- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка для 9 класса Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА
Конспект урока русского языка для 9 класса Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мамаева М.В. |
Дата | 06.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Мамаева Марина Викторовна, учитель филологии
МКОУ «Усть-Салдинская СОШ» ГО Верхотурский Свердловской области
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе
Тема урока: Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА.
Цель урока - закреплять навыки написания сжатого изложения на материале текстов разных стилей.
Задачи урока:
Образовательная:
-
формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
-
формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
-
отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.
Развивающая:
-
способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
Воспитательная:
-
формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
Оборудование: план-конспект, раздаточный материал, презентация.
Тип урока: урок-практикум.
Время: два урока по 40 минут.
Используемая аппаратура: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
ХОД УРОКА
1.Организационый момент
Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.
2. Актуализация знаний
Деятельность учителя
Предполагаемые ответы учащихся
- Давайте вспомним, что такое изложение?
- Какие виды изложений мы знаем?
- Что такое подробное изложение?
-Какое изложение мы называем сжатым?
- Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений.
- Это вид письменной работы, основанный на пересказе текста.
- Подробное и сжатое.
- Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей
- Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности
- Максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации.
3. Повторение приемов и способов сжатия текста.
Деятельность учителя
Предполагаемые ответы учащихся
- Давайте вспомним, какие способы сжатия текста мы знаем?
- С помощью каких приемов можно произвести компрессию?
- 3 способа компрессии текста:
-
исключение подробностей, деталей;
-
обобщение конкретных, единичных явлений;
-
сочетание исключения и обобщения.
- Приемы сжатого воспроизведения
-
сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
-
образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
-
сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
-
разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
-
перевод прямой речи в косвенную;
-
пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
-
пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
4. Практическая работа (коллективная)
Деятельность учителя
Предполагаемые ответы учащихся
Упражнения на понимание текста, восстановление логических связей.
Выполняется на листах, делаются любые пометы карандашом или ручкой.
- Прежде чем работать непосредственно с текстом, давайте попытаемся сами построить текст.
Среди приведенных предложений найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Допишите пропущенную часть предложения. Где надо, соедините простые предложения в сложные с помощью союзов и союзных слов.
-
Время благоприятствует молодым.
-
Смысл жизни не в нем.
-
Надо видеть цель, а не просто познавать.
-
Познание необходимо.
-
Надо определить цель своей жизни, и как можно раньше.
-
Можно больше успеть еще в молодости
- Какой вывод можно сделать о построении текста?
- Обратите внимание, что при сжатии текста, необходимо понять его смысл, увидеть логику рассуждения, обозначить логический переход от одной мысли к другой.
Познание необходимо. Но смысл жизни не в нем. Надо видеть цель, а не просто познавать. Надо определить цель своей жизни, и как можно раньше. Тогда больше можно успеть еще в молодости. Ведь время благоприятствует молодым.
- Любой текст состоит из предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Характер логической связи между отдельными элементами текста выражают местоимения, союзы, частицы, а также вводные слова и конструкции.
-
Самостоятельная практическая работа по группам с последующей проверкой.
Выполняется задание на листах, аккуратно делая карандашом необходимые пометы. Каждая группа работает со своим заданием 3-5 минут.
Задания
Предполагаемые ответы учащихся
1 группа: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения:
Многовековая традиция городской топонимики требовала, чтобы название улицы было связано с каким-то присущим ей индивидуальным признаком.
Так часто улицы получали свои названия в соответствии с родом занятий, ремеслом тех, кто на них селился. Отсюда все Кузнецкие, Гончарные, Каретные, Ружейные, Скорняжные, Хлебные улицы и переулки.
Нередко названия улиц были образованы от фамилий. В военных и стрелецких слободах улицы и площади могли называться по фамилиям живших на них командиров: Зубовская, Лефортовская. Фамилии владельцев домов и усадеб также давали имена улицам, но в основном переулкам: Докучаев, Калошин, Костомаровский, Лаврушинский, Лялин.
