Тематическое планирование по русскому языку 10 класс

. Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по рус­скому языку (базовый уровень); для 10 класса, кроме вышеперечисленного, - на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2007.

Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

дать общие сведения о языке;

обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.


Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Концептуальная новизна курса русского языка в 10 - 11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

В 10 - 11 классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Цели обучения

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.


Содержание образования

Общие сведения о языке (7 ч)

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (6 ч)

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика (состав слова) и словообразование (4 ч)

Обобщающее повторение ранее изученного.

Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография (6 ч)

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Речь, функциональные стили речи (3 ч)

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Научный стиль речи (4 ч)

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

Использование учащимися средств научного стиля.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социаль­но-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;


Уметь:

Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудиро­вания:

Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

Использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи;

Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс аудирования;

Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его воспри­ятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуника­тивной задачи;

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тек­стов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при состав­лении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, ре­фератов);


Создание устного и письменного речевого высказывания:

Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах об­щения;

Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушан­ном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тек­сты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

создавать устное высказывание на лингвистические темы;

владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:

Проводить разные виды языкового разбора;


Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точно­сти и уместности их употребления;

Анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;



Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

Эффективно использовать языковые единицы в речи;


Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответст­вии с этикой речевого взаимодействия;

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грам­матические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.


Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, лабораторная работа, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.

На изучение русского языка в 10 классе по школьному учебному плану отводится 34 часа.

НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ.

Ниже приводится фрагмент единственного нормативного документа, определяющего критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в письменных работах выпускников основной школы. (Документ в полном виде опубликован в сборнике "Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы". - М., 2001.)

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.










Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.



Система условных обозначений:

к о м п е т е н ц и и:

Я - языковая и лингвистическая (языковедческая);

К - коммуникативная;

Р - рефлексивная;

ЛС - личностное саморазвитие;

ЦО - ценностно-ориентационная;

СП - смысло-поисковая;

КВ - культуроведческая;

у р о в н и о с в о е н и я:

- продуктивный,

- исследовательский,

-творческий

.


Календарно-тематическое планирование

уроков русского языка


Учитель Архипова М,Ю,.

Класс10 а

Количество часов в год - 34, в неделю - 1

Документ Программно-методические материалы. Русский язык. 10 - 11 классы. Составитель Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 200

Учебник Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 20


п/п

Дата

Тип

урока

Разделы,

темы

К во

часов

Материал для повторения

Словарь ЦОР

Тема по

развитию

речи


Основные требования к знаниям,умениям ,навыкам

1.

309


Общие сведения о языке.(7ч)

Язык и общество.Связь происхождения языка с возникновением чел. Общества. Уметь исследовать морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля, участвовать в диалоге, дискуссии.

(Я), (К)

  1. Исследовательский


1

Разделы науки о языке. Основные единицы разделов русского языка.

Фонетика, лексикология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис.

Составление плана лекционного материала.

Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке.

Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение. (К)

Продуктивный

Уметь составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста. (К)Творческий

2.

1009


2Работа с текстом К.Д,Ушинского на основе заданий ,предложенных в учебнике. Цель: дать понятие о взаимосвязи языка и истории народа, трех периодах в истории русского языка, организовать самостоятельную работу учащихся с фрагментами статьи В. В. Лопатина и И. С. Улуханова из энциклопедии "Русский язык"

1

Звуки речи. Слог. Ударение. Логическое ударение. Орфоэпическая норма.

Фонетика. Аллитерация. Ассонанс. Орфоэпия.

Анализ текста (упр.3). Роль фонетических средств в создании художественного текста.

Знать о взаимосвязи языка и истории народа.

Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе. (К)

Продуктивный

Уметь составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста. (К)Творческий

3.

1709

Р

Язык и история народа .Сам работа по статье В.В. Лопатина ,,Русский язык,,:план,тезисы ,сообщения. Цель: дать понятие "мировой язык", иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном; выявить значение функций русского языка как государственного и его функций в школьном изучении

1

Звук и буква. Алфавит. Принципы русской орфографии.

Каллиграфия.

Устное высказывание на языковую тему (из истории языка). Формулирование орфографических правил.

Знать понятие "мировой язык; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государ ственном, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении

Уметь толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы. (К)

Продуктивный -

4.

