План конспект открытого урока

Семинар по теме : « Концепция любви в цикле рассказов  И.А.Бунина «Темные                     аллеи». Вопросы к семинару : Как пишет  М.Иофьев , « рассказы , помеченные 30-ми и 40-ми годами , в то время  как действие их соотносится чуть  ли не к началу века , все же не кажутся мемуарными , а современными».Согласны ли вы с  точкой зрения  критика . Обоснуйте свой взгляд . «Темные аллеи» – это не просто любовные истории …Да ,они самостоятельны , но каждый рассказ – звено в цепи событий , воссоздаю...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар по теме : « Концепция любви в цикле рассказов И.А.Бунина «Темные

аллеи».

Вопросы к семинару :

  1. Как пишет М.Иофьев , « рассказы , помеченные 30-ми и 40-ми годами , в то время как действие их соотносится чуть ли не к началу века , все же не кажутся мемуарными , а современными».Согласны ли вы с точкой зрения критика . Обоснуйте свой взгляд .

  2. «Темные аллеи» - это не просто любовные истории …Да ,они самостоятельны , но каждый рассказ - звено в цепи событий , воссоздающих общее состояние мира .

Тридцать восемь рассказов и тридцать восемь раз он пишет об одном и том же».

Какова ваша точка зрения ?

  1. Как достигает писатель непохожести , своеобразия рассказов при их во многом

общей сюжетной схеме ? Попробуйте объяснить это на примере двух-трех

рассказов, входящих в цикл .

  1. Каковы наиболее характерные коллизии в изображении любви у Бунина ( на

примере прочитанных вами рассказов писателя ).

  1. Как в самой трактовке Буниным темы любви выражается общее представление

писателя о жизни ?

  1. В чем , по-вашему , необычность произведений Бунина ?В чем заключается художественное мастерство писателя ?

  2. Подготовьте анализ наиболее понравившегося вам рассказа из цикла «Темные аллеи».

Вариант урока № 5. Урок- семинар. « Ты и блаженство и безнадежность…»

Концепция любви в цикле рассказов И.А.Бунина «Темные аллеи».

Цель урока : показать своеобразие рассказов , новизну в изображении психологического

состояния человека ,

вызвать желание обсудить прочитанное.

Методические приемы : дискуссия , представление рассказов.

Ход урока.

1.Слово учителя .

В конце 1930-х годов Бунин приступил к написанию цикла рассказов , получившего название «Темные аллеи» ( 1-е издание книги - Нью-Йорк, 1943; полное - Париж , 1946).

Пять долгих лет Бунин провел безвыездно в Грасе , на вилле «Жаннет», стоявшей высоко на крутом каменистом обрыве. С каждым месяцем жить становилось все труднее , все невыносимее - из-за голода , холода , нужды. Силы убывали , бедность и насущные заботы о куске хлеба убыстряли этот процесс. А между тем уходили люди , которых он знал , помнил и которые гасли , как свечи на ветру , в эту долгую ночь войны , опустившуюся над Европой . 3 января 1943 года Бунин записывает в дневнике :

«Письмо от Н.И.Кульман : умерли Бальмонт и профессор Олан. Исчез из мира и из моей жизни Бальмонт ! Я живо вижу знакомство с ним в Москве , в номерах «Мадрид» на Тверской ! Был рыжий , стрижен ежом , налит сизой кровью , шея , щеки в крупных нарывах».

« 28 марта. Радио: умер Рахманинов.»

« 28.декабря.41.Воскресенье. …Каждое утро просыпаюсь с чем-то вроде горькой тоски , конченности ( для меня ) всего . Чего еще ждать мне , Господи ? Дни мои на исходе . Если бы знать , что еще хоть 10 лет впереди ! Но какие же это будут годы ? Всяческое бессилие,

возможная смерть всех близких , одиночество ужасающее . На случай внезапной смерти неохотно , вяло привожу в некоторый порядок свои записи , напечатанное в разное время .

И все с мыслью : а зачем все это ? Буду забыт почти тотчас после смерти».