В названиях отражена и первая и естественная роль улиц - быть проходом или проездом к какому-либо пункту. Так появились Владимирская, Тверская, Дмитровская.
Одним словом, старые городские названия рождались и жили по принципу нужности и целесообразности.
Многовековая традиция городской топонимики требовала, чтобы название улицы было связано с каким-то индивидуальным признаком.
Так часто улицы получали свои названия в соответствии с родом занятий тех, кто на них селился.
Нередко названия улиц были образованы от фамилий командиров или владельцев домов и усадеб.
В названиях отражена и естественная роль улиц - быть проходом или проездом к какому-либо пункту.
Одним словом, старые городские названия рождались и жили по принципу нужности и целесообразности.
2 группа: Произведите сжатие фрагмента, используя прием обобщения:
Одной из самый замечательных черт личности Ильи Репина была неутомимая пытливость. Стоило очутиться в его доме какому-нибудь астроному, механику, химику, и Репин весь вечер не отходил от него, забрасывал множеством жадных вопросов и почтительно слушал ученую речь. Путешественников он расспрашивал об их путешествиях, хирургов - об их операциях. Страстно, как юноша, любил разговоры на литературные темы.
Зато всякая обывательская болтовня о болезнях и дрязгах, о квартирах, покупках и тряпках была для него отвратительна. Он больше пяти минут не выдерживал, сердито вынимал из жилетного кармана часы (на цепочке, старинные, с крышкой) и, заявив, что у него неотложное дело, убегал без оглядки, несмотря на протесты и просьбы собравшихся.
Каждую свободную минуту он старался учиться, приобретать новые и новые знания.
Одной из самый замечательных черт личности Ильи Репина была неутомимая пытливость. Стоило очутиться в его доме интересному человеку, и Репин весь вечер не отходил от него, забрасывая вопросами и почтительно слушая ученую речь. Каждого расспрашивал о любимом деле.
Зато всякая обывательская болтовня была для него так отвратительна, что он больше пяти минут не выдерживал и убегал без оглядки, несмотря на протесты и просьбы собравшихся.
Каждую свободную минуту он старался учиться, приобретая новые знания.
3 группа: Произведите сжатие фрагмента, сочетая приемы исключения и обобщения:
Красная горка. Такое имя у древних славян носил веселый праздник в честь весны. Древляне, кривичи, мерь и прочие наши прародители собирались на оттаявших, покрытых первой травкой пригорках. Отсюда и название праздника. Следовало бы назвать его зеленой горкой, но предки наши выбирали слово «красный» для всего самого блистательного, красивого. Красными назывались и девицы, и весна, и лучшие площади, и самая вкусная рыба.
Красная горка - счастливый праздник. С замиранием сердца ждали его как молодые, так и старики. На нем наконец-то провожали почти умершую зиму и встречали только что народившуюся весну. Радостно звучали песни о солнце, о дожде, о весенней грозе.
А после Красной горки играли свадьбы. Весенние бракосочетания считались самыми счастливыми.
- Слушаем учащихся всех групп и оцениваем правильность их работы (используются исходные тексты разных групп на слайдах презентации).
Итак, мы увидели, как можно различными способами сжимать тексты.
Красной горкой назывался у древних славян праздник в честь весны. Наши предки собирались веселиться на оттаявших, покрытых первой травкой пригорках. Они выбирали слово «красный» для названий всего самого блистательного, красивого.
Красная горка - счастливый праздник, которого с замиранием сердца ждали все люди. На нем провожали зиму и встречали весну, распевая радостные песни.
А после праздника играли весенние свадьбы, считающиеся самыми счастливыми.
6. Анализ текста.
- А теперь перейдем непосредственно к анализу текста.
- Прочитайте, пожалуйста, текст изложения.
Хорошее внимание - настоящий капитал. Часто именно им объясняются успехи в учебе или работе; невнимание, напротив, влечет ошибки, промахи, неудачи. Неслучайно индивидуальные особенности внимания проверяют при поступлении ребенка в школу, при профессиональном отборе и определении здоровья человека. В некоторых ситуациях от внимания зависит сама жизнь - своя или других людей.
