- Преподавателю
- Русский язык и литература
- 7. Методическая разработка урока русского языка в 8-ом классе. Тема урока: «Пунктуация. Функции знаков препинания. Повторение, систематизация знаний. »
7. Методическая разработка урока русского языка в 8-ом классе. Тема урока: «Пунктуация. Функции знаков препинания. Повторение, систематизация знаний. »
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Скребнева Т.А. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка
урока русского языка в 8-ом классе.
Тема урока: Пунктуация. Функции знаков препинания. Повторение, систематизация знаний.
Цели урока:
-
Обобщить и углубить знания учащихся о пунктуации
-
Выявить основные функции знаков препинания
-
Развивать умение обосновывать выбор знаков препинания
-
Продолжать работу с текстом: умение найти новую информацию, выбрать ключевые слова и т.д.
Ход урока:
-
Оргмомент.
-
Языковая разминка.
Запись предложения под диктовку учителя:
Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета.
Работа в группах:
«Орфографическая» группа: сгруппировать орфограммы по видам, объяснить написания, графически обозначить условия выбора орфограмм.
-
О-Е после шипящих и Ц в корне: чопорный, черт, черной, шелковой, жестком, дешевый, чокаясь, шоколадного.
-
О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях: одежонке, глянцевом, парчовой.
-
Проверяемая безударная в корне: одежонке, сидел, дешевый, тяжелом, стоящем
-
Непроверяемая безударная гласная в корне: отражением
-
Правописание наречий: изредка
«Словообразовательная» группа: произвести словообразовательный разбор слова самовар, разобрать по составу слова дешевый и парчовый, найти в предложении слово, соответствующее схеме: ¬∩^^ (изредка)
«Синтаксическая» группа: произвести синтаксический и пунктуационный разбор предложения, составить его графическую схему.
«Лексическая» группа: дать толкование значений слов чопорный, глянцевый, парчовый, найти стилистически окрашенные слова (одежонка - разг.), иноязычные слова (кофе), указать их признаки.
-
Введение в тему урока.
Прием «яркое пятно». Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.
(Это стихотворение называется «Где поставить запятую?»)
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит
Чей-то дом
Хвостом виляет
Песик
Из ружья стреляет
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку
Кот в очках
Читает книжку
Старый дед
Влетел в окно
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
-Вот что значит запятая!
-
Что нужно сделать, чтобы устранить эту двусмысленность? (Нужно сделать паузу в устной речи или поставить запятую в письменной)
-
Что же помогает нам правильно понимать речь говорящего или пишущего? (Интонация и знаки препинания)
-
Какой раздел языка изучает знаки препинания?
-
Запишите тему урока в тетради.
-
Знакомство с особенностью древнерусского письма и пунктуации. (предварительное индивидуальное задание)
В древнерусском письме не было интервалов между словами и предложениями, из знаков препинания использовались только точки, которые ставились произвольно. Позднее, когда, появились знаки препинания, пунктуация называлась «препинанием», запятая - «отдохновением», а тире - «молчанкой».
-
Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия знаков препинания.
попасть в точку,
поставить точки над И (дать пояснения, уточнить. В тексте, написанном от руки латинскими буквами, возможны неясности и двусмысленности, если пишущий забудет поставить точки над i ,
сдвинуть с мертвой точки (Продвинуть остановившееся дело)
-
Обобщение и систематизация знаний о пунктуации.
-
Беседа по вопросам:
-
-
Что изучает пунктуация?
-
Какие знаки препинания вы знаете?
-
Какую функцию выполняют знаки препинания в письменной речи?
-
Какие группы знаков препинания можно выделить?
-
Назовите знаки завершения предложения, разделительные, выделительные.
-
Какие знаки препинания являются двойными? (выделительные)
-
Работа с учебником - чтение текста упр.145.
-
Вопросы и задания к тексту:
-
Что нового вы узнали о пунктуации из этого текста?
-
Что сближает пунктуацию с орфографией и графикой?
-
Как можно озаглавить этот текст?
-
Разделите текст на абзацы, определите микротемы, запишите план текста
-
Развитие пунктуационных умений.
-
Несколько человек работают с тестами на повторение правил пунктуации.
-
Один человек работает с компьютерной программой «Фраза»
-
Остальные получают задание: даны предложения, нужно выписать только те, в которых есть знаки разделения (1 группа) и выделения (2 группа).
-
-
Подведение итогов урока.
-
Для чего же нужны нам знаки препинания?
-
Назовите группы знаков препинания.
-
Назовите ключевые слова темы.
-
Домашнее задание. Упр. 148.