- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе
Рабочая программа по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сухорученкова Н.И. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
I Пояснительная записка
Рабочая программа среднего общего образования учебного предмета «Литература», реализуемая в 10 классе химико-биологического профиля, составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
-
Приказа Министерства образования и науки РФ от 3.06. 2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9.03.2004года №1312»;
-
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 № 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089";
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
Письма Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.06.2015 № 6681 "Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2015-2016 учебном году";
-
Положения МБОУ СОШ №45 «О разработке, экспертизе и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ»;
-
Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №45 на период с 2015 по 2017 учебные годы;
-
Примерной общеобразовательной программы по литературе;
-
Программы «Русская литература XIX-XX века» 10-11 класс С. А. Зинина, допущенной Министерством образования РФ
II Общая характеристика учебного предмета
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным "культурным кодом", без которого невозможно полноценное "самостоянье человека".
Рабочая программа по литературе призвана реализовать одно из основных положений литературного образования - формирование у школьников понимания, что русская литература является национальным достоянием страны, независимо от принадлежности её авторов к тому или иному эстетическому направлению, социальным и политическим условиям бытования (русская и советская классика, литература русского зарубежья, литература андеграунда).
В соответствии с этим главными целями изучения предмета «Литература» являются:
-
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
-
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Для достижения обозначенных целей требуется решить ряд следующих задач:
-
поэтапно, последовательно формировать умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
-
овладевать возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании);
-
создавать собственный текст;
-
представлять свои оценки и суждения по поводу прочитанного;
-
овладевать важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
-
использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Необходимость выбора программы «Русская литература XIX-XX века» 10-11 класс С. А. Зинина, допущенной Министерством образования РФ, базируется на идее двухуровнего - базового и профильного - принципа построения курса литературы, соответствующего федеральному компоненту государственного стандарта. Программа является логическим продолжением и развитием программы для 5 - 9 классов авторов-составителей Г.С.Меркина, С.А.Зинина. Таким образом обеспечивается непрерывное литературное образование школьников. Изучение произведений построено на историко-литературной основе.
Данной программе соответствует учебник «Литература. 10 класс» авторов - составителей В. И. Сахарова, С. А. Зинина, рекомендованный Министерством образования и науки РФ. Учебное пособие помогает учителю в реализации индивидуализированного подхода в обучении, развитии творческого потенциала учеников. Кроме изучаемых тем, вопросов и заданий к ним учебник предлагает перечни теоретических понятий, слов для лексической работы на уроке, названия репродукций картин художников, музыкальных и литературных произведений, к которым обращается учитель, устанавливая межпредметные и внутрипредметные связи при изучении определённой темы, темы для рефератов, сообщений, творческих работ, темы для дискуссий, часа эстетического воспитания. В рубрике «Для вас, любознательные» дается дополнительный материал по истории литературы. Это даёт возможность учителю выстраивать урок с учётом индивидуальных особенностей класса и конкретного ученика.
В работе над программой вполне уместно использование технологии индивидуализированного, дифференцированного обучения, технологии критического мышления, педагогических мастерских, что предполагает проектирование педагогической деятельности на основе индивидуальных качеств ребенка. Современные образовательные технологии на уроках-лекциях, семинарах, практикумах призваны развивать инициативу обучающихся, давать им творческий импульс, побуждать мыслить и чувствовать. Всё это помогает учителю в реализации программы литературного образования, адресованной ученику современной школы, человеку 21 века, наследующему духовный опыт великой русской культуры.
Реализация программы предполагает обращение к урокам разных типов:
-
Уроки художественного восприятия произведений;
-
Уроки углублённой работы над текстом;
-
Уроки изучения теоретико-литературных понятий;
-
Уроки изучения историко-литературных материалов;
-
Уроки освоения литературно-критических статей;
-
Уроки развития речи.
III Описание места учебного предмета «Литература»
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №45 на 2015-2016 учебный год данная программа предполагает изучение предмета на базовом уровне и рассчитана на 105 годовых часов (3 учебных часа в неделю).
