Методика работы на уроке РКИ над художественным произведением

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №50»

(ГБПОУ ПК №50)







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Методика работы на уроке РКИ

над художественным произведением

(на примере рассказа К.Г. Паустовского

«Растрепанный воробей»)



Преподаватель Авилова Елена Николаевна, высшая квалификационная категория

















Москва,

2015 г.

Современная методика обучения РКИ (русского как иностранного) реализует практическую цель обучения с ориентацией на личность учащегося как равноправного речевого партнера в русле коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.

Проблемы обучения РКИ являются предметом исследования школьной педагогики (Л. И. Айдарова, Ш. А. Амонашвили, А. А. Алхазишвили, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. С. Лейтес, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, В. В. Рубцов, Л. В. Щерба, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и другие). Изучение как родного, так и иностранного (неродного) языков уже в детском и подростковом возрасте имеет большое воспитательное и образовательное значение. Любой язык формирует положительные личные качества человека, дает возможность познакомиться с традициями, культурой и жизнью народа, а иностранный язык, помимо этого, воспитывает толерантное отношение к другому народу, интерес и уважение к его культуре (И. Н. Верещагина, Н. Д. Гальскова, В. В. Дронов, А. А. Леонтьев, Е. И. Негневицкая, З. Н. Никитенко, В. Г. Ниорадзе, Н. Н. Поддъяков, С. Ю. Ремизова, С. И. Селиванова, О. Е. Сергеева и другие).

Использование художественных текстов на практических языковых занятиях не является новым направлением в методике преподавания РКИ. Методистов и преподавателей-практиков привлекают как сами по себе художественные тексты в качестве средства обучения языку, так и прецедентные явления, содержащиеся в текстах, активно употребляемые в живой разговорной речи. Это делает тексты художественных сказок неотъемлемым фактом языка и речи, включая их в языковое сознание носителя языка.

Объектом исследования является процесс обучения чтению на уроках РКИ обучающихся, владеющих элементарным уровнем русского языка на материале художественных текстов сказок.

Цель исследования - изучение лингвометодического потенциала сказок и разработка методики работы с художественными текстами в детской аудитории в соответствии с психологическими особенностями учащихся РКИ.

Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что обучение чтению и русскому языку как иностранному обучающихся, владеющих элементарным уровнем владения русским языком, можно оптимизировать за счет привлечения художественных текстов, соответствующих психолого-возрастным особенностям контингента, т.к. в учебном процессе художественный текст является средством создания естественных коммуникативных ситуаций. В силу возрастных особенностей нужны тексты, которые задействуют как игровую, так и учебную деятельность. Безусловно, такими текстами являются сказки. Особенность этих текстов - их небольшой объем и запоминающийся сюжет. Обращение к художественным сказкам как к материалу обучения РКИ объясняется концентрацией в них лингвистических, страноведческих и культурологических явлений, имеющих большое значение для учебного процесса.

В методике преподавания иностранных языков в качестве материала для обучения чтению более эффективным считается чтение аутентичных текстов (нежели учебных). Несмотря на сложность их понимания иностранными учащимися, ряд факторов говорит в пользу использования на практических занятиях аутентичных текстов как оптимального средства обучения языку и шире - иноязычной культуре (Е. И. Пассов).

Материалом исследования послужил текст рассказа К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей». При обучении чтению на уроках РКИ знания иностранных студентов пополнятся элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе - писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка).

Текст рассказа подвергся минимальной обработке: были сокращены для удобства работы и незначительно адаптированы с точки зрения употребления сложных синтаксических конструкций. Основная цель предлагаемой работы - формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе работы с оригинальным литературным текстом.

Обучающиеся получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении). Использование приемов сугесто-сематической методики раскрепощает учащихся, позволяет актуализировать коммуникативную компетенцию и реализовать их творческий потенциал. С такой же методической целью предложены послетекстовые задания, в которых ответы на вопросы преподавателя предполагают активное использование грамматических конструкций и соответствующей лексики.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Языковой материал сопровождается иллюстрациями, также позволяющими актуализировать коммуникативный принцип обучения. Иллюстрации созданы таким образом, чтобы учащиеся могли их раскрасить и дополнить своими деталями, расширить зрительный ряд, что позволяет создавать эффект соавторства и создать повод для составления рассказа по картинке.

