Конспект урока по русскому языку по теме «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие»

Конспект урока по русскому языку по теме «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие». Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №56 г.Брянска Беловой О.В. Учебник. Русский язык 7 класс. М.Т.Баранов Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Москва «Просвещение» 2013год. Программа. Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой 5-9 классы. Москва «Просвещение» 2011 год.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку по теме «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие».

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №56 г.Брянска Беловой О.В.

Учебник. Русский язык 7 класс. М.Т.Баранов Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Москва «Просвещение» 2013год.

Программа. Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой 5-9 классы. Москва «Просвещение» 2011 год.

Тема «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие».

Цели

Образовательные:

  • систематизировать знания учащихся о причастии;

  • отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила;

  • определить роль причастий в художественном тексте;

  • развивать умение формулировать определение понятий;

  • развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и грамматические умения.

Развивающие:

  • развивать критического мышления;

  • развивать внимание;

  • формировать УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных):

  • развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развивать творческие, речевые способности учащихся;

  • развивать умения формулировать проблему;

  • развивать умения работы в группах, парах.

Воспитательные:


  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в группах: развитие уважения друг к другу.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного по теме. В ходе урока учащиеся повторяют изученный материал по теме «Причастие», определяют роль причастий в художественном тексте.

Методические приёмы: работа в группах, устные выступления учеников, групповые задания, индивидуальные задания , задания по занимательной лингвистике, реализация межпредметных связей с литературой.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.

Структура урока:

1.Организационный момент.

2.Мотивация к учебной деятельности.

3.Сообщение темы урока, постановка целей.

4.Работа по теме урока:

-индивидуальные задания;

-работа с классом, фронтальный опрос;

-заполнение таблицы;

-выборочно-распределительный диктант;

-работа с разноуровневыми карточками;

-найди четвертое «лишнее» (работа в группах);

-игра «Я редактор».

-работа по развитию речи;

5.Итоги урока.

6.Домашнее задание. Выставление оценок за урок.

7.Рефлексия.



Ход урока.

Причастие - это часть речи, причастная к глаголу в образе

прилагательного.

В.И.Даль.

Причастие- это слова, заключающие в себе имени и глагола силу.

М.В. Ломоносов.

Причастие- это смешанная часть речи.

В. Пешковский.

Причастия избегаются в простом разговоре, т.к. мы заменяем

выразительную красивость причастия вялым оборотом. Этим

богатством обладает только художественная речь

А С Пушкин




1.Организационный момент.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Обратите внимание на доску. Здесь записаны высказывания великих людей об интереснейшей части речи-причастии. Эти высказывания будут являться эпиграфами нашего урока.

3.Сообщение темы урока, постановка целей.

В течение месяца на уроках русского языка мы с вами вели разговор о причастии, изучая его, проникая в законы его образования, написания, употребления его с другими частями речи. На этом уроке мы с вами закрепим знания, умения и навыки, полученные при изучении этой части речи.

4.Работа по теме урока.

Обратимся к первому, второму и третьему эпиграфу. Прочитаем их и прокомментируем. И пока мы будем отвечать на вопросы, два ученика выполнят индивидуальные задания.

Слайд №5.

1) Работа с классом. Фронтальный опрос теории( вопросы на листках на партах)

1. Дайте определение причастия.

2.В чем заключается разница между действительными и страдательными причастиями?

3. Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия?

4.Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах - ущ- ющ-, -ащ-. -ящ- В суффиксах -ем- -им-

5. В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а(я), в каких -е-

6. Сколько букв -н- пишеся в суффиксах полных страдательных причастий?

7. сколько букв -н- пишется в кратких страдательных причастий?

8. Когда пишется одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий и прилагательных образованных от глаголов?

9. Расскажите о правописании - не - с причастиями.

10.Расскажите о буквах- е- и -ё- после шипящих в суффиксах страдательных причастий.

11. Что такое причастный оборот? Когда на письме он выделяется запятыми.

2)Индивидуальные задание . а) Докажите причастность данной части речи к прилагательному, глаголу.