IV Основные содержательные линии учебного предмета "Литература" в 10 химико-биологическом классе представлены изучением следующих тем:
-
Введение
-
А.С.Пушкин. Лирика, поэма "Медный всадник"
-
М.Ю.Лермонтов. Лирика, поэма "Демон"
-
Н.В.Гоголь. Повесть "Невский проспект"
-
Литература второй половины XIX века
-
А.Н.Островский. Драма "Гроза"
-
И.А.Гончаров. Роман "Обломов"
-
И.С.Тургенев. Лирика, роман "Отцы и дети"
-
Н.Г.Чернышевский. Роман "Что делать"
-
Н.А.Некрасов. Лирика, поэма "Кому на Руси жить хорошо"
-
Ф.И.Тютчев. Лирика
-
А.А.Фет. Лирика
-
Н.С.Лесков. Повесть "Очарованный странник"
-
М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки, роман-хроника "История одного города"
-
А.К.Толстой. Историческая тема в творчестве писателя
-
Л.Н.Толстой. Роман "Война и мир"
-
А.П.Чехов. Рассказы, пьеса "Вишнёвый сад"
В результате изучения литературы в 10 классе на базовом уровне ученик должен овладеть следующими предметными результатами:
1) В познавательной сфере:
-
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов,
-
древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей ХIХ-ХХ вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
-
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
-
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
-
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
2) В ценностно-ориентационной сфере:
-
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
-
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
-
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
-
понимание авторской позиции и свое отношение к ней.
3) В коммуникативной сфере:
-
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
-
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
-
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.
4) В эстетической сфере:
-
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
-
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
V Тематическое планирование
№п/п
Тема раздела, тема урока
Корректировка
План
Факт
Дата
Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования
Межпредметная и внутрипредметная интеграция
Д/З
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
знать/понимать
уметь
Введение
1
"Прекрасное начало"(К истории русской литературы XIX века)
1
1
04.сен
Русская классическая литература
Тезировать лекцию
Отображение в литературе исторической эпохи
стр.10-14
А.С.Пушкин
2
А.С.Пушкин. Основные этапы творческой биографии
1
1
05.сен
Классицизм. Романтизм. Ода, послание, вольнолюбивая поэзия
Анализировать стихотворения
Пушкин и Жуковский, традиции романтизма в пушкинской поэзии
стр.15-19
3
Тема любви и дружбы в поэзии А.С.Пушкина
1
1
07.сен
Особенности темы любви и многообразие её раскрытия
Выразительно читать и анализировать поэтический текст
Музыкальная интерпретация произведений А.С.Пушкина
Чтеие наизусть и анализ стихотворения
4
Философские мотивы в лирике А.С.Пушкина
1
1
11.сен
Философские проблемы, над которыми размышляет А.С.Пушкин
Совершенствовать навыки анализа поэтического текста
Г.Р.Державин ". "Памятник", Гораций. "Памятник"
стр.31-33
5
"Поединок двух всадников". Поэма А.С.Пушкина "Медный всадник"
1
1
12.сен
Лироэпический жанр. Поэма
Анализировать художественные детали
"Петровская" тема в творчестве Пушкина и Ломоносова
стр.40-45
6