К тексту составлен небольшой словарик, в котором даются толкования слов и выражений. Фразеологизмы, пословицы и поговорки, сведенные в словарик учащимися, позволят развивать языковую догадку у учеников, активно расширять их пассивный словарь, а также формировать у них адекватную языковую картину мира через знакомство с особенностями развития основных лексических значений слова и выражения. Само чтение текста предполагает еще один важный аспект обучения - работу над ударением и интонацией (работа вместе с преподавателем). Далее предполагается прочитать «про себя». Это упражнение дает возможность учащимся самостоятельно подвести итог всей проделанной в классе работе, т.е. включает его аналитические способности. Заключительный этап - ответы на вопросы к тексту, позволяющие выяснить, насколько глубоко обучающийся понял содержание прочитанного. Особую роль играют специальные творческие задания, завершающую работу над текстом, - выполнение рисунков по сюжету сказки и последующее их обсуждение.

Главное в этой работе - это не только изучение новой лексики, сколько умение ориентироваться и использовать языковой материал для построения самостоятельного высказывания.

Таким образом, курс литературного чтения РКИ нацелен на решение следующих основных задач:

развивать у обучающихся способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

учить иностранных студентов чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;

развивать поэтический слух обучающихся, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

обогащать чувственный опыт иностранного студента, его реальные представления об окружающем мире и природе;

формировать эстетическое отношение обучающегося к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.



РАЗРАБОТКА УРОКА

Цели урока:

познакомить с произведением К.Г. Паустовского "Растрёпанный воробей";

развивать умение работать с художественным текстом,

анализировать его; развивать интерес к исследовательской деятельности;

обучаться работать в группе и индивидуально по плану;

воспитывать любовь к природе, к окружающему миру; чувство сострадания к "братьям меньшим".

Развивать ассоциативное мышление, внимание, память.

Объект исследования: сказка К. Г. Паустовского "Растрепанный воробей".

Предмет исследования: проблема человеческого счастья в сказке.

Участники: иностранные студенты (Непал) 1 курса. Темп урока и объем языкового материала, предъявляемый на уроке, зависит от многих факторов. Время на изучение материала - 8 часов.



Ход урока

  1. Предтекстовые задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прочитать слова писателя (эпиграф урока).

«Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости».

К.Паустовский

Как понимаете?

В кого, во что будем всматриваться, вслушиваться?

Методика работы на уроке РКИ над художественным произведением

Сегодня мы с вами будем читать рассказ

К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей»

- К. Г. Паустовский родился в Москве, в 1892 году (краткая творческая биография писателя)

Пишет на доске: Рассказ К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей»

1.Характеристики героев.

Их взаимосвязь.

Художественные средства.

2.Особенности построения.

3.Пейзаж Паустовского



Этот текст нужно не просто читать, а вчитываться, всматриваться, т.е. быть очень внимательными, и тогда мы увидим что-то новое для себя.

Будем всматриваться в героев, в их взаимоотношения, наблюдать художественные особенности текста.

Упражнения для развития речевого аппарата (речевые разминки)

Исходя из выявленных затруднений, подбираю и провожу в начале урока чтения на незнакомом тексте специальные упражнения для совершенствования техники чтения.

Задание: преподаватель читает. Поставь ударение. Слушай интонацию.

"Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое".

- Прочитай предложение медленно, четко проговаривая слова.
- Прочитай предложение быстро, четко проговаривая слова.
- Прочитай предложение с ускорением.
- Прочитай предложение шепотом другому.
- Прочитай предложение с повышением и понижением голоса.

Упражнение на четкое произношение гласных, гласных и согласных, различное сочетание гласных.

ао оа аи иа ои
ао ои уа ау ыа
уы ыу оу уо оы
аэ оэ аи уэ эу

аоу оиа аыи уаи
уоа иаа эуэ оао
ыээ оуо аооа
уауа аыуо уыао

Прочитайте на одном выдохе.

а-о-у-э-ы
о-у-ы-а-э
а-ы-о-э-у

Прочитайте слоги на одном выдохе, делая ударение на выделенном.

ра-ро-ру-ры-рэ
ря-рё-рю-ри-ре
арь-орь-урь-ырь-ерь

Прочитайте звуки и слоги на одном выдохе, повышая голос к концу строки (понижая голос в конце строки, как в конце предложения).

я-е-ю-и
о-ё-а-я-ы-и
ре-рё-рю-ря
ле-лё-лю-ля
лы-ли-ны-ни

Прочитайте на одном выдохе. 3 раза: шёпотом, тихо, громко.

ла-лэ-лы-лу-ло
ал-эл-ыл-ул-ол
кла-клэ-клы-клу-кло

Упражнение. Впишите окончание. Прочитайте. Задайте вопросы к глаголам.