Иногда быть внимательным не просто, даже если мы честно прикладываем усилия, чтобы сосредоточиться на чем-то важном. Что делать, если необходимо собраться, а не получается?
Легче справиться с рассеянностью и неспособностью сконцентрироваться, если поняты их причины. Тогда ясно, в каком направлении двигаться. Скучно - значит, нужно попробовать пробудить в себе интерес к предмету, найти смысл, изюминку даже в самом скучном и нелюбимом занятии, проявить творческих подход. Пришла усталость - необходимо отдохнуть, переключившись на другую деятельность; захлестнуло волнение - прежде всего надо успокоиться.
Очень важны условия, в которых человек пытается сконцентрироваться. Давно замечено, что лучше и быстрее всего данный процесс протекает в привычном месте, где человек постоянно работает. Сама атмосфера рабочего кабинета, стол или кресло как бы предрасполагают к продолжению обычных занятий. Важно и окружение: если на полную мощь включен магнитофон, из соседней комнаты доносятся звуки любимой передачи, близкие громко обсуждают какую-либо животрепещущую проблему, шансы сосредоточиться весьма малы. Но и создание стерильной обстановки, когда «слышно, как муха летит», тоже, как ни странно, может помешать. Физиолог Сеченов вспоминал, как в одной крупной библиотеке оборудовали специальные комнаты для научных сотрудников. Сюда не проникали никакие шумы извне, а звуки, возникающие внутри, поглощала обивка. Казалось бы, мертвая тишина обеспечивала комфортные условия для умственного труда. Но продуктивно работать никто не мог: через некоторое время ученые просто погружались в дремоту.
Бывают, конечно, случаи, когда все наши усилия тщетны и мы не можем справиться с собственной рассеянностью и неспособностью сосредоточиться. Тогда необходима помощь специалистов. Но, как правило, мы можем сконцентрировать свое внимание собственными силами.
Деятельность учителя
Предполагаемые ответы учащихся
- А теперь посмотрим на вариант сжатого изложения данного текста (слайд).
Быть сосредоточенным на каком-то предмете непросто. Нужно понять причины рассеянности. Если причина в скуке, надо найти в волнующем предмете что-то интересное; если усталость, необходимо отдохнуть. Важна обстановка, в которой человек находится, должны быть созданы условия, в которых человеку будет комфортно находиться.
Если все равно справиться не удается, нужно обратиться к специалисту.
- Удачно ли это изложение? Почему?
- Значит, чтобы успешно написать сжатое изложение, нужно обязательно полноценное понимание исходного текста.
- Давайте вспомним этапы работы с текстом. (слайд)
-
Определение темы текста
-
Определение идеи текста
-
Определение структуры текста
-
Определение микротем текста как частей общей темы
-
Моделирование сжатого изложения
- Какова тема текста?
- Какова идея текста?
- Подчеркните главную информацию, чтобы получился связный текст. Сформулируйте микротемы и выделите ключевые слова (слайды)
Хорошее внимание - настоящий капитал. Часто именно им объясняются успехи в учебе или работе; невнимание, напротив, влечет ошибки, промахи, неудачи. Неслучайно индивидуальные особенности внимания проверяют при поступлении ребенка в школу, при профессиональном отборе и определении здоровья человека. В некоторых ситуациях от внимания зависит сама жизнь - своя или других людей.
Иногда быть внимательным не просто, даже если мы честно прикладываем усилия, чтобы сосредоточиться на чем-то важном. Что делать, если необходимо собраться, а не получается?
Легче справиться с рассеянностью и неспособностью сконцентрироваться, если поняты их причины. Тогда ясно, в каком направлении двигаться. Скучно - значит, нужно попробовать пробудить в себе интерес к предмету, найти смысл, изюминку даже в самом скучном и нелюбимом занятии, проявить творческих подход. Пришла усталость - необходимо отдохнуть, переключившись на другую деятельность; захлестнуло волнение - прежде всего надо успокоиться.
