Сценарий для проведения Дня Героя

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«День Героя»

Цель: раскрыть образ «героя» в поэзии времен Великой Отечественной войны; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну.

Задачи:

  • Сравнить лирические образы в стихотворениях времен Вов;

  • Раскрыть особенности данных образов, связать с реальными людьми и фактами;

  • Осветить подвиги героев Вов.

Ход мероприятия.

"Достаточно мгновения, чтобы стать героем,

Но необходима целая жизнь,

Чтобы стать достойным человеком…"

Поль Брюла

Здравствуйте, дорогие ребята, учителя и гости. Мы много слышим о героях и героических поступках, и у меня возник вопрос: кто такие герои, почему кто-то становится героем, а кто-то нет. И возможно ли вообще стать героем? Обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете слова Поля Брюла? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте обратимся, во-первых, к эпохе сплошного героизма - это Вов, а во-вторых, к самой чувствительной области творчества - это поэзия.

Итак, мы начинаем

До свидания, мальчики. Булат Окуджава. (видео)

И действительно, Булат Окуджава не преувеличивает: на фронт шли мальчики и девочки.

Максимова Таисия. В 1945 году ей исполнилось 17 лет, в 15 лет Таисия, Тася, надела солдатскую шинель. Уничтожила 76 врагов, дошла до Берлина.

Зина Портнова. Встретила войну 15-летней девочкой, сражалась в партизанском отряде в Белоруссии, в 1943 году была схвачена врагами и убита.

Леня Голиков. 15-летний партизан, участвовал в боях наравне со взрослыми бойцами, в 1943 году пал смертью храбрых в бою.

- Кто шел на фронт?

- Есть ли «возраст» у геройского поступка?

На героические действия способны все, от мала до велика. Поэзия военных лет воспевает и юных героев, и заслуженных старых «вояк»

Итак, наши герои на фронте. Но как же проходили военные будни? Как, при каких обстоятельствах совершались подвиги?

Перед атакой. Семен Гудзенко

АЛЕКСАНДР ПАНКРАТОВ.

В боях за оборону Новгородa в августе 1941-го воевал в составе 28-й танковой дивизии. Плацдармом для тяжелых боев стал отдельно стоящий на правом берегу Волхова Кириллов монастырь. В ночь с 24 на 25 августа 125-й танковый полк предпринял скрытую атаку на монастырь с переправой через реку Малый Волховец. Немецкая сторона была готова к этому и встретила красноармейцев плотной обороной. Командир танковой роты лейтенант Платонов был убит, атака прекратилась. Младшему политруку Панкратову удалось ползком добраться до вражеского пулемета. С помощью нескольких гранат он попытался уничтожить огневую точку, но попытка оказалась неудачной - через какое-то время пулемет возобновил стрельбу. Продвижение солдат под шквальным огнем без многочисленных потерь было невозможно. Тогда политрук Панкратов рванулся к вражескому пулемету и закрыл его собой. Это спасло остальных бойцов, дав им несколько секунд для решающего броска.

- Можно ли сказать, что прообразом лирического героя в стихотворении мог быть реальный человек политрук Панкратов?

- опишите внутреннее состояние героя.

Герои на войне, как и все нормальные люди, боятся смерти, но есть нечто выше этого страха, это чувство долга.


Надо было послать солдата. Александр Люкин

- есть ли герои в стихотворении Александра Люкина?

- в чем здесь героизм?

- в чем трагедия?

В данном случае перед нами раскрывается душевная трагедия командира, который должен отправить кого-то из солдат на верную гибель, это понимают и бойцы, и сам командир. В данном случае не говорится напрямую о каком-то героическом поступке, но героизм проявляется в душевной силе и чуткости командира и бойцов в этой повседневной для войны ситуации.

Сестра. Иосиф Уткин

Наташа Качуевская. В 1942 году она добровольно ушла на фронт, стала санинструктором 105-го гвардейского стрелкового полка.

20 ноября 1942 года во время неравного боя с гитлеровскими автоматчиками, прорвавшимися в тыл наших войск, она спасла жизнь двадцати раненым бойцам. Когда враги стали окружать овраг, где находились раненые, Наташа бросилась им навстречу и взрывом гранаты уничтожила подступавших фашистов. В этой схватке она погибла. Сегодня на месте ее гибели возвышается памятник.

- В чем проявлялся героизм медсестер на войне?

Героизм заключался в выполнении обычных обязанностей.

Высота. Михаил Львов. (видео)

«Высота Ломакина». Здесь покоятся останки 11 Героев Советского Союза, получивших высокое звание за взятие этой высоты в 1944 году. И это единственный случай в истории Великой Отечественной войны, когда за одну операцию стольким воинам было присвоено звание Героя Советского Союза. «Высота Ломакина» названа в честь рядового Василия Ивановича Ломакина. В годы войны он служил пулемётчиком 3-го Украинского фронта. Простой парень, которому не было и 24 лет, рядовой Ломакин при взятии высоты поддержал атаку своих боевых товарищей огнем из ручного пулемета. Подавил три снайперские точки и уничтожил 12 гитлеровцев. Воспользовавшись поспешным отступлением фашистов, он и еще двое бойцов проникли вглубь вражеской позиции. Там они смогли укрепиться, поэтому, когда противник бросился в атаку, ударили по нему с тыла.

Бои за Синявинские высоты. Активные боевые действия во время битвы за Ленинград велись в районе Синявинских высот. Именно в лесах и в болотах у Синявино решилась судьба Ленинграда. Бойцы одного из батальонов с восхищением и гордостью рассказывали о 20-летней девушке из Сибири Полине Ясинской. Рассказывали, что, когда в батальонах почти не осталось офицеров некоторые слабые духом солдаты, не выдержав напряжения боя и боясь повторной контратаки, начали отходить с рубежа, который удерживали батальоны. За отдельными паникерами потянулись другие. Оказывая помощь раненым бойцам, Полина увидела, что один за другим бойцы потянулись в тыл. Она поднялась с земли и, размахивая над головой автоматом, звонко крикнула во весь голос: «Ребята! За мной!» Увидев смело бегущую вперед девушку и услышав ее команду, солдаты, самовольно вышедшие из боя, один за другим побежали за ней к боевой цепи поредевшего батальона. «Бей гадов-фашистов!» - кричала Полина, лежа в цепи и стреляя из автомата в противника. Одним из осколков снаряда Полина была убита, но высота была удержана.

Но война - это не только бои, война - это еще и изнурительные тяжелейшие переходы.

«Болото» Сергей Аракчеев.

- присутствует ли героизм в стихотворении?

- в чем он проявляется?

Героизм в добросовестном выполнении своих обязанностей.

«Зинка». Юлия Друнина.

Обсуждение.

Итак, вот они герои, воспетые в лирике военных лет, мы убедились, что за каждым лирическим героем есть реальные люди и реальные факты. А теперь вернемся к нашему самому первому вопросу.

- Кто становится героем? Какие люди совершают героические поступки?

- Вернемся к эпиграфу. Как теперь вы его объясните?

Стать героем может любой человек, вне зависимости от возраста и положения, место подвигу есть при любых обстоятельствах: и в бою, и в тылу, и в мирное время. Главное, быть достойным человеком.

«Песня» Владимир Соколов.

Песня «За того парня»


© 2010-2022