Вороб… сидел на ветк…и чирикал.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.

- Чтение слабочитающими обучающимися слов с предварительной разбивкой их на слоги.

Например:

про-ис-шест-ви-е
вос-хи-ти-тель-но

- Чтение слов, к которым даны сноски.

Провести словарную работу. Вместе с преподавателем читаем новые слова, ставим ударение и объяснения к ним:

Слова для справок:

Бескорыстный - чуждый корыстных интересов.

Ирония -тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый.

Любопытный - отличающийся любопытством.

Любопытство - стремление узнать, увидеть что-нибудь новое; мелочный интерес к каким-либо подробностям.

Патриот - человек, одушевленный патриотизмом.

Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

Пейзаж - вид какой-нибудь местности; рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.

Путешествие - поездка или передвижение пешком по дальним странам.

Путешествовать- совершать путешествие.

Рассказ - художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.

Рыцарь - в феодальной России лицо, принадлежавшее к военно-землевладельческому сословию; перен. самоотверженный, благородный человек.

Сварливая к чему-либо. - ворчливая, склонная к ссорам

Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Странник - человек, странствующий пешком.

Странствовать - вести жизнь странника.

Счастье - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; успех, удача. Торба - мешок с овсом, который подвешивали в морде лошади.

Юмор - беззлобно-насмешливое отношение

Упражнение на (ассоциативное) запоминание

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Запомните загадку. Чтобы лучше запоминать, предлагаю рисовать по ходу чтения.

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

- (Рисунок) Повторите.

Подумайте, к каким птицам относятся эти качества?

"Маленькая птичка с серо-черным оперением, живущая обычно близ жилых строений, пугливая, шустрая, проворная, драчливая"?

"Всеядная птица, серая с черным или черная, крикливая, хитрая, вороватая"?

(Слова на доске открываются)

Преподаватель. Как в русском языке, одним словом, называем эти слова? Почему?

Прочитайте загадки, отгадайте их.

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Это …

- Прочитайте загадку медленно.

- Прочитайте её по слогам.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте выразительно.

Птица чёрная кружится,

Не боится - к нам садиться

Поклевать мою еду:

Вдруг не хватит макарон

На прожорливых …

- Прочитайте загадку орфографически.

- … орфоэпически.

- Прочитайте её быстро.

- Прочитайте с выражением.

- По каким признакам вы узнали, что речь идёт о вороне?

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».

Я - весёлый воробьишка,

Серый маленький воришка, я беспечен и болтлив,

И пуглив,

Чив, чив,

Мне едою служат мошки,

Мне едою служат крошки.

Я хитёр и шаловлив,

Суетлив,

Чив, чив.

- Прочитайте, выделяя главные слова.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте медленно.

- Прочитайте выразительно.

Как бы вы назвали это стихотворение?

Прочитайте загадку хором и отгадайте её.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый …

- Прочитайте по слогам.

- Прочитайте «скороговоркой»

- Прочитайте выразительно.

- Что из этой загадки вы можете узнать о воробьях?

Учащиеся рисуют.

Воробей.



Воробей и ворона.

Словарные. Написание этих слов нужно запомнить.


Ворона



Ворон


По окраске - она сероватая; ворона любит воровать всё блестящее; она кричит хрипло. Ещё здесь говорится, что это прожорливые птицы.




Воробей. Воробьишка. Маленький воришка …

Воробей


Притекстовое задание

К.Г. Паустовский назвал свое произведение "Растрепанный воробей". Как вы думаете, почему?

учащиеся предполагают, фантазируют.

Задание. Слушайте, как читает текст преподаватель, и ставьте ударение в словах.

Послетекстовые задания

Задание. Сравним текст рассказа с ним наши предположениями и посмотрим, насколько правильными были наши догадки, которые мы сделали только на основе заголовка.

Незнакомый текст читается преподавателем. Следует остановиться в тот момент, где сюжет может развиваться в разных направлениях. Слова «вдруг», «однажды», «но вот», «и тут», предполагают неожиданность следующего события. Здесь нужно остановиться и попросить ребят предположить, что будет дальше. Такое неформальное отношение к сюжету захватывает обучающихся, позволяет применить свой житейский и эмоциональный опыт, фантазировать, придумывать.

В процессе чтения ведется словарная работа над непонятными словами.

Преподаватель поясняет эти слова, ставит логическое ударение.

Работа после чтения текста.

