Литературная гостиная Басни дедушки Крылова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературная гостиная Басни дедушки Крылова


Литературная гостиная Басни дедушки Крылова


Литературная гостиная Басни дедушки Крылова

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ

ПОДГОТОВИЛ: учитель русского языка и литературы

Брежнева Оксана Викторовна

Литературная гостиная Басни дедушки Крылова

Литературная гостиная Басни дедушки Крылова














Литературная гостиная Басни дедушки Крылова

И. А. Крылов «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

Цели и задачи урока:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о баснях И. А. Крылова;

-стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность шестиклассников;

-формировать умение работать теорией литературы;

- развивать навыки анализа литературного произведения;

- усовершенствовать навыки выразительного чтения басен;

-развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;

-развивать творческие способности учащихся;

-формировать личностные качества;

- прививать любовь и интерес к чтению.

- воспитывать доброту, честность, справедливость, интерес к татрализации.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Компетентности: коммуникативная, информационная, саморазвития и самообразования, творческой деятельности.

Оборудование: эпиграф к уроку, портрет И. А. Крылова, портрет Ж. де Лафонтена, портрет Эзопа, кроссворды, «черный ящик», декорации к инсценированию басен, рисунки учащихся, карточки, иллюстрации детей к произведениям.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Учитель: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро - солнцу и птицам! Доброе утро - улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!

Ученики:

Мы Вам рады, наши гости,

И приветствуем всех Вас!

И сердечно приглашаем

На урок в 6-Б класс!

Учитель: Доброе утро, ребята! Доброе утро, дорогие гости! Мы от всей души рады приветствовать Вас в нашей литературной гостиной «БАСНИ ДЕДУШКИ КРЫЛОВА».

ІІ. Постановка целей и задач. Вводная беседа.

Литературная гостиная Басни дедушки Крылова

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

М. Исаковский

Учитель. Посмотрите внимательно на экран монитора и подумайте, что объединяет эти произведения.

Дети. Это басни И.А. Крылова.

Учитель. Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет «дедушкой Крыловым». Посмотрите внимательно на портрет баснописца, вглядитесь в его лицо. Как вы думаете, какой это был человек?

Дети. Добрый, с проницательными глазами, мудрый человек.

Учитель. Крылов учит людей узнавать самих себя, учит мудрости жизни. В.Г. Белинский так говорил о Крылове: "Кто хочет изучить язык русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым". А сам Крылов о себе говорил: "Люблю, где случай есть, пороки пощипать". А вот что это за пороки, вы скажете в конце урока.

Учитель.Сегодня мы в гостях у знаменитого писателя И.А. Крылова.

Ребята, 14-15 февраля (точной даты не указано) 2012 года исполнилось 243 года со дня рождения писателя.

1. Давайте разгадаем ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРОССВОРД и прочтём ключевое слово.

Литературная гостиная Басни дедушки Крылова

  1. Скрипка - четырехструнный смычковый музыкальный инструмент высокого тембра.

  2. Журнал - периодическое издание в виде книжки, содержащее статьи разных авторов.

  3. Пьесы - драматические произведения для театрального представления.

  4. Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.

  5. Комедия - драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом.

  6. Вестник - тот, кто приносит какие-нибудь вести; название некоторых периодических изданий.

Учитель. Поэт печатался под псевдонимом. Какой псевдоним был у Крылова. (Нави Волырк)

2. В каких литературных жанрах работал поэт, нам поможет узнать следующий кроссворд "ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ":

  1. Былина - жанр русского фольклора, песни о героических подвигах богатырей, правдивое повествование о том, что происходило в старину.

  2. Сказка - вид устных повествований с фантастическим вымыслом, один из популярных и любимых жанров в фольклоре.

  3. Пьеса - произведение, написанное для театра.

  4. Роман - крупный по объему прозаический жанр повествования.

  5. Повести - эпический жанр, который занимает промежуточное положение между романом и рассказом.

Литературная гостиная Басни дедушки Крылова


ІІІ. Робота над темой урока

Литературная гостиная Басни дедушки Крылова

Учитель. Иван Андреевич Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях.