« 4 марта .42.Нищета , дикое одиночество , безысходность, холод , грязь - вот последние дни моей жизни .И что впереди ? Сколько мне осталось ? И чего ? Верно , полной гибели».

Этот крик отчаяния - «Sos!» - направлен «в никуда» и оттого еще более страшен. Быть может, главную опору старый писатель находит в мыслях о родине , о России. В час гитлеровского нашествия из-под пера Бунина выходят строки : «…до чего , в самом деле , ни с чем не сравнима эта самая наша Русь !» Мысль о России придавала ему силы , и наперекор всему Бунин продолжает работать.

Навестившему его в Грасе зимой 1942 года бывшему литературному секретарю и журналисту Андрею Седых Бунин « грустно» сказал :

« - Плохо мы живем в Грасе , очень плохо .Ну, картошку мерзлую едим . Или водичку, в которой плавает что-то мерзкое , морковка какая-нибудь .Это называется супом …Живем мы коммуной . Шесть человек .И ни у кого гроша за душой ,- деньги Нобелевской премии давно уже прожиты .В прошлом году написал я «Темные аллеи» - книгу о любви .

Лежит она на столе . Куда её девать ? Возьмите с собой в Америку ,- может быть , там можно будет напечатать .Есть в этой книге несколько очень откровенных страниц .

Что же ,- Бог с ними , если нужно - вычеркните…»

Цикл рассказов ,составивших книгу «Темные аллеи» ( напечатанный первоначально в Нью-Йорке в количестве 600 экземпляров) и вышедший в окончательном , полном виде в 1946 году в Париже , явился центральным событием бунинского творчества последних лет . Это единственная в своем роде книга в русской литературе , где все - о любви.

Тридцать восемь новелл этого сборника дают великое разнообразие незабываемых женских типов - Руся , Антигона, Таня, Галя Ганская , Поля («Мадрид»), героиня «Чистого понедельника»…. Вблизи этого соцветия мужские характеры куда невыразительнее ; они менее разработаны , подчас лишь намечены и ,как правило, статичны. Они характеризуются скорее косвенно , отраженно - в связи с физическим и психическим обликом женщины , которую любят и которая занимает в рассказе самодовлеющее место. Даже тогда , когда « действует» только «он», например, влюбленный офицер , застреливший вздорную красивую бабенку ( «Пароход «Саратов») ,

Все равно в памяти остается «она» - «длинная, волнистая» , ее « голое колено в разрезе капота».

В «Темных аллеях» мы встретим и грубоватую чувственность , и просто мастерски рассказанный игривый анекдот («Сто рупий»), но сквозным лучом проходит через книгу тема чистой и прекрасной любви .Там , где любовь, - все свято .Любовь как бы говорит :

«Там , где я стою , не может быть грязно!»

Именно естественный сплав откровенно чувственного и идеального создает художественное впечатление : дух проникает в плоть и облагораживает ее. Это , по Бунину, и есть философия любви в подлинном смысле.

В сфере трепетного и смятенного чувства выводы Бунина мрачны : любовь прекрасный , но мимолетный гость на нашей земле . Дай ей продлиться чуть дольше - проза и пошлость съедят ее , произойдет стремительная девальвация чувства.

«Неожиданное счастье» выпадает на долю « друга мужа», влюбленного в «куму».И вот уже на утро она назначает ему встречу в Кисловодске , через две недели. Он отвечает ей :

«Как мне благодарить тебя !» - а сам знает: «…Там я ее , в этих лакированных сапожках , в амазонке и в котелке , вероятно , тотчас же возненавижу!» («Кума»).

Бунин стремится подчеркнуть , как трудно одному человеку проникнуться духовностью и плотью другого и как бы стать им .Возможны короткие озарения , мимолетная близость ( не только телесная!) , когда как будто бы достиг блаженства .Но проходит миг и час , и герои ( или один из них ) чувствуют , что их души снова замкнулись друг для друга .

Любовь делает жизнь бунинских героев значительной. Однако не оттого только , что наполняет ее радостью и счастьем , а прежде всего - от неизбежности собственной гибели , что придает трагическую значительность и ценность последующим переживаниям .

