Технологическая карта урока на тему: Разряды местоимений (обобщающий урок)

Тема урока: "Разряды местоимений". Тип урока: обобщение и систематизация. Имя урока: "Мы вместе!" Цели урока: Образовательные: расширить представления о значимости местоимений в межличностном общении, показать богатые возможности использования местоимений разных разрядов в речи.  Развивающие: развивать навыки аудирования, умения толковать смысл пословиц, речь учащихся.  Воспитательные: формировать толерантное отношение друг к другу, умение жить в дружбе и согласии. Для урока потребуются интеракт...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО учителя

Крылова Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Медынская средняя общеобразовательная школа» г.Медыни Калужской области

Предмет

Русский язык

Класс

6

УМК

Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 1 / Г.Г.Граник, Н.А.Борисенко, Г.Н.Владимирская [и др.] ; под общ. ред. Г.Г.Граник. - М. : Мнемозина, 2012.

Основные технологии

- Технология интерактивного обучения.

- ИК-технологии.

Тема урока (и место урока в изучаемой теме)

Разряды местоимений

Имя урока

«Мы вместе!»

Тип урока

Обобщение изученного

Цели урока (задачи):

Образовательные: расширить представления о значимости местоимений в межличностном общении, показать богатые возможности использования местоимений разных разрядов в речи.

Развивающие: развивать навыки аудирования, умения толковать смысл пословиц, речь учащихся.

Воспитательные: формировать толерантное отношение друг к другу, умение жить в дружбе и согласии.

Личностные результаты

Понимание важности соблюдения правил совместного общежития, дружеского общения, толерантности.

Предметные результаты

Расширение знаний о значимости местоимений.

Способность применять знания о разрядах местоимений на практике.

Умение находить местоимения в предложениях, определять их разряд.

Способность использовать различные местоимения в речи.

Метапредметные результаты

Умение понимать и объяснять смысл пословиц.

Способность использовать местоимения различных разрядов для составления предложений, текстов.

Оборудование

интерактивная доска, нетбуки (1 на пару), карточки с заданиями, таблички на стены, двусторонний скотч или любой материал для быстрого крепления бумажных карточек на стены (стенды), наушники (1 на пару), листы для составления «Правил общежития».

Сокращения:

  1. Домашнее задание:

Н - необходимый уровень.

П - программный уровень.

М - максимальный уровень.


  1. Форма работы:

Ф - фронтальная.

Г - групповая.

К - коллективная.

П - парная.

И - индивидуальная.


  1. Формируемые УУД (универсальные учебные действия):

П - познавательные.

Р - регулятивные.

К - коммуникативные.

М/п - метапредметные.

Л - личностные.





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма работы

Формируемые УУД

I.Оргмомент.

1 минута

Взаимное приветствие.

Объявление темы и имени урока.

Ф

Р: уметь включаться в работу.

II.Введение в тему

7 минут



  1. Работа по развитию речи.

- Объясните смысл пословиц.

Один за всех, все за одного.

Глуп совсем, кто не знается ни с кем.

Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.

Кто оторвался от друзей и товарищей, тому не на кого рассчитывать в беде.

Чего себе хочешь, того и другому не делай.

Ты, гроза, грозись, а мы - друг за друга держись.

Народная дружба и братство дороже всякого богатства.

Сплочён и един - наш народ непобедим.

В единстве народа - его свобода.

Слайд 1.


  1. Найдите в пословицах местоимения. Обведите их овалом. Сравните с правильным ответом. Поставьте себе оценку.

Слайд 2.


За всех, все, ни с кем, ничего, кто, тому, не на кого, чего, себе, того, другому, ты, мы, всякого, наш, его.

(Данные местоимения выделены в тексте пословиц).

Объясняют смысл пословиц, приводят примеры.





В розданных карточках учащиеся находят местоимения, обводят их овалом. Сверяют полученные результаты с правильным ответом.

Ф




















Г

К: уметь объяснять, интерпретировать, подтверждать примерами смысл пословиц.

М/п: находить взаимосвязи языка и фольклора.




П: уметь находить местоимения в предложениях.

К: уметь работать в команде, сообща решать поставленную задачу.

Р: уметь сравнивать полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.

III.Актуализация знаний.

5 минут


  1. Беседа.

- Что вы знаете о местоимениях?

- На какие разряды делятся местоимения?