Очень важны условия, в которых человек пытается сконцентрироваться. Давно замечено, что лучше и быстрее всего данный процесс протекает в привычном месте, где человек постоянно работает. Сама атмосфера рабочего кабинета, стол или кресло как бы предрасполагают к продолжению обычных занятий. Важно и окружение: если на полную мощь включен магнитофон, из соседней комнаты доносятся звуки любимой передачи, близкие громко обсуждают какую-либо животрепещущую проблему, шансы сосредоточиться весьма малы. Но и создание стерильной обстановки, когда «слышно, как муха летит», тоже, как ни странно, может помешать. Физиолог Сеченов вспоминал, как в одной крупной библиотеке оборудовали специальные комнаты для научных сотрудников. Сюда не проникали никакие шумы извне, а звуки, возникающие внутри, поглощала обивка. Казалось бы, мертвая тишина обеспечивала комфортные условия для умственного труда. Но продуктивно работать никто не мог: через некоторое время ученые просто погружались в дремоту.
Бывают, конечно, случаи, когда все наши усилия тщетны и мы не можем справиться с собственной рассеянностью и неспособностью сосредоточиться. Тогда нам необходима помощь специалистов. Но, как правило, мы можем сконцентрировать свое внимание собственными силами.
- Соотнесите микротемы и абзацы. Может ли один абзац включать не одну, а несколько микротем?
- Итак, сжимая текст, мы помним, что должны прозвучать все микротемы и каждая микротема должна быть сжата. Работая каждый у себя в тетради, постарайтесь использовать различные приемы сжатия текста.
- Проверяем работу и оцениваем в соответствии с экзаменационными критериями (слайды и бумажный вариант)
ИК-1 Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2)
ИК-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)
ИК-3 Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушений абзацного членения (2)
Всего- 7 баллов
- Таким образом, мы успешно справились с заданием. Надеюсь, что домашняя работа будет такой же удачной.
Передано основное содержание, но пропущено несколько микротем.
- Внимание.
- Хорошее внимание - настоящий капитал.
-
Умение быть внимательным очень важно в жизни.
-
Но иногда сосредоточиться очень трудно, даже если это необходимо.
-
Прежде всего, надо понять причину невнимательности и постараться устранить ее.
-
Для поддержания внимания очень важны условия: легче сосредоточиться в привычном месте работы; надо, чтобы не мешали окружающие; правда, абсолютная тишина может не помочь вниманию, а погрузить в дремоту.
-
Если ничего не помогает, нужно обратиться к специалисту, но обычно человек способен сосредоточиться и сам.
- Такое возможно.
Хорошее внимание - основа для качественной и продуктивной деятельности. Именно им объясняются личные успехи. Внимание не зря проверяют при поступлении в школу или профессиональном отборе - это важная составляющая работоспособности. Иногда от него зависит жизнь.
Быть сосредоточенным на каком-то предмете непросто. С этим легче справиться, когда понятны причины рассеянности. Если причина в скуке, надо найти в нелюбимом предмете что-то интересное; если усталость, необходимо отдохнуть. Также важна обстановка, в которой человек находится - нельзя допускать ни громкого шума, ни мертвой тишины. Должны быть созданы условия, в которых человеку будет комфортно находиться, лучше такие, к которым он уже привык.
Если все равно справиться с невнимательностью и рассеянностью не удается, нужно обратиться к специалисту. Но, как правило, мы можем сконцентрировать внимание собственными силами.
Рефлексия:
-
О чём мы говорили сегодня на уроке?
-
Чувствуете ли вы, что уже владеете приемами сжатия текста?
-
Какой из приемов вам показался наиболее доступным?
-
Каким приёмом сжатия текста вы воспользовались?
Оценивание работ учащихся
Домашнее задание: продумать средства связи между частями и написать сжатое изложение по тексту № 2 «О дружбе».
9