- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интеллектуальная игра для старшеклассников (русский язык и литература)
Интеллектуальная игра для старшеклассников (русский язык и литература)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Командир Л.З. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАЗМИНКА
-
В связи, с чем поэт В. Жуковский подарил А. С. Пушкину свой портрет? Какая надпись была на портрете?
-
в основе какого Пушкинского стихотворения лежит летописный рассказ?
-
К какому произведению эпиграфом была взята пословица «Береги честь смолоду»?
-
О ком пишет А. С. Пушкин: «Мой первый друг, мой друг бесценный»?
-
Из какого произведения А. С. Пушкина цитата «Мы все глядим в Наполеона»?
-
Кому посвящено стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»?
-
Кто из литературных героев «не хотел учиться, а хотел жениться»?
-
Кто так охарактеризован: «И золотой мешок, и метит в генералы»?
-
Какой известный поэт принимал участие в выкупе Т. Г. Шевченко?
-
Какие басни И. Крылова и Л. Глебова имеют одинаковые названия?
-
Кто написал пьесу - сказку «Снегурочка»?
-
Назовите имя и профессию автора, написавшего философскую сказку «Маленький принц»?
-
Кому принадлежат следующие строчки:
«Добродетель в нужде,
А ничтожество в славе.
Торжествует любовь
Лишь в богатой оправе»?
-
В каком стихотворном жанре писал Омар Хаям?
-
Какое произведение послужило возникновению выражения «Драться с ветряными мельницами»?
-
Назовите автора строчек:
«Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать»
-
Как звали принца Датского из одноименной повести Шекспира?
-
Кто из писателей был на дипломатической службе в Персии и погиб там?
-
Как об этом говорят?
-
Об очень большой темноте.
-
Об удачливом счастливом человеке.
-
О том, к чему трудно придраться.
-
О том, кто сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.
-
О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном положении.
-
О том, кто часто меняет свои решения.
-
Определи автора выражения.
-
«Счастливые часов не наблюдают».
-
«Тришкин кафтан»
-
«Демьянова уха».
-
«Герой не моего времени».
-
«С корабля на бал».
-
«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».
Литературный тур
-
Найдите хозяина вещи. В черном ящике находятся вещи, которые принадлежат литературным героям. Кому принадлежат эти вещи и что они символизируют?
-
Халат.
-
Пепельница.
-
Зеркальце.
-
Герои литературных произведений о себе.
-
Я богатая, образованная и очень чувствительная девушка. На мою любовь претендуют несколько человек, но наиболее симпатичен мне робкий скромный юноша. Хотя мое имя и означает «мудрая», я все-таки ошиблась насчет моего избранника.
-
Я не могу понять почему все восхищаются моей сестрой, а не мной? Я ведь гораздо красивее ее и умнее. Всегда старалась все говорить правильно и делать правильно, а меня даже в моей семье не очень-то и любят.
-
Я богат, хорош собой, недавно приехал из Германии, где изучал философию, поэзию. Да я и сам поэт с пылкой душой и восторженной речью. Хотя мой кошелек и черные до плеч кудри привлекают многих девушек, я пленен голубоглазой красавицей, с которой мечтаю соединить свою жизнь.
-
Что принадлежат литературному герою?
-
Этот предмет принадлежит Раскольникову («Преступление и наказание»). Ему жалко было расставаться с этим предметом, т. к. это память об отце, но все-таки он отдает его в чужие руки. Что это за предмет? Кому и с какой целью отдает его Раскольников?
-
Эту вещь (предмет) дали на время Екатерине («Гроза»). Она долго не хотела брать его, хотела даже выбросить, но все-таки взяла. Что и с какой целью взяла Екатерина?
-
Эта вещь принадлежит двум литературным героям (у каждого своя). Один из них важный - человек, с которого то м дело эту вещь снимают, а другой - мелкий чиновник, бедный, несчастный, потеря этой вещи стоит ему жизни. Что это за вещь и кому она принадлежит?