Басни писали и до Крылова.

  • Ребята, а кто из баснописцев вам еще известен?

Дети. Жан де Лафонтен и Эзоп.

3. Сегодня на уроке у нас присутствуют УЧЕНЫЕ-БИОГРАФЫ, которые подготовили исторические сведения о жизни и творчестве этих выдающихся писателей.

Литературная гостиная Басни дедушки Крылова

Эзоп - предполагаемый автор целого ряда греческих басен. Попытки выяснить, был ли Эзоп реально существующим человеком предпринимались еще в древние времена. Существует множество версий…

Первое известное собрание басен, приписываемых Эзопу было сделано в 4 веке до н.э., но это собрание не сохранилось. Сборник басен Эзопа также был сделан в Риме в 1 веке н.э
По одной из версий, Эзоп, фригиец по происхождению, мудрый и обладавший литературным дарованием, жил в VI веке до н. э. на острове Самос и был рабом богатого самосского гражданина. Позднее он был отпущен на волю, некоторое время провёл при дворе лидийского царя Креза, а впоследствии, обвинённый дельфийскими жрецами в святотатстве, был сброшен со скалы. Через много лет последовало чудесное обнаружение невинности Эзопа.
Наследие
Позднее имя Эзопа стало символом. Его произведения передавались из уст в уста. Басни Эзопа были переведены на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловом. На русском языке полный перевод всех Эзоповских басен был опубликован в 1968 г.

Литературная гостиная Басни дедушки Крылова

Жан де Лафонте́н - знаменитый французский баснописец. Отец его служил в лесном ведомстве, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. Двадцати лет он поступил в братство ораторианцев для подготовки к духовному званию, но больше занимался философией и поэзией. Вскоре отец передал ему свою должность и убедил его жениться на 15-летней девушке. Он очень легко отнесся к своим новым обязанностям, как служебным, так и семейным, и вскоре уехал в Париж, где прожил всю жизнь среди друзей, поклонников и поклонниц его таланта; о семье своей он забывал целыми годами и лишь изредка, по настоянию друзей, ездил на короткое время на родину.

Лафонтен был тем человеком, для которого серьёзна была только его поэзия. Значение Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя из древних авторов лишь внешнюю фабулу басен. Создание этого нового жанра полу-лирических, полу-философских басен обусловливается индивидуальным характером Лафонтена, искавшего свободной поэтической формы.


Художественному значению басен Лафонтена способствует красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, свободный стих, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье скромного армейского офицера. Через несколько лет семья переехала в Тверь. После смерти отца Крылову пришлось поступить на службу в магистрат, чтобы поддерживать семью. Служба познакомила его с мрачными нравами провинциального суда, злоупотреблениями и взяточничеством чиновников. В 1783 г семья переезжает в Петербург, где Крылов 4 года прослужил в Казённой палате. В Петербурге он увлёкся театром, стал писать комедии. С 1794 по 1802 год опальный писатель скитался по провинции, был секретарём князя Голицына. В 1804 году вернулся в Москву. В 1806 в журнале «Московский зритель» он помещает несколько басен, которые принесли ему успех. Это определило его дальнейший путь.

В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, где прослужил библиотекарем более 30 лет. Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги. В 1838 году литературная общественность отметила 50-летие его литературной деятельности. В 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился на Васильевском острове. Умер И.А.Крылов в 1844году. «Дедушкой Крыловым» назвал народ своего баснописца.

Литературная гостиная Басни дедушки Крылова

  • В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, . Постамент памятника украшен фигурами героев его басен. До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на него собирал весь народ. Устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками Карлом Брюлловым и Александром Агиным.

Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.

В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.

4. А сейчас, ребята, мы немного вспомним ТЕОРИЮ ЛИТЕРАТУРЫ.

- Что такое басня? Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.

- На сколько частей делится басня?

  • Делится на 2 части:

основное повествование и мораль (нравоучительный вывод).

- Что такое аллегория?

  • Аллегория (иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек).