- Для чего они нужны?


  1. Определите разряд найденных в пословицах местоимений. Поставьте себе оценку.

Слайд 3.


За всех, все, ни с кем, ничего, кто, тому, не на кого, чего, себе, того, другому, ты, мы, всякого, наш, его.

На слайде - изображение домиков с названиями разрядов: определительные, отрицательные, относительные, указательные, возвратные, личные, притяжательные.

Отвечают на вопросы.


Определяют разряды местоимений, перетаскивают местоимения в нужные «домики». Двое учащихся работают у доски, остальные - на нетбуках.

Ф







П


П: актуализировать знания, воспроизводить известную информацию.

К: оформлять устные речевые высказывания.

П: уметь определять разряды местоимений.

К: уметь взаимодействовать в парах.

IV.Постановка проблемы.

2 минуты

- Мы изучили все разряды местоимений, узнали, что местоимения только указывают на предметы, признаки, количества, что они являются заместителями существительного, прилагательного, числительного. Мы говорили о том, что местоимения нужны для того, чтобы избегать повторов в речи. Но роль местоимений не ограничивается только этим. Эта часть речи более значимая. Попробуйте сформулировать проблемный вопрос урока.

Слайд 4.

В чём…? (значимость местоимений)

- Какой темой объединены все пословицы? Какой еще вопрос мы будем решать на уроке?

Что значит жить в …? (согласии и дружбе)

Формулируют проблемные вопросы урока.

Ф

Р: уметь видеть и ставить проблемы.

К: формулировать проблемные вопросы в устной речи.

V. Открытие новых знаний. Решение проблемы.

5 минут











5 минут




13 минут

1. Работа с моделью. Интерактивная игра «Броуновское движение».

- Как вы думаете, где в жизни нам необходимы согласие и дружба.

- Составляется кластер.

МЫ

семья

страна

класс

друзья





- Дома заранее вы подготовили карточки на эти темы. На карточках дети писали имена членов семьи, друзей, собственные имена, национальности родственников. Давайте заполним каждый кластер.

(Основная схема расположена на доске, отдельные кластеры (семья, друзья, класс, страна) на разных стенах класса. Дети расходятся по классу и крепят свои карточки на двусторонний скотч в нужных разделах.

Примечание: выполнение этого задания одновременно является и физкультминуткой.

- Посмотрите, сколько разных имен, национальностей. Мешает ли это нам общаться, дружить, заниматься общими делами?

- Каким одним местоимением назвать всех, кто размещен на этой модели? (МЫ)

- Местоимение вписывается в кластер.

2.Аудирование.

- Прослушайте песню «Родина моя» («Я, ты, он, она. Вместе - целая страна…»). Выпишите из нее все местоимения (повторяющиеся местоимения записывайте один раз).

- Проверка выполнения задания. Поставьте себе оценку.


3.Творческая работа.

- Что необходимо для того, чтобы жить в согласии и дружбе? (Надо соблюдать правила общежития).

- Составьте «Правила общежития». Используя местоимения. Для этого поиграем в игру «Карусель». На каждой парте лежат карточки с местоимениями вниз надписью. Каждая группа подходит к столу, переворачивает одну карточку и составляет с ней правило. Если с этим местоимением составить правило не удалось, положите карточку на место. Если удалось, то отложите использованную карточку в сторону и переходите к другому столу.

Местоимения: все, каждый, другой, никто (никому, никого), тот (те), кто, любой, наш.

- Обсуждение правил. Оцените работу своей группы при выполнении этого задания.

Ученики наклеивают карточки с именами друзей, одноклассников, родственников, национальностей на кластеры.











Один ученик в паре слушает через наушники на нетбуке песню, диктует партнеру местоимения. Затем они меняются ролями. Список местоимений дополняется, корректируется. Затем один учащийся зачитывает местоимения, остальные проверяют, выставляют себе оценку.

Учащиеся, передвигаясь по кругу от стола к столу, составляют «Правила общежития», используя местоимения. Затем правила зачитываются, обсуждаются.

К, И















































П















Г

М/п: уметь анализировать, обобщать и применять свой жизненный опыт, опыт общения и жизни в обществе в новой ситуации.

Р: организовывать индивидуальную деятельность в процессе коллективной.










П: уметь находить местоимения в тексте.

К: владеть навыками аудирования.

