- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Антонимы и их роль в речи
Антонимы и их роль в речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Абишева К.С. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: Антонимы , их роль в речи
Цели: формирование умений распознавать части речи, подбирать антонимы к ним;
формирование навыков грамотного письма; развитие логических мышлений; обогащение словарного запаса учащихся через формирование новых понятий; воспитание чувства коллективизма, умения работать совместно; воспитание положительного отношения к учёбе.
Ход урока:
1. Организация класса.
Прозвенел звонок,начинается урок! Встаньте прямо.Распрямитесь.
Удивитесь. Рассердитесь. Улыбнитесь. И тихонечко садитесь.
1. Внимательно слушайте друг друга. 2. Разговаривайте вполголоса.
3. Исправляйте друг друга так, чтобы не обидеть. 4. Берегите каждую минуту.
- Ребята, вы готовы к работе? Тогда открываем тетради. Записываем дату. Следим за своей осанкой при письме.
2. Речевая разминка.
Прочитайте это четверостишие. (Учащиеся читают стихотворение.)
Вы - свет, а я похож на тьму, вы веселы, а я печален,
Вы параллельны ко всему, а я, напротив, вертикален.
- Прочитаем сначала стихотворение медленно. Теперь читаем по ролям, выделяя голосом подчёркнутые слова. И ещё раз выразительно хором.( Мы провели речевую разминку).
- Скажите, что вы заметили в этом стихотворении? (Слова противоположные по смыслу.)
3. Актуализация знаний учащихся.
- Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными и именами прилагательными) .- Назовите имена существительные, имена прилагательные. Такие имена прилагательные называются краткими. С ними вы будете знакомиться в старших классах.
4. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем исследовать изученные части речи, распознавать их в речи, подбирать к ним противоположные по смыслу, выполнять различные задания и упражнения. Тема нашего урока: Слова - антонимы, их употребление в речи.
5. Работа по проблеме урока.
1) Составление предложений из слов. (работа в группах) .
- На столах у вас карточки с картинками. Рассмотрите рисунки и составьте предложения.
Мороженое холодное, а чай горячий. Шарик лёгкий, а гиря тяжёлая.
. Слон большой, а мышка маленькая.. Принцесса красивая, а ведьма страшная.
- Молодцы, ребята. Правильные составили предложения. Я довольна вашей работой.
- Назовите слова, обозначающие признаки предметов.
- На какие вопросы они отвечают? Какой частью речи являются?
- Послушаем стихотворение об имени прилагательном, и ответим на вопрос: что такое имя прилагательное?
Очень занимательное -Имя прилагательное.Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Не скажем мы "прекрасное", е скажем "безобразное",Не скажем маме "милая, красивая, любимая",
- Что же такое имя прилагательное?
Работа с учебником: упр №68 стр.23
- Из каждого предложения выпишите прилагательные. Измените их так, чтобы они отвечали на вопрос какой?
Сравните пары прилагательных. Что вы можете о них сказать? (Эти слова противоположные по смыслу.)
- Для чего нужны в русском языке имена прилагательные, противоположные по смыслу? (Для сравнения признаков предметов) .
Вывод. Слова, противоположные по смыслу, называются антонимами. Антонимы используют, когда хотят обозначить противоположные, контрастные явления.
- Существуют орфографические словари, толковые словари, есть ещё словарь антонимов. На уроках русского языка мы будем учиться работать с ним.
6. Физминутка.
7. Продолжение работы по теме урока.
2) Игра «Быстро говори».
- Давайте поиграем. Я буду произносить слова, а вы по очереди быстро называете антоним.
холод -жара, день -ночь, горе- радость, работа - отдых, враг - друг, приходить уходить,
открыл - закрыл, сидит- стоит, говорит- молчит,
Определите, какой частью речи являются данные слова? На какие вопросы отвечают и что обозначают?
Сравните слова. Что вы можете о них сказать? (Слова с противоположным значением) .
- Как их называют? (Антонимы) .- Вам понравилась игра?
3) Групповая работа по карточкам: «Добавь слова - антонимы в предложение».
- Предлагаю поработать в группах. Выполним задание «Добавь слова - антонимы в предложение».
- На карточке задание, обсудите и выполните его вместе. Запишите предложения в тетрадь, вставляя пропущенные антонимы.
1) В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… .
Дерево высокое, а куст … .
2) Ручеёк узкий и звонкий, а река … и … .
Книга толстая, а тетрадь … .
3) Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … .
Доктор Айболит добрый, а Бармалей … .
- Проверим работу. Читайте предложение, называйте антонимы.
- Какую роль антонимы выполняли в предложении? (Антонимы помогают понять смысл предложения и делают нашу речь точной, правильной и выразительной).
- Слова-антонимы можно встретить повсюду. Например, на географической карте можно встретить названия: северный полюс - южный полюс, тёплое течение - холодное течение, западное полушарие - восточное полушарие.
8. Закрепление изученного материала. Игра «Доскажи словечко».
- Ребята, давайте обобщим полученные на уроке знания. Хочется проверить, как вы подбираете антонимы.
Я - антоним к слову «смех», не от радости, утех, -
Я бываю по неволе, от несчастья и от боли,
От обиды, неудач. Догадались? Это … (плач)
Я - антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна, называюсь … (тишина) .
- Назовите слова антонимы?
- Вернёмся к проблемному вопросу: Какую роль в речи выполняют слова противоположные по смыслу? (Антонимы помогают понять смысл предложения и делают нашу речь точной, правильной и выразительной).
9. Итог урока. Рефлексия.
- Назовите тему урока? Какой проблемный вопрос стоял перед нами?
- Что же такое антонимы?
10. Домашнее задание: выполнить задания по карточке.
Карточка № 1.
Добавь слова - антонимы в предложение. Запишите предложения в тетрадь.
В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… .
Уголь чёрный, а снег … .
Карточка № 2.
Добавь слова - антонимы в предложение. Запишите предложения в тетрадь.
Тропинка узкая и короткая, а дорога … и … .
Книга толстая, а тетрадь ….
Карточка № 3.
Добавь слова - антонимы в предложение. Запишите предложения в тетрадь.
Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … .
Доктор Айболит добрый, а Бармалей … .