- Постарайтесь перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно станьте не только наблюдателями, но и участниками событий. Подумайте, так ли все было? Что все же могло быть в реальном мире? Сказка ли это или что - то иное?

Преподаватель. Найдите в словаре С.И. Ожегова значение слов рассказ и сказка. (Работа учащихся со словарем С.И. Ожегова)

Обучающиеся. Рассказ - малая форма эпической прозы, повествовательное произведение не большого размера. Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Ребята, сейчас мы с вами будем читать текст, и делить его на части - «кадры». Потом каждому кадру дадим название, и у нас получится небольшой диафильм к прочитанному отрывку. - Что такое диафильм? (предположения)

Диафильм - (от греч. diá - приставка, здесь означающая переход от начала до конца, и фильм), короткометражный фильм, составленный из ряда позитивных изображений, объединённых общей тематикой или (реже) тематически не связанных друг с другом.

• Чтение по частям отрывка до слов «Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке».

• Коллективная работа по оглавлению кадров.

- С чего начинается сказка? (Она начинается с описания стенных часов. Они необычны.)

- Прочитайте описание кузнеца.

Кадр 1. Старые стенные часы Методика работы на уроке РКИ над художественным произведением

- Как зовут девочку? (Маша)

- Как зовут нянюшку? (Нянюшка Петровна)

- Почему эпизод грустный (Они остались дома одни, без мамы.) Методика работы на уроке РКИ над художественным произведением

Кадр 2. Одни дома



Кадр 3. Большой театр Методика работы на уроке РКИ над художественным произведением

Машина мама работала в Большом театре, сейчас его называют Государственный Академический Большой театр.

Методика работы на уроке РКИ над художественным произведением

- С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала? (Со стеклянным букетом.)

Кадр 4. Разговор с букетом

- Как назовем этот кадр?

- Перечитайте абзац, начинающийся со слов: «В этот вечер букет лежал за спиной у Маши…»

- Как вы поняли предложение «Не спали только Маша, отопление и зима»? Методика работы на уроке РКИ над художественным произведением

( Автор все эти предметы одушевляет.) - Прочитайте в сказке эти слова. (Отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.)

- Почему мы сразу из первой части узнаем, что мы попали в сказку? ( Все предметы, описываются так, что они живые).

Кадр 5. Зимний вечер

- Кто был у окна? (Это была ворона.) Методика работы на уроке РКИ над художественным произведением

Кадр 6. Ворона.

Выборочное чтение.

- Кого должна была танцевать Машина мама? ( Прочитайте об этом)

- Прочитайте о душевном состоянии мамы в последние дни перед спектаклем.

- Почему же Машин папа не мог успокоить маму, помочь ей справиться с душевным волнением. (Папа был далеко, на Камчатке).

- Прочитайте, как об этом сказано у К.Г. Паустовского.

- Почему же стеклянный букетик (брошь) был так дорог маме, прочитайте.

А сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма, который проанализировали на уроке.

Преподаватель. Существует ли такой воробей, который помог вернуть хрустальную веточку, или он бывает только в сказках?

Студенты. Воробей Пашка - сказочный персонаж.

1.Чтение второй части текста (чтение учащимися)

(во время чтения обучающиеся отмечают карандашом словарные слова)

Работа над второй частью рассказа.

О ком рассказывается во второй части произведения?

-Какие чувства вы испытали, слушая это произведение?

-Какое место в рассказе вас заставило особенно сильно переживать?

-Почему Пашка « завёл глаза: прикинулся мертвым»?

-Что произошло с ним потом? Прочитайте.

-Как вы понимаете выражение «невеселой жизни ты воробей»?

-Какие чувства вызывает у вас тот момент, когда Пашка лежал в кармане милиционера?

-Захотелось ли вам помочь ему? Как?

-Как воробей попал к Маше? Какие слова употребляет автор, чтобы показать нам отношение милиционера к воробью? (Тогда красное, обветренное лицо милиционера вдруг собралось морщинками. Он засмеялся и вытащил варежку с Пашкой)

Как чувствовал себя Пашка в доме у Маши?

Какими человеческими качествами наделяет автор воробья?

-За что воробей благодарил Машу?

Какой получился у нас образ воробья?

Слова для выбора: сообразительный, находчивый, догадливый, смышленый, благодарный, признательный

5. Работа над образом воробья Пашки. Повторное чтение рассказа учащимися с целью уточнить представления о главном герое рассказа: Какой он, воробей Пашка?

Выборочное чтение и выборочный пересказ текста по следующему плану.

Трудная жизнь воробьиного племени.