Бунт "маленького человека" в поэме "Медный всадник"
1
1
14.сен
"Маленький человек". Антитеза
Строить монологическое высказывание:"Конфликт великого Петра и бедного Евгения"
Тема "Маленького человека" в русской литературе
стр.51, в. 7
7
Входной крнтроль. Урок-семинар "Взыскательный художник" (по творчеству А.С.Пушкина
1
1
18.сен
Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина
Делать сообщения
Отображение в литературе исторической эпохи
Письменный ответ на проблемный вопрос
М.Ю.Лермонтов
8
М.Ю.Лермонтов. Особенности поэтического мира
1
1
19.сен
Традиции романтизма в поэзии М.Ю.Лермонтова
Составлять тезисный план
Байронизм
стр.53-57
9
"Слово - оружие". (Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова)
1
1
21.сен
Сопоставительный анализ стихотворений "Пророк" А.С.Пушкина и "Пророк" М.Ю.Лермонтова
Производить сравнительный анализ
Тематические жанры в лирике
стр.62-65
10
Любовеая лирика М.Ю.Лермонтова
1
1
25.сен
Лирическая исповедь, "любовный патриотизм"
Выразительно читать и анализировать поэтический текст
Живопись М.Ю.Лермонтова
стр.65-72, стихотворение наизусть
11
"Падший ангел". Поэма М.Ю.Лермонтова "Демон". Сложность соотношения "ангельского" и "демонического"
1
1
26.сен
Анализ художественных деталей
Анализировать текст
Репродукции картин М.Врубеля
стр.78, в.6,7
12
Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова (подготовка)
1
1
28.сен
Понимать тему, раскрывать её на основе конкретного материала
Написание черновиков сочинений
13
Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова
1
1
02.окт
Индивидуальное задание
Н.В.Гоголь
14
Н.В.Гоголь. Художественный мир писателя
1
1
03.окт
"Миражный" сюжет
Работать со статьёй учебника
Гоголь и театр
Чтение повести "Невский проспект"
15
"Страшный мир" в повести "Невский проспект"
1
1
05.окт
Гротеск, фантасмагория, трагикомедия
Производить сравнительный анализ эпизодов
Иллюстрации Альтмана, В.Зелинского, Кукрыниксов к повестям Гоголя
стр.84-89
16
Нос, который гулял сам по себе.(Повесть "Нос")
1
1
09.окт
Фантастический реализм
Публично выступать с сообщениями
Фантастика в современном мире
стр.89-94
17
Птица-тройка: полёт через реальность. "Мёртвые души"
1
1
10.окт
Особенности мировоззрения писателя
Работать со статьёй учебника
История крепостничества
стр.98-106, тезисы
18
Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя. (Подготовка)
1
1
12.окт
Понимать тему, раскрывать её на основе конкретного материала
Написание черновиков сочинений
19
Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя
1
1
16.окт
Самостоятельно работать
Индивидуальное задание
Литература второй половины XIX века
20
Литературная ситуация в России второй половины XIX века
1
1
17.окт
Литературная
Работать со статьёй учебника
Социально-политическая ситуация в России
Тезирование статьи учебника
21
Литературная ситуация в России второй половины XIX века
1
1
19.окт
Литературная
Работать со статьёй учебника
Социально-политическая ситуация в России
Тезирование статьи учебника
А.Н.Островский
22
А.Н.Островский - создатель русского театра
1
1
23.окт
Жизнь и творчество драматурга; роль Островского в развитии русского театра
Выступать с сообщениями; конспектировать лекцию
Видеозапись "Замоскворечье"
Прочитать пьесу "Банкрот"
23
Идейно-художественный анализ комедии "Свои люди - сочтёмся!"
