Урок русского языка 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т Е М А У Р О К А : Употребление Ъ и Ь. Обобщающий урок.



Цель урока:

  • повторение и обобщение орфографического материала о правописании Ъ и Ь;

  • совершенствование правописных навыков;

  • формирование орфографической зоркости;

  • расширение лексического запаса слов с Ъ и Ь;

  • отработка орфоэпических навыков (умение правильно произносить слова с Ь);

  • подготовка к ЕГЭ.

I Организационный этап.

- приветствие;

- визуальный контроль готовности к уроку.

II Мотивационный этап.

- план урока;

- задачи урока;

III Проверка домашнего задания.

Весь класс проверяет домашнее задание,1 ученик работает у доски.

Задание : расставить знаки препинания в записанных на доске словах, объяснить причину употребления Ь и 3 основные функции Ь.

  1. Ах зачем я не поэт чтобы достойно воспеть тебя о Скрижаль о сердце и пульс Единого государства.

  2. Пусть никто кругом не видит в каких я чёрных несмываемых пятнах но ведь я-то знаю что мне преступнику не место среди этих настежь раскрытых лиц.

  3. Буду вполне откровенен абсолютно точного решения задачи счастья нет ещё и у нас… ( Е.Замятин «Мы»)

Работа с классом.

- Дома вы работали с текстом романа Е.Замятина «Мы». Напомню задание:

1 вариант - выписать из «Записи 1» романа сложноподчинённые предложения, в состав которых входят слова с Ь. Какова функция Ь в этих словах?

( 1.Близок великий час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьётся в мировое пространство.

2.Если они не поймут, что мы несём им математически-безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми.)

2 вариант - выписать из «Записи 2» слова с разделительным Ь и слова, в которых Ь употребляется для смягчения согласных.

( Разделительный Ь: деревьев, почтительностью, батальон, резкостью, обезьяньи, уверенностью; Ь для смягчения согласных: пыль, стерильное, весь, глубь, дальше, только, сознательно, здесь, дополнительную, жизнь, седьмой, пропасть, день, обезьяньи, почтительностью, следовательно, пятьдесят, мелькнули, неправильно, скорость, меньше, день)

- В каких случаях Ь употребляется для обозначения мягкости согласных?

IV Проверка задания на доске.

- В этих предложения отражена духовная эволюция героя романа Д-503. А каковы были этапы этой духовной эволюции главного героя?

V Подготовка к ЕГЭ. Аналитическая орфоэпическая словарная работа.

Спишите записанные на доске слова, расставьте правильно ударение.

ПОЗВОНИШЬ ГОСПИТАЛЬНЫЙ

ИСПОДВОЛЬ ЩАВЕЛЬ

ЛОМОТЬ КОРЫСТЬ

КРЕМЕНЬ КОКЛЮШ

ДОНЕЛЬЗЯ САЖЕНЬ

ПЕТЕЛЬКА МЕЛЬКОМ

VI Распределительный диктант. Употребление разделительных Ъ и Ь.

Несмотря на кажущуюся простоту и освоенность данной орфограммы, она таит в себе ряд сложностей, особенно при написании слов иноязычного происхождения.

- Когда используется разделительный Ъ, а когда разделительный Ь?

Все слова, диктуемые учителем распределить в 3 столбика

Ъ

Ь

БЕЗ Ъ И Ь



Безъядерный, разобщить, разъяриться, фельетон, фельдъегерь, сэкономить, дьячок, адъютант, бьёт, медальон, конъюнктура, вьюк, детясли, двухъярусный, интерьер, сагитировать, арьергард, уехать, абъюрация, адъюнктура.

- Дома, используя «Толковые словари», вы определили лексическое значение некоторых иноязычных и исконно русских слов. (Проверка домашнего задания)

( Адъютант - офицер (в некоторых армиях также прапорщик, мичман), состоящий при военном начальнике для исполнения служебных поручений или для выполнения штабной работы.

Арьергард - часть войск (или флота), находящаяся позади главных сил.

Дьячок - в православной церкви: низший служитель, псаломщик.

Фельдъегерь - военный или правительственный курьер для особо важных поручений.)

- Сегодня мы узнали ещё ряд заимствованных слов.(Записать новые слова и их лексическое значение).

Абъюрация - публичное отречение от веры или своих убеждений.

Адъюнктура - аспирантура в военных академиях.

Конъюнктура - создавшееся положение, обстановка в какой-либо области общественной жизни.

Конъюнктурщик - беспринципный человек, действующий в зависимости от сложившейся в данный момент обстановки, от стечения обстоятельств.

VII Проверка домашнего задания. Подготовка к ЕГЭ.Ь после шипящих.

- Расскажите о правописании Ь после шипящих на конце слов.

Проверка теста по цепочке.

(см.:Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2011. Вступительные экзамены.-Ростов- на - Дону, 2006 , стр.163 - 165, вопросы 180 - 189)

VIII Работа с перфокартой. Обобщение. Употребление Ъ и Ь.

(По материалам тестов сборника «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ»).

Учитель читает слова построчно, учащиеся заполняют перфокарты.

ПК - 1

I

II

III

IV

1

СУБЪЕКТИВНО

ПРЕДЪЯВИТЬ

СТЕЛЕШЬ

НАРЕЖЬ

2

КОМПЬЮТЕР

ВАРЬИРОВАТЬ

БЕЗЪЯДЕРНЫЙ

СЪЁЖИТЬСЯ

3

ИНЪЕКЦИЯ

ОБЪЯВЛЕНИЕ

НАВЗНИЧЬ

ФАЛЬШЬ

4

БИЛЬЯРД

ПЬЕДЕСТАЛ

ТРЁХЪЯЗЫЧНЫЙ

СВЕРХЪЁМКИЙ

5

СЪЯЗВИТЬ

КИНОСЪЁМКА

БЕЛЬЭТАЖ

СБОРЩИК

6

ПРЕМЬЕРА

ЛАЕШЬ

ВЪЯВЬ

ЗАМУЖ

7

СВЕРХЪЯСНЫЙ

МЕЖЪЯРУСНЫЙ

ЯНВАРСКИЙ

ИЗЪЯН

8

ПУСТОШЬ

СТРИЧЬ

СЫМПРОВИЗИРОВАТЬ

ЛЬСТИТЬ

9

ПОДЪЁМ

КАМЕНЩИК

РАЗЪЯРЁННЫЙ

ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ

10

КАНЬОН

КОЛЮЧ

ШЬЁМ

БЕРЕЧЬ

IX Дифференцированная самостоятельная работа с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Во время самостоятельной работы учащихся учитель проверяет перфокарты.

X Подведение итогов урока. Рефлексия.

XI Домашнее задание :

Подготовка к ЕГЭ. Написать сочинение рассуждение (200-300 слов), в качестве темы используя строки стихотворения А.Галича, взятые нами в качестве эпиграфа к уроку по роману Е.Замятина «Мы»:


Не бойтесь сумы, не бойтесь тюрьмы,

Не бойтесь мора и глада,

А бойтесь единственно только того,

Кто скажет - я знаю, как надо!


© 2010-2022