- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Литературная гостиная Басни дедушки Крылова
Литературная гостиная Басни дедушки Крылова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Брежнева О.В. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ
ПОДГОТОВИЛ: учитель русского языка и литературы
Брежнева Оксана Викторовна
И. А. Крылов «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»
Цели и задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о баснях И. А. Крылова;
-стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность шестиклассников;
-формировать умение работать теорией литературы;
- развивать навыки анализа литературного произведения;
- усовершенствовать навыки выразительного чтения басен;
-развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;
-развивать творческие способности учащихся;
-формировать личностные качества;
- прививать любовь и интерес к чтению.
- воспитывать доброту, честность, справедливость, интерес к татрализации.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Компетентности: коммуникативная, информационная, саморазвития и самообразования, творческой деятельности.
Оборудование: эпиграф к уроку, портрет И. А. Крылова, портрет Ж. де Лафонтена, портрет Эзопа, кроссворды, «черный ящик», декорации к инсценированию басен, рисунки учащихся, карточки, иллюстрации детей к произведениям.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
Учитель: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро - солнцу и птицам! Доброе утро - улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!
Ученики:
Мы Вам рады, наши гости,
И приветствуем всех Вас!
И сердечно приглашаем
На урок в 6-Б класс!
Учитель: Доброе утро, ребята! Доброе утро, дорогие гости! Мы от всей души рады приветствовать Вас в нашей литературной гостиной «БАСНИ ДЕДУШКИ КРЫЛОВА».
ІІ. Постановка целей и задач. Вводная беседа.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
М. Исаковский
Учитель. Посмотрите внимательно на экран монитора и подумайте, что объединяет эти произведения.
Дети. Это басни И.А. Крылова.
Учитель. Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет «дедушкой Крыловым». Посмотрите внимательно на портрет баснописца, вглядитесь в его лицо. Как вы думаете, какой это был человек?
Дети. Добрый, с проницательными глазами, мудрый человек.
Учитель. Крылов учит людей узнавать самих себя, учит мудрости жизни. В.Г. Белинский так говорил о Крылове: "Кто хочет изучить язык русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым". А сам Крылов о себе говорил: "Люблю, где случай есть, пороки пощипать". А вот что это за пороки, вы скажете в конце урока.
Учитель.Сегодня мы в гостях у знаменитого писателя И.А. Крылова.
Ребята, 14-15 февраля (точной даты не указано) 2012 года исполнилось 243 года со дня рождения писателя.
1. Давайте разгадаем ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРОССВОРД и прочтём ключевое слово.
-
Скрипка - четырехструнный смычковый музыкальный инструмент высокого тембра.
-
Журнал - периодическое издание в виде книжки, содержащее статьи разных авторов.
-
Пьесы - драматические произведения для театрального представления.
-
Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.
-
Комедия - драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом.
-
Вестник - тот, кто приносит какие-нибудь вести; название некоторых периодических изданий.
Учитель. Поэт печатался под псевдонимом. Какой псевдоним был у Крылова. (Нави Волырк)
2. В каких литературных жанрах работал поэт, нам поможет узнать следующий кроссворд "ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ":
-
Былина - жанр русского фольклора, песни о героических подвигах богатырей, правдивое повествование о том, что происходило в старину.
-
Сказка - вид устных повествований с фантастическим вымыслом, один из популярных и любимых жанров в фольклоре.
-
Пьеса - произведение, написанное для театра.
-
Роман - крупный по объему прозаический жанр повествования.
-
Повести - эпический жанр, который занимает промежуточное положение между романом и рассказом.
ІІІ. Робота над темой урока
Учитель. Иван Андреевич Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях.
Басни писали и до Крылова.
-
Ребята, а кто из баснописцев вам еще известен?
Дети. Жан де Лафонтен и Эзоп.
3. Сегодня на уроке у нас присутствуют УЧЕНЫЕ-БИОГРАФЫ, которые подготовили исторические сведения о жизни и творчестве этих выдающихся писателей.
Эзоп - предполагаемый автор целого ряда греческих басен. Попытки выяснить, был ли Эзоп реально существующим человеком предпринимались еще в древние времена. Существует множество версий…
Первое известное собрание басен, приписываемых Эзопу было сделано в 4 веке до н.э., но это собрание не сохранилось. Сборник басен Эзопа также был сделан в Риме в 1 веке н.э
По одной из версий, Эзоп, фригиец по происхождению, мудрый и обладавший литературным дарованием, жил в VI веке до н. э. на острове Самос и был рабом богатого самосского гражданина. Позднее он был отпущен на волю, некоторое время провёл при дворе лидийского царя Креза, а впоследствии, обвинённый дельфийскими жрецами в святотатстве, был сброшен со скалы. Через много лет последовало чудесное обнаружение невинности Эзопа.
Наследие
Позднее имя Эзопа стало символом. Его произведения передавались из уст в уста. Басни Эзопа были переведены на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловом. На русском языке полный перевод всех Эзоповских басен был опубликован в 1968 г.
Жан де Лафонте́н - знаменитый французский баснописец. Отец его служил в лесном ведомстве, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. Двадцати лет он поступил в братство ораторианцев для подготовки к духовному званию, но больше занимался философией и поэзией. Вскоре отец передал ему свою должность и убедил его жениться на 15-летней девушке. Он очень легко отнесся к своим новым обязанностям, как служебным, так и семейным, и вскоре уехал в Париж, где прожил всю жизнь среди друзей, поклонников и поклонниц его таланта; о семье своей он забывал целыми годами и лишь изредка, по настоянию друзей, ездил на короткое время на родину.