1
1
24.окт
Своеобразие комедии; идейная основа пьесы
Совершенствовать навыки анализа драматургического текста
Иллюстрации П.Боклевского
Творческая история "Грозы"
24
Драма "Гроза". Идейно-художественное своеобразие
1
1
24.окт
Идейно-художественное своеобразие пьесы
Выступать с сообщениями; конспектировать лекцию
Репродукция картины И.И. Левитана "Вечер. Золотой плёс"
Выучить наизусть отрывки
25
Город Калинов и его обитатели
1
1
26.окт
Действия I-IV
Анализировать созданный автором образ города и его жителей
Репродукция картины И.И. Левитана "Вечер. Золотой плёс"
Заполнить таблицы (по вариантам)
26
Образ Катерины. Её душевная трагедия
30.окт
Действия II-V
Анализировать образ героини
Репродукция картины И.И. Левитана "Вечер. Золотой плёс"
Образ Катерины в оценке Добролюбова
27
Подготовка к сочинению по пьесе "Гроза"
1
1
30.окт
Выбор, обсуждение тем, составление плана
Обсуждать темы, составлять план, Работать над черновыми вариантами
Работать над черновыми вариантами
28
Сочинение по пьесе "Гроза"
1
1
31.окт
Написание сочинения на выбранную тему
Закончить сочинение
И.А.Гончаров
29
Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова
1
1
09.ноя
Биография писателя и основные вехи творчества
Выступать с сообщениями; конспектировать лекцию
Портрет И.А.Гончарова
Пересказ материалов урока
30
Общая характеристика романа "Обломов"
1
1
13.ноя
Общая характеристика романа "Обломов"
Тезировать лекцию
Критики об И.А.Гончарове
Чтение глав I-X
31
Образ главного героя. Понятие "обломовщина"
1
1
13.ноя
Образ главного героя с точки зрения социальной и нравственной
Самостоятельно работать по карточкам, выразительно читать
Видеофильм "Несколько дней из жизни Обломова"
I-II части
32
Образ главного героя. Понятие "обломовщина"
1
1
14.ноя
Образ главного героя с точки зрения социальной и нравственной
Самостоятельно работать по карточкам, выразительно читать
Видеофильм "Несколько дней из жизни Обломова"
I-II части
33
Роль второстепенных персонажей в романе "Обломов"
1
1
16.ноя
Роль второстепенных героев: Штольца, Ольги Ильинской, Захара, Агафьи Матвеевны
Роль второстепенных героев: Штольца, Ольги Ильинской, Захара, Агафьи Матвеевны
Видеофильм "Несколько дней из жизни Обломова"
Подготовиться к уроку-исследованию
34
Роль второстепенных персонажей в романе "Обломов"
1
1
20.ноя
Роль второстепенных героев: Штольца, Ольги Ильинской, Захара, Агафьи Матвеевны
Роль второстепенных героев: Штольца, Ольги Ильинской, Захара, Агафьи Матвеевны
Видеофильм "Несколько дней из жизни Обломова"
Подготовиться к уроку-исследованию
35
Художественное мастерство Гончарова в романе "Обломов". Урок-исследование
1
1
21.ноя
Коллективная творческая работа в группах: "Пейзаж и его функции в романе", "Портрет как средство создания образа литературного героя", "Сожаление о старом халате","Особенности речи героев", "Мотив еды и его функции в романе"
Совершенствовать навыки анализа текста, монологической речи, коллективной работы
Выбрать из текста цитаты, иллюстрирующие жизненную философию Обломова и Штольца
36
Художественное мастерство Гончарова в романе "Обломов". Урок-исследование
1
1
23.ноя
Коллективная творческая работа в группах: "Пейзаж и его функции в романе", "Портрет как средство создания образа литературного героя", "Сожаление о старом халате","Особенности речи героев", "Мотив еды и его функции в романе"
Совершенствовать навыки анализа текста, монологической речи, коллективной работы
Выбрать из текста цитаты, иллюстрирующие жизненную философию Обломова и Штольца
37
Историко-философский смысл романа
1
1
27.ноя
Роман И.А.Гончарова в историко-философском аспекте
Вести беседу по вопросам
Репродукции картин, изображающих русскую природу и русских людей
Работа со статьёй учебника
38
Историко-философский смысл романа
1
1
28.ноя
Роман И.А.Гончарова в историко-философском аспекте
Вести беседу по вопросам