( это задание даётся для индивидуального выполнения двум учащимся, которые через определённое время делятся с классом результатами своей работы)

б) Из предложений, что им даны, они выписывают причастия и определяют их морфологические признаки, указанные в таблице (таблица записана на обратной стороне доски)

1. Высокий и прекрасный огненный цветок, расцветёт на заре и, поднявшись над утренним
туманом, кажется мне прообразом русского языка, сверкающего своим горячим блеском
над остальными языками мира.

(К. Паустовский)

2. Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает
человек при знакомстве с художественным великим произведением.

(М.Е. Салтыков - Щедрин)

Причастие (с определяемым словом)

От какого

глагола образовано

Признаки глагола

Признаки прилагательного

время

вид

число

род

падеж

Сверкающего(языка)

сверкать

Наст..

Несов..

Ед.ч.

М.р.

Р.п.

Просветляющего.

Очищающего

Просветлять

очищать

Наст.

Наст.

Несов.

Несов.

Ед.ч.

Ед.ч.

Ср.р.

Ср.р.

Р.п.

Р.п..



3)Заполнение таблицы (1 вариант).

Выпишите причастия, распределив их в две колонки: действительные и страдательные. Расскажите о разнице между действительными и страдательными причастиями.

Не умолкая, шумел прилив. . Набегали гр..хоч..щие волны, бьющ..ся о подножие тороса. Но вот буря стихла. Смолкли успоко..вшиеся волны, пр..давле(н,нн)ые тяжкой грудой льда. Ледя(н,нн)ые поля пр..двинулись к самому берегу. Пошёл гул, послышалось бормоч..щее ш..пение, ш..рох, треск лома..щихся глыб. Надв..галось (не)укр..щё(н,нн)ое стоногое чудовище - буря. Передовые льдины, сжатые нап..равшей массой полезли на вершину и громоздились в причудливые горы. Движение ледя..ной массы, встрет..вшее огромную пр..граду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. И через несколько минут лома(н,нн)ыми очертаниями поднялись новые громады. Вдруг опять разъяре(н,нн)м зверем набежала буря, разорвала тишину торжеству..щим воем.

действительные

страдательные

грохочущие

придавленные

бьющиеся

неукрощённое

успокоившиеся

сжатые

бормочущее

разъярённым

ломающихся

напиравшей

встретившее

торжествующим


Слайд №1.


4) Выборочно-распределительный диктант (2 вариант). (Из диктуемых предложений учащиеся выписывают в 2 столбика только причастия с -НЕ, объясняя правописание)



  1. Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.

  2. Поэма состоит из (не)завершённых глав.

  3. Нужная книга (не)прочитана.

  4. (Не)замеш..нный в преступлении человек дал показания.

  5. (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.

  6. Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.

  7. Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.

  8. Кастрюля с (не)замеш..нным тестом стояла на столе.

  9. Ответ на запрос до сих пор (не)получен.

  10. Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.

Слайд №2.

5)Работа с разноуровневыми карточками (Каждый ученик получает карточки «Образование действительных и страдательных причастий настоящего времени» в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося).

Для слабых . Вставить пропущенные буквы.

Нес…щий, работа…щий, улыба…щийся, чита…мый, вед…мый, гон…мый, увлека…мый, оберега…мый, вид…мый, нагрева…мый, люб…щий, крас…щий, умыва…щийся, покачива…щийся, хмур…щий.

Для сильных. Вставить пропущенные буквы. Указать глагол, от которого образовано причастие.

  1. Люб..щие разговаривать, дремл..щие пассажиры, стро..щийся дом, кол..щиеся иголки, крас..щие вещества, стел..щиеся травы, пен..щиеся волны, дыш..щий полной грудью, продвига..щиеся к выходу, на умира..щую лампаду, та..щий снег, ненавид..щие войну, мягко стел..щий, разделя..щий людей, движ..мый ветром, при колыш…щемся пламени костра, аккуратно бре…щийся юноша.

Слайд №3.


6)Найди четвёртое «лишнее». Работа в группах. ( Кто быстрее?).

А)потуше…ая свеча, туше…ое на слабом огне мясо, вяза…ые перчатки, связа…ые перчатки;

Б)за занавеше…ым окном, выраще…ый урожай, посея…ая рожь,туше…ое мясо;

В)засея…ое поле, ошибка исправле…а, причеса…ые волосы, законче…ая повесть;

Г)написа…ое сочинение, поноше…ое белье, асфальтирова…ая дорога, кожа…ый портфель;

Д)пол покраше…, белье высуше…о, ошибка исправле…а, избалова…ый ребенок, волосы гладко причеса…ы;

Е)песча…ый берег, кожа…ый портфель, реше…ая задача, орли…ый взгляд.