2409

Р

Устное сообщение о трех периодах в истории русского языка. Словарный диктан Цель: дать понятие об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка в процессе работы с текстом из книги Л. т.

1

Средства художественной выразительности,

основанные на переносе значения.

Метафора. Метонимия. Синекдоха. Эпитет.

Предупреждение речевых ошибок, связанных с неверным пониманием слова, с нарушением лексической сочетаемости слов.

Знать об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка.

Уметь делать краткую запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора. (К)


5.

110


Русский язык в современном мире - в международном и межнациональном общении. Комментированное посьмо текста.

1

Текст. Грамматические средства связи в тексте. Средства художественной выразительности, основанные на антонимии.

Омограф. Омофон. Омоформа. Контекстуальные синонимы и антонимы.

Антитеза. Градация.

Предупреждение речевых ошибок, связанных с неразличением синонимичных слов. Устное высказывание на лингвистическую тему.


6.

810


Активные процессы в современном русском языке. Цель: дать понятие об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка в процессе работы с текстом из книги Л.

1

Повествование. Описание. Функции устаревших слов в художественном произведении.

Архаизм. Историзм. Неологизм. Авторский неологизм. Иноязычная лексика.

Письменное высказывание на тему экологии современного языка.

Знать об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка.

Уметь делать краткую запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора. (К)


7.

1510


Проблемы экологии языка.

1

Функции необщеупотребительных слов в художественном тексте.

Нейтральная и книжная лексика. Диалектизмы. Профессионализмы. Канцелярит. Термины. Жаргонизмы.

Предупреждение речевых ошибок, связанных с употреблением слов иной стилевой окраски. Устное высказывание по заданному плану на тему экологии современного языка.

Исследовательский

Уметь готовить устное сообщение на предложенную тему по вопросам. (К)

Творческий

8.

2210


Фонетика,орфоэпия,орфография.(4ч)

Обобщающее повторение фонетики ,графики , орфоэпии и ор"открытый и закрытый слоги", "логическое ударение", познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи, производить попутный анализ орфографический трудностей фографии.

1

Синтаксическая роль фразеологизмов. Отсутствие запятой перед фразеологизмами, являющимися деепричастными оборотами и сравнениями.

Стилистические синонимы фразеологизмов.

Предупреждение речевых ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов.

Знать понятия "фонема", "открытый и закрытый слоги", "логическое ударение", познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи.

Уметь производить анализ орфографических трудностей. (Я)

Продуктивный

9.

2910

Пр. р.

Основные нормы совр литер произношения и ударения в рус яз. Цель: закреплять навыки литературного произношения и ударения в русском языке, преодолевать нарушения орфоэпической нормы, иметь понятие о выразительных средствах русской фонетики

1



Корректирование предложений с речевыми ошибками.

Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики.

Уметь использовать в собственной речи. Уметь видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их. (Я), (К)

Продуктивный


10.

1211


Написания , подчиняющиеся морфологич., фонетич., традиционному принципам рус орфографии. Цель: дать понятие о морфологическом, фонетическом, традиционном принципах русской орфографии

1

Морфемный разбор слова. Орфограммы в корнях слов. Правописание окончаний слов.

Морфема. Корень. Окончание. Нулевое окончание.

Формулирование определений, орфографических правил.

Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии.

Уметь комментировать орфограммы, определять принципы написания. (Я)

Продуктивный

11.

1911


Фонетическ Цель: дать понятие о морфологическом, фонетическом, традиционном принципах русской орфографии ий разбор .

1

Фонема фонетич разбор. Словообразовательный и этимологический анализ слова.

Правописание приставок и суффиксов.

Суффикс. Приставка. Основа производная и непроизводная. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Этимология.

Пароним.

Толкование значений приставок и суффиксов.

Толкование слова с точки зрения этимологии. Предупреждение ошибок, связанных с неразличением оттенков значений, вносимых в слово приставкой или суффиксом.

Знать порядок фонетического разбора.

Уметь производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей. (Я)

Продуктивный

12.

2611


.Лексика и фразеология. (6ч) Повторение изученного о лек Цель: повторить и расширить ранее приобретенные знания о лексике русского языка, углубить понятие об изобразительных возможностях синонимов, антонимов, паронимов, омонимов сике.

