
7.Планируемые образовательные результаты :
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями) : знать, что такое имя существительное, уметь составлять алгоритм правописания не с существительными, производить разбор слов по алгоритму.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта /приобретенная компетентность) : применение приобретенных знаний,умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам ; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные : желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе ; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, фронтальный опрос, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, работа в группах.
Оборудование : учебник, интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно демонстрационный материал : мультимедийный ряд : презентация по теме урока.
Основные понятия : имя существительное, частица, корень, приставка
Педагогические технологии : Проблемное обучение. Информационно - коммуникативные технологии.
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы организации совзаимодействия
Формируемые умения (УУД)
1
2
3
4
5
6
Мотивация к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изученного материала
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Выявление отсутствующих.
Участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку
Фронтальная
Личностные: положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные : осознают познавательную задачу.
Регулятивные : планируют необходимые действия.
Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания
Эвристическая беседа с учащимися
1.Сегодня мы будем решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово - дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
2 Теперь давайте вспомним, что же такое имя существительное. Но расскажем о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях .
Рассказывают об имени существительном по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях (выбирают сами того, кому передают эстафету, кто затрудняется, может передать следующему
Фронтальная
Познавательные :
1 : Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).
2. Владеть разными видами чтения и аудирования.
Коммуникативные :
Владеть приемами рационального слушания.
Личностные результаты:
Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.
Введение в тему урока, целеполагание
Эвристическая беседа с учащимися
1.Работа с презентацией.
(Не) здоровится, (не) располагать,(не)навидеть,
(не)годовать,
(не) хотеть, (не) быть, (не) мог.
Задание: 1 в.- выписать слова, к. пиш. слитно; 2в. -выпис. слова, к. пиш.раздельно.
-Какое правило мы повторили,
сделав это задание?
( не с глаг.)
-Давайте вспомним, как пиш. НЕ с глаголами.
2.На слайде :
А)Непоседа. неряха;
Б)Несчастье, недруг;
В)Не счастье, а горе,
Не друг, а враг.
-Посмотрите на слова каждой группы.
-Какая часть речи представлена в каждой группе?
- Чем отлич-ся эти слова ?
-Сформулируем тему урока.
-Целью урока является?
3. . Наблюдение по учебнику. Чтение текста правила в рамке на стр. 39, сравнение с собственными выводами.
-Что нового вы увидели в рамке?
(Если есть усиление отрицания далеко не, вовсе не, ничуть не, то сущ. пиш . раздельно
Принимают участие в беседе, отвечают на вопросы, строят рассуждения.
Формулируют тему и цели урока.
Составляют алгоритм правописания
Не с существительными.
Наблюдение по учебнику.
Чтение текста правила в рамке на стр. 39, сравнение с собственными выводами
Фронтальная
Познавательные:
Выполняют учебно- познавательные действия, извлекают необходимую информацию из ответов учащихся.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: слушают ответы других,формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения
Исследовательская деятельность учащихся, направленная на решение проблемы
Эвристическая беседа по теме урока
Ответьте на вопросы :
- Сколько условий слитного написания не с существительными?
Сколько - раздельного?
- Какие из условий являются главными, определяющими? (Не употребляется без не, противопоставление.)
- Как называется орфограмма?
Отвечают на вопросы, формулируют выводы, строят понятные для одноклассников высказывания
Фронтальная, индивидуальная
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
В творческом, созидательном процессе.
Познавательные : выполняют учебно-познавательные действия.
Регулятивные : планируют необходимую информацию,систематизируют
Собственные знания.
Коммуникативные : осуществляют деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Развитие учебно- языковых, речевых умений
Работа с текстом
-
Упр. 69.
Развивается умение писать не с именами существительными сопорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания.
Выполняется письменно
(на доске 2-3 примера) с устным комментированием, затем самостоятельно.
Лексическая работа.
Взаимопроверка.
-
Работа фронтальная (по цепочке)
Задание 2:
В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки.
-
Все с не терпением ожидали решающей минуты.
-
Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
-
Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
-
В любом ожидании страшнее всего не известность.
-
Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.
Работают с текстом, выполняют задания, формулируют выводы.
Рассуждают, кто такие «невежа, невежда»
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции, извлекают необходимую информацию из ответов учащихся.
Регулятивные :принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: слушают ответы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Работа с текстом в группах
Работа в группах
Задание : Раскрыть скобки , объяснить орфограмму.
1группа :
1.Мы вовсе с ним (не) друзья, мы всего лишь знакомые.
2.Что делать! Таков этот человек: вечный (не)поседа,(не) вежа и (не)ряха, но (не) враг же он вам!
3.(Не)взгоды надо учиться преодолевать и преперпевать.
2 группа :
4.В нем чувствуется (не) примиримость, вражда.
5.(Не)угомонность - черта,свойственная в основном молодости.
6. Нет, это (не) тайна
3 группа
7. (Не) горе, а именно счастье проверяет дружбу, да и человека вообще.
8. Я абсолютный (не)вежда в вашей науке, но без неё мне не обойтись.
9. (Не)дела и (не) заботы о доме так резко изменили его характер
Работают в группах, выполняют задания, формулируют выводы, ответы на поставленные вопросы.
Работа в группах
Познавательные : выполняют учебно-познавательные действия.
Регулятивные : планируют необходимую информацию, систематизируют
собственные знания.
Коммуникативные : осуществляют деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Рефлексия учебной деятельности
Учитель подводит учащихся к итогу занятия, дети делают выводы
Каждый ребенок отвечает на один из поставленных вопросов :
Сегодня на уроке я узнал (а)…
Было трудно….
Меня удивило…
Было интересно…
Теперь я умею…
Смыслообразование : какое значение и какой смысл имеет для меня сегодняшнее занятие ?
11