Р: организовывать деятельность в паре; владеть навыками самопроверки, самооценки.


П: уметь применять знания о местоимениях в новой ситуации.

К: уметь формулировать правила с использованием местоимений; взаимодействовать в команде, принимать совместные решения.

Р: четко организовывать и оценивать свою и чужую деятельность.

Л: понимать важность соблюдения правил совместного общежития, дружеского общения, толерантности.

VI. Подведение итогов урока. рефлексия.

7 минут

  1. Обобщающая беседа.

- Вернемся к тому, о чем мы говорили в начале урока: том, что местоимения не обозначают, а лишь указывают, являясь словами-заместителями, и нужны для того, чтобы избегать повторов в речи. Расширились ли ваши представления о значимости местоимений?

(Местоимения не просто указывают или заменяют; они играют важную роль в общении, в речи: они обобщают понятия, помогают формулировать общие для всех правила, помогают формулировать народную мудрость, даже сплачивают людей).

- Как можно ответить на второй вопрос урока: что значит жить в согласии и дружбе?

- Какие последние политические события доказывают, что неумение жить в согласии и дружбе приводит к массовым конфликтам, столкновениям, межнациональной вражде, ссоре людей одной национальности и даже распаду государства? (События в Украине).

- Как вы понимаете имя нашего урока: «Мы вместе»?


  1. Рефлексия.

- «Метод пяти пальцев»:

На слайде изображена кисть руки, название каждого пальца начинается с определенной буквы: большой - Б, указательный - У, средний - С, безымянный - Б, мизинец - М. С этой же буквы начинается название критерия, по которым происходит анализ результативности урока, а также дан вспомогательный вопрос, на который отвечают дети. (См. приложения).


  1. Оценивание. Обсудите в группах результаты деятельности каждого, поставьте отметки.


  1. Домашнее задание

Н: Найти пословицы и поговорки о дружбе, в которых используются местоимения, определить разряд местоимений.

П: Составить памятку «Правила дружеского общения» с использованием местоимений.

М: Сочинение на тему «Мы вместе».

Подводят итоги, делают выводы, рассуждают, приводят примеры.

Ф

П: уметь обобщать полученную информацию.

К: уметь рассуждать, делать выводы.

М/п: применять знания о политических событиях при обсуждении вопроса.

Р: владеть навыками рефлексии, самооценки, взаимооценки.




ПРИЛОЖЕНИЯ


  1. Слайды для интерактивной доски «SMART»

СЛАЙД 1


Технологическая карта урока на тему: Разряды местоимений (обобщающий урок)


































Технологическая карта урока на тему: Разряды местоимений (обобщающий урок)

СЛАЙД 2 Технологическая карта урока на тему: Разряды местоимений (обобщающий урок)







Технологическая карта урока на тему: Разряды местоимений (обобщающий урок)

СЛАЙД 3





СЛАЙД 4





СЛАЙД 5 Технологическая карта урока на тему: Разряды местоимений (обобщающий урок)





СЛАЙД 6 Технологическая карта урока на тему: Разряды местоимений (обобщающий урок)





СЛАЙД 7

Технологическая карта урока на тему: Разряды местоимений (обобщающий урок)






    1. Таблички для интерактивной игры «Броуновское движение»

    Технологическая карта урока на тему: Разряды местоимений (обобщающий урок)Технологическая карта урока на тему: Разряды местоимений (обобщающий урок)





    Технологическая карта урока на тему: Разряды местоимений (обобщающий урок)










    Технологическая карта урока на тему: Разряды местоимений (обобщающий урок)






      1. Карточка оценивания

      КАРТОЧКА ОЦЕНИВАНИЯ

      ГРУППА № ___

      ОТМЕТКИ ЗА ЗАДНИЯ

      Фамилия, имя ученика

      Задание 1

      Выписать из пословиц местоимения

      Задание 2

      Определить разряд местоимений

      Задание 3

      Аудирование

      Задание 4

      Составить «Правила общежития»

      Итоговая отметка

      1.


      2.


      3.


      4.


      5.





      4. Карточки с местоимениями для творческой работы - составление «Правил общежития».


      ВСЕ



      НИКТО

      (НИКОМУ, НИКОГО)



      КАЖДЫЙ



      ТОТ (ТЕ)


      ДРУГОЙ


      КТО



      ЛЮБОЙ


      НАШ




      © 2010-2022