Воспоминания старого воробья Чичкина.

Спасение Пашки милиционером.

Жизнь Пашки в Машиной комнате и его воробьиная благодарность.

Нападение на вороний ларек.

«Рукопашный бой» воробьев.

Пашка на театральной сцене.

6. Анализ романтического характера произведения: Чем еще необычен рассказ Паустовского?

- он сказочный - в нем живут необычные предметы.

Слова для выбора: старые стенные часы, стеклянный букетик, музыкальные инструменты, которые похожи на «живые добрые существа».

Обучающиеся зачитывают начало рассказа с описанием часов, а затем описание музыкальных инструментов. Все явления окружающего мира - дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, снег, зима - также одушевлены. Какое настроение создают эти ожившие предметы?

Слова для выбора: сказочное, волшебное, приподнятое;

- рассказ необыкновенно красивый: он о театре, красивом спектакле, необычной музыке. Студенты зачитывают фрагмент текста с описанием театра.

В продолжение этой темы работа над цветовыми эпитетами: задание может быть представлено на доске, или преподаватель распечатывает для каждого учащегося индивидуальный вариант.

Методика работы на уроке РКИ над художественным произведением

Учащиеся находят в тексте представленные фрагменты, зачитывают описания цветов (фрагмент 1: слова для выбора: черный, белый, красный, серый; фрагмент 2: слова для выбора: голубой, розовый, золотой, лунный*) и одновременно закрашивают пустые клеточки указанными цветами.

* Примечание: особое затруднение у студентов может вызвать идентификация «лунного» света: необходимо оживить жизненные впечатления детей, вспомнить луну на чистом ночном небе и ее серебристый, таинственный свет.

Задание. Объясните, каким рассказ получился по настроению и по цвету? Выберете из ряда вариантов свой ответ, обосновывают свой выбор:

Слова для выбора: разноцветный, унылый, сказочный, однотонный, яркий, весёлый, необыкновенный, контрастный.

Рассказ благодаря цветовым эпитетам получился необыкновенно-красочным, волшебным и т. д.

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Почему маме Маши был дорог маленький букет цветов, сделанный из тонкого стекла?

Его подарил маме Машин отец. Он был моряком и привез этот букетик из какой-то далекой страны.

Найдите в тексте слова, которые говорил папа, когда дарил маме этот букет.

чтение этого эпизода

К какому важному событию готовилась мама Маши?

Мама Маши была балериной в театре. Она готовилась впервые танцевать Золушку.

Что достала мама из сундука за два дня до спектакля?

Подарок папы.

Почему Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем.

Потому что он был очень хрупкий.

Найдите в тексте описание морозного вечера и проследите по этому эпизоду за состоянием Маши в этот вечер.

Посмотрите на рисунки с изображением настроений человечков. Какой рисунок, на ваш взгляд, соответствует настроению Маши? Почему?

Методика работы на уроке РКИ над художественным произведениемМетодика работы на уроке РКИ над художественным произведениемМетодика работы на уроке РКИ над художественным произведением



высказывают свои мысли

Непонятнее всего в этот зимний вечер была седая ворона.

Восстановите в памяти описание жилище вороны.

Краткий пересказ этого эпизода

Кого застала в ларьке ворона?

Маленького растрепанного воробья по имени Пашка.

Что нового узнали в сказке о жизни воробьев? Почему для них пришла трудная жизнь?

Прокормиться воробьям стало труднее, маловато было овса, потому что лошадей в городе почти не осталось. В городе одни машины. Они овсом не кормятся, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом.

Как наказала ворона Пашку?

Она стукнула Пашку клювом по голове и выбросила его из ларька.

Как оказался Пашка у Маши?

«Живая картинка». Инсценировка эпизода, подготовленная учащимися

Ворона частенько занималась воровством в доме Маши. Что было предметом последнего воровства вороны, и кто оказался свидетелем этого поступка?

Ворона влезла в комнату, прыгнула на мамин стол, воровато схватила стеклянный букет и вылетела за окно. Всю эту картину увидела Маша.

Что предпринял Пашка, узнав о воровстве вороны? Найдите в тексте описание нападения воробьев на жилище вороны? (Выборочное чтение)

Подумайте, что изменилось бы, если из произведения вдруг исчез этот эпизод. Поделитесь своими мыслями друг с другом.

Работа в парах.

Успеха добивается лишь тот, кто действует. Соответствует ли это высказывание поступку Пашки?

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

В соответствии с планом составим характеристики героев.