Репродукции картин, изображающих русскую природу и русских людей
Работа со статьёй учебника
39
Сочинение по творчеству И.А.Гончарова
1
1
30.ноя
Выбор, обсуждение тем, составление плана
Обсуждать темы, составлять план, Работать над черновыми вариантами
Написание черновиков сочинений
40
Сочинение по творчеству И.А.Гончарова
1
1
04.дек
Выбор, обсуждение тем, составление плана
Обсуждать темы, составлять план, Работать над черновыми вариантами
Индивидуальное задание
И.С.Тургенев
41
Этапы биографии и творчества И.С.Тургенева
1
1
05.дек
Биография писателя и основные вехи творчества
Тезировать лекцию
Портреты и фотографии И.С.Тургенева
Прочитать рассказы "Записки охотника"
42
Рассказы цикла "Записки охотника"
1
1
07.дек
Жанровое понятие "цикл"; характеры героев, мотивы их поступков
Сопоставлять, анализировать характеры героев
Репродукции картин, изображающих русскую природу и русских людей
Роман "Отцы и дети" (1-11 главы)
43
Творческая история и своеобразие романа "Отцы и дети"
1
1
11.дек
Общественная атмосфера и её отражение в романе
Раскрывать идейно-художественное своеобразие романа
Исторические события, отражённые в романе
Подобрать материал к образам главных героев
44
Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми
1
1
12.дек
Анализ образов главных героев романа (гл.5-11)
Анализировать идеологический конфликт в романе
Видеофильм "Отцы и дети"
Выписать цитаты героев о любви
45
Базаров и Одинцова
1
1
14.дек
"Дуэль" Базарова и Одинцовой
Раскрывать суть отношений героев, понимать, что хотел сказать автор, испытывая главного героя любовью к женщине
Видеофильм "Отцы и дети"
Гл.3-5,7,10,20-22,25-28
46
Базаров и его родители
1
1
18.дек
Отношения Базарова с родителями
Участвовать в аналитической беседе
Видеофильм "Отцы и дети"
Составить таблицу
47
Базаров-нигилист
1
1
19.дек
Понятие"нигилизм" и взгляды Базарова
Работать с таблицей, участвовать в дискуссии
Почему роман "Отцы и дети" заканчивается смертью гл. героя?
48
Базаров-нигилист
1
1
21.дек
Понятие"нигилизм" и взгляды Базарова
Работать с таблицей, участвовать в дискуссии
Почему роман "Отцы и дети" заканчивается смертью гл. героя?
49
Базаров перед лицом смерти
1
1
25.дек
Почему роман "Отцы и дети" заканчивается смертью гл. героя?
Анализировать эпизоды, делать выводы
Подготовка к написанию сочинения
50
Стихотворения в прозе - гимн вечной жизни
1
1
26.дек
Стихотворения в прозе, образы-символы
Анализировать стихотворения по плану
Связь с классической поэзией
Стихотворение наизусть
51
Сочинение по творчеству И.С.Тургенева
1
1
28.дек
Выбор, обсуждение тем, составление плана
Создавать сочинение
Написание черновиков сочинений
52
Сочинение по творчеству И.С.Тургенева
1
1
11.янв
Выбор, обсуждение тем, составление плана
Создавать сочинение
Индивидуальное задание
Н.Г.Чернышевский
53
Н.Г.Чернышевский. Личность писателя. История романа "Что делать"
1
1
15.янв
Личность писателя. Идеологический роман
Работать со статьёй учебника
Чернышевский и писатели демократического лагеря
Тезирование статьи учебника
54
Черты социальной утопии в романе
1
1
16.янв
Утопия, реализм
Выступать с сообщениями; конспектировать лекцию
Томас Мор - основоположник утопического жанра
Ответы на вопросы
Н.А.Некрасов
55
Биографическая и творческая справка о Н.А.Некрасове
1
1
18.янв
Биография и творческий стиль поэта
Конспектировать лекцию
Заочная экскурсия по некрасовским местам
Конспект лекции, материалы учебника
56
Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова
1
1
22.янв
Тематика лирики Н.А.Некрасова, её своеобразие
Совершенствовать навыки анализа поэтического текста
Народная речь
Письменный анализ любого стихотворения
57
Горькая доля народа пореформенной России
1
1
23.янв
Социальная трагедия крестьянства. Жанр, композиция поэмы
Выразительно читать и анализировать поэтический текст
Исторические сведения о крестьянской реформе 1861г.