Слайд №4.

7)Игра «Я-редактор».

В данных предложениях неправильно расставлены знаки препинания. Исправить ошибки, объяснить их постановку. Соотнести номера предложений и их схемы.

Конспект урока по русскому языку по теме «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие».

1) Тонко пахло сладким ароматом, листвы поджаренной, на солнце.

2) На ранней заре распахнёшь окно в прохладный сад, наполненный туманом.

3) Окрестные поля усеянные, копнами голы и желты.

4) Багряная листва покрытая морозною росою, шуршит в аллее под моей ногой.

5) Старая дорога, заросшая кудрявой муравой уходила в бесконечную русскую даль.

2) Прелестный неуловимо-лиловатый тон, был в этих белых с золотом вершинах сквозивших по лазури.

3) Она видела колокольню, мелькавшую своей белизной птиц кружившихся над крестом а

потом улицу выходящую в поле.

5) Они косили и пели и весь берёзовый лес ещё не утративший густоты, и свежести звучно откликался им.

6) Над глубокими свежими снегами завалившими чаши деревьев, синее, огромное и удивительно нежное небо.

7) Чуть показавшееся, сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз.

8)Работа по развитию речи.

Оценить роль причастий в нашем языке.

Обратимся к высказыванию А.С. Пушкина и попробуем оценить роль причастия в нашем языке. (Вставить в данные предложения причастия, определить их синтаксическую роль, объяснить, изменились ли предложения? Что изменилось?)

1. Я наслаждаюсь дуновеньем в лицо мне... весны.

2. Всё в ... дымке: холмы, перелески.

3. И льётся чистая и тёплая лазурь на ... поле.

4. В огромных лужах отразилось небо с ... по небу круглыми белыми облаками.

5. ... заря обещает новый жаркий день.

Слова для справок: веющей, тающей, отдыхающее, несущимися, догорающая.

Вывод: КАК ВИДИМ, БЛАГОДАРЯ ПРИЧАСТИЯМ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТАНОВЯТСЯ ЯРКИМИ, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ, ОБРАЗНЫМИ.

5.Итоги урока.

6.Домашнее задание. Выставление оценок за урок.

7.Рефлексия.

Технологическая карта урока русского языка.

№ п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.

Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.

Коммуникативные: умение слушать.

2.

Мотивация к учебной деятельности

Обратите внимание на доску. Здесь записаны высказывания великих людей об интереснейшей части речи-причастии. Эти высказывания будут являться эпиграфами нашего урока.

Ученики слушают учителя.

Наглядные (на доске появляется 5-ый слайд), беседа.

Коммуникативные: умение слушать, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3.

Сообщение темы урока, постановка целей

В течение месяца на уроках русского языка мы с вами вели разговор о причастии, изучая его, проникая в законы его образования, написания, употребления его с другими частями речи. На этом уроке мы с вами закрепим знания, умения и навыки, полученные при изучении этой части речи.

Запишите тему нашего урока: ««Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие».

- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном).

- Все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему: «Чем меня удивило причастие?» или выполнить упражнения в учебнике по данной теме. У каждого есть выбор.

Записывают тему урока в тетрадях. Ученики пытаются вспомнить все, что знают о причастии.

Объяснение, беседа.

Познавательные: формулирование проблемы. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4.

Работа по теме урока

Обратимся к первому, второму и третьему эпиграфу. Прочитаем их и прокомментируем. И пока мы будем отвечать на вопросы, два ученика выполнят индивидуальные задания.

Ученики слушают учителя

Наглядные (на доске 5-ый слайд), беседа.

Коммуникативные: умение слушать.

-индивидуальные задания (работают два сильных ученика)

Докажите причастность данной части речи к прилагательному, глаголу и из предложений, что вам даны, выпишите причастия и определите их морфологические признаки, указанные в таблице (таблица записана на обратной стороне доски)

Ученики выполняют задание самостоятельно.

Наглядные (таблица записана на обратной стороне доски).