-Ч то же препятствует счастью ?

2.Анализ рассказа «Кавказ».

- Что больше всего запомнилось в рассказе «Кавказ», на что автор в первую очередь обращает наше внимание ?

-Можно ли сказать, что произведение создавалось ради того , чтобы выписать яркие типы, портреты, характеры?

-Что , к примеру, можно сказать о женщине , главной героине «Кавказа» : как зовут ее, сколько ей лет? как выглядит? кто она ?какой у нее характер, какие вкусы, привычки?

Оказывается ,что ни на один из вопросов ответить невозможно.

Она молода, замужем, влюблена (может быть отмечена ее нервическая возбужденность , тревога). Но тревога - это состояние героини , а не черта ее характера .

-Предлагаю взглянуть с этой точки зрения на других героев рассказа.

Что можно сказать о муже героини?

Офицер, у него «высокая фигура», «узкая шинель» - но это можно сказать о едва ли не любом офицере! Ревнив, «жестокий , самолюбивый характер - но это говорит о нем его жена , а она влюблена , пристрастна и , может быть, несправедлива…

-Что читатель узнает о друге героини ?

В рассказе не упоминается ни имя , ни профессия; неизвестно , богат он или беден, из какой семьи.

Итак, в рассказе либо вообще нет какой-либо определенной характеристики героев, либо она оказывается обманчивой, вводящей в заблуждение .

Следовательно , не герои интересуют писателя , внимание его смещено на то, что с ним происходит.

-Как вы охарактеризуете сюжет рассказа ?

Мнения учеников разделяются . Одни считают неожиданным финал, другие отвечают , что с самого начала было ясно, что все закончится катастрофой.

-Что именно можно было предсказать и что оказывается неожиданным?

Весь рассказ пронизывает ощущение грозящей опасности , надвигающейся беды, и потому катастрофа не удивляет.

Но поначалу угроза кажется исходящей от мужа. Он преследует влюбленных , заявляет: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера».

Роль потенциальной жертвы , кажется, уготована кому-то из беглецов…

Непредсказуемым , таким образом, оказывается самоубийство того, кого читатель видит возможным убийцей. Ясно , что одна из трех жизней оказалась разбита.

-Задевает ли крушение судьбы других ?

Высказывается мнение , что эта смерть дает двум влюбленным долгожданную свободу.

-Могут ли эти герои стать после самоубийства «третьего лишнего» полно и безмятежно счастливы?

Нет.

-Сформулируйте то представление о счастье в любви , которое складывается на страницах бунинской прозы. Обратимся к описанию кавказского путешествия двух главных героев . Казалось бы , план удался , влюбленные скрылись , ничто им не угрожает, счастье так возможно , так близко…

-Можно ли сказать , что ничто не мешает переживать полное блаженство и счастье?

Ученик читает : «На закате часто громоздились за морем удивительные облака ; они пылали так великолепно , что она порой ложилась на тахту, закрывала лицо газовым шарфом и плакала: еще две, три недели - и опять Москва!»

-Как объяснить эти слезы?

Счастье омрачено воспоминанием о Москве , о необходимости вернуться к нелюбимому мужу, снова скрываться…

Убежать от воспоминаний оказывается невозможно , и они омрачают самые счастливые впечатления. Становится понятно , что для бунинских героев возможно либо полное , ничем не замутненное счастье, либо никакого; для них переживание полноты жизни возможно лишь в краткие мгновения. Кажется, не случайно Бунин с особенным уважением цитирует Толстого : «Счастья в жизни нет , есть только зарницы его - цените их , живите ими…»

-Попытайтесь определить своеобразие , «вывести формулу» бунинских сюжетов на основе прочитанных рассказов.

Событийная канва во многих рассказах сходна : вспышка любви, яркой , страстной и глубокой; момент волшебного счастья в гармонии со всем миром ; непреодолимое препятствие ; крах всех надежд , крушение гармонии.

-Что вы скажите о тех препятствиях , в столкновении с которыми терпят катастрофу надежды влюбленных : как вам кажется , всегда ли преграды непреодолимы?

