7. Методическая разработка урока русского языка в 8-ом классе. Тема урока: «Пунктуация. Функции знаков препинания. Повторение, систематизация знаний. »

Урок  русского  языка  предназначен педагогам,  работающим в 8-ом  классе по  программе «Образовательная  система - Школа 2100».  В  ходе письменной языковой  разминки учащиеся  повторяют правила правописания  гласных  О-Е после  шипящих и Ц. Урок си стематизации  знаний  и  обобщения  пройденного  материала.Тема  урока:  Пунктуация.  Функции  знаков  препинания. Повторение,  систематизация  знаний.Цели  урока: •    Обобщить  и  углубить  знания  учащихся  о  пунктуации•    Выявить  основные  фу...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

урока русского языка в 8-ом классе.


Тема урока: Пунктуация. Функции знаков препинания. Повторение, систематизация знаний.

Цели урока:

  • Обобщить и углубить знания учащихся о пунктуации

  • Выявить основные функции знаков препинания

  • Развивать умение обосновывать выбор знаков препинания

  • Продолжать работу с текстом: умение найти новую информацию, выбрать ключевые слова и т.д.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Языковая разминка.

Запись предложения под диктовку учителя:

Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета.

Работа в группах:

«Орфографическая» группа: сгруппировать орфограммы по видам, объяснить написания, графически обозначить условия выбора орфограмм.

  • О-Е после шипящих и Ц в корне: чопорный, черт, черной, шелковой, жестком, дешевый, чокаясь, шоколадного.

  • О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях: одежонке, глянцевом, парчовой.

  • Проверяемая безударная в корне: одежонке, сидел, дешевый, тяжелом, стоящем

  • Непроверяемая безударная гласная в корне: отражением

  • Правописание наречий: изредка

«Словообразовательная» группа: произвести словообразовательный разбор слова самовар, разобрать по составу слова дешевый и парчовый, найти в предложении слово, соответствующее схеме: ¬∩^^ (изредка)

«Синтаксическая» группа: произвести синтаксический и пунктуационный разбор предложения, составить его графическую схему.

«Лексическая» группа: дать толкование значений слов чопорный, глянцевый, парчовый, найти стилистически окрашенные слова (одежонка - разг.), иноязычные слова (кофе), указать их признаки.


  1. Введение в тему урока.

Прием «яркое пятно». Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.

(Это стихотворение называется «Где поставить запятую?»)

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит

Чей-то дом

Хвостом виляет

Песик

Из ружья стреляет

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку

Кот в очках

Читает книжку

Старый дед

Влетел в окно

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

-Вот что значит запятая!


  • Что нужно сделать, чтобы устранить эту двусмысленность? (Нужно сделать паузу в устной речи или поставить запятую в письменной)

  • Что же помогает нам правильно понимать речь говорящего или пишущего? (Интонация и знаки препинания)

  • Какой раздел языка изучает знаки препинания?

  • Запишите тему урока в тетради.


  1. Знакомство с особенностью древнерусского письма и пунктуации. (предварительное индивидуальное задание)

В древнерусском письме не было интервалов между словами и предложениями, из знаков препинания использовались только точки, которые ставились произвольно. Позднее, когда, появились знаки препинания, пунктуация называлась «препинанием», запятая - «отдохновением», а тире - «молчанкой».

  • Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия знаков препинания.

попасть в точку,

поставить точки над И (дать пояснения, уточнить. В тексте, написанном от руки латинскими буквами, возможны неясности и двусмысленности, если пишущий забудет поставить точки над i ,

сдвинуть с мертвой точки (Продвинуть остановившееся дело)


  1. Обобщение и систематизация знаний о пунктуации.

    1. Беседа по вопросам:

  • Что изучает пунктуация?

  • Какие знаки препинания вы знаете?

  • Какую функцию выполняют знаки препинания в письменной речи?

  • Какие группы знаков препинания можно выделить?

  • Назовите знаки завершения предложения, разделительные, выделительные.

  • Какие знаки препинания являются двойными? (выделительные)

    1. Работа с учебником - чтение текста упр.145.

Вопросы и задания к тексту:

  • Что нового вы узнали о пунктуации из этого текста?

  • Что сближает пунктуацию с орфографией и графикой?

  • Как можно озаглавить этот текст?

  • Разделите текст на абзацы, определите микротемы, запишите план текста


  1. Развитие пунктуационных умений.

    1. Несколько человек работают с тестами на повторение правил пунктуации.

    2. Один человек работает с компьютерной программой «Фраза»

    3. Остальные получают задание: даны предложения, нужно выписать только те, в которых есть знаки разделения (1 группа) и выделения (2 группа).


  1. Подведение итогов урока.

  • Для чего же нужны нам знаки препинания?

  • Назовите группы знаков препинания.

  • Назовите ключевые слова темы.


  1. Домашнее задание. Упр. 148.

© 2010-2022