Лафонтен был тем человеком, для которого серьёзна была только его поэзия. Значение Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя из древних авторов лишь внешнюю фабулу басен. Создание этого нового жанра полу-лирических, полу-философских басен обусловливается индивидуальным характером Лафонтена, искавшего свободной поэтической формы.
Художественному значению басен Лафонтена способствует красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, свободный стих, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы.
Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье скромного армейского офицера. Через несколько лет семья переехала в Тверь. После смерти отца Крылову пришлось поступить на службу в магистрат, чтобы поддерживать семью. Служба познакомила его с мрачными нравами провинциального суда, злоупотреблениями и взяточничеством чиновников. В 1783 г семья переезжает в Петербург, где Крылов 4 года прослужил в Казённой палате. В Петербурге он увлёкся театром, стал писать комедии. С 1794 по 1802 год опальный писатель скитался по провинции, был секретарём князя Голицына. В 1804 году вернулся в Москву. В 1806 в журнале «Московский зритель» он помещает несколько басен, которые принесли ему успех. Это определило его дальнейший путь.
В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, где прослужил библиотекарем более 30 лет. Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги. В 1838 году литературная общественность отметила 50-летие его литературной деятельности. В 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился на Васильевском острове. Умер И.А.Крылов в 1844году. «Дедушкой Крыловым» назвал народ своего баснописца.
-
В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, . Постамент памятника украшен фигурами героев его басен. До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на него собирал весь народ. Устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками Карлом Брюлловым и Александром Агиным.
Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.
В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.
4. А сейчас, ребята, мы немного вспомним ТЕОРИЮ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Что такое басня? Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.
- На сколько частей делится басня?
-
Делится на 2 части:
основное повествование и мораль (нравоучительный вывод).
- Что такое аллегория?
-
Аллегория (иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек).
- Что такое олицетворение?
-
Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых).
- Кто является персонажами басен?
-
Персонажи (герои) - животные.
- Что называется диалогом?
-
Диалог (разговор двух или более героев).
- Какой язык присущ басням?
-
Разговорный язык.
- Цель басни - осмеяние человеческих пороков, недостатков человеческой жизни.
- Мораль - поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни.
- Эзопов язык - художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.
Каждый год на уроках чтения вы встречаетесь с баснями Крылова и сегодня мы определим, как вы знаете басни Ивана Андреевича Крылова.
5.ИГРА « ОТГАДАЙ БАСНЮ»
-
«У сильного всегда
бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму
примеров слышим
Но мы истории не пишем.»
В какой басне звучали эти слова?»
Ответ: «Волк и Ягнёнок»
-
Перечислите героев басни «Квартет»
Ответ: Осел, Козел, Мартышка, Мишка.
- Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?
Ответ: Слона.
-
Куда попал волк ночью, думая залезть в овчарню?
Ответ: На псарню.
-
У кого к зиме «был готов и стол, и дом.»?
Ответ: У Муравья.
-
Любимое блюдо Демьяна?
Ответ: Уха.
-
Что выронила Ворона?
Ответ: Сыр.
-
Из какой басни это выражение:
« Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет»
6.ИГРА «ЗАГАДОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» (слайды) Назовите животных, которые здесь написаны. Все они герои басен И. А. Крылова.
К В О Л волк
П У Х Е Т петух
Й Е В А Р У М муравей
Г У Б О Л Ь голубь
Ё С О Л осёл
Л С О Н слон
А Ц И С И Л лисица
Л Ё З О К козёл
И Ш К А М мишка
К А Р рак
А Н О Р О В ворона К У Щ А щука
-
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН:
- «Стрекоза и муравей»;
- «Мартышка и очки»;
-
ДЕКЛАМАЦИЯ БАСНИ «Чиж и голубь».
-
КРОССВОРД «БАСНИ КРЫЛОВА»
1. Кто смеялся «вперед чужой беде»?
2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
3. У кого к зиме под листом «был готов и стол, и дом»?
4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
5. Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
6. Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись».
7. Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?
Ответы на кроссворд: 1. Голубь. 2. Обезьяна. 3. Муравей. 4. Ворона. 5. Моська. 6. Рак. 7. Слон.
-
ИГРА « ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
-
В ящике лежит предмет, с помощью которого можно было увидеть « что там за рожа».
ЗЕРКАЛО
-
В ящике лежит предмет, которого героиня достала с полдюжины.
ОЧКИ
-
Фрукт, которым хотела полакомиться лисица.
ВИНОГРАД
-
Продукт из молока, которого лишилась представительница семейства вороновых
СЫР
-
ИГРА «ИЗ КАКИХ БАСЕН СТРОКИ?»
(СЛАЙДЫ)
-
ИГРА «ИЗ КАКОЙ БАСНИ МОРАЛЬ?»
(СЛАЙДЫ)
-
ИГРА «КТО БОЛЬШЕ»
(На листочках вспомнить и написать за 1 минуту как
можно больше героев басен И.А.Крылова)
-
ВЫСТАВКА ИЛЛЮСТРАЦИЙ К БАСНЯМ
IV. Подведение итогов урока Учитель. - Какому выдающемуся писателю сегодня была посвящена наша литературная гостиная?
- В каком жанре более всего проявил себя Иван Андреевич Крылов?
- Вернемся к эпиграфу нашего урока.
- Так о каких же человеческих пороках говорит в своих баснях автор?
* лицемерие, лукавство, притворство;
* лживость, жадность, наглость, грубость;
* лень, глупость, невоспитанность, зависть.
V. Домашнее задание
- Ребята, а дома вы еще раз перечитайте наиболее понравившиеся басни и напишите сочинение-миниатюру на тему «Моя любимая басня И.А.Крылова».