1



Предупреждение ошибок, связанных с неразличением оттенков значений, вносимых в слово приставкой или суффиксом.

Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи. (Я), (К)

Продуктивный

13.

312


Русская лексика с точки зрения сферы употребления:диалектизмы ,спец лексика ,арготизмЦель: углубить понятие о русской лексике с точки зрения сферы ее употребления, о межстилевой лексике, лексике товарно-рыночных отношений, о способах толкования слов, о группировке слов по тематическому признакуы.

1

Лексикология.Словообразование именных частей речи. Правописание именных частей речи.

Диалект ,профессиональные слова ,синонимы

Сочинение миниатюра описание состояния природы (упр. 150).

Знать русскую лексику с точки зрения сферы ее употребления, межстилевую лексику, лексику товарно-рыночных отношений, способы толкования слов, группировку слов по тематическому признаку

Уметь видеть в тексте и использовать данную лексику в собственной речи. (Я), (К) Продуктивный Уметь сочинять тексты разговорного, научно-популярного, официально-делового стилей с грамматическим заданием.
(К)

Творческий

14.

1012


ГАктивный и пассивный словарный запас :архаизмы ,историзмы , неологи Цель: углубить представление об активном и пассивном словарном запасе; архаизмах, историзмах, неологизмах; индивидуальных новообразованиях, об использовании их в художественной речи змы..

1

Отличие архаизмов от историзмов .Их признаки. Словообразование частей речи. Правописание частей речи.

Изменяемые и неизменяемые части речи. Архаизмы, неологизмы ,историзмы.

Устные сообщения об изменяемых и неизменяемых частях речи по заданному плану.

Знать активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Уметь видеть изобразительные возможности данных групп лексики в художественных текстах, владеть приемами редактирования. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь создавать тексты художественного стиля с использованием данных групп лексики, готовить сообщения о значении, происхождении, употреблении конкретных слов.
(К)

Творческий

15.

1712


Русская фразеология . Различение свободых и несвободных словосочетний. Цель: углубить представление об активном и пассивном словарном запасе; архаизмах, историзмах, неологизмах; индивидуальных новообразованиях, об использовании их в художественной речи

1

Правописание производных предлогов. Правописание союзов и частиц. Фразеологизм. Крылатое выражение.

Омонимичные части речи.

Устные сообщения о фразеологических оборотах.

Знать о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении.

Уметь правильно употреблять в речи фразеологизмы в соответствии со значением и стилистическими свойствами, совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки. (Я), (К)

Продуктивный

16.

2412


Лексические и фразеологические слова Цель: закрепить умение пользоваться лексическими и фразеологическими словарями, со-вершенствовать навыки лексико-фразеологического ри.

1

Орфография и пунктуация, морфологические признаки частей речи.


Определение стиля и типа речи, аргументация ответа.

Знать строение словарной статьи лексического и фразеологического словарей, порядок лексико-фразеологического разбора.

Уметь пользоваться словарями и производить лексико-фразеологический разбор.
(Я) Продуктивный Уметь создавать тексты художественного стиля с использованием фразеологизмов, готовить сообщения об их значении, происхождении, употреблении. (К)

Творческий

17.


К д

Контрольный диктант с лексико- грамматическими заданиями. Цель: выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными лексико-грамматическими навыками

(1)

Виды связи слов в словосочетании. Главные и второстепенные члены предложения. Группы односоставных предложений. Тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении.

Словосочетание. Подлежащее. Сказуемое. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Знаки завершения. Знаки разделения. Односоставное предложение.

Исправление речевых ошибок (плеоназм, тавтология, речевая недостаточность). В

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я)

Продуктивный

18.



Морфемика и словообразование. (3) Обобщающее повторение изученного. Цель: закрепление понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии с попутным совершенствованием орфографических навыко

1

Принципы русской пунктуации. Виды сочинительных союзов. ЗМорфемный разбор.

Однородные члены предложения. Обобщающее слово.Градация. знаки разделения.Морфема.Корень ,суффикс ,приставка

Выразительное чтение (соблюдение перечислительной интонации).

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я)

Продуктивный

19.