Характер Матрёны Тимофеевны
58
Душа народа русского
1
1
25.янв
Богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства
Выступать с сообщениями; конспектировать лекцию
Отношение русской революционной демократии к народу
Письменный ответ
59
Народ в споре о счастье
1
1
29.янв
Н.А.Некрасов о сущности изменений, происходящих в судьбе крестьянина после реформы
Выразительно читать и анализировать поэтический текст
Мемуары Глеба Успенского
Сжатый пересказ и анализ легенд
60
Народ и Гриша Добросклонов
1
1
30.янв
Гриша Добросклонов - "народный заступник"
Выразительно читать и анализировать поэтический текст
Средства языковой выразительности
Подготовка к сочинению
61
Сочинение по поэме "Кому на Руси жить хорошо"
1
1
01.фев
Выбор, обсуждение тем, составление плана
Создавать сочинение
Закончить сочинение
Ф.И.Тютчев
62
Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество.
1
1
05.фев
Ф.И.Тютчев как представитель "чистого искусства"
Выступать с сообщениями
Музыкальная интерпретация произведений Ф.И.Тютчева
Основные факты биографии поэта
63
Природа, человек и Вселенная как главные объекты тютчевской лирики
1
1
06.фев
Особенности философской лирики Ф.И.Тютчева
Осваивать навыки анализа философской лирики
Анализ и выразительное чтение наизусть стихотворения
64
Драматизм звучания любовной лирики
1
1
08.фев
Личная жизнь Ф.И.Тютчева и её отражение в поэтических произведениях
Выступать с сообщениями, выразительно читать стихи
Музыкальная интерпретация произведений Ф.И.Тютчева
Анализ и выразительное чтение наизусть стихотворения
А.А.Фёт
65
А.А.Фёт. Очерк жизни и творчества
1
1
12.фев
Основные этапы Жизни и творчества А.А.Фёта
Составлять хронологическую таблицу
П.И.Чайковский "На заре ты её не буди…"
Пересказ сообщения с опорой на учебник
66
Основные мотивы творчества А.А.Фёта
1
1
13.фев
Основные темы и мотивы лирики А.А.Фёта
Выступать с сообщениями и чтением стихов
Ф.И.Тютчев и А.А.Фёт
Анализ и выразительное чтение наизусть стихотворения
67
Гармония слияния человека с природой в лирике А.А.Фёта
1
1
15.фев
Письменный анализ по плану
Производить письменный анализ
Письменный анализ стихотворения
Н.С.Лесков
68
Н.С.Лесков. Очерк жизни и творчества
1
1
19.фев
Биография и творческий стиль писателя
Давать биографическую справку
Биография писателя по материалам урока и страницам учебника
69
"Хождение" очарованной души. Повесть "Очарованный странник"
1
1
20.фев
Идейно-художественное своеобразие повести
Раскрывать смысл названия повести, выявлять особенности изображения русского национального характера
Видеофильм "Очарованный странник"
Выписать ключевые слова из повести, раскрывающие образ главного героя
70
Тема праведничества в повести
1
1
22.фев
Иван Флягин - правдоискатель земли русской
Двать характеристику герою
Сочинение-миниатюра "Русский богатырь Иван Флягин"
М.Е.Салтыков-Щедрин
71
М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество
1
1
26.фев
Этапы биографии и творчества писателя
Давать биографическую справку
Эзопов язык
Пересказ сообщения с опорой на учебник
72
Роман-хроника "История одного города"
1
1
27.фев
Общее представление о романе
Анализировать текст романа
И.С.Тургенев о романе
Письменный ответ на вопрос
73
Позиция автора в решении народной темы в романе
1
1
29.02
Правда о настоящем и прошлом России
Отвечать на вопрос "В чём твёрдо убеждён автор?"
