- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Пособие Литературный материал в схематическом изложении
Пособие Литературный материал в схематическом изложении
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шакирова Б.Б. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Настоящее пособие предназначено для учащихся общеобразовательных школ. Оно может служить пособием при подготовке к экзамену, может использоваться учащимися в качестве дополнительного материала для самостоятельных занятий. Предложенная форма: схемы - позволяет систематизировать материал, на основе схематического «упакования» темы позволяет увеличить объём запоминаемого материала на долгое время и применять знания в любой форме, облегчает процесс понимания сложных понятий и определений, позволяет быстрее запоминать материал.
Аннотация
Память- основа, на которой творит мозг. «Слуховой» канал памяти в 10 раз меньше, чем «зрительный». Зрительный канал памяти более эффективен. Зрительная память- память разносторонняя, которая влияет на усиление чувств, воображения, понимания. Исключается ненужная информация посредством сжатия материала. Усиление зрительной памяти на основе деления материала на смысловые части с выделением главного и второстепенного позволяет увеличить объём запоминающего материала. На основе схематического «упакования» литературной темы увеличивается объём запоминаемого материала на долгое время, появляется возможность применять знания в любой форме. Схематическое изображение для учащихся интереснее, чем лекции, а что интересно, то легко и быстро запоминается. Вся информация находится на одном листе. Экономится время.
Литературный материал в схематическом изложении
9 класс
Составитель: Шакирова Балгуль Букаевна
учитель русского языка и литературы Досовской основной школы
Содержание:
Понятие о литературном направлении - 5
Классификация литературных направлений - 6
Жанры литературного произведения - 11
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» - 15
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин » - 22
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»- 31
Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»- 44
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»- 56
Роман И.А. Гончарова «Обломов»- 59
Классификация литературных направлений
Повесть «Княжна Мери»
Из чего складывается конфликт?
Водяное общество
Печорин
Двойники Печорина
Двойники Печорина
Конфликт Печорина с обществом и с самим собой
-
живёт, совершает поступки, ошибается
Анализирует и судит
скептик, разочарован-ный человек, живёт «из любопытства»
Огромная жажда жизни, деятельнос-ти, желание понять свое назначение
Не может не чувство-вать красоту природы, переживания других
людей
Живёт не сердцем, а умом, взвешивает, разбирает свои поступки, но без участия
Не понимает женщин.
Хорошо знает , потому что любит, не боится их.
Мелкие, недостойные поступки. Приносит людям зло и страдания. Полная безнадёжность, сознание своей обречённости.
Необъятные силы души. Стремится «любить весь мир». Жажда полноты жизни.
Расценивает себя как «нравственного калеку»
«Глупец я или злодей, не знаю», но «достоин сожаления»
Грушницкий - карикатура на Печорина
Помещик
Экономический
упадок
Моральное
разложение
Манилов
Бесхозяйственный помещик
Праздный мечтатель, «рыцарь пустоты»
Коробочка
Мелочная скопидомка
«дубиноголовая»
Ноздрев
Безалаберный прожигатель жизни
Бесшабашный враль, мот и шулер
Собакевич
Прижимистый и упрямый хозяин
Оскотинившийся кулак
Плюшкин
Скряга, доведший своё имение и крестьян до разорения
«прореха на человечестве»
герой ярм
Помещик и его отличительная черта
Как эта черта проявляется в характере Чичикова
Манилов - слащавость, приторность, неопределённость.
Все жители губернского города признали Чичикова мужчиной, приятным во всех отношениях: «порядочный», «дельный», «благонамеренный», «знающий и почтенный», «любезнейший и обходительнейший», «преприятный»…
Коробочка-
мелочная скаредность.
Шкатулка Чичикова, в которой всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Павловны Коробочки.
Ноздрев-
самовлюблённость.
Желание и умение всем нравиться, испытывать расположение к себе со стороны всех - вот потребность и необходимость для Чичикова .
Собакевич - грубая прижимистость и цинизм.
Ноздрев замечает, что в Чичикове нет никакого прямодушия, ни искренности. Совершенный Собакевич!
Плюшкин- собирание ненужных вещей и тщательное их хранение
Во время осмотра города «…оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать её хорошенько», а затем «…свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать всё, что н попадалось».
Роль чиновников в «Повести о капитане Копейкине » и в истории приобретения мёртвых душ Чичиковым.
Лирические отступления и вставные эпизоды
Смысл названия
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Теория Базарова
Обломов и Штольц
Обломов
Штольц
Социальное положение
Барин
Представитель буржуазии
Отличительная черта
Паралич воли и беспробудная лень
Непреклонная воля и огромный запас деятельности и энергии
Чем живёт
воображением
Практическим делом, опытом, фактами
Идеалы жизни
Безмятежный покой
Культ труда и предприимчивости
Жизненная позиция
Апатичен к происходящему, всяческую деятельность воспринимает не иначе как суету
Всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то добивается
Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Обломовщина - ведущая тема романа.
Используемая литература:
-
Ю.М.Лотман «В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь». Москва . «Просвещение» 1988 г.
-
«Русская литературная критика 1860 - х годов». Москва «Просвещение» 1984 г.
-
С.М.Петров «Горе от ума» Москва «Просвещение» 1989 г.
-
В.Г.Белинский «О русских классиках». Москва «Художественная литература» 1986 г.
-
Н.А.Добролюбов «О классиках русской литературы». Москва «Детская литература» 1986 г.
-
В. В. Бадиков «Русская литература. Классика и современность». Алматы «Мектеп» 2005 г.
-
Методическое руководство «Русская литература» 9 класс Алматы «Мектеп» 2009 г.
-
«Я иду на урок литературы» 9 класс. Москва «Первое сентября» 2005 г.
-
«Русская литература. Периоды и стили». Алматы «Мектеп» 2008 г.
-
Методическое руководство «Русская литература»
8 класс Алматы «Мектеп» 2008 г.
63