Урок по литературе на тему: «Проблематика рассказа М. А. Шолохова «Слово о Родине»

Тема: «Проблематика рассказа М.А.Шолохова «Слово о Родине»Участники – учащиеся 6 классаЦель: приобщение к литературному наследию родного края; развитие чувства патриотизма, аналитического мышления.Задачи:- образовательные: познакомить с творчеством М.А.Шолохова; продолжить работу над анализом художественного текста;- воспитательные: воспитание духовно богатой личности; воспитание чувства патриотизма;- развивающие: развитие устной и письменной речи, навыков аналитической работы с текстом произвед...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Конспект урока литературы



Тема: «Проблематика рассказа М.А.Шолохова «Слово о Родине» (урок проведен в рамках тематической недели)

Класс - 6 «А»

Дата проведения: 13.12.14г.

Учитель Мамаева Е.В.

Цель: приобщение к литературному наследию родного края; развитие чувства патриотизма, аналитического мышления.

Задачи:

- образовательные: познакомить с творчеством М.А.Шолохова; продолжить работу над анализом художественного текста;

- воспитательные: воспитание духовно богатой личности; воспитание чувства патриотизма;

- развивающие: развитие устной и письменной речи, навыков аналитической работы с текстом произведения; всей когнитивной сферы личности.

План урока:

  1. ОНУ

  2. Целеполагание.

  3. Актуализация знаний. Проверка читательского восприятия.

  4. Актуализация знаний.

  5. Чтение отдельных глав произведения как основа его изучения.

  6. Аналитическая работа над текстом произведения.

  7. Заключительное слово учителя. Итоги урока.











Ход урока:

Ребята, наш урок посвящен памяти великого писателя М.А.Шолохова. Все вы знаете, что Михаил Александрович был нашим соотечественником. Его перу принадлежат всемирно известные романы - «Тихий Дон» и «поднятая целина». Шолохов - один из 4-х писателей России, удостоенный звания Нобелевского лауреата по литературе за неподражаемый роман-эпопею «Тихий Дон». С этим произведением мы с вами будем знакомиться в 11 классе, а сегодня обратимся к изучению рассказа Михаила Александровича «Слово о Родине».

- Ребята, как вы думаете: почему из немалого числа рассказов Шолохова я выбрала именно этот? (Мнения детей).

-Хорошо. Давайте проанализируем название произведения. Вы уже знакомы с его содержанием. Ответьте на вопрос: что такое Родина вообще? А что такое Малая Родина? Ребята, в рассказе автор говорит о Родине в широком смысле этого слова или о Малой Родине? Докажите примерами по тексту. (Учащиеся зачитывают примеры).

- Скажите, какова тема этого рассказа?

- Какова идея произведения?

- Как вы думаете, с какой целью М.А.Шолохов писал данный рассказ? Что он хотел донести до читателя? Получилось ли у него это?

- Ребята, какова композиция произведения?

- Какие композиционные приемы использует автор для того, чтобы лучше передать картину, описываемых событий?

- Зачитайте описания пейзажных зарисовок и объясните их роль в художественном тексте.

- Как вы думаете, с какой целью Шолохов использует слова-предложения?

- Найдите и зачитайте в пейзажных зарисовках изобразительно-выразительные средства. С какой целью их использует автор?

- Ребята, есть ли в данном произведении конкретные герои?

- Кто является героям (ми) рассказа?

- Каково отношение писателя к героям, отдавшим свои жизни за Родину, за мир на Земле?

- Найдите по тексту и зачитайте описание жизни людей, оставшихся в живых, но навсегда «обожженным» войной.

- Ответьте: каким образом война повлияла на их жизнь? Что поменяла в их сознании?

- Найдите по тексту и зачитайте описание душевного состояния безымянного старика и его жены, которые потеряли на войне сыновей.

-Зачитайте предложения, которые передают состояние этих стариков?

- Ребята, как вы думаете: почему люди, потерявшие детей, не плачут? Как вы понимает смысл фразы «без слёз оплакивающей погибших сыновей»?

- Зачитайте по тексту слова, которые передают душевное состояние старика. Как вы думаете: в прямом ли значении автор употребляет фразу «невидящими глазами» при описании старика?

- С какой мольбой обращается автор к читателю? Найдите по тексту и зачитайте.

- Зачитайте описание послевоенного пейзажа. Каким автор описывает на вкус хлеб, созревший на полях, где не так давно происходили кровавые сражения? Зачитайте по тексту.

- Какое по вашему мнению значение имеет выразительный эпитет «горьковатый вкус»?

- Ребята, зачитайте, как Шолохов описывает возрождение страны в поствоенное время?

- Как вы думаете, что помогает людям с большим воодушевлением восстанавливать разрушенное?

- Ответьте на вопрос: возможно ли излечиться от «ран», нанесенных войной? Почему?

- Найдите по тексту и зачитайте ответ на вопрос: для чего, по мнению писателя, необходимо быть верными сынами своего Отечества? Чего никогда не должен забывать человек? Что по представлению Шолохова, всегда будет бессмертным?

Заключительное слово учителя: сегодня на уроке мы с вами приобщились к творчеству «певца Донского края» - М.А.Шолохова. Безусловно, писательский труд этого человека не исчерпывается одним рассказом. Но произведение «Слово о Родине» заставляет нас задуматься о многом, тем более в наше непростое время.

- Ребята, вы как вы думаете: почему (и по мнению, Шолохова, в том числе) советский народ одержал победу в ВОВ? Ведь с точки зрения технического оснащения советская армия в разы уступала немецкой? В чем заключалась сила и мощь советского народа?

- Итак, на этом наш урок окончен. Хочется верить, что все, о чем мы с вами говорили сегодня на уроке не пройдет мимо вашего сознания, ну а к творчеству писателя вы проникнитесь интересом и обратитесь к его изучению. Лично я, на данный момент, советую почитать вам рассказы «Нахалёнок», «Родинка».

Урок окончен. Спасибо за внимание!

© 2010-2022