Способы словообразования. Словообразовательный анализ как средство овладения орфографическими знаниями. Цель: совершенствовать навыки словообразовательного анализа как одного из средств овладения орфографическими нормами

1

Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах.Способы образования слов

Н,нн в разных частях речи.. Сравнительный оборот. Знаки выделения.

Составление сложного плана темы. Интонационный анализ текста (упр. 220, 224).


Знать основные способы словообразования.

Уметь производить словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки. (Я)

Продуктивный

20.



Выразительные словообразовательные средства. Цель: совершенствовать навыки художественно-стилистического анализа изобразительно-выразительных свойств морфем

1

Знаки препинания при уточняющих членах предложения.Суффиксы ,приставки.метафора эпитет

Уточняемый и уточняющий члены предложения. Знаки выделения.

Сообщение о русской пунктуации по плану (упр. 225).

Знать выразительные словообразовательные средства.

Уметь подбирать тексты, иллюстрирующие стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем, производить их художественно-стилисти-ческий анализ.
(Я)

Уметь выявлять авторскую позицию, идейный смысл произведения, выражаемые

с помощью использованных лексических и словообразовательных средств. (К)

Исследовательский

Исследовательский

21.



Морфология и орфография. (6ч) Обобщающее повторение частей речи. Цель: обобщить знания о частях речи, их грамматических значениях, грамматических формах и синтаксических функциях

1

Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях, при обращениях.Морфология .Части речи. Сам . и служебн. Части речи.

Вводное слово. Вводное предложение. Вставная конструкции. Знаки выделения.

Выразительное чтение (соблюдение интонации при обращении, вводном слове и предложении, вставной конструкции).

Сочинение миниатюра (ответ на проблемный вопрос).

Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. (Я)

Продуктивный

22.



Морфологический разбор знаменательных и служебных частей Цель: закрепить навык морфологического разбора знаменательных и служебных частей речи, их словообразования и правописания речи.

1

Виды сочинительных союзов. Простые и составные союзы. Причастие,деепричастие .

Сочинительная связь. Сочинительный союз. Служебные части речи.

Устный синтаксический анализ сложносочиненного предложения (упр. 224).

Уметь производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание.
(Я)

Продуктивный

23.



Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи. Цель: самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность по разрешению трудных вопросов правописания окончаний и суффиксов разных частей р

1

Запятая и отсутствие запятой в сложносочиненном предложении.

Пре-при , н- нн в суффиксах.

Устный пунктуационный анализ текста.

Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.

Уметь использовать КТ для систематизации и информации о трудных вопросах правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.
(Я), (К)

Исследовательский

24.



Обобщающее повторение орфографических Цель: обобщить знания об орфографических нормах и их группировке на основе принципов правописания норм.

1

Виды подчинительных союзов по значению. Виды придаточных предложений.

Подчинительная связь. Главное предложение. Придаточное предложение.

Синонимическая замена простых предложений с обособленными членами сложноподчиненными предложениями.

Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания.

Уметь применять знания

на практике. (Я)

25.



Повторение морфологических принципов рус. орфографии

1

Запятая в сложноподчиненном предложении. Окончания сущ,прил.

Подчинительная связь. Главное предложение. Придаточное предложение.

Устный пунктуационный анализ текста.


26.



Контрольная работа по теме ,,Морфология и орфография.,, Цель: выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками

1

Виды связи в сложных предложениях с несколькими придаточными.

Последовательная связь. Параллельная связь. Однородная связь.

Составление предложений определенной тематики по заданным схемам.

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я)

Продуктивный

27.



Речь ,функциональные стили речи.(3ч) Язык и речь. Цель: дать понятие об основных требованиях к речи: правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств

1

Запятая в сложном предложении с несколькими придаточными. Отсутствие запятой при стечении союзов, при однородных придаточных, соединенных одиночным сочинительным союзом.

Последовательная связь. Параллельная связь. Однородная связь.

Устный синтаксический и пунктуационный анализ предложения с несколькими придаточными.

Знать об основных требованиях к речи: правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств.

Уметь применять их в собственной речи. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь отбирать материал из разных источников, связанный с культурой речи, и презентовать его, используя КТ
(К)


28.



Текст,его строение, виды его пре строении, типах речи: повествовании, описании, рассуждении; производить речеведческий анализ художественного и научно-популярного текстов образования.