Индивидуальное задание
74
Сюжеты и проблематика "Сказок для детей изрядного возраста"
1
1
04.мар
Художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
Выступать с сообщениями; работать в группах
Портреты, иллюстрации, документы
Чтение сказок
75
Сатира на "хозяев жизни" в сказках Салтыкова-Щедрина
1
1
05.мар
Сказки "Дикий помещик", "Премудрый пескарь"
Выступать по заданию учебника
Форма литературной сказки
В чём трудность искусства сатирика
76
Сочинение по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина
1
1
07.мар
Выбор, обсуждение тем, составление плана
Создавать сочинение
Написание черновиков сочинений
77
Сочинение по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина
1
1
11.мар
Выбор, обсуждение тем, составление плана
Создавать сочинение
Индивидуальное задание
А.К.Толстой
78
А.К.Толстой.Жизнь и творчество
1
1
12.мар
Этапы биографии и творчества писателя
Давать биографическую справку
А.К.Толстой и братья Жемчужниковы
Пересказ сообщения с опорой на учебник
79
Историческая тема в творчестве А.К.Толстого
1
1
14.мар
Историческая тема в творчестве А.К.Толстого
Тезировать лекцию; выступать с рефератами
Исторические сюжеты и фигуры
Пересказ сообщения с опорой на учебник
80
Сатирические произведения
1
1
18.мар
Сатирические произведения
Работать со статьёй учебника
Индивидуальное задание
Л.Н.Толстой
81
Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь
1
1
28.мар
Биография и мировоззрение писателя
Выступать с сообщениями "По страницам великой жизни"
Заочная экскурсия в Ясную Поляну
Составить схему-конспект о жизненном пути писателя
82
"Севастопольские рассказы" как своеобразный пролог к "Войне и миру"
1
1
01.апр
Работа с текстом рассказов
Анализировать эпизоды, делать выводы
Тема войны в русской литературе
Индивидуальное задание
83
История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа-эпопеи "Война и мир"
1
1
02.апр
История создания романа, его своеобразие
Раскрывать своеобразие романа
Фильм "Война и мир"
Пересказ лекции и материалов учебника
84
Анализ эпизода "Вечер в салоне Анны Павловны Шерер". Петербург. Июль 1805 год
1
1
04.апр
Срывание всех и всяческих масок с великосветского общества
Анализировать сцены из жизни высшего общества
К/ф. "Война и мир". Иллюстрации В.Николаева
Т.I, ч. 1-3
85
Именины у Ростовых. Лысые Горы
1
1
08.апр
Иные слои дворянства, с другими нормами жизни
Выявлять сопоставление и контраст как основной композиционный приём романа
К/ф. "Война и мир". Иллюстрации В.Николаева
Ответы на вопросы по тексту
86
Изображение войны 1805-1807гг. Смотр войск под Браунау
1
1
09.апр
Идейно-художественные особенности изображения войны
Самостоятельно работать с индивидуальными карточками
К/ф. "Война и мир". Иллюстрации В.Николаева
Сообщения по группам
87
Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова
1
1
11.апр
Исторические процессы в стране и судьбы героев
Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев
К/ф. "Война и мир". Иллюстрации В.Николаева
Характеристики героев по плану
88
Быт поместного дворянства и "жизнь сердца" героев романа
1
1
15.апр
Глубина и своеобразие внутренней жизни героев
Раскрывать глубину и своеобразие внутренней жизни героев
К/ф. "Война и мир". Иллюстрации В.Николаева
Характеристики героев по плану
89
Изображение войны 1812г. Философия войны в романе
1
1
16.апр
Основные положения историко-философских взглядов Л.Т.лстого
Раскрывать композиционную роль философских глав
Т.III
90
Изображение Бородинской битвы в романе
1
1
18.апр
Отечественная война в изображении Л.Толстого
Анализировать эпизоды, делать выводы
Отечественная война в истории
Систематизировать материал по образам Наполеона и Кутузова
91
"Мысль народная" в романе. Истинный и ложный патриотизм
1
1
22.апр
Роль народа в истории; отношение автора к народу
Тезировать лекцию
Ведущая роль народа в истории
Сочинение-миниатюра "Скрытая теплота патриотизма"
92
"Мысль семейная" в романе. Эпилог. Идеалы Л.Толстого
1
1
23.апр
Главная мысль романа о предназначении человека
Беседовать по вопросам, анализироапть эпизоды
Ответы на вопросы по образу Наташи Ростовой
