Антонимы и их роль в речи

Анто́нимы  — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать». Лексические единицы словарного состава языка оказываются тесно связанными не только на основании их ассоциативной связи по сходству или смежности как лексико-семантические варианты многозначного слова. Большинство слов языка не содержит признака, способного к противопоставлению, следовательно, антон...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Антонимы , их роль в речи

Цели: формирование умений распознавать части речи, подбирать антонимы к ним;

формирование навыков грамотного письма; развитие логических мышлений; обогащение словарного запаса учащихся через формирование новых понятий; воспитание чувства коллективизма, умения работать совместно; воспитание положительного отношения к учёбе.

Ход урока:

1. Организация класса.

Прозвенел звонок,начинается урок! Встаньте прямо.Распрямитесь.

Удивитесь. Рассердитесь. Улыбнитесь. И тихонечко садитесь.

1. Внимательно слушайте друг друга. 2. Разговаривайте вполголоса.

3. Исправляйте друг друга так, чтобы не обидеть. 4. Берегите каждую минуту.

- Ребята, вы готовы к работе? Тогда открываем тетради. Записываем дату. Следим за своей осанкой при письме.

2. Речевая разминка.

Прочитайте это четверостишие. (Учащиеся читают стихотворение.)

Вы - свет, а я похож на тьму, вы веселы, а я печален,

Вы параллельны ко всему, а я, напротив, вертикален.

- Прочитаем сначала стихотворение медленно. Теперь читаем по ролям, выделяя голосом подчёркнутые слова. И ещё раз выразительно хором.( Мы провели речевую разминку).

- Скажите, что вы заметили в этом стихотворении? (Слова противоположные по смыслу.)

3. Актуализация знаний учащихся.

- Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными и именами прилагательными) .- Назовите имена существительные, имена прилагательные. Такие имена прилагательные называются краткими. С ними вы будете знакомиться в старших классах.

4. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем исследовать изученные части речи, распознавать их в речи, подбирать к ним противоположные по смыслу, выполнять различные задания и упражнения. Тема нашего урока: Слова - антонимы, их употребление в речи.

5. Работа по проблеме урока.

1) Составление предложений из слов. (работа в группах) .

- На столах у вас карточки с картинками. Рассмотрите рисунки и составьте предложения.

Мороженое холодное, а чай горячий. Шарик лёгкий, а гиря тяжёлая.

. Слон большой, а мышка маленькая.. Принцесса красивая, а ведьма страшная.

- Молодцы, ребята. Правильные составили предложения. Я довольна вашей работой.

- Назовите слова, обозначающие признаки предметов.

- На какие вопросы они отвечают? Какой частью речи являются?

- Послушаем стихотворение об имени прилагательном, и ответим на вопрос: что такое имя прилагательное?

Очень занимательное -Имя прилагательное.Трудно будет без него, если пропадёт оно.

Не скажем мы "прекрасное", е скажем "безобразное",Не скажем маме "милая, красивая, любимая",

- Что же такое имя прилагательное?

Работа с учебником: упр №68 стр.23

- Из каждого предложения выпишите прилагательные. Измените их так, чтобы они отвечали на вопрос какой?

Сравните пары прилагательных. Что вы можете о них сказать? (Эти слова противоположные по смыслу.)

- Для чего нужны в русском языке имена прилагательные, противоположные по смыслу? (Для сравнения признаков предметов) .

Вывод. Слова, противоположные по смыслу, называются антонимами. Антонимы используют, когда хотят обозначить противоположные, контрастные явления.

- Существуют орфографические словари, толковые словари, есть ещё словарь антонимов. На уроках русского языка мы будем учиться работать с ним.

6. Физминутка.

7. Продолжение работы по теме урока.

2) Игра «Быстро говори».

- Давайте поиграем. Я буду произносить слова, а вы по очереди быстро называете антоним.

холод -жара, день -ночь, горе- радость, работа - отдых, враг - друг, приходить уходить,

открыл - закрыл, сидит- стоит, говорит- молчит,

Определите, какой частью речи являются данные слова? На какие вопросы отвечают и что обозначают?

Сравните слова. Что вы можете о них сказать? (Слова с противоположным значением) .

- Как их называют? (Антонимы) .- Вам понравилась игра?

3) Групповая работа по карточкам: «Добавь слова - антонимы в предложение».

- Предлагаю поработать в группах. Выполним задание «Добавь слова - антонимы в предложение».

- На карточке задание, обсудите и выполните его вместе. Запишите предложения в тетрадь, вставляя пропущенные антонимы.

1) В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… .

Дерево высокое, а куст … .

2) Ручеёк узкий и звонкий, а река … и … .

Книга толстая, а тетрадь … .

3) Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … .

Доктор Айболит добрый, а Бармалей … .

- Проверим работу. Читайте предложение, называйте антонимы.

- Какую роль антонимы выполняли в предложении? (Антонимы помогают понять смысл предложения и делают нашу речь точной, правильной и выразительной).

- Слова-антонимы можно встретить повсюду. Например, на географической карте можно встретить названия: северный полюс - южный полюс, тёплое течение - холодное течение, западное полушарие - восточное полушарие.

8. Закрепление изученного материала. Игра «Доскажи словечко».

- Ребята, давайте обобщим полученные на уроке знания. Хочется проверить, как вы подбираете антонимы.

Я - антоним к слову «смех», не от радости, утех, -

Я бываю по неволе, от несчастья и от боли,

От обиды, неудач. Догадались? Это … (плач)

Я - антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна, называюсь … (тишина) .

- Назовите слова антонимы?

- Вернёмся к проблемному вопросу: Какую роль в речи выполняют слова противоположные по смыслу? (Антонимы помогают понять смысл предложения и делают нашу речь точной, правильной и выразительной).

9. Итог урока. Рефлексия.

- Назовите тему урока? Какой проблемный вопрос стоял перед нами?

- Что же такое антонимы?

10. Домашнее задание: выполнить задания по карточке.

Карточка № 1.

Добавь слова - антонимы в предложение. Запишите предложения в тетрадь.

В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… .

Уголь чёрный, а снег … .

Карточка № 2.

Добавь слова - антонимы в предложение. Запишите предложения в тетрадь.

Тропинка узкая и короткая, а дорога … и … .

Книга толстая, а тетрадь ….

Карточка № 3.

Добавь слова - антонимы в предложение. Запишите предложения в тетрадь.

Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … .

Доктор Айболит добрый, а Бармалей … .



Антонимы и их роль в речи

Антонимы и их роль в речиАнтонимы и их роль в речиАнтонимы и их роль в речи

Антонимы и их роль в речиАнтонимы и их роль в речиАнтонимы и их роль в речи

Антонимы и их роль в речиАнтонимы и их роль в речиАнтонимы и их роль в речи

© 2010-2022