- Перечислите героев.

- Предлагаю схематически изобразить каждого героя точкой.

- Кого поместим в центре?

Обратите внимание на заглавие.

- А рядом?

- Какая она?

(выборочное чтение)


- Прочитайте слова - названия действий.

Рассказчик обращает внимание на возраст вороны, приглашает нас улыбнуться, но не торопится осуждать её, заставляет читателя всматриваться, вслушиваться.

Прочитайте. Назовите героев рассказа.

  1. Это ________. Автор обращает внимание на возраст: седая. Значит много повидала. Случай с Пашкой: злая. Но не торопится осуждать. Когда она протискивается через форточку: неуклюжая, трусливая (удирала), скупая, сварливая (склонная к ссоре, конфликту). Автор скорее приглашает нас улыбнуться.

  2. Это ________. Любопытна (в значении: стремление узнать, увидеть что-нибудь новое): наблюдает за вороной, ищет, что утащила ворона. Каков возраст? Ещё не ходит в школу. Автор не даёт подробного описания её внешности, только детали: чудесный ребёнок, с розовыми щёчками. И этого достаточно, чтобы полюбить её. Спасает Пашку: это делает её счастливой. Автор любуется ею.

3. Это ________ . Няня Маши - простая женщина, видимо, пожилая и, скорее всего, она неграмотна. Важно не то, что она говорит, а то, как она говорит.

- Разбойница! - всплеск рук, много охает. Уютная, ласковая, своя, родная. Автор улыбается.

4. Это ________. Балерина в Большом театре. Играет роль Золушки. Красивая. Два раза плачет: один раз от горя, второй раз от большой радости, то есть от счастья.

  1. Это ________ . Моряк. Воевал с фашистами. Два раза тонул, ранен, чуть не погиб, защищая Родину. Патриот. В этом находит своё счастье.

  2. Это ________. Мал, растрёпан. Растрёпан, потому что был в драке. Был спасён, жил у Маши целые сутки. Был очень благодарен ей. Маленький, но великодушный. Способен сострадать (букетик для мамы). В этом видит своё счастье. Автор заодно с Пашкой. Вспомните: Пашка «прикинулся мёртвым» - автор не хочет, чтобы читатель видел его слабым.

  3. Это ________. Хочет показаться строгим, но на самом деле очень добр. Бескорыстен. Он, как и папа любит родину, её природу. Его можно назвать патриотом. Только его любовь проявляется по-другому: в готовности помочь, защитить слабого. В этом видит своё счастье. Автор: ирония («он оглянулся», потому что не хочет, чтобы кто-то заметил, что он спасает маленького воробья).

  4. Это ________. Автор и Паустовский - это почти одно и то же лицо. Рассказчик щедро делится добротой, своей любовью к окружающему миру. Читателя делает счастливым, открывая для него в каждом герое что-то новое. Считает, что «всё живое должно быть связано с целым миром и с каждым в отдельности».

Мама, папа, Маша, Петр, милиционер, ворона, воробей Пашка, рассказчик.

Воробья.

Ворону.

Слова для выбора:

седая, сварливая, злая

Седая.

Сварливая - ворчливая, склонная к ссоре.

Злая - случай с Пашкой.

Слова для выбора:

Не моргая.

Взлетала.

Протискивалась - неуклюжая.

Хватала.

Удирала - опасность.


  1. Ворона



  1. Маша



  1. Петровна



  1. Мама


  1. Папа


  1. Воробей Пашка



  1. Милиционер



  1. Автор (или Рассказчик)

IV. Практическая работа.

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

- Вы заметили, что в сказке нарушен хронологический порядок событий?

(предложения написаны на отдельных карточках, предлагается восстановить хронологическую последовательность событий)

Представьте себя сценаристами. В каком бы вы порядке расставили все события?

1. Мама танцует в театре.

2. Папа уезжает на войну, потом на Камчатку.

3. Маша с Петровной дома, уходят умываться, в это время ворона ворует колбасу, сахар.

4. Ворона летит в ларек.

5. Милиционер, Маша, Петровна.

6. Воробей у Маши дома.

7. Набеги воробья к вороне в ларек.

8. Мама достает букет.

9. Вечер, с которого начинается сказка (Маша у окна. Залетает воробей, ворует букетик).

10. Мама плачет. Воробей слышит.

11. Сборы в театр.

12. Начало спектакля.

13. Сцена драки.

14. Конец спектакля - вылетает воробей.

15. Вечерний разговор Маши и мамы.