С точки зрения современного человека , помехи ничтожны: свидание с другой, затем связь с женщиной, в общем-то нелюбимой («Натали»); нелепое требование капризной деспотичной матери («Руся»); любимый человек не сообщил о желании уехать на ничтожный срок («Галя Ганская»).

Мы напомним фразу из «Гали Ганской»: « И если бы вы сейчас стали клясться мне, что вы никуда и никогда вовеки не поедете , мне теперь все равно , дело уже не в том!»

-В чем же дело ?

«Мелочи» вырастают в восприятии героев , превращаются в нечто фатальное, роковое.

-Попытаемся увидеть за отношениями людей их сущность , психологическую подоплеку решительных поступков, разлуки , например: неумение разобраться в своих чувствах и вовремя прояснить отношения , ответственность за человека даже при отсутствии ответной любви («Натали») ,ответственность за слабого, зависимого , больного человека («Руся»), нечуткость , неумение думать о любимой, предугадывать ее реакцию («Галя Ганская») . Бунинским героям свойствен некий максимализм в переживаниях и решениях , желание абсолютной гармонии - потому-то малейший диссонанс приводит к ощущению ее невозможности и к катастрофе.

Следующий этап урока.

-Мы говорили о сюжете , но сюжет реализуется не только в событиях , но и в повествовании о них.

Кто в рассказе является повествователем ?

Это молодой человек , друг героини ; именно он представляет автора в рассказе. До сих пор мы называли то, что не знаем о герое ( социальное положение и т.д.).

-Что мы знаем о нем? Можно ли что-то сказать о его характере?

Он сухой, строгий, педантичный, замкнутый человек ? Рассеянный, легкомысленный, наивный ? Властный, деспотичный, суровый ?

Ученики отвергают эти характеристики.

-Откуда черпаются наши представления о личности героя?

Повествование ведется от его лица, мы все видим его глазами , переживаем вместе с ним.

Он как бы источник всех картин и ощущений, переданных в рассказе.

-О чем говорят эти картины , переживания , ощущения ?

«Он» впечатлителен , его восприятие окружающего точно и разнообразно: описания в рассказе наполнены предметами , звуками, красками, запахами, эмоциями…

Герой реагирует на малейшие изменения во внешнем мире , отзывается на красоту, тонко чувствует ее. Например: « Недалеко от нас , в прибрежном овраге , спускавшемся из лесу к морю , быстро прыгала по каменистому ложу мелкая , прозрачная речка. Как чудесно дробился , кипел ее блеск в тот таинственный час , когда из-за гор и лесов , точно какое-то дивное существо , пристально смотрела поздняя луна!»

Комментарий учителя.

Итак, повествование субъективно и эмоционально. При этом дистанция между героем-повествователем и автором минимальна. Бунинский текст обращен ко всем органам наших чувств. Именно повышенная эмоциональность , страстность слога дает право ученым говорить о лиризме прозы писателя. Что касается наполненности непосредственными ощущениями - примета бунинского стиля, - обратимся к свидетельствам современников .

Ирина Одоевцева в мемуарах « На берегах Сены» сообщает , как в разговоре с нею Бунин вспоминал: « У меня в молодости было настолько острое зрение , что я видел звезды, видимые другими только через телескоп. И слух поразительный - я слышал за несколько верст колокольчики едущих к нам гостей и определял по звуку , кто именно едет. А обоняние - я знал запах любого цветка, с завязанными глазами мог определить по аромату , красная это или белая роза».

И.А.Ильин в книге»О тьме и просветлении» так характеризует писателя: « …он оптический мастер , живописец слова; его искусство напоминает моментами те впечатления , которые нам дает бинокль Цейса, подзорная труба , волшебный фонарь или метко снятая кинолента». Ильин подчеркивает «остроту и точность» бунинского «мастерства обоняемого образа», «звуковое мастерство» писателя , его способность передавать с особенной «силой и наглядностью» «осязаемые свойства вещей».

-Осмысливает ли герой то, что с ним происходит , и то, что он видит ?

Нет, это не рефлектирующее сознание.

