Урок русского языка «Анализ текста и написание сочинения-реценции»

"Тема: Анализ текста и написание сочинения-реценции. (по материалам ЕГЭ на примере текста В. Ганичева о Федоре Федоровиче Ушакове). "Цель: совершенствовать умения учащихся работы с текстом: определять тему, основную мысль, идейный замысел автора, определять роль художественных средств, композиции, аргументировать авторскую и собственную позицию, логически, последовательно излагать свои мысли. "Предварительное домашнее задание по тексту: определить роль художественных средств, композиции, пробле...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в девятом классе.

Тема: Анализ текста и написание сочинения-реценции. (по материалам ЕГЭ на примере текста В. Ганичева о Федоре Федоровиче Ушакове).

Цель: совершенствовать умения учащихся работы с текстом: определять тему, основную мысль, идейный замысел автора, определять роль художественных средств, композиции, аргументировать авторскую и собственную позицию, логически, последовательно излагать свои мысли.

Предварительное домашнее задание по тексту: определить роль художественных средств, композиции, проблемы, тему, основную мысль. Ответить на вопрос: забыто ли имя Ф.Ф. Ушакова в наше время?

Работа с текстом.

  • О ком говорится в тексте? (О Ф.Ф. Ушакове)

  • Что говорится о нем?

(Незаслуженно был всеми забыт и доживал свой век на Тамбовщине. Одержал великие победы, открыл новые законы морского боя, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей, создал не одну непобедимую эскадру.)

- Помощь учащимся в освоении приемов логического разворачивания
основной мысли.

Обращаем внимание учащихся на доводы, используемые автором, значимой части.

Работа со вторым абзацем текста.

- Как можно сформулировать основную мысль текста?

(Общество должно по достоинству оценивать заслуги великих людей при жизни).

- Какие синонимы использует автор, характеризуя Ф.Ф.Ушакова?
(Талант, гений, пророк).

Работа с третьим абзацем текста.

  • Как современники оценили заслуги полководца? (О нем забыли все...)

  • Какие проблемы ставит автор перед читателем? (Взаимоотношение личности и общества; оценка современников заслуг великих людей перед Отечеством; проблема памяти, зависти, несправедливого отношения к гениям).

- Какие языковые средства обеспечивают связность текста и
определяют степень яркости авторской позиции?

- Работа с микротемами.

(В первом абзаце эпитеты и глаголы помогают понять душевное состояние старого человека. Риторические вопросы служат связующим звеном в тексте - повествовании, помогают читателю понять несовместимость положения опального флотоводца с его боевыми заслугами (второй абзац)).

В третьем абзаце прием антитезы усиливает у читателя осознание несправедливого отношения ко всеми забытому адмиралу.

Глаголы четвертого абзаца: «не замечают», «не хотят», «с раздражением говорят», служат характеристикой завистливых современников.

Воспоминания великого флотоводца о далеких походах и сражениях вызывают у читателя высокое эмоциональное напряжение и желание защитить, отогреть его душу, как это делает в тексте ветер.

- Какова особенность композиции?

(С помощью расположения материала автор привлекает и удерживает внимание к основной мысли текста.)

Работа с аргументами, связанными с основной мыслью текста. (Примеры из других источников. Учащиеся рассказывают о судьбе гениев, незаслуженно наказанных за выдающиеся заслуги перед Родиной).

- Каково отношение к великому флотоводцу Ф.Ф.Ушакову в наше
время?

(Рассказ учителя о паломнической поездке в Санаксарский мужской монастырь.)

Работа над сочинением-рецензией. (Вступительная часть, основная, заключение).

Сочинение.

Часто великие люди, прославившие Отечество славными делами, оказываются одинокими и всеми забытыми. Одиночество является как бы платой современников гениям за их заслуги.

Почему Ф.Ф.Ушаков через десять лет после его отставки был забыт «и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ»?

Важные проблемы затрагивает автор в своем тексте.

Это проблемы взаимоотношения личности и общества, исторической памяти, одиночества.

В. Ганичев обращает внимание читателей на несправедливое отношение современников к талантливым людям на примере судьбы русского флотоводца Ф.Ф.Ушакова.

Риторические вопросы, используемые автором в своем повествовании, приглашают читателя к размышлению: о чем может думать опальный адмирал на берегу реки Мокши? Конечно, о былых сражениях.

Обилие глаголов (сидел, трепетали, садились, расслаблял, вглядывался), слово-состояние «душно», эпитеты «старый», «предосенний», «потертые», «слезящимися» помогают понять душевную боль старого флотоводца.

И только две стихии, слитые воедино олицетворениями «ладошки волн», ветер, пытающийся «закутать», «запеленать», согревают душу одинокого адмирала.

Общество должно по достоинству оценивать гениев при жизни, бережно хранить память о них в веках - это является основной мыслью текста.


Великий полководец, одержавший в сорока баталиях блестящие победы, доживал свой век одинокий и больной…

К великому сожалению, это участь гениев в России. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, А.И. Солженицин, академик Сахаров, авиаконструктор Туполев, полководец Г. Жуков и многие другие деятели также разделили участь изгнанников за свои выдающиеся заслуги перед Отечеством.

Честно и мужественно переживал несправедливое осуждение завистников и Ф.Ф. Ушаков.

Но самый справедливый судья исторических судеб - время. Проходят годы… и некогда осужденные, опороченные занимают достойное место в благодарной памяти потомков.

Ф.Ф. Ушаков причислен к лику святых, его мощи покоятся в Санаксарском мужском монастыре - одной из святынь России. Моряки Кронштадта принимают там присягу. Военные всего мира приезжают поклониться великому флотоводцу и попросить его святых молитв.

Прославленных флотоводцев награждают орденами и медалями имени Ушакова, а атомный крейсер «Ф.Ф. Ушаков» бороздит моря и океаны, охраняя мир и покой России.


© 2010-2022