95
Наташа Ростова - любимая героиня Л. Толстого
1
1
25.апр
Образ главной героини романа
Участвовать в аналитической беседе
Соната Бетховена "Лунная соната"
Подготовка к сочинению
96
Сочинение по тверчеству Л.Толстого
1
1
29.апр
Выбор, обсуждение тем, составление плана
Создавать сочинение
Написание черновиков сочинений
97
Сочинение по тверчеству Л.Толстого
1
1
30.апр
Выбор, обсуждение тем, составление плана
Создавать сочинение
Индивидуальное задание
Ф.М.Достоевский
98
Ф.М.Достоевский. Жизненный и творческий путь
1
1
06.май
Этапы биографии и творчества писателя
Давать биографическую справку
Видеофильм "В доме Достоевских"
Хронологическая таблица
99
Обзор романа "Бедные люди"
1
1
07.май
Обзор романа
Тезирование лекции
Тема "маленького человека" в русской литературе
Конспект лекции, материалы учебника
100
Замысел и история создания романа "Преступление и наказание"
1
1
13.май
Петербург Достоевского
Показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои
Образ Петербурга в русской литературе
Чтение 1ой части
101
Образ Раскольникова и тема "гордого человека" в романе
1
1
14.май
Анализ сцен романа. Характеристика героев
Участвовать в аналитической беседе
Домашнее сочинение
А.П.Чехов
102
А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Идея рассказа "Человек в футляре"
1
1
16.май
Этапы биографии и творчества писателя
Давать биографическую справку
Общественно-политическая жизнь России
Прочитать рассказ "Человек в футляре"
103
Пьеса "Вишнёвый сад". Образная система и конфликт комедии
1
1
20.май
Художественное своеобразие пьесы, система образов
Выразительно читать и анализировать текст
Этапы оазвития основного конфликта рьесы
104
"Здравствуй, новая жизнь!" Философская проблематика пьесы
1
1
21.май
Особенности чеховского диалога
Выступать по заданию учебника
Домашнее сочинение
Обобщение и повторение
105
"Вечные темы" русской классики. Подведение итогов года
1
1
23.май
"Вечные темы" русской классики. Нравственные идеалы
Выступать перед аудиторией
Список летнего чтения
VII Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
-
содержание художественных произведений русской литературы XIX-XX веков, обязательных для изучения, а также отдельных произведений зарубежной литературы и литературы народов России;
-
основные факты жизни и творчества писателей-классиков;
-
основные закономерности историко-литературного процесса; основные черты литературных направлений (классицизм, романтизм, реализм, модернизм).
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
-
воспроизводить конкретное содержание литературного произведения, определять его тематику и проблематику;
-
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
-
связывать литературную классику со временем написания и с современностью; выявлять «сквозные темы», ключевые проблемы русской литературы, раскрывать их нравственный смысл;
-
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом);
-
использовать сведения по истории и теории литературы при анализе и оценке художественного произведения; его проблематики, системы образов, особенностей композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
-
определять род и жанр произведения;
-
определять авторское отношение к изображенному, давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть;
-
творчески использовать аналитический пересказ;
-
давать устную и письменную аргументированную оценку изученному в классе или самостоятельно прочитанному литературному произведению, а также инсценировке, экранизации; в устных и письменных высказываниях аргументировано формулировать свою позицию; отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии;
-
составлять конспекты, планы и тезисы статей на литературные, общекультурные, научные и публицистические темы, писать рецензии на самостоятельно прочитанное произведение, сочинения на литературные и свободные темы; совершенствовать навыки владения устной и письменной речью, умения и навыки интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества, способствующие достижению высокой информационной культуры учащихся.