-Можно ли назвать рассказчика спокойным созерцателем ?

И это не так. Герой чувствует сильно и глубоко, окружающий мир волнением отзывается в его душе. Потому так часты переходы от внешнего к внутреннему, от предмета к эмоции : «Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно»; «горячие , веселые полосы света», «предвечная белизна снежных гор»…

Герой по-детски открыт миру, и потому как бы беззащитен перед его напором : погружаясь в ощущения целиком, он не «сортирует» их , не отбирает «радостные», ставя преграду «огорчающим». Не удивительно , что повествование в итоге оказывается внутренне драматичным.

-Посмотрим с этой точки зрения на описание безоблачного , на первый взгляд, счастья влюбленных на Кавказе, в этом райском уголке.

Отмечаем двойственность настроения . С одной стороны, безмятежное счастье : «Место первобытное , заросшее чинаровыми лесами, цветущими кустарниками , красным деревом , магнолиями , гранатами…В лесах лазурно светился , расходился и таял душистый туман».

-Какие ассоциации возникают , когда мы читаем эти строки?

Пышная , роскошная природа ассоциируется с райским садом. Перед нами своего рода остановленное прекрасное мгновение. Да , это бесконечно длящееся переживание мира , в котором участвуют одновременно все органы чувств( туман не только «лазурно светится», он еще и «душистый»). Мир видится как бы через волшебное преображающее стекло, все предстает необычным, чудесным. Море обретает «цвет фиалки», лягушки «звенят» «стеклянными колокольчиками», мухи в ночи «мерцают, светят топазовым светом», а поздняя луна смотрит «из-за гор и лесов, точно какое-то дивное существо».

С другой стороны, описания скрыто драматичны , в них присутствуют явные и неочевидные антитезы: магнолии - гранаты - черные кипарисы ( то есть : чистота и красота - страсть - смерть).

Обращаемся к одному из фрагментов рассказа ( со слов : « Я просыпался…» и далее).

Учащиеся находят несколько линий противопоставления : верх - низ ( холмы и горы - деревня, базар); холод и отстраненность , недосягаемость - зной и вплотную придвинутый быт ; свет и прозрачность - яркость и резкость красок ( «солнце было…чисто», «лазурно светился», «сияла … белизна» - «знойному», «черных», «красных»); одиночество, простор и покой - толпа , теснота и суета; разнятся и запахи («душистый туман» - запах «горящего кизяка» из труб).

В этих контрастах герой бессознательно фиксирует свою тревогу , память о том , что райское блаженство - лишь точка во времени и пространстве , а вокруг нее - реальность, грозящая катастрофой .

-Найдем в тексте рассказа «вестников несчастья».

Они в пейзажных описаниях и бытовых зарисовках ( курганы и могильники, чернеющие кипарисы , «черкешенки в черных , длинных до земли одеждах», их «траурная закутанность», «гробовая чернота лесов»).Эта «траурная» мелодия , звучащая чуть слышно , но неотступно , и подготавливает читателя к неизбежности катастрофы .

-Вновь обращаемся к трагическому финалу.

Как описана смерть ?

Это простое сообщение , констатация факта .Убеждаемся в отсутствии эмоций, ярких красок, эпитетов, метафор. Обращаем внимание на синтаксис и интонации: на смену богатству интонаций , волнению и восторгу пришла монотонность и мертвенность ; на смену пышной многословности и изощренной , тонкой описательности - голая повествовательность ,точность факта; вместо разнообразного , ветвящегося синтаксиса -однообразие конструкций , тяжелый , замедленный ритм.

Не так просто почувствовать в этом точном повествовании скрытую бездну трагизма .

Нанизывание глаголов , перечисление действий воспринимается как хроника повседневности .

-Хочется обратить внимание на некоторые детали , противоречащие представлениям о герое.

Прежде всего , на выстрел в виски из двух револьверов , означающий желание смерти , жажду смерти , избавление от муки. За актом самоубийства - глубокие переживания , офицер тоже - на свой лад - страстен. И ритуальность действий ( чистое белье и т.д.) по сути говорит о том же: самоубийство обставляется как некое торжественное действо, окончательно подытоживающее отношения с миром.