-
О каком литературном герое идет речь?
-
«Хотя я поставил себе целью изучить его, должен, к стыду моему, признаться, что до последней минуты его душа оставалась для меня тайной за семью замками. Этот высохший старикашка вдруг вырос в моих глазах стал «фантастической фигурой, олицетворением власти золота».
-
Кто из литературных героев проповедует следующие взгляды: «Возлюби, прежде всего, самого себя, ибо все на свете, на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь, как следует…».
-
«…Надо чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась…» - думал он. Кто из героев так думал?
-
Сценки из литературных произведений.
-
Объяснение Хлестакова в любви Марье Андреевне. (Сцена из «Мертвых душ»)
-
Разговор Екатерины и Варвары (Сцена из «Грозы»)
-
Разговор двух генералов (Салтыков - Щедрин)
-
Почему, зачем, с какой целью?
-
Почему Е. Онегин оказался в деревне?
-
Зачем Чичиков покупает мертвые души?
-
С какой целью Пьер Безухов едет в осажденную французами Москву?
Центон
Еще в Древнем Риме поклонники какого-нибудь поэта, желая выразить восхищение его творчеством, составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором проявлялся новый смысл. Такое произведение называется центон (с лат. «одеяло из цветных лоскутков»)
Позже составление новых произведений стало литературной игрой. Отгадайте, из каких произведений составлены эти центоны.
-
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз,
Что ищет он в стране далекой,
Кусая длинный ус?
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы,
Не мог щадить он нашей славы.
Ворчали старики:
«Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
-
Мчатся тучи, вьются тучи,
Мутно небо, ночь мутна
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
Наша бедная лачужка
И печальна, и томна.
-
Однажды в студеную зимнюю пору
(Случай предвидимый, чуть не желательный)
Гляжу поднимается медленно в гору
Русской земли человек замечательный,
В больших сапогах, в полушубке овчинном
Милое сердце ему улыбалось,
Тут ему бог позавидовал:
Жизнь оборвалась.
Плачь, русская земля.
-
Чародейкою зимою
Я встретил вас - и все былое,
Как бы резвяся и играя,
В отжившем сердце ожило,
И под степенной бахромою,
Неподвижною, немою,
…Сердцу стало так тепло…
-
Я пришел к тебе с приветом,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой,
Сияла ночь горячим лунным светом…
И жизни нет конца, и цели нет иной.
И лобзания… И слезы…
И заря, заря.
-
Глаза, как небо, голубые
Улыбка, локоны льняные…
Исполнились мои желанья
Тебя Творец мне ниспослал,
Тебя моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Лингвистический тур
-
Определите выражения.
-
В старину на Руси было распространено взяточничество. Но то, что приносили с собой, спрятав под полой, называлось тогда не взяткой, а «приносом» (ил «носом»). Если нос принимали - то можно было надеяться на успешный исход дела. Если же от него отказывались, то приноситель уходил со своим «носом» обратно. Назовите выражение вышедшее из того явления, что оно обозначает?
-
Поляки противопоставляют воробья соколу, индусы - голубя павлину, итальянцы - яйцо курице. А русские?
-
Определи сказуемые, выраженные устойчивыми сочетаниями слов.
-
Он взглянул на нее и вдруг упал духом.
-
И опять свет померк в его глазах.
-
Происходит это выражение от старинного анекдота: «Искали однажды вора, не смогли найти и обратились к знахарю. Знахарь повел потерпевших на базар, где обычно все собирались и вдруг что-то крикнул в толпу. Какой-то человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором.» с тех пор о человеке который невольно выдает себя нечаянным словом или движением, говорят словами знахаря, крикнувшего в толпу. Что крикнул в толпу знахарь?
-
Какого цвета бывает тоска?
-
Замени одним словом (наречием):
-
Каждый день.
-
По собственному желанию.