- Что такое олицетворение?

  • Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых).

- Кто является персонажами басен?

  • Персонажи (герои) - животные.

- Что называется диалогом?

  • Диалог (разговор двух или более героев).

- Какой язык присущ басням?

  • Разговорный язык.

- Цель басни - осмеяние человеческих пороков, недостатков человеческой жизни.

- Мораль - поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни.

- Эзопов язык - художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.

Каждый год на уроках чтения вы встречаетесь с баснями Крылова и сегодня мы определим, как вы знаете басни Ивана Андреевича Крылова.

5.ИГРА « ОТГАДАЙ БАСНЮ»

  • «У сильного всегда

бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму

примеров слышим

Но мы истории не пишем.»

В какой басне звучали эти слова?»

Ответ: «Волк и Ягнёнок»

  • Перечислите героев басни «Квартет»

Ответ: Осел, Козел, Мартышка, Мишка.

- Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?

Ответ: Слона.

  • Куда попал волк ночью, думая залезть в овчарню?

Ответ: На псарню.

  • У кого к зиме «был готов и стол, и дом.»?

Ответ: У Муравья.

  • Любимое блюдо Демьяна?

Ответ: Уха.

  • Что выронила Ворона?

Ответ: Сыр.

  • Из какой басни это выражение:

« Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет»

6.ИГРА «ЗАГАДОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» (слайды) Назовите животных, которые здесь написаны. Все они герои басен И. А. Крылова.

К В О Л волк

П У Х Е Т петух

Й Е В А Р У М муравей

Г У Б О Л Ь голубь

Ё С О Л осёл

Л С О Н слон

А Ц И С И Л лисица

Л Ё З О К козёл

И Ш К А М мишка

К А Р рак

А Н О Р О В ворона К У Щ А щука


  1. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН:

- «Стрекоза и муравей»;

- «Мартышка и очки»;


  1. ДЕКЛАМАЦИЯ БАСНИ «Чиж и голубь».


  1. КРОССВОРД «БАСНИ КРЫЛОВА»

Литературная гостиная Басни дедушки Крылова

1. Кто смеялся «вперед чужой беде»?

2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.

3. У кого к зиме под листом «был готов и стол, и дом»?

4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

5. Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?

6. Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись».

7. Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?

Ответы на кроссворд: 1. Голубь. 2. Обезьяна. 3. Муравей. 4. Ворона. 5. Моська. 6. Рак. 7. Слон.

  1. ИГРА « ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»


  • В ящике лежит предмет, с помощью которого можно было увидеть « что там за рожа».

ЗЕРКАЛО


  • В ящике лежит предмет, которого героиня достала с полдюжины.

ОЧКИ


  • Фрукт, которым хотела полакомиться лисица.

ВИНОГРАД


  • Продукт из молока, которого лишилась представительница семейства вороновых

СЫР


  1. ИГРА «ИЗ КАКИХ БАСЕН СТРОКИ?»

(СЛАЙДЫ)


  1. ИГРА «ИЗ КАКОЙ БАСНИ МОРАЛЬ?»

(СЛАЙДЫ)


  1. ИГРА «КТО БОЛЬШЕ»

(На листочках вспомнить и написать за 1 минуту как

можно больше героев басен И.А.Крылова)

  1. ВЫСТАВКА ИЛЛЮСТРАЦИЙ К БАСНЯМ

IV. Подведение итогов урока Учитель. - Какому выдающемуся писателю сегодня была посвящена наша литературная гостиная?

- В каком жанре более всего проявил себя Иван Андреевич Крылов?

- Вернемся к эпиграфу нашего урока.

- Так о каких же человеческих пороках говорит в своих баснях автор?

* лицемерие, лукавство, притворство;

* лживость, жадность, наглость, грубость;

* лень, глупость, невоспитанность, зависть.

V. Домашнее задание

- Ребята, а дома вы еще раз перечитайте наиболее понравившиеся басни и напишите сочинение-миниатюру на тему «Моя любимая басня И.А.Крылова».

© 2010-2022