- Рассказать по схеме (на доске), как взаимосвязаны герои сказки.

Методика работы на уроке РКИ над художественным произведением

Пейзаж.

Художественные средства

В рассказе используются (найдите в тексте и подчеркните):

  • Сравнения

  • Олицетворения


Перечисляют события в том порядке, как они изложены в сказке.












В нем много цвета.

Читают отрывки из текста, учась пользоваться термином "пейзаж", связывая его сначала с художественным, а затем живописным произведением.

(«как маленький пушистый снаряд», сны сыплются на людей, как снег»).

(«ночь вошла в комнату и приказала всем спать», «музыка громко и весело запела о счастье», «не спали только Маша, отопление и зима», «отопление пищало», «а зима всё сыпала и сыпала с неба тихий снег», «снег ложился на землю»).

Тестовое задание:

В начале урока мы рассмотрели какими качествами обладают ворона и воробей. А какими были по характеру герои сказки воробей Пашка и ворона? Какими вы их представляете? Лишнее зачеркните.

воробей Пашка

ворона

Слова для выбора: решительный(ая), любознательн(ый)ая, веселый(ая), хитрый(ая), отзывчивый(ая), отчаянный(ая), смелый(ая), коварный(ая), глупый(ая), добрый (ая), отчаянный(ая), упрямый (ая), настоящий друг, вороватый(ая), жалостливый(ая), сластена, добрый(ая), беспощадный (ая)

Я предлагаю вам ознакомиться с формой построения мини - сочинения синквейном.

- Знакомство с понятием синквейн.

1 - я строка - одно слово

2 - строка - два прилагательных

3 -я строка три глагола

4 -я строка - четыре слова

5 - строка - одно слово (вывод, оценка)

Творческая работа. Составление синквейна о воробье.

Воробей.

Взъерошенный, голодный.

Прилетел, подрался, отблагодарил

Девочку за её заботу.

Молодец!

( Коллективное составление синквейна.)

Задание. Работа с иллюстрацией к рассказу, выполненной профессиональным художником. Совпадает ли взгляд художника с текстом автора? Определите, к какой части текста относятся эти иллюстрации.

Перечитай в тексте действие. ( Беседа с сопровождением выборочного текста.)

Вот в это самое время ворвался в зрительный зал маленький растрепанный воробей. Было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки. Он закружился над сценой, ослепленной сотнями огней, и все заметили, что в клюве у него что-то нестерпимо блестит, как будто хрустальная веточка. Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет.

Задание. Закончите таблицу

Герои сказки "Растрепанный воробей"

положительные

отрицательные

помощники

нейтральные


Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Перед вами "словесный" конструктор. Соберите образное выражение. Как вы понимаете смысл этого выражения?

Методика работы на уроке РКИ над художественным произведением

Можно ли сказать, что это выражение отражает главную мысль сказки?

От маленькой радости смеются, а от большой плачут.




Ответы детей.

Работа с пословицами и поговорками, фразеологизмами.

Работая над пословицами должна проводиться систематически, студенты учатся собирать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер. Изучение пословиц обогащает речь учащихся, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с пословицами прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Пословицы воспитывают у учащихся уважение к труду, чувство доброты, милосердия, чувство уважения к русскому народу, создавшему пословицы.

В формировании образности речи в процессе усвоения родного языка огромную роль играет работа с фразеологизмами. К. Д. Ушинский считал необходимым введение фразеологизмов в учебные книги с тем, чтобы обучающийся «взглянул на предметы... зорким глазом народа и выразился его метким словом».

Работа с фразеологизмами таит в себе умственное, речевое, эмоциональное развитие студента. Давая четкое толкование фразеологизма, а затем путем лингвистических или логических рассуждений поясняя его смысл, учащиеся включаются в активную умственную деятельность, задумываются над значением слов и выражений, задаются вопросом, почему мы так говорим и тем самым повышают уровень мыслительной деятельности.

