- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок обобщения и систематизации знаний по теме Односоставные предложения
Урок обобщения и систематизации знаний по теме Односоставные предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зайцева З.А. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
(УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ЗАЙЦЕВА З.А.
Предмет: Русский язык и литература. Русский язык
Место урока в системе уроков: урок обобщения и систематизации знаний обучающихся
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме « Односоставные предложения»
Продолжительность урока: 90 минут
Учебная группа: 1д (специальность Дошкольное образование) Наполняемость группы: 29
Программа: рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, 2015
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: повторение и обобщение изученных сведений об односоставных предложениях
Формируемые УУД:
-
личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач);
-
регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция);
-
познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).
Домашнее задание к уроку:
-
Составить кластер «Односоставные предложения» (задание выполняется на листе формата А-4).
-
Составить связное высказывание на тему «Что я знаю об односоставных предложениях» (устно).
-
Составить план §45, с. 291 учебника «Антонова Е.С. Русский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.-384с.»
-
Составить связное высказывание на тему «Выразительные средства односоставных предложений» (индивидуальное задание)
Учебные материалы: Антонова Е.С. Русский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.-384с.
Оборудование: учебник русского языка, мультимедиапроектор, перфокарты, карточки-задания, тесты.
Используемые методы: активные методы обучения:
-
упражнения;
-
метод организованных стратегий:
-стратегия использования информации;
-стратегия оценочных суждений;
-стратегия принятия решения.
Используемая технология: технология встречных усилий как мозаика урока.
Форма контроля: «метод композиций» (заполнение бланка протокола ответов);
-устный опрос; ,
-письменный опрос;
-технология тестового контроля.
Ход урока
I.Организационный момент
Слово преподавателя об уроке, о важности обобщения знаний об односоставных предложениях, о способах применения их в собственной речи. речи.
Цель этапа: настроить обучающихся на восприятие материала урока
II.Выработка стратегии проведения урока
Уважаемые студенты! Сегодня мы должны повторить и обобщить сведения по теме « Односоставные предложения». Необходимо вам показать на уроке свои умения находить односоставные предложения в тексте, определять их вид, применять в собственной речи, а также поговорим о сфере употребления этих предложений.
Оцениваем все виды своей работы на уроке. У вас у каждого имеется «Лист учета знаний по теме « Односоставные предложения». По мере выполнения устных и письменных заданий вы сами будете выставлять оценки. Мне бы хотелось, чтобы результатами вы были довольны, вот тогда и урок наш достигнет цели.
Цель этапа: мотивировать обучающихся на применение знаний и умений по теме
III. Словарно-орфографическая работа
(3 студента у доски одновременно записывают под диктовку преподавателя слова - термины, которые мы использовали для характеристики предложения по строению его грамматической основы, остальные - в тетрадях).
Односоставное, определенно - личное, неопределенно-личное, безличное, обобщенно-личное, назывное.
(Слайд со словами - терминами, самопроверка правописания, выставление оценок)
IV. Повторение пройденного материала
Карточка №1
1-й студент. Составить кластер по теме « Односоставные предложения»
(На доске)
Карточка №2
2-й студент. Составить устное связное высказывание на тему
«Что я знаю об односоставных предложениях?» используя для этого кластер, составленный дома, привести по 1 примеру на каждый вид односоставных предложений. (На доске)
Карточка №3
3-й студент. Работа с таблицей. Заполнить таблицу. (На доске)
Таблица
-
Форма сказуемого
Вид предложений
Примеры
1-е л.ед.ч.
3-е л.ед.ч.
2-е л.ед.ч.
3-е л.мн.ч.
2-е л.мн.ч.
1-е л.мн.ч.
Карточка №4
4-й студент. 1. На основе анализа предложений рассказать
о всех случаях постановки тире.
2. Рассказать о неполных предложениях.
Карточка №5
5-й студент. Работа с перфокартой.
1. Укажи номера предложений, являющихся безличными.
2.Расскажи о безличных предложениях.
Карточка №6
6-й студент. Работа с перфокартой.
Укажи цифрами двусоставные предложения.
Карточка №7
7-й студент. «Украсить ёлочку»
В конверте имеются 10 предложений.
Нужно листочками, на которых написаны предложения, «украсить ёлочку»: прикрепить на магниты. (На доске)
Карточка №8
8-й студент. «Ромашка». Отрывая «лепестки» с записанными на них односоставными предложениями, студент читает их и определяет вид.
9-й студент. Рассказать по плану параграфа §45 учебника
(домашнее задание) о назывных предложениях.
Привести примеры.
Карточка №10
10-й студент. 1 .Синтаксический разбор предложения.
К осени в лесничестве начали строить плотину для (не) большой гидростанции.
2. Определить способ связи слов в словосочетаниях: строить плотину, (не) большой гидростанции
3. Устно выполнить синтаксический разбор словосочетания строить плотину
Карточка №11
11-й студент. Выразительные средства односоставных
предложений. (См. приложение)
Задание группе
-Пока студенты выполняют задания, мы с вами поработаем со стихотворением Булата Окуджавы.
Слайд. Совесть, Благородство и Достоинство-
Вот оно, святое наше воинство!
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь,
Лик его высок и удивлен.
Посвяти ему свой кратный век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь, как человек.
-Выразительно прочитайте, объясните смысл.
-Почему некоторые слова записаны с большой буквы?
- Сколько предложений в стихотворении?
- Найдите основы, определите вид предложений.
-Определите роль односоставных предложений.
Проверка заданий,
выполненных студентами.
Оценка
Оценка
Оценка
Оценка
Оценка
Оценка
Оценка
Оценка
Оценка
Оценка
Кластер по теме « Односоставные предложения». (Остальные студенты сдают на проверку листы с составленным дома кластером).
-
Связное высказывание «Что я знаю об односоставных предложениях?»
Рецензия (Перед ответом напоминаю функции докладчика и рецензента). (См. приложение)
3.Связное высказывание « Выразительные средства односоставных предложений». (Индивидуальное задание).
4.Перфокарты №1, №2 проверяет преподаватель.
5.Проверка заполнения таблицы.
6.Постановка тире. Неполные предложения.
Рецензия.
7. По плану §45 рассказ о назывных предложениях.
Рецензия.
8.«Украшение елочки»
Проверяем так: студент называет вид односоставного предложения, читает 2 предложения этого вида.
Если правильно - молчок, а неправильно - хлопок.
9.«Ромашка»
10. Синтаксический разбор предложения.
-Шутке-минутка.
Устная синтаксическая зарядка.
-Определите виды предложений.
Кто чем сверкает.
Двусоставное
Двусоставные
неполные
Сверкает яркий луч росой.
Карась - боками гладкими.
Мудрец - умом,
Лицо - красой,
А трус - босыми пятками.
(О. Дриз)
-Знаки препинания?
(Тире).
Выставление 11 оценок +3 оценки за рецензии. Оценки будут выставлены всем студентам за кластер.
V. Диагностическая проверка понимания темы «Односоставные предложения»
-
1. Диктант с буквенными обозначениями
-
Мне приходилось ночевать в стогах в октябре.
-
С концерта возвращались поздно.
-
В деревне было пусто.
-
Пассажиров просят пройти к самолету.
-
Родную русскую березу в обиду больше не дадим.
-
Пока живешь, до тех пор и учишься.
-
Смотрю в простор необозримый и журавлям машу рукой.
2
3
4
5
6
7
н/л
б/л
н/л
о/л
об/л
о/л
-Поменяйтесь тетрадями, сверьтесь со слайдом, поставьте оценки.
Взаимопроверка
Выставление
оценок в лист
учета знании
«5» -без ошибок
«4» -1 ошибка, «3» -2 ошибки
«2» - >2 ошибок
-
2.Задание с элементами программирования
-Я задаю вам программу, каждое задание обозначается римской цифрой, для анализа даю 4 предложения, которые нумеруются арабскими цифрами, вы должны записать номер программы и правильный ответ, обозначив арабской цифрой.
-
Найдите определенно-личные предложения.
-
Шагайте смелее, ребята, к свету и любите правду всей душой.
-
К вечеру открывают окно.
-
На собрании говорили о чести рабочего человека.
-
Гляжу на голубые волны и слушаю их шум.
-
Найдите неопределенно-личные предложения.
-
Нам посоветовали переночевать в деревне.
-
Свою ведь землю по-настоящему поймешь на чужбине.
-
Этот комбинат строили в годы послевоенных пятилеток.
-
Посмотри, милый друг, на сады, на широкие нивы.
-
Найдите безличные предложения
-
Нам дороги эти позабыть нельзя.
-
Ночь. Тишина.
-
Не стоит делать опрометчивые выводы.
4. Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.
-Проверяем
На слайде:
Самопроверка
I. 1,4
«5» -нет ошибок
II. 1,3
«4»-1 ошибка
III. 1,3,4.
«3» -2ошибки
«2»-3 ошибки и >
Выставление оценок в « Лист учета знаний»
-
3.Самостоятельная работа
Виды
Вид
Способ
Примеры
предложений
Подлежащее
Сказуемое
сказуемого
выражения
1 .Принесли почту.
н/л
+
пгс
пр. вр., мн.ч.
2.Город прекрасен.
3.Цыплят по
осени
считают.
4.Идем по лесу.
5.Не было дождя.
6. Первый морозец.
Слайд. Самопроверка.
Выставляются оценки в «Лист учёта знаний»
Фамилия
Учебная группа
Дата
4. Заполнение бланка протокола ответов
Наименование задания
Ответы на задания
Односоставные предложения делятся на ...
Форма сказуемого в определённо - личном предложении выражена ...
Способы выражения сказуемого в безличных предложениях
Основным признаком неполных предложений являются ...
Неполные предложения широко употребляются в ... и используются
Неопределённо - личные предложения часто употребляются в...
( Бланк протокола ответов выдаётся каждому студенту).
5. А теперь давайте проведём языковую разминку
«Сеанс одновременной игры».
Студент, который считает, что знает весь материал по теме, играет «против» всей группы. Вопрос по теме - так сказать, «шахматный ход» - может задать любой, но лишь в том случае, если знает на него ответ.
6.Тест по теме «Односоставные предложения»
(I и II вариант)
Слайд.Самопроверка. Оценки в «Лист учёта знаний»
VI. Рефлексия
Алгоритм самоанализа и самооценки для студентов:
А. 1. На уроке по теме «Односоставные предложения»
-
узнал
-
понял
-
научился
-
Лучше всего на уроке у меня получалось ...
-
Основные трудности были ...
-
У меня произошли изменения:
-
в знаниях по предмету ...;
-
в умении осознавать себя ...;
-
Сам себе желаю ...
Б. - Я получил знания по ...
-
Мой самый большой успех - это ...
-
У меня теперь получается - это ...
-
У меня осталась трудность в ...
VII. Вариативное домашнее задание
-
Выписать из стихотворений различных авторов по 2 примера на каждый тип односоставных предложений.
-
Написать мини - зарисовку «Гляжу в окно».