-Важно вернуться и к повествователю. Все-таки рассказ о самоубийстве исходит от него и содержит фактически не только сообщение о событиях : из того , как они передаются , мы узнаем о том , как рассказчик воспринимает эту, казалось бы, все разрешающую смерть. Вот определение белоснежный. Ясно , что для точного описания вполне достаточно было бы эпитета «белый». Можно по-разному объяснить появление в тексте слова, подчеркивающего некоторую абсолютность качества ( увидеть за этим тоску по абсолютной чистоте, которой лишена , увы, жизнь; ретроспективные ассоциации с «предвечной белизной снежных гор», с ослепительной красотой вечности…).

Повествование лишено нейтральности , этот текст рассказывает по сути о двух героях -о смерти одного и переживании этой смерти другим . Повествователь словно проживает за офицера его последние часы, вплоть до роковых выстрелов. Он как бы движется вслед за соперником по тому пути смерти , который офицер для себя избрал.

Фактически финал рассказа написан с ощущением невозможности продолжения жизни, ужас после смерти , после крушения счастья. Не потому ли он отделен от основного повествования чертой - последней чертой ( последней в буквальном и метафорическом смысле…).

Так становится понятной неизбежность смерти в рассказе и немыслимость дальнейшего счастья . Финал с особенной ясностью обнаруживает ту отличительную черту бунинских героев, о которой уже говорилось : они не осмысливают мир , а переживают его. Поступки бунинских героев продиктованы не логикой , не нравственным кодексом , а непосредственным чувством, разрастающимся до страстного переживания хода событий. Этот тип героя, с его особым мировидением и мироощущением , и есть , прежде всего , то новое и ценное , что писатель принес в русскую литературу.

3. Задания по группам.

1-я группа .Анализ рассказа «Руся».

2-я группа. Анализ рассказа «Галя Ганская».

3-я группа. Анализ рассказа «Натали».

4. Выводы.

Перипетии любви , ее приливы и отливы , ее неожиданности и капризы -таков один из мотивов в рассказах из цикла «Темные аллеи», но за ним ( как основа) находится еще и другой , скрытый и существующий независимо от любовной фабулы. Он-то и определяет конечную тональность произведения. Героиня «Чистого понедельника» ушла в монастырь , на «великий постриг», однако она могла покончить с собой ( как Галя Ганская) или быть застреленной возлюбленным ( как в рассказе «Пароход «Саратов»).

Нечто внешнее , что даже не требует объяснений , готово вторгнуться и пресечь происходящее , если сама любовь не может исчерпать себя.

После долгой разлуки и размолвок соединяются наконец Виталий Мещерский и Натали («Натали»). «И вот ты опять со мной и уже навсегда», - говорит Натали Мещерскому.

«В декабре ,- меланхолически заключает автор ,- она умерла на Женевском озере в преждевременных родах».

Это не просто рок , написанный «на роду» героям ,- гибель и крушение не вытекают из любви , вторгаются извне и независимы от нее. Это скорее судьба .Здесь отражается бунинское представление об общей катастрофичности бытия , непрочности всего того, что доселе казалось утвердившимся , незыблемым , и , в конечном счете, - звучит отраженно и опосредованно эхо гигантских социальных потрясений , которые принес человечеству новый, 20 век .

Старость и болезнь подтачивали здоровье Бунина .Нетрудно заметить , что и с точки зрения житейской , и с точки зрения исторической последнее двадцатилетие его долгой жизни оказалось рассеченным пополам .Первое, «мирное» десятилетие отмечено спокойной и сосредоточенной работой над романом «Жизнь Арсеньева», относительной материальной обеспеченностью и окончательным европейским ( пусть и не очень громким , но прочным ) признанием его таланта ; решением Шведской академии от 9ноября 1933 года Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Десятилетие следующее принесло оккупацию Франции гитлеровскими войсками , голод и страдание в отрезанном Грасе , а затем -тяжелую болезнь и медленное угасание в нужде и гордой бедности.


© 2010-2022