Так как фразеологических оборотов много, то рекомендуется создать «Радужный словарь фразеологизмов» и работать с ним на уроках литературного чтения один раз в неделю, для обогащения словарного запаса и творческого воображения, (например):

В

«Век живи, век учись»

Д

«Друг познаётся в беде»

К

«Как без рук» (трудно работать без чего-то, необходимого в данный момент)

«Комар носа не подточит» (любую работу делать только на отлично)

«Камень на сердце» (когда человек расстроен, огорчён, он испытывает

тяжесть в груди)

«Как на иголках» (сидеть - быть в состоянии сильного беспокойства)

О

«Один в поле не воин»

«Остаться с носом» (остаться без того, на что надеялся)

«От всей души» (искренне, сердечно, с полной откровенностью)

Ж

«Жару дать» (дать отрицательную оценку за какое-либо действие)

3

«Задеть за живое» (взволновать или обидеть кого-то)

«Западать в душу» (производить сильное впечатление на кого-то)

«Застать врасплох» (появиться неожиданно, причинив этим неприятность)

Г

«Где раки зимуют» (претерпеть настоящие трудности или испытать

наказание)

«Гора с плеч» (кто-то очень волновался и наконец успокоился)

С

«Сделав плохо, добра не жди»

«Сидеть сложа руки» (ничего не делать)

«Слёзы в три ручья» (горько плакать)

Ч

«Что посеешь, то и пожнешь»

VI. Итоги.

Задание

  1. Дома нарисуйте картинку или несколько рисунков к сказке, подготовив пересказ по своим рисункам.

  2. Обсуждаем наши рисунки.

Поменяйтесь рисунками друг с другом и расскажите по плану, что вы видите на других рисунках.

План рассказа:

  1. Как зовут героя?

  2. Как он выглядит?

  3. Что он делает сейчас?

  4. С кем он разговаривает?

  5. Перескажи их разговор (обратись к тексту сказки)?

  6. Обсуди, что есть на рисунке у твоего друга, но нет у тебя?

  7. Что у вас разное и что одинаковое?

  8. Что тебе здесь нравится, а что нет?

Тест-презентация (прилагается)

С целью дальнейшего совершенствования литературно-творческого развития учащихся я составила список всевозможных упражнений, направленных на формирование литературно-творческих способностей учащихся. Все виды работы я разделила на 3 группы, так как технология приобщения учащихся к литературному творческому развитию видится мне через три взаимосвязанных компонента.

Банк заданий.

I. Задания на формирование умений воспринимать художественный текст.

1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2. Озаглавливание текста.

3. Деление текста на части, составление плана.

4. Определение темы текста, главной мысли.

6. Подбор иллюстраций к тексту.

7. По иллюстрации определить содержание текста.

8. Составление диафильма.

9. Выборочное чтение.

10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.

11. Чтение для подготовки к пересказу.

12."Пропущенное слово" (преподаватель читает текст и пропускает одно слово, студенты должны вставить слово, подходящее по смыслу).

13. Восстановление логической последовательности текста. (разрезаются на части, перемешиваются и даются учащемуся в конверте).

14. Восстановление текста (небольшой текст пишется крупными буквами на листе, разрезается на мелкие кусочки, бригада из 2-3 человек восстанавливают его).

II. Задания на формирование литературно-творческих умений учащихся.

1. Построение к предложенному слову цепочки ассоциаций, метафор, эпитетов.

2. Достроить текст по предложенному началу, придумать свой финал, включить новые обстоятельства и, исходя из характеров, достроить действия героев.

3. Пересказ текста с определенным заданием.

5. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

6. Подбор загадок к словам из текста.

7. Тематическая подборка пословиц к текстам учебника.

9. Работа со словарем фразеологизмов.

III. Задания, обучающие приемам творческого фантазирования.

1. «Продолжи ряд» (небо хмурится; звезды...; зима...)

2. Что сказали бы про одно и тоже разные по характеру персонажи:

Воробей и ворона - про девочку.

4. Пофантазируй, каким представляется человек, если посмотреть на него глазами: кошки, собаки, лошади.

5. Придумай легенду о цветах: незабудке, ромашке, васильке.

6. Придумай фантастическое животное, нарисуй и объясни детали его облика, его фантастические способности.

9. Составление своих иллюстраций, зарисовок к тексту и сравнение их с уже имеющимися.

10."Фантазии" по пословице, картине, звуку.

11."Сотворчество" (дорисовка образа героя и т. д.)

Список литературы

1.Н.И.Кузнецова, М.И. Мещерякова, И.Н.Арзамасцева. Детские писатели (справочник для учителей и родителей). Издательство Баллас и С-Инфо, 1995, с.93-96.

2. А. Онегов. Школа юннатов. М. "Детская литература", 1980, с.372-378.

3. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой. М. "Русский язык". 1985.- 797 страниц.

4. К. Паустовский. Золотая роза. Повести, рассказы. М. Советский писатель, 1983.

5. К. Паустовский. Лавровый венок. /Составитель Г.А. Арбузова.- М.: Молодая гвардия, 1985.- 478 страниц.

24


© 2010-2022