1

Роль интонации в бессоюзном сложном предложении.

Бессоюзная связь. Интонация.

Составление бессоюзных сложных предложений определенной тематики по заданным схемам.

Знать текст, его строение, типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки.

Уметь производить речеведческий анализ художественного и научно-попу-лярного текстов. (Я), (К)

Исследовательский

Уметь создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное.
(К)

Творческий

29.



Функциональные стили речи. Цель: углубить представление о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах,

стилевых особенностях

1

Запятая, точка с запятой, двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.Особенности стилистич.

Смысловые связи между частями бессоюзного сложного предложения.Выразительные средства.

Синонимическая замена сложноподчиненных предложений сложными бессоюзными. Знать о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.

Уметь определять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ. (Я), (К) Исследовательский

30.



Научный стиль речи (5) Назначение ,стилевые признаки и разновидности научного стиля. Цель: углубить представление о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах,

стилевых особенностях

1

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Запятая и отсутствие запятой при стечении союзов.

Союзная и бессоюзная связь. Сочинительная и подчинительная связь.

Сочинение миниатюра (ответ на проблемный вопрос). Знать разновидности лексики научного стиля: нейтральная, общенаучная, специальная.

Уметь разграничивать их, наблюдать за использованием научной, профессиональной лексики в произведениях художественной литературы, познакомиться со справочной литературой по научной лексике и научиться пользоваться ей. (Я), (К)

Исследовательский

Уметь производить речеведческий анализ текстов научного стиля речи с точки зрения лексики.
(Я)

Исследовательский

31.



Лексика научногЦель: углубить представление о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах,

стилевых особенностяхо стиля.

1

Знаки препинания в предложении с прямой речью. Кавычки при прямой речи.

Прямая речь. Слова автора. Косвенная речь.

Синтаксическая замена предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью. Уметь исследовать морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля, участвовать в диалоге, дискуссии.

(Я), (К)

Исследовательский

32.


р

Сочинение -рассуждение по тексту.

1

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. Правила цитирования. Знаки препинания при оформлении цитат.

Диалог. Реплика. Слова автора. Цитата.

Составление текста интервью на общественно значимую тему. Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.
(К), (ЛС)

33.


К. р.

В форме ЕГЭ

1



Сочинение ответ на проблемный вопрос.

34.



Морфологические и синтаксич. Особенности науч. Стиля.Анализ работ. Цель: исследовать морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля, участвовать в диалоге, дискуссии

1

История русского языка. Коммуникативная функция языка. Международное значение русского языка. Богатство и выразительность русского языка.

Ключевое слово. Метафора. Сравнение. Эпитет. Анафора. Синтаксический параллелизм. Антитеза. Эллипсис. Риторический вопрос.

Лингвистический анализ публицистического текста. Уметь исследовать морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля, участвовать в диалоге, дискуссии.

(Я), (К)

Исследовательский

Сочинение миниатюра «Языковые проблемы в современном обществе».

Всего

контрольных работ - 2,

практических работ - 2.

Используемый учебно-методический комплект и литература.


  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2001.

  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.

  3. Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2005.

  4. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. - М.: ВАКО, 2006.

  5. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2005.

  6. Разные типы словарей.

  7. .А. Тропкина « Русский язык. Поурочное планирование 11», Волгоград, издательство « Учитель»

  8. Журналы: « Русский язык в школе» и « Русский язык»- приложение к газете « Первое сентября»

  9. Библиотечка газеты « Первое сентября»


Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста с использованием цитат;

переложение текста;

продолжение текста;

составление тезисов;

редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

реферирование;

докладирование;

рецензирование;

аннотирование и т.д.

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Литература для учителя

1.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000

2. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.

3 Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.

4. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988

5. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.

6. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.-М., 1994.

8. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 класс. - М., 2002.

9. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. - М.,1995

10. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.-М., 1999








Литература для учащихся


  1. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. - М., 1998.

  2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 1998.

  3. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. - М., 1997.

  4. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. - М., 1990.

  5. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений(10-11 кл.). - М., 1996.

  6. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка:

Значение и происхождение словосочетаний. - М., 1997.

  1. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.



9


© 2010-2022