-
Исчез, не оставив никаких следов.
-
Не часто, время от времени.
-
Очень быстро, на короткое время.
-
«В старину медные, золотые и серебряные нити для церковных риз, офицерских эполет и для вышивки по бархату изготавливали вручную. Раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая называлась «Канитель». Делалось это очень долго. Отсюда пошло выражение…». Назовите выражение, обозначающее «медлительное затянутое действие».
-
В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее?
-
Как выразить короче следующие мысли
-
Все обрадовались, когда он пришел.
-
Когда закончатся уроки, мы пойдем домой.
-
Когда эта книга появилась в печати, она была с радостью читателями.
-
«Аристотель считал, что небо состоит из семи неподвижных сфер (огромных прозрачных колпаков), на которых якобы покоятся звезды, планеты и т. д. седьмое небо, по его мнению, было обиталищем ангелов, раем», какой фразеологизм выражает высшую степень радости, счастья?
-
Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане?
-
«Скоро в магазин привезут новые товары». Как изменится предложение, если глагол «привезут» заменить глаголом «поступят»?
-
«При церковных обрядах, чтобы благословить людей и выделить их среди других, смазывали их лбы маслянистым ароматическим веществом, которое называется «миро»». Как сейчас иронически говорят о людях, которых определяет какая-либо черта (обычно отрицательная, исходя из этого обряда)?
-
Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей?
-
Укажи метафору:
-
Разгорелся день веселый, морем улицы шумят.
-
Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперед от звезды до звезды.
-
В отдалении еще толпились тяжелые громады туч.
-
В саду горит костер рябины красной.
-
«Древние греки поклонялись Фемиде - богине порядка и правосудия. Ее изображали с весами в одной руке и мечом в другой. На глазах у нее была повязка - символ того, что, кто бы ни предстал перед богиней, она будет вершить свой суд беспристрастно». В наше время это выражение обозначает принципиальную критику, вскрывающую недостатки в деятельности человека занимающего высокое положение. Назовите это выражение, ставшее устойчивым фразеологическим оборотом.
-
Говорят - «искать по горячим следам». А может ли быть след холодным?
-
Найдите лишнее слово:
-
В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран.
-
Мы вновь возобновили переписку с друзьями.
-
На площади собралось тысяч пять человек народу.
Культура речи
-
Поставьте правильно ударение:
Балованный, у аэропорта, банты, завидно, договор, дояр.
-
Исправьте ошибки:
-
Ложи вещи на полку.
-
Меньшая половина класса.
-
Красивая тюль.
-
Обвинить за грубость.
-
Поставьте правильное ударение:
Цемент, шарфы, шелковица, досуг, красивее, газопровод.
-
Исправьте ошибки:
-
Крепкое кофе.
-
Вымыть шампунью.
-
Оплатить за проезд.
-
Обоих девочек.
-
Поставьте правильно ударение:
Цепочка, цыган, черпать, ходатайствовать, углубить, две простыни.
-
Исправьте ошибки в сочинениях
-
В романе «Евгений Онегин» Пушкин изобразил энциклопедию русской жизни.
-
Татьяна ответила, что я другому отдана и буду век ему верна.
-
Он влачил жалкое сосуществование.
-
Поставьте правильно ударение:
Поняла, обеспечение, прозорливый, торты, танцовщик, ткала.
-
Назови одним словом:
-
Тот, кто предан Родине.
-
Тот, кто угождает тому, от кого надеется получить выгоду.
-
Тот, кто заботится только о своем благополучии.
-
Территория, на которой запрещена охота, рыбная ловля, рубка деревьев.
-
Поставьте правильно ударение:
Развитая, промышленность, кедровый, километр, корысть, некролог.
-
Укажите случай неверного сочетания слов:
-
Владимир кидает Онегину перчатку.
-
Благодарю вас, я покушал недавно.
-
Максим Максимович сильно привязался к Бэле.
-
Представили слово Иванову.