Познавательные: анализ, сравнение, классификация; осознанное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

-фронтальный опрос

Организует фронтальный опрос учащихся

1. Дайте определение причастия.

2.В чем заключается разница между действительными и страдательными причастиями?

3. Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия?

4.Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах - ущ- ющ-, -ащ-. -ящ- В суффиксах -ем- -им-

5. В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а(я), в каких -е-

6. Сколько букв -н- пишеся в суффиксах полных страдательных причастий?

7. сколько букв -н- пишется в кратких страдательных причастий?

8. Когда пишется одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий и прилагательных образованных от глаголов?

9. Расскажите о правописании - не - с причастиями.

10.Расскажите о буквах- е- и -ё- после шипящих в суффиксах страдательных причастий.

11. Что такое причастный оборот? Когда на письме он выделяется запятыми.

Ученики отвечают на вопросы, приводят примеры.

Беседа

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, умение анализировать языковой материал. Регулятивные: уметь оценивать цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение.



-заполнение таблицы

Выпишите причастия, распределив их в две колонки: действительные и страдательные. Расскажите о разнице между действительными и страдательными причастиями.

Учащиеся 1 варианта самостоятельно выполняют задание, потом

объясняют.

Объяснительно-иллюстративный, (на доске появляется 1-ый слайд), беседа.

Регулятивные: уметь оценивать цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем, уметь слушать собеседника, умение выявлять затруднения в выборе орфограмм. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Познавательные: умение работать с таблицей, построение логической цепи рассуждения.

-выборочно-распределительный диктант

Из диктуемых предложений выписать в 2 столбика только причастия с -НЕ, объясняя правописание.

Учащиеся 2 варианта выписывают слова в два столбика.

Наглядные (на доске появляется 2 -ой слайд), беседа.

Познавательные: умение работать с таблицей, построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей.

Регулятивные: уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты (своей-чужой) деятельности, анализировать собственную работу.

-работа с разноуровневыми карточками

Каждый ученик получает карточки «Образование действительных и страдательных причастий настоящего времени » в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося. Разноуровневые задания предусматривают самостоятельную работу.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание

Самостоятельное выполнение упражнения. Наглядные (на доске появляется 3-ий слайд), беседа.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в умственной форме, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: уметь работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы

-найди четвертое лишнее, работа в группах («Кто быстрее?»)

А сейчас мы немного поиграем. Даны слова. Каждая группа должна записать слова с Н и НН и выяснить, какое слово здесь лишнее и почему.

Учащиеся в группах выполняют задание. Отвечает один человек из группы.

Работа в группах, Наглядные (на доске появляется 4-ый слайд)

Познавательные: анализ , синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: контроль , коррекция. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника.

- игра «Я редактор»

Найти значение слова «редактор» в словаре С.И.Ожегова. В данных предложениях неправильно расставлены знаки препинания. Исправить ошибки, объяснить их постановку. Соотнести номера предложений и их схемы.

Учащиеся по цепочке объясняют ошибки.

Читают предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах.


Рассказ.

Коммуникативные: уметь анализировать и исправлять ошибки в предложении, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).


- работа по развитию речи

Обратимся к высказыванию А.С. Пушкина и попробуем оценить роль причастия в нашем языке. (Вставить в данные предложения причастия, определить их синтаксическую роль, объяснить, изменились ли предложения? Что изменилось?)

Анализ предложений.

Наглядные (на доске появляется 6-ой слайд), беседа

Познавательные: овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся.

Регулятивные: развитие познавательного интереса к русскому языку, расширение кругозора учащихся

Коммуникативные: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

5.

Итоги урока

Обобщение информации.

Учащиеся отвечают на вопрос «Какой информацией вы сегодня расширили свой кругозор? »

Беседа, дискуссия

Познавательные: выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки:, умение выбирать решение, обосновывать свой выбор. Регулятивные: коррекция. Коммуникативные: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

6.

Домашнее задание.

П.12-27, упр.170,171 или написать сочинение-миниатюру на тему: «Чем меня удивило причастие?»

Учащиеся записывают домашнее задание.

Беседа

7.

Рефлексия.

-Что было трудным на уроке?

-Что вызвало интерес?

-Стоило ли вам сегодня приходить на урок?

Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем.

Беседа

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).







© 2010-2022