- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Использование мини-текстов на уроках русского языка
Использование мини-текстов на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дамбаа А.С. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование мини-текстов на уроках русского языка.
На уроках русского языка учитель старается, чтобы речь детей стала разнообразнее, ярче, правильнее. И называется эта работа развитием речи. Такие уроки учат школьников эффективному и успешному общению. В итоге их речь становится богаче, развивается и обогащается словарь, грамматический и интонационный строй детской речи.
Всему в жизни надо учиться, правильному литературному языку - тоже. Владение языком - важнейшее средство формирования личности, поэтому излишне доказывать, насколько актуально это сегодня.
Каждый учитель занимается развитием речи учащихся. Однако словесник решает эту задачу на качественно ином уровне: он занимается развитием речи контролируемой и делает это целенаправленно, систематически. Стимулировать развитие речевых умений, способствовать саморазвитию учащихся, помогут тексты малой формы.
Для мини-диктанта на запятые при деепричастиях и деепричастных оборотах (а это приходится повторять и в 9-м классе) можно использовать следующий текст:
Выбегая из трамвая, я увидел вертолет. В наших лужах утопая, он тихонько полз вперед. Я, решив помочь пилоту, подбегаю к вертолету и, толкая вертолет, вместе с ним ползу вперед. А пилот сидит, зевая, и не хочет мне помочь! Все на свете проклиная, я тогда помчался прочь.
Главная цель мини-изложения (сочинения) - привлечь внимание к тому, как это сказано.
Когда рассвело, я отправился в соседнюю деревню за парным молоком. Идя по лесной тропинке, я встретил знакомого ежика. Он, увидев меня, вежливо поздоровался (смех) и пригласил в гости. Я обещал как-нибудь зайти. Когда я вернулся домой, сестренка уже встала. Я передал ей приглашение. Но она, не поверив мне, назвала меня фантазером. Я предложил Насте пойти в лес со мной в любое время, когда она захочет.
Дальше ребята продолжают текст сами. Разумеется, так, чтобы там были предложения с союзом когда, деепричастия и деепричастные обороты. Кроме того, я требую, чтобы были подчеркнуты союзы когда и обведены запятые перед и после этих придаточных. Тогда хорошо работает зрительная память, и постановка запятых в этом случае скоро становится автоматическим навыком.
Работа с текстом-миниатюрой А. Приставкина «Муравей».
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации, определение читательской компетентности детей.
Муравей
Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.
По тропинке шел человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидал муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!»
И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше. (69 слов.)
Беседа: «Учимся читать подтекст».
- Вчитайтесь внимательно в миниатюру «Муравей». О чём в ней говорится?
- Какие чувства вы испытывали, когда читали текст?
- Как вы думаете, что отражает название миниатюры? (Тему или основную мысль)
- Сравните эти тексты (про белочку и про муравья).
- Что объединяет эти произведения? Чем они различаются?
- О чём рассуждает автор? Какое настроение передаёт каждая из них. Задумайтесь над содержанием ваших высказываний: в этих словах заключена основная мысль текстов.
- Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?
- Как бы вы поступили, если бы заметили в лесу муравья с ягодой?
- Как, по-вашему, автор относится к поступку человека?
- Выражено ли оно прямо, открыто в рассказе?
- Что вы можете сказать о человеке, который способен «увидеть» и «услышать» многое в природе и выразить свои чувства, своё отношение к этому? (Автор- человек очень наблюдательный, любит природу, познаёт её, радуется каждому общению с ней).
- Какие бы вопросы вы задали автору?
- Каким вы представляете муравья? Нарисуйте словесную картину.
- Рассмотрите рисунок. Как изображён главный герой миниатюры?
Предупреждение фактических ошибок
- Какие виды ошибок вы знаете? (Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, фактические).
- Из данных ниже слов и выражений выберите те, которые точнее передают время и действия муравья и помогают раскрытию основной мысли:
Бежал катил весь день большую
Шёл нёс с утра до вечера тяжёлую
Нёсся тащил долго
на закате солнца
Итак, подведём итог:
Глагол тащил несёт в контексте миниатюры смысловую нагрузку и поэтому употреблён автором дважды. Неверно заменять его глаголами шёл, бежал.
Неправильно было бы опускать определение тяжёлую к существительному ягоду и заменять его определением большую.
Неверно вместо слов весь день тащил и на закате солнца оказался писать вскоре муравей оказался.
- Какие слова и выражения текста помогают читателю понять точку зрения писателя, его отношения к событиям?
Напишите подробное изложение. Выразите своё отношение к поступку человека. (Дети выражают своё отношение к поступку человека, аргументируя свою точку зрения. Ученики обращаются за доказательствами к исходному тексту изложения, толкуют, интерпретируют его на уровне фактуальной его информативности и своего жизненного и читательского опыта.
Данный текст может предложен учащимся для перевода на родной язык (в национальных классах).
Необходимы мини-тексты и при работе с орфограммами. Например, правило о правописании о и е после шипящих у существительных. Выполнили положенные упражнения. Класс получает задание подобрать слова на это правило, но так, чтобы они рифмовались со словом сучок. Выполняем все вместе. У нас получается: сучок - волчок - значок - дурачок. А к слову волчонок - зайчонок, бельчонок, девчонка, ручонка. Затем пишем мини-диктант:
Бежала собачонка,
за ней бегом девчонка.
В ручонке у девчонки
был остренький сучок.
Увидели речонку,
и тут же собачонка
в речонку от девчонки - скок!
Следовательно, миниатюры учащихся эффективны в учебном процессе. Во-первых, со стороны учителя, так как: 1) на их творческой основе осуществляется продуктивное общение с учащимися; 2) эти высказывания позволяют в большей степени, чем другие высказывания, осуществлять индивидуальный подход к детям и выявлять способности учеников. Во-вторых, со стороны школьников, так как: 1) с их помощью реализуется природная потребность подростков к творчеству; 2) они воспринимаются учащимися с большим интересом и азартом в силу малого объема и естественности, свободы высказывания; 3) они могут быть быстрым, живым откликом на события личной, школьной и общественной жизни, явлений культуры, природы; 4) создавая творческие работы, учащиеся осваивают и родной язык, и мир, высказывают свой взгляд на реальную действительность, познают и себя как личность. Красиво и точно об этом сказала М.И. Айгер.
Пиши скорей, не медли, слышишь,
Весь мир, весь путь, весь опыт свой,
Пойми, ведь то, что